Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Групповая динамика

 

Групповая динамика может быть представлена как совокупность групповых действий и интеракций, которые являются результатом взаимоотношений, деятельности и влияний членов группы. Она представляет собой развитие или движение группы во времени (А. А. Осипова).

Групповая динамика имеет такие компоненты, как стадии и фазы развития, цель, структура группы и лидерство в ней, групповые роли, сплоченность группы, ее нормы.
Выделяют несколько стадий (С. С. Харин).

Первая стадия называется инкаутер социальных масок. Инкаутер означает встречу человека с самим собой, со своими собственными переживаниями, с другим человеком лицом к лицу. На начальных стадиях тренинга участник вступает во взаимодействие с членами группы на некоторой дистанции, поверхностно, на уровне светского разговора. Формальное общение заставляет каждого представлять себя другим с помощью той или иной социальной роли, которая дает ему возможность уйти от личностного самораскрытия и самовыражения. Однако уже на первой стадии можно наблюдать ингрупповое поведение, выражающееся в так называемом «мы-подходе».

Вторая стадия характеризуется поиском каждым участником собственных путей для выражения эмоциональной открытости. Чаще всего это проявляется в рефлексии прошлых переживаний «там и тогда» и переходе к актуализации личностно значимого материала «здесь и теперь» через выражение негативных чувств.

Третья стадия характеризуется активизацией непосредственного выражения чувств, возникших от взаимодействия с членами группы. Это стадия обратной связи, которая начинает появляться благодаря тому, что высказывания участников относительно себя и других становятся личностно направленными и отражают истинный характер отношений.

Четвертая стадия — доверия и эмпатии. Участники понимают, принимают, поощряют, поднимают значимость друг друга. Здесь происходит ломка тех социальных масок психологической защиты, которые были выдвинуты на первых стадиях, участники проявляют неудовлетворение действиями членов группы, прячущихся за ними. Ломка внешних фасадов означает, что группа стремится организовать такое общение, которое бы способствовало личностным изменениям.

Пятая стадия может быть названа стадией встречи истинных «Я». Происходит полное самораскрытие личности, общение становится более естественным, контактным, члены группы как бы работают на одной волне.

Исследователи проблем групповой динамики делают вывод о том, что групповой процесс начинается со стадии зависимого и исследующего поведения и через разрушение внутригрупповых конфликтов приходит к сплоченности и эффективному решению проблем (К. Рудестам). При этом происходят изменения в системе взаимодействия между участниками: от стремления к включению в ситуацию, к чувству принадлежности к группе и желанию устанавливать контакты с другими членами группы, к соперничеству и борьбе за лидерство, а от них к выраженной привязанности, показателем которой является тесная эмоциональная связь между участниками. В групповой динамике различаются также три уровня (Р. Ко-чюнас): отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика, межличностное взаимодействие, ситуация и динамика группы как целого.

В соответствии с уровнями и стадиями групповой динамики выделяют фазы, которые являются очень важным ее показателем. Учет их особенностей дает возможность ведущему справиться с неблагоприятными проявлениями, скоординировать работу с группой в целом и с каждым участником в отдельности.

Первая фаза — неуверенности (ориентации и зависимости) (С. С. Харин, А. А. Осипова). Основным показателем этой фазы является проявление лабилизации. Участники страшатся предстоящей работы, беспокойны, встревожены. Чтобы снизить напряжение, члены группы пытаются задавать ведущему много вопросов, стремятся получить как можно больше инструкций, советов относительно предстоящей деятельности, заполнить время обсуждением незначительных проблем, не касающихся пребывания их «здесь и теперь». Происходит несовпадение ожиданий участника и поведения ведущего. Описанная фаза является составной частью первой стадии групповой динамики, поэтому ее называют фазой светского разговора или фасадного общения. Во время протекания этой фазы участники часто отказываются от личностного самовыражения.

Вторая фаза — активизации (конфликта и протеста). Дискомфорт, напряжение первой стадии требуют выхода. Группа как бы ищет виновного за несбывшиеся надежды, ведь участники, идя на тренинг, ждали руководства, помощи. Кроме этого, достаточно сильно действует на группу стереотип традиционного обучения, при котором им выдают советы, что делать, как себя вести. А на тренинге вместо этого они видят мнимое бездействие ведущего и проецируют на него свое разочарование и нередко агрессию.

Третья фаза — структурирования группы (развитие связей и сотрудничества). Это рабочее состояние группы. Участники берут как норму взаимоотношений сотрудничество, активность и ответственность. Открытость выражения чувств, снижение количества конфликтов, снятие «масок», предоставление каждому участнику средств защиты — все это характеристики данной фазы.

