Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Насекомые






 

В 1609 г. была опубликована книга Генриха Хунрата «Амфитеатр вечной мудрости». Элифас Леви говорил, что на страницах этой книги изложены все тайные великие истины магической философии. На одном из рисунков, приведенных в книге, замечательно верно показано, как герметическая наука подвергается нападкам со стороны фанатических невежд – педагогов XVII века. Для того чтобы выразить свое полное презрение к клеветникам, Хунрат изобразил их в виде составных животных, пририсовав одному из них ослиные уши, а второму – хвост. Верхняя часть картины была отведена им для мелких пакостников, которым он придал разные формы. Воздух наполнен странными созданиями: гигантскими стрекозами, крылатыми лягушками, птицами с человеческими головами и другими причудливыми формами, не поддающимися описанию и символизировавшими яд, сплетни, злобу, клевету и другие формы преследования секретной мудрости. Рисунок говорит о том, что нападки эти были бесполезны. Ядовитые насекомые часто использовались как символ смертельной силы человеческого языка.

Все виды насекомых рассматривались как эмблема природных духов и демонов, поскольку те и другие населяют атмосферу. На средневековых рисунках изображаются волшебники, заклинающие духов, обитателей других миров, часто изображаемых в виде составных созданий с частями насекомых. Древние философы придерживались мнения, что чума представляет собой живое существо, но при этом они подразумевали не микробов, а болезнь в целом. Символом ее разрушительного действия было изображение в виде отвратительного создания. Поскольку чума передается по воздуху, птицы и насекомые служили самым подходящим для нее символом,

Благодетельные силы природы символизировались прекрасными симметричными формами, а злонамеренные и противоестественные силы – искаженными и ненормальными фигурами. Дьявол изображался в отвратительном виде или же в обличии презираемых животных. В Средние века было распространено суеверие, что дьявол имеет ноги петуха, а египтяне приписывали Тифону (дьяволу) тело кабана.

 

Из книги X, Редгроува " Ушедшие веры»

МАНТИХОРА

Наиболее примечательным из всех аллегорических созданий была мантихора, которую Ктесий описывает так: тело огненного цвета, по форме подобное телу льва. У нее три пары зубов, человеческие голова и уши, голубые глаза, хвост, который кончается рядом колючек и шипов, как у скорпиона, и голос, трубе подобный. Это синтетическое создание часто и вполне серьезно обсуждалось в средневековых работах по естественной истории, но никто никогда его тем не менее не видел, потому что оно водилось в недоступных безлюдных местах.

Поведение насекомых было предметом тщательного изучения. Так, муравей считался символом трудолюбия и предусмотрительности, поскольку он запасается пищей на зиму и передвигает вещи, во много раз тяжелее себя. Саранча, собирающаяся в тучи, затмевающие солнце, и уничтожающая все зеленое, считается подходящим символом страсти, болезни, ненависти и борьбы, потому что эти эмоции разрушают в душе человека все доброе и опустошают ее. Фольклор разных народов приписывает некоторым насекомым специальное значение, но, пожалуй, наибольшим поклонением и почтением окружены скарабей, царь мира насекомых, скорпион, великий предатель, бабочка, эмблема метаморфозы, и пчела, символ трудолюбия.

Египетский скарабей является одной из наиболее примечательных символических фигур, когда‑ либо постигаемых человеческим умом. Изобретательность жрецов превратила фигуру простого насекомого, интересного своими привычками и формой, в символ силы тела, воскрешения души, вечного и непостижимого творца в его аспекте повелителя солнца. Э. Уоллис‑ Бадж таким образом говорит о поклонении египтян скарабею:

«В древние времена было распространено и такое мнение: будто бы небо представляет собой гигантский луг, по которому ползает огромный жук, толкающий перед собой солнечный диск. Этот жук – бог неба, и аналогия происходит от наблюдения за жуком (Scarabeus sacer): он задними лапами катит шарик, в котором, как думали, находятся его яйца, и египтяне полагали, что бог неба катит шар, в котором находятся его яйца, и что Солнце является его отпрыском. Однако благодаря исследованиям видного энтомолога Ж. Фабра мы теперь знаем, что шарик, который катит жук скарабей, не содержит его яиц, а содержит навоз, служащий пищей для яиц, откладываемых в тщательно приготовленном месте».

