Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рациональная История драматических и Лирических Поэтов






 

Выше мы уже показали, что до Гомера прошло три века Поэтов: во-первых - век Поэтов-Теологов, когда сами Герои были поэтами и когда они пели Мифы, истинные и строгие; во-вторых - век Героических Поэтов, которые изменили и исказили Мифы; в-третьих - век Гомера, который получил Мифы измененными и искаженными. Теперь та же самая Метафизическая Критика, направленная на Историю самой темной Древности (иными словами - объяснение идей, естественно порождаемых древнейшими Нациями), может нам прояснить и сделать различимой Историю Драматических и Лирических Поэтов, о чем слишком темно и неясно писали Филологи. Последние, например, помещают среди Лириков Ариона из Метимны578, древнейшего поэта Героических Времен; они говорят, будто Арион изобрел Дифирамб, а вместе с тем и Хор, будто он ввел Сатиров, поющих стихи, и будто дифирамб был хор, исполнявший во время хоровода стихи, восхвалявшие Вакха. Филологи говорят, что во времена Лирики процветали знаменитые Трагики; а Диоген Лаэртский утверждает, что первая Трагедия была представлена одним Хором. Филологи говорят, что Эсхил был первым Трагическим Поэтом, а Павсаний рассказывает, что он от Вакха получил приказание писать трагедию. Обратное тому Гораций повествует в том месте " Ars poetica", где он говорит о Трагедии, начиная с Сатиры, что Феспис первый ввел Сатиру на повозках во время сбора винограда, что позднее появился Софокл, которого Полемон называет " Гомером Трагиков", и что, в конце концов, завершил Трагедию Еврипид, которого Аристотель называет τ ρ α γ ι χ ώ τ α τ ο ς 579. Филологи говорят также, что в пределах того же самого века появился Аристофан, изобретатель Древней Комедии, открывший путь для Новой Комедии, т. е. тот путь, которым впоследствии шел Менандр (одна из комедий Аристофана, озаглавленная " Облака", погубила Сократа). Кроме того, одни Филологи помещают Гиппократа во времена Трагиков, другие - во времена Лириков. Но Софокл и Еврипид жили несколько раньше времен Законов XII Таблиц, а Лирики появились много позже: это как будто значительно переворачивает ту Хронологию, которая помещает Гиппократа во времена Семи Мудрецов Греции.

 

Для решения этой трудности нужно признать, что в Греции было два вида Трагических Поэтов и два вида Лирических Поэтов т. е. в каждом из этих видов один — древний, другой — новый. Древние Лирики, несомненно, первоначально были Авторами Гимнов, восхваляющих Богов, например таких Гимнов, которые приписываются Орфею и сплетены из Героических стихов. Потом появились такие Лирические Поэты, как Ахилл, воспевающие на лире хвалы умершим Героям их также пели в героических стихах. Совершенно так же у Латинян первыми Поэтами были Создатели Салийских Стихов (т. е. тех Гимнов, которые пели в праздники Богов жрецы, называвшиеся Салии - может быть, от salire, " прыгать", как и у Греков из танцев во время хоровода возник первый хор); отрывки этих стихов, самый древний дошедший до нас памятник Латинского Языка, имеют вид героических стихов, как мы отметили выше. И все это соответствует нашим Основаниям, согласно которым возникает культура Наций: в первые, т. е. религиозные времена восхвалять надлежало только Богов (во времена последнего варварства вернулся тот же религиозный обычай: Священники, единственные в то время грамотные люди, не сочиняли иных Поэм, кроме священных Гимнов); позднее, во времена героические, почитать и прославлять надлежало только подвиги Героев, как их воспевал Ахилл. К последнего рода Религиозным Лирикам принадлежал и Арион из Метимны580, который, кроме того, был также и создателем Дифирамба; дифирамб был первым зачатком Трагедии, сплетенной из героических стихов (т. е. первого вида стихов, которые пелись Греками, как было показано выше), а вместе с тем дифирамб Ариона стал и Первой Сатирой, с которой Гораций начинает говорить о Трагедии.

 

Новыми Лириками были Мелики во главе с Пиндаром; они писали в таких стихах, которые на нашем итальянском языке называются arie per musica; этот вид стиха должен был появиться после ямба, т. е. того вида стиха, на котором, как выше было показано, говорили Греки после героического стиха. Таким образом, Пиндар появился во времена пышной доблести Греков, вызывая восхищение на Олимпийских Играх, где пели такие Лирические Поэты; совершенно так же Гораций появился в самые роскошные времена Рима, т. е. при Августе; а на Итальянском Языке Медика появилась во времена наиболее утонченные и нежные.