Четвертая фаза — целенаправленной деятельности на основе высокой сплоченности группы. Благодаря созданным условиям психологической безопасности и атмосферы доверия группа выступает как единая система.
Группа проходит свои жизненные циклы, но не всегда участники реально осознают последовательность группового развития, как и необязательным является прохождение группой всех фаз развития. Часто ведущим приходится стимулировать групповые процессы использованием разнообразных методических приемов.

Групповая динамика нередко определяется целями группы, которые ставятся исходя из всей системы работы с участниками тренинга и конкретизируются в задачах занятия. Цели объемны и чаще всего связаны с ростом самосознания и самоисследования участников. С развитием группы, с приобретением ее членами группового опыта работы первоначальные цели могут модифицироваться, видоизменяться. Например, совершенствование отношений прослеживается на нескольких этапах групповой динамики и одновременно реализуется с помощью различных методов, которые применяет ведущий, наблюдая отношения между участниками тренинга.

Цели тренинга реализуют люди, которые являются структурным основанием группы. Различают формальную структуру, которая базируется на нормативных отношениях между ведущим и участниками, и неформальную, ее основу составляют межличностные интересы членов группы.

На структуру группы значительное влияние оказывают роли, которые берут на себя участники тренинга. Под ролью понимается* круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном контексте (К. Рудестам). Гибкость ролевой тактики является одним из условий работы в группе, так как по ходу межличностного взаимодействия участникам приходится брать на себя роли, отличные от тех, которые они имеют вне группы. Групповые роли стереоти-пизированы. В самом названии роли, например «козел отпущения», «ищущий внимания», «соблазнитель», определяется поведенческий набор действий, которые соответственно реализуют две функции поведения: решения задач и оказания поддержки. Они нужны для успешного существования группы. Так, например, чтобы мобилизовать группу на эффективное решение проблемы, нужно выдвигать предложения, принимать решения — это может сделать участник, взявший на себя конкретную роль, содержанием которой будет соответствующий поведенческий набор. Для того чтобы оказать поддержку, поведение должно быть дружеским, понимающим. Чем более гибкими будут участники в своих ролях, тем быстрее и успешнее произойдет достижение цели. Роли членов группы некоторым образом сбалансированы. «Инициирующий», т. е. предлагающий новые идеи и способы решения проблемы; «разрабатывающий» — осуществляющий некоторую генерацию всех имеющихся идей для решения проблемы; «координирующий» — объединяющий действия всех по решению проблемы; «оценивающий-критикующий», т. е. сравнивающий предложения участников с имеющимся стандартом; «побуждающий к действию» — подталкивающий группу к принятию решения — все эти роли связаны с решением групповой задачи.

А роли, связанные с групповой поддержкой, такие, как «поощряющий», т. е. демонстрирующий понимание чужих идей и мнений; «гармонирующий» — выступающий посредником при возникновении разногласий в решении проблемы или в межличностных отношениях; «охраняющий и выполняющий», т. е. регулирующий процесс общения за счет поддержки и поощрения других; «устанавливающий стандарты» — применяющий стандарты для оценки качества группового процесса; «пассивно следующий», т. е. выступающий слушателем в групповых дискуссиях, послушно следующий за общим мнением, и, наконец, «идущий на компромисс», направлены на гармонизацию межличностных отношений.

Значение ролей как для групповой динамики, так и для самого участника состоит еще и в том, что увеличение их репертуара позволяет ему апробировать и безболезненно внедрить в свою социальную практику новые роли, расширяющие его функциональные возможности.

В связи с «ролевой нишей» (И. В. Вачков), которую стремится занять каждый участник, встает вопрос о лидерстве в группе. В любом тренинге, помимо руководителя, являющегося официальным лидером, появляются так называемые неформальные лидеры - это активные члены группы, которые пытаются оказать влияние на других, преследуя две цели: реализацию либо целей группы, либо личных целей участников.

Существует описание трех видов лидеров (А. А. Осипова): лидер по способности к руководству — это спокойный, интеллигентный, самоотверженный человек; лидер по популярности — общительный, веселый, сердечный; «черная овца» — это непривлекательный, равнодушный человек. Лидерство отдельных членов группы порождает пассивность со стороны некоторых участников. Они отказываются от личностной автономии и позволяют другим принимать за себя решения.
С точки зрения развития группового процесса проблема лидерства должна быть решена и является очень важным моментом стратегии организации проведения тренинга.