 

СКАРАБЕЙ ЕГИПЕТСКИХ ФАРАОНОВ

На брюхо скарабея обычно наносились надписи, где указывалась династия, во время которой скарабей был вырезан. Эти скарабеи иногда использовались в качестве печатей. Скарабеи вырезались из обычного или драгоценного камня. Иногда они делались из глины, обжигались и покрывались глазурью. Большинство небольших скарабеев использовалось в качестве бус. Некоторые из них были столь тверды, что ими можно резать стекло. На показанной выше картине А – вид сверху и сбоку, В – вид снизу, где написано имя Men‑ ka‑ Ra внутри центрального картуша.

Посвященные в египетские мистерии иногда назывались скарабеями, львами или пантерами. Скарабей был эмиссаром Солнца, символизируя свет, истину и возрождение. Каменные скарабеи, называемые скарабеями сердца, размером в три дюйма, клались в сердечную область умершего, после того как сердце вынималось для мумификации и бальзамировалось отдельно. Некоторые полагали, что каменные жуки завертывались в ленты ткани при мумификации тела. В великой книге египетской инициации «Книга мертвых» есть такой отрывок: «И вот, у тебя есть скарабей из зеленого камня, который будет положен на грудь человека и совершит для него “открывание рта”». Похоронные обряды многих народов поразительно похожи на церемонии посвящения в мистериях этих народов.

Ра, бог Солнца, имел три важных аспекта. Как творец вселенной, он символизировался головой скарабея и назывался Хепри, что означало возрождение души и новую жизнь по прошествии жизненного цикла. Саркофаги египетских мумий почти всегда украшались скарабеями. Обычно один из таких жуков, с распростертыми крыльями, изображался на саркофаге прямо над грудью умершего. Обнаружение огромного числа каменных скарабеев говорит о том, что они были любимым украшением у египтян. Поскольку скарабей соотносился с Солнцем, он символизировал божественную часть человеческой природы. То обстоятельство, что его прекрасные крылья скрыты под глянцевитой оболочкой, интерпретируется как сокрытие крылатой души человека под земной оболочкой. Египетские воины носили скарабеев в качестве специального символа плодовитости, силы и храбрости, поскольку древние считали, что все скарабеи были только самцами.

Плутарх заметил, что скарабеи катают свой любопытный навозный шарик задом наперед. Это обстоятельство опять‑ таки является весьма подходящим для символизации Солнца, потому что, согласно представлениям египетских астрономов, солнечный шар катится с запада На восток, хотя кажется, что он движется в противоположном направлении. Египетская аллегория утверждает, что восход солнца подобен раскрыванию крыльев жука, которые простирают свои великолепные цвета по сторонам тела, солнечного шара, и, когда он складывает крылья под свою темную оболочку, наступает ночь. Хепри, аспект Ра с головой скарабея, на изображениях часто пересекает море небес на волшебном корабле солнечная ладья.

Скорпион является одновременно символом мудрости и саморазрушения. Он назывался египтянами проклятым созданием; время года, когда Солнце входило в знак Скорпиона, ознаменовывалось правлением Тифона. При установлении соответствия двенадцати знаков зодиака с двенадцатью апостолами Скорпион соответствовал Иуде Искариоту, предателю.

Скорпион жалит своим хвостом, и по этой причине он назывался клеветником и обманщиком. Калмет в своем «Словаре Библии» говорит, что скорпион подходит в качестве символа злонамеренности и гонения. Говорят, что сухие ветры Египта нагоняются Тифоном, бросающим в песок жару ада и жала скорпионов. Это насекомое было также символом спинного огня, который, согласно египетским мистериям, убивает человека при достижении им его спины (хвост скорпиона). Красная звезда Антарес на спине небесного скорпиона считалась худшим светом во всех небесах. Спутник Марса назывался древними сердием скорпиона, Kalb al Akrab (см. сноску к работе Птолемея «Тетрабиблос»). Говорят, что Антарес портит глаза, вызывает слепоту у рождающегося ребенка, если при его рождении над горизонтом встает эта звезда. Эта аллегория может быть связана и с песчаными штормами, ослепляющими неосторожного путешественника.