 

Затем Трагики и Комики прошли следующий путь. Феспис в одной части Греции, а Амфион - в другой во время сбора винограда положили начало Сатире, т. е. Древней Трагедии, с персонажами в виде Сатиров; при тогдашней незрелости и простоте изобрели первую маску тем, что закрывали ступни, голени и ляжки козлиными шкурами (они были под рукой), окрашивали лицо и грудь винным осадком и вооружали лоб рогами (может быть, потому у нас в простонародье сборщиков винограда называют до сих пор cornuti - " рогатые"). В этом смысле, может быть, и справедливо, что Вакх, Бог сбора винограда, приказал Эсхилу сочинять Трагедии; все это соответствовало тем временам, когда Герои говорили про плебеев, что последние - чудовища с двумя естествами, т. е. человеческим и козлиным, как это полностью было показано выше. Итак, весьма правдоподобно предположение, что скорее от такой маски, чем от обычая давать победителю в такого рода стихах награду в виде козла, по-гречески τ ρ ά γ ο ς (о чем размышляет Гораций, не делая из этого потом никакого употребления, хотя и называет этот подарок низким), получила свое название Трагедия, и что она началась с такого Хора Сатиров. А Сатира сохранила то вечное свойство, с каким она зародилась, - говорить грубости и насмешки, так как крестьяне, грубо замаскированные, на повозках, везущих виноград, обладали тогда той же вольностью, как и теперь во время сбора винограда в нашей Счастливой Кампании (ее называли местопребыванием Вакха), - говорить грубости господам. Теперь становится понятным, насколько правы были позднейшие Ученые, вкладывая в миф о Боге Пане философскую мифологию, будто Пан означает Вселенную (раз π ά ν значит " все"), будто нижние части его тела, покрытые шерстью, обозначают землю, ярко-красные грудь и лицо - стихию огня, а рога - солнце и луну. Однако Римляне сохранили историческую мифологию в самом слове satyra: по Фесту, это была еда, составленная из разного рода кушаний; поэтому впоследствии назвали lex per satyram такой закон, который заключал в себе главы разнообразного содержания; также и в Драматической Сатире, о чем сейчас идет речь, по сообщению Горация581 (так как ни от Латинян ни от Греков до нас не дошло ни одной), появились разнообразные персонажи: Боги, Герои, Цари, Ремесленники и Рабы, тогда как та Сатира, которая осталась у Римлян, говорит не о разном, но каждая из них посвящена своей теме. Позднее Эсхил переделал Древнюю Трагедию, т. е. такую Сатиру, в среднюю Трагедию с человеческими масками, перевеся дифирамб Ариона, т. е. хор Сатиров, в хор людей. От средней Трагедии должна была получить начало Древняя Комедия, где выводились значительные Личности, почему ей и подобал Хор. Еще позже появились сначала Софокл, а затем Еврипид, оставившие нам Позднейшую Трагедию. А с Аристофаном кончилась Древняя Комедия из-за скандала, происшедшего с Сократом. Менандр оставил нам Новую Комедию, которая выработала свои Персонажи, частные и вымышленные: раз они были частными, то они могли быть и вымышленными, и именно потому они принимались за истинные, как об этом говорилось выше; поэтому больше уже не должен был выступать Хор, т. е. рассуждающая Публика, рассуждающая притом не о чем-либо ином, но об общественных делах.

 

Таким образом. Сатира была сплетена из героического стиха (такою ее впоследствии сохранили Латиняне), так как героическими стихами говорили первые народы. Потом они стали говорить ямбическим стихом; и потому, естественно, Трагедия была сплетена из ямбического стиха. Комедия также пользовалась ямбом на основании простого наблюдения примера Трагедии, так как уже тогда греческие народы говорили прозой. И, несомненно, ямб подобает Трагедии, так как этот стих возник для того, чтобы дать выход гневу, - это " быстрая стопа", как ее называет Гораций, что было указано в особой Аксиоме582; обычно говорят, что Архилох изобрел ямбический стих, чтобы дать выход своему гневу против Ликамба, который не хотел отдать ему в жены свою дочь, и что Архилох горечью своих стихов довел и дочь и отца до такого отчаяния, что они повесились (в этом предании заключена История Героической Распри из-за Коннубий, когда восставшие Плебеи вешали Благородных с их дочерьми).

 

Здесь выступает следующее чудовище Поэтического Искусства: каким образом один и тот же стих - буйный, стремительный и волнующий - подобает и такой величественной Поэме, как Трагедия (Платон ее ставит выше Эпопеи), и столь тонкой Поэме, как Комедия? И каким образом одна и та же стопа, свойственная, как было сказано, разрешению гнева и ярости, которыми должна разразиться самая жестокая Трагедия, оказывается одинаково прекрасным средством для выражения шуток, игры и любовных нежностей, которые должны придать Комедии всю ее приятность и забавность? Именно эта неопределенность слов - " Лирические" и " Трагические Поэты" - заставляла помещать Гиппократа во времена Семи Мудрецов, тогда как на самом деле его нужно помещать во времена Геродота, ибо он появился в те времена, когда еще в значительной степени говорили при помощи мифов, почему мифами же окрашена и его жизнь; также и Геродот рассказывает свою историю в значительной степени при помощи мифов; но тогда была уже введена не только прозаическая речь, но также и письмо народными буквами, посредством которых Геродот написал свою Историю, а Гиппократ - много Произведений по медицине, как об этом говорилось выше в другом месте.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.