Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика культуры Возрождения.






В середине 14 века в Италии начинается Эпоха Возрождения («Ренессанс»). Это переход от средних веков к культуре Нового времени. Культура Возрождения – городская культура, ее развитие напрямую связано с развитием городов. Эпоха – это именно культурно-историческая эпоха наивысшего расцвета. Хронологические рамки в разных странах разные. Италия – середина 14 века, длится несколько веков. В других странах другое время. Англия – последняя четверть 16 века и первая четверть 17. Возрождение носит разный характер. Италия – культура, поэзия, Германия – философия, богословие, идеологический характер, Англия – театр. Формирование новых буржуазных отношений. Экономика и развитие Италии впереди других стран. Формирование нации приходится на ЭВ. Обнаружение античности – задом наперед. Греческие ценности начинают постигаться в ЭВ.

 

Яркие моменты. Формирование нового типа человека. Возрождение – очень трудный период, новые представления. Особый тип личности – титан Возрождения (Энгельс). Много талантов. Люди приходили в титаны из самых низов общества. Рассуждение Энгельса о личностях. Люди, которые создали буржуазное государство, не были буржуазно ограниченными. Многогранность личности.

 

Термин «Возрождение» впервые был употреблен в 1550 – Джорджо Вазари «Жизнеописания знаменитейших живописцев, ваятелей и зодчих» - узаконенный термин. Но слово появляется раньше – сами деятели ЭВ. Чтобы идти вперед надо оглянуться назад. Достичь античного уровня в культуре, надо возродить античные ценности.

 

Средневековье изучало античность выборочно, только то, что подходило к церковной догматике – Вергилий, Платон (выборочно), Аристотель (выборочно). Остальные авторы – в обрывках. ЭВ обратилась к античности. Как к комплексу знаний, даже несколько преувеличивала значение античности. Это первое толкование термина.

 

Второе – библейская мысль, притча о зерне, брошенном в камни. Служение во имя продолжения культурной традиции. Деятели ЭВ по большей части были религиозными, но они разрушали догматику церкви. Начинается церковное движение реформации. Мысль: человек может обратиться к Богу минуя церковь, обращение должно быт искренним. Вера приобретает другое качество. В ЭВ начинают формироваться современные представления о личности, индивидуальности. Средние века – название ЭВ уничижительное. В Средние века происходила подготовка к ЭВ.

 

Раскрепощение личности привело к ренессансному эгоцентризму. Где критерий свободы деятельности человека? Мы наблюдаем сложное и странное явление. Ренессансные гуманисты могли быть инквизиторами. Охота на ведьм. «Молот Ведьм» Лосев «Эстетика Возрождения». Удивительная аморальность. Потеря критерия деятельности приводит к тому, что тема титанической личности выходит в искусстве на первый план. Шекспир «Критерием является делание добра».

 

Ренессансный гуманизм – понятие отлично от современного (гуманное отношение к человеку и животным). Исконно термин происходит от названия гуманитарных наук. Гуманистами называли преподавателей. Оценочного значения не было. Философы, эстеты и т.д. Средневековье тяготело к традициям, ЭВ – антитрадиционализм, ничто не принимается на веру. ЭВ – критицизм, предполагает собственное мнение. ЭВ – индивидуализм, часто перерождается в эгоцентризм. ЭВ – культ античности. Интерес к человеку, природе, месту человека в природе. Вера в неограниченные возможности человека, прежде всего, в познании. Тема Фауста. Разрыва с христианством не было, только с догмами. ЭВ – эстетизм, эстетические отношения к явлениям действительности.

 

Ренессансным гуманистом мог стать любой, но это очень элитарное явление. Большая сумма знаний. За три века в пяти главных европейских странах существовало 5000 гуманистов. Вопрос о том, что вкладывет ЭВ в понятие «Человек». В античности «человек – это животное социальное», для гуманистов «Животное ученое». Человек ценится только в культурных измерениях, только природные свойства, способность к обучению. Человек – тот, кто способен к обучению. Идея культивирования человека. Особое значение имела педагогика. Понятие «республика разума». Особое внимание этому уделяет Эразм Роттердамский.

 

ЭВ принято делить на три этапа. Раннее Возрождение, Высокое возрождение и Позднее Возрождение (кризис).

 

Новый жанр – новелла. Повествование о новых в жизни явлениях. Апофеоз – Боккаччо «Декамерон». Очень мало новелл с трагическим финалом. Чаще всего в новеллах человек побеждает судьбу. На 100 новелл Боккаччо только одна со смертью. Рассказчики ЭВ показывают, как человеческая инициатива побеждает все препятствия.

 

Позднее Возрождение. Попадание в рабство. Человек не венец творения. Шекспир монолог «Человек квинтэссенция праха». Главный жанр в кризис – трагедия. Крушение идей, поиск морального выхода.

 

Билет 7.

1) «Песнь о Нибелунгах».

Написана позднее другого героического эпоса (10е XIII) > героический эпос, но по свойствам близка к рыцарским романам

 

1. автор:

• точно есть, кто составил контаминацию, не просто переписчик – из южной Германии (совр. Австрия)

• это человек придворный < говорит о тонкостях этикета со знанием дела, не понаслышке

 

2. композиция:

• 2 части (граница – ссора двух королев): о сватовстве, о мщении (м.б., долго были отдельны)

• 39 части – авенюры (по событию)

• дошла в 33 списках, 1 – оригинал, опубликован в XIX

 

3. Сюжет восходит к трем слоям:

• первый слой – древнейший – мифологический – изложен в «Эддах»

• второй – V, поражение бургундов от гуннов

• третий слой – современность предлагаемого автора

 

4. черты героического эпоса:

• апсихологичность

• ссора королев – важна иерархия, вассальность

• важен вымысел, красочность, небывалое, а не историческое событие.

• хронология и география не имеют значения

• важна вертикаль ад> мы> рай, важен результат, где окажешься

• жизнь человека бренна, истина в вечности

• образы героев

• хронология и география не имеют значения

 

5. черты рыцарского романа

• герой – рыцарь, королевич знатного рода

• начало («девица… прекрасней и знатнее всех…), герой сразу влюбляется в неё, просто потому, что она существует

• мотивы служения даме, супружеской любви и мести, феодальной чести и верности

• праздники, турниры, охота, битвы, воинская доблесть, сила рыцарей

• развернутое повествование, подробности, описания, эпизоды, переживания героев

 

6. особенности

• «нибелунгова строка», строфы по 4 стиха с парными рифмами

• постоянные повторы, дробное, ритмическое повторение

• ритмика – тоника (по количеству ударений)

•? 10.000 строк, но воспринимается легко

• средневерхний немецкий язык (> до XVI сохранялось много языков)

 

7. общие места:

• герой убивает дракона

• спор братьев

• мотив великанши волшебницы и сватовства к ней

• мотив смертельности любви

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.