Скорпион был также символом мудрости, потому что контролируемый им огонь способен не только излучаться, но и поглощаться. Посвящение в великие мистерии проводилось только в такое время, когда на небе было созвездие Скорпиона. В папирусе Ани (Книга мертвых) больной сравнивает себя, свою душу со скорпионом, говоря: «Я ласточка, я скорпион, дочь Ра!» Элизабет Голдсмит в своем трактате «Сексуальный символизм» утверждает, что скорпионы часто бывали «символом Серкет, египетской богини письменности, а также почитались вавилонянами и ассирийцами как стражи ворот Солнца. Исиду сопровождали семь скорпионов, когда она пустилась в поиски разбросанных Сетом (Тифоном) останков Осириса».

В своей книге «Халдейские взгляды на сотворение мира» Джордж Смит, опираясь на клинописные свидетельства, описывает скитания героя Издубара (Нимрода), которые проливают некоторый свет на стражника бога солнца Скорпиона. Глиняная табличка с клинописью сохранилась не очень хорошо, но значение написанного на ней достаточно ясно: «…те, кто каждый день охраняет поднимающееся солнце. Корона их в небесной вершине, ноги их стоят в аду (спинной столб). Люди‑ скорпионы стоят у ворот, сжигая ужасом, вид их смерти подобен, перед их мощью дрожат леса. Они охраняют солнце и при восходе, и при закате. Издубар видел их, и страх и ужас отразились на его лице».

Боевая машина латинян называлась скорпионом. Она метала стрелы и получила свое название, вероятно, из‑ за длинного пучка травы, привязываемого к хвосту стрелы и напоминавшего хвост скорпиона. Снаряды, которые выбрасывались этой машиной, также назывались скорпионами.

 

СКОРПИОН‑ ТАЛИСМАН

Скорпион часто использовался как талисман и амулет в Средние века, Этот иероглиф Арахниды, по поверью, мог лечить болезни. Скорпион, показанный выше, составлен из нескольких металлов и сделан под влиянием определенных планетарных конфигураций. Парацельс советовал носить его тем, кто страдает болезнями половой системы.

Бабочка (под именем Психеи, прекрасной девушки с крыльями опалового цвета) символизирует человеческую душу и те стадии, которые она проходит для того, чтобы развернуть свои силы для полета. Три этих стадии развития напоминают в значительной мере три степени школы мистерий, где они рассматриваются как завершение развития человека, получающего символические крылья. Обретение этих крыльев позволяет ему парить в небесах. Невозрожденный человек, невежественный и беспомощный, представлен символической стадией между яйцом и личинкой. Человек, ищущий истину и погруженный в размышления, представлен символической стадией между личинкой и куколкой, когда насекомое входит в куколку (гробница мистерий). Третья стадия, от куколки до взрослой особи, откуда выходит совершенная бабочка, символизирует развившуюся просветленную душу инициированного, который поднимается из могилы своей основной природы.

 

ЛИЛИЯ ФРАНЦИИ

Пчела использовалась как символ королевскою происхождения, и вполне возможно, что лилия Франции есть просто обычная пчела, а не цветок. Есть старая греческая легенда о том, что девять муз принимали форму пчел.

Ночной мотылек является символом секретной мудрости, потому что мотыльков трудно увидеть, и они скрыты во тьме (невежество). Некоторые из них представляют эмблему смерти, такие как Acherontid atropos, мотылек с черепом на спине. Стражник смерти, жук, который, по поверью, предупреждает о приближающейся смерти специфическим тикающим звуком, является другим примером насекомых, участвующих в человеческих делах.

