Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение всеобщего обязательного начального обучения






 

Окончание гражданской войны и укрепление централизованной государственной власти по всей стране позволило руководству ВКП (б) и правительству РСФСР вплотную заняться решением поставленных Октябрьской революцией задач в условиях мирного времени, и, в частности, задачу осуществления всеобщего начального обучения.

Этому способствовали экономический подъем середины 20-х годов и этого требовали политическая линия коммунистической партии. Ее организационная и пропагандистская деятельность нуждалась в наличии грамотных людей, способных осознать и усвоить новые общественно-политические идеи. От решения этой проблемы зависели успех социалистического строительства, подготовка квалифицированных кадров и их политическое воспитание.

В первые дни революции было ликвидировано старое министерство народного просвещения и созданы Народный Комиссариат по просвещению и Государственная Комиссия по просвещению. Во главе Народного Комиссариата по просвещению Коммунистическая партия и Советское государство поставили видных своих деятелей и ученых - А. В. Луначарского, Н. К. Крупскую, М. Н. Покровского, О. Ю. Шмидта и др.

Постановление Наркомпроса от 15 декабря 1917 года «О передаче Дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению» и принятый 21 января 1918 года Советом Народных Комиссаров декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» полностью и навсегда устранили вмешательство церкви в дела школы.

Советская власть уничтожила сословное деление людей и тем самым открыла двери школ и всех учреждений культуры для всех трудящихся, независимо от социального положения, национальности, вероисповедания и пола.

В целях развития дела народного образования в РСФСР Совет Народных Комиссаров постановил 20 августа 1923 года признать необходимым и немедленно приступить к разработке плана введения всеобщего обучения в десятилетний срок[10]. В этом же году на местах начались подготовительные работы по введению начального всеобуча. В