Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Истина. Заблуждение. Ложь. Обман. Правда. Истина в журналистике






 

Целью познания в любой его форме является истина и освобождение от заблуждения. Заблуждение – это знание, не соответствующее реальности. Заблуждения (в отличие от лжи) возникают непреднамеренно. Их объективными причинами являются историческая ограниченность человеческого опыта и практики, особенности самого процесса познания, связанного с выдвижением гипотез, догадок, предположений. Поэтому истина носит процессуальный характер, она устанавливается в процессе постепенного отказа от неверных гипотез и исторически устаревших взглядов.

Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной.

Абсолютная истина – это гносеологический идеал, который предполагает полное и исчерпывающее знание о реальности, кроме того, абсолютная истина означает ту часть знаний, которая уже не может быть подвергнута сомнению в силу доказанности и многократно повторенного опыта.

Относительная истина – это истина, нуждающаяся в дополнении и углублении, однако она носит объективный характер и исключает заблуждение и ложь. Характеристики относительной истины:

- объективный характер истины предполагает независимость содержания знания от субъекта-носителя этого знания, но при этом форма выражения и способ получения этого знания может иметь субъективные черты

- принцип конкретности истины указывает на зависимость знания от определенных условий и обстоятельств места и времени, в которых находится изучаемый объект, от тех связей и взаимодействий, в которые он вступает.

Проблема критерия истины:

1. Декарт полагал критерием истинных знаний их ясность и отчетливость

2. Фейербах видел его в чувственных данных и опытной проверке

3. Прагматизм формулировал в качестве критерия полезность

4. Конвенционализм - соглашение.

5. Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Процесс проверки знаний в ходе практики имеет исторический динамический характер: практика как критерий истины, с одной стороны, абсолютна, так как в практической деятельности можно получить результат и доказать теоретическое положение, с другой - данный критерий относителен, так как сама практика исторически развивается.

В самом общем смысле под истиной понимают знание, соответствующее своему предмету, адекватно отражающее его. Под истиной следует понимать знания, которые соответствуют действительности. Такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества называется объективной истиной. Проблема истины неразрывно связана с поисками ее критерия. Существуют разные подходы и концепции по этому вопросу. Так, концепция конвенционализма критерии истинности знаний усматривает в наличии условного соглашения между людьми. В философской концепции прагматизма критерий истины усматривается в выгоде, полезности, удобстве.

Заблуждение - это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину

Понятие " заблуждение" схоже по значению с понятием " ложь". Анализ философской литературы показал, что ряд автор ставит понятия " заблуждение" и " ложь" в один ряд и считает их синонимичными.

Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом, который предал забвению методологические замечания Ф. Бэкона о так называемых призраках (идолах) сознания. Кроме того, заблуждения - это своеобразная плата за попытку узнать больше, чем позволяет уровень теоретической мысли и возможности практики, это плата за ситуацию неполной информации. Гносеологическое отношение на уровне недостаточного знания относительно объекта и самого себя неизбежно приводит субъект к заблуждению, ибо он не в состоянии решить проблему сознания, как соотнесения знания о себе и знания об объекте. Нарушение правила сознания обеспечивает субъекту путь к идолу, то есть к заблуждению. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают - правда, односторонне - объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Тут уместно напомнить слова И. В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой пространства и времени.

Что касается заблуждения, то, как показала практика человечества, это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.

Под правдой понимают истину, содержащую нравственную оценку; правдивое -- это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Противоположностью правде является ложь. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление. Правда - это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Но правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины. Правда не столько гносеологический, сколько нравственно-психологический феномен. Соломон, выслушав стороны, участвующие в споре, заявил о том, что каждый из них прав. Прав как носитель своей правды. Правда — это то, во что человек ВЕРИТ. Истина — то, что он ЗНАЕТ.

 

Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точное воспроизведение сведений, почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Право читателя на истину гарантируется в первую очередь сознанием журналистом своей ответственности перед ним и готовность реализовать это чувство в поступках.

Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в мире профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми пишущий может объяснить искажения или умолчания. Тем не менее, подобные нарушения происходят часто. Примеров достаточно много. Начиная с запрета страны публиковать информацию на острые темы (допустим о Чернобыльской трагедии), так же запреты на многие темы в период властвования тоталитарной системы, заканчивая банальной цензурой, которая в свое время была серьезным противником для проникновения некоторой достоверной информации в общество. Еще один способ дезориентировать читателя - это печать законного рекламного и пропагандистского материала. Хотя все профессиональные кодексы принятые сотрудниками PR, требуют от членов этих объединений никоим образом не передавать преднамеренную ложь или искаженную информацию, сотрудники PR прежде всего обязаны заботиться о выгоде своего клиента.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.