Относительно паука существуют различные мнения. Форма делает паука подходящим символом нервного узла в человеческом теле. В некоторых европейских странах убийство паука считается чрезвычайно плохой приметой, вероятно, потому, что он считается эмиссаром дьявола, с которым никто не хочет ссориться. А все ядовитые создания окружены тайной, особенно это касается насекомых. Парацельс учил, что паук обладает великими, но злыми силами, используемыми черными магами в их нечестивых предприятиях.

Фактически у всех народов было распространено поклонение ряду растений, минералов, животных, для которых характерна особая чувствительность к астральному огню – таинственному посреднику природы, с которым научный мир сталкивается через электричество и магнетизм. Магнетит и радий в минеральном мире и различные паразитические растения удивительно восприимчивы к этому космическому электрическому огню, или универсальной жизненной силе. Волшебники Средневековья окружали себя такими созданиями, как летучая мышь, паук, кот, змея, обезьяна, потому что умели использовать жизненные силы этих видов животного мира для достижения собственных целей. Некоторые древние школы мудрости учили, что все ядовитые насекомые и рептилии зародились от дьявольской природы человека, и что если разумное человеческое существо больше не будет взращивать в себе ненависть, тогда и исчезнут лютые животные, отвратительные болезни, ядовитые растения и насекомые.

У американских индейцев есть легенда о человеке‑ пауке, чья паутина связывает небесные миры с землей. Тайные школы Индии полагают, что некоторые боги, которые трудились над созданием вселенной, ткут сеть‑ паутину, связывающую мир света и мир тьмы. Поэтому строители космической системы, связавшие паутиной зародыш вселенной с невидимой силой, называются богами‑ пауками, а их правитель – Великим пауком.

Масонский символ улья напоминает о том, что счастье и процветание могут быть найдены только на пути прилежания и упорной работы. Пчела является символом мудрости; точно так же, как пчела собирает нектар с цветов, так и человек извлекает мудрость из опыта повседневной жизни. Пчелы посвящались богине Венере, и, согласно мистикам, это одна из нескольких форм жизни, попавших на землю с планеты Венера много миллионов лет тому назад. Подобное же происхождение приписывается пшенице и банану. Это объясняет безуспешные попытки проследить происхождение этих трех видов жизни. Тот факт, что пчелами правит царица, является еще одним объяснением того, почему это насекомое считается символом женственности,

В Индии бог Прана – персонификация универсальной жизненной силы – иногда изображается в окружении пчел. Из‑ за своей роли в опылении цветов пчела считается символом порождающей и воспроизводящей силы. Одно время пчела была эмблемой французских королей. Их мантии были разрисованы пчелами, а балдахин над троном был украшен гигантской скульптурой этого насекомого.

Муха символизирует мучителя из‑ за тех страданий, которые она причиняет животным. Халдейский бог Ваал часто именовался Ваал‑ Зебул, или бог обитания. Слово зебуб, или забаб, означает муха, и Ваал‑ Зебул становится Ваалзебуб, или Вельзебуб, или же Вельзевул, что можно вольно перевести и как «муха Юпитера». Часто полагают, что муха обладает божественной силой из‑ за своей способности уничтожать отходы и продукты распада и тем самым продлять здоровье. Свое имя муха могла получить от производимого ею при полете звука, схваченного сочетанием зебуб. Инман верил в то, что Вельзевул, которого евреи насмешливо называли Повелителем Мух, на самом деле означал «Повелитель, который жужжит».

Инмэн в этой связи вспоминает о поющем Мемноне в египетской пустыне, гигантской фигуре с эоловой арфой на голове. Когда дул сильный ветер, эта гигантская статуя вздыхала или жужжала. Евреи изменили имя Ваалзебуб на Вельзевул и сделали из него царя дьявольских сил, интерпретируя слово daemon как демон. Нодеус, защищая Вергилия от обвинений в колдовстве, пытался полностью отрицать свершенные Вергилием чудеса, но произведенные им расследования убеждают в том, что подозрения как раз были оправданы. Среди других странных деяний, свершенных поэтом, было и такое: Вергилий смастерил муху из меди и после таинственной церемонии водрузил ее на ворота Неаполя. В результате в городе в течение восьми лет не было ни одной мухи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.