Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие есть заданное значение термина, которое позволяет ясно понимать термин, отличать его от сходных по смыслу и использовать в логических операциях.






Понятие содержит три группы признаков: первая группа признаков характеризует вид, вторая — характеризует род, к кο тο ρ ο му относится понятие, третья — выделяет отличие от других понятий, соположенных с данным понятием.

Так, чтобы доказать или опровергнуть положение ο том, что человек смертен, мы должны (1) иметь понятие ο человеке как ο тварном, обладающем разумной душой, телесном, действующем существе; (2) иметь понятие ο смерти как ο прекращении телесной деятельности и разрушении организма; (3) иметь понятие ο других живых существах как тварных, обладающих телами и способных к деятельности. Признаки, на основании которых мы конструируем понятие человека, должны иметь конечный состав и быть (1) совместимыми; (2) существенными, то есть свойственными постоянной природе человека; (3) необходимыми и достаточными для отличения человека от любых других существ; кроме того, (4) эти признаки должны частично входить в те понятия смерти и животного, с которыми связывается понятие человека.

Но рассуждение будет бессодержательным, если в понятие человека не войдут такие существенные отличительные признаки (свойства), как обладание душой, ибо в этом случае ничего нового ο человеке мы утверждать не сможем и создадим ο нем аналитическое суждение, то есть такое, в субъекте и предикате которого будут содержаться одни и те же признаки. Например, суждение все тела протяженны является аналитическим, потому что само понятие тела предполагает протяженность.

Понятия поэтому конструируются таким образом, чтобы при операциях сними можно было получить новое знание, так называемые синтетические суждения, вкоторых признаки, общие для ряда сополагаемых понятий (телесность, жизнедеятельность), связываются спризнаками, характеризующими то понятие, которое является предметом нашего интереса (наличие разумной души).

Материал мысли, который мы вкладываем в понятие, обычно выходит за пределы конкретного рассуждения, но предполагает разнообразное применение понятия, обеспечивающее накопление знания ο предмете мысли.

Это значит, что понятие абстрактно (так как при его конструировании мыотвлекаемся от многочисленных признаков, которые могут мыслиться впредмете, но несущественны для рассуждений) и познавательно (так как содержит потенциальную связь между составляющими его признаками, которая, раскрываясь и конкретизируясь впроцессе познания, открывает новые проблемы).

 

Содержание и объем понятия.

Назначение понятия состоит в том, что оно обобщает и концентрирует в себе понимание связей между явлениями действительности и их смыслом. Понятия объективны, поскольку они описывают существующие в действительности или возможные предметы. Обычно, называя понятие, мы можем указать предметы, которые подходят под него, например, под понятие металла подходят железо, алюминий, магний, цинк и т. д., обладающие общими свойствами и различающиеся между собой конкретными признаками.

Но не всякое понятие предполагает класс предметов, которые подходили бы под него. Например, понятию “Свод законов Российской Федерации, ” которое никак нельзя считать бессмысленным, не соответствует никакой реальный объект.

Под содержанием понятия понимается совокупность свойств и отношений, мыслимых в понятии.

Например, содержание понятия “человек” тварное существо, обладающее разумной душой и телом; содержание понятия “Свод законов Российской Федерации” совокупность взаимо-согласованных законов Российской Федерации, являющаяся единственным источником права в пределах ее территории.

Но существуют понятия, ο содержании которых можно говорить лишь в условном смысле. Например, понятие “индоевропейские языки, ” то есть языки, произошедшие от общего языка-предка, который называется индоевропейским праязыком, не имеет содержания, поскольку сущность как индоевропейских языков, так и праязыка, от которого они произошли, не может быть определена в отношении к понятию “язык человека” как вида к роду. Аналогичным образом обстоит дело с биологическим понятием “вид, ” с понятием предмета науки психологии и многими другими, в особенности научными, понятиями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.