Для любого группового процесса характерны три составляющие, характеризующие динамику взаимоотношений членов группы. Первая составляющая — это податливость, выраженная в том, что каждый из участников так или иначе попадает под влияние как ведущего, так и других членов группы. Вторая — это идентификация, заключающаяся в стремлении участников к установлению желательных взаимоотношений в группе. Третья — это присвоение, проявляющееся в суммировании каждым участником группового опыта.

Эти процессы становятся эффективными при наличии групповой сплоченности, которая в самом общем плане представляет собой устойчивые межличностные взаимодействия между участниками, которые побуждают их оставаться в группе. Сплоченность — это своеобразное коллективное выражение личной принадлежности к группе в силу ее привлекательности для участников. Эти параметры, раскрывающие понятие сплоченности, выражаются в удовлетворенности работой группы, в атмосфере теплоты, доверительности, искренности, эмпатии.

Групповая сплоченность — это и цель, и условие успешности групповой работы (И. В. Вачков).

Среди факторов, влияющих на проявления групповой сплоченности, выделяют совпадение интересов, взглядов, ценностных ориентиров; гомогенность состава группы; атмосферу безопасности; интересную совместную деятельность; пример ведущего как члена группы и как руководителя; появление как объекта группы-соперницы, в борьбе с которой сплачиваются участники; наличие условий для выражения людьми своих негативных эмоций.

Сплоченность группы представляет собой определенный процесс, развертывание которого начинает происходить еще до начала ее работы. Разработана модель сплоченности группы, которая подтверждает правильность данного утверждения (Р. Кочюнас). Для ее возникновения нужны следующие условия:

1. Связанные с организацией группы — правильный отбор участников, эффективная подготовка их к работе в группе.

2. Связанные с ранним периодом жизни группы — решение конфликтов, создание конструктивных групповых норм, уменьшение защитного поведения.

 

3. Связанные со способами работы в группе — оказание поддержки и забота друг о друге, слушание и эмпатия, самораскрытие и реагирование друг на друга.
Групповая сплоченность развивается на протяжении всей жизни группы и по-разному проявляется.
Подводя итог, следует отмстить, что все компоненты групповой динамики должны быть учтены ведущим при выборе методов и организационных форм работы на тренинговом занятии.
Контрольные вопросы для самопроверки

1. Прочитайте определение понятия «групповая динамика». Предложите свою интерпретацию этого понятия.

2. Сколько стадий групповой динамики можно выделить? Найдите соответствие между стадией, уровнем и фазами групповой динамики.

3. Какие изменения происходят во взаимоотношениях между членами группы в процессе групповой динамики?

4. Дайте краткую характеристику каждой из фаз групповой динамики.

5. Как влияют цели на групповую динамику?

6. В чем значение ролевой позиции участников? Проанализируйте себя: какую роль предпочитаете вы использовать на трснинговых занятиях чаще всего? Почему?

7. Почему требует разрешения проблема лидерства?

Литература:

1. Берн Э.Люди, которые играют в игры, и игры, в которые играют люди. М, 1998.

2. Большаков В. Ю.Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб., 1996.

3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999.

4. Вачков И. В.Групповые методы в работе школьного психолога. 2-е изд., доп. М.: Ось-89, 2006.

5. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М.: Эксмо, 2007.

6. Венщикова И. А.Технология организации и ведения бизнес-тренинга: Методическое пособие. СПб.: Речь, 2006.

7. Витакер Д. С.Группы как инструмент психологической помощи/ Пер. с англ. В. П. Чурсина. М., 2000.

8. Грецов А. Г.Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2005.

9. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2004.

10. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2004.

11. Завьялова Ж. Путь тренера. СПб.: Речь, 2002.

12. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.

ский менталитет и практика бизнеса. М.: Альпина паблишер, 2003.

13. Кларин М.Корпоративный тренинг: от А до Я. М.: Дело, 2000.

14. Кобзева В. В., Баранова Г. В. Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга. М.: Добрая книга, 2006.

15. Кочюнас Р.Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический проект, 2000.

16. Макшанов С. И. Психология тренинга. СПб.: Академический проект, 1997.

17. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю.Психогимнастика в тренинге: каталог. СПб., 1993.

18. Марасанов Г. И.Социально-психологический тренинг. М.: Совер шенство, 1998.

19. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие — М.: Просвещение, 2003. — 304 c.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чорноземи південні важкосуглинкові | Благодарности. Серия о Чарли Дэвидсон, книга 8,5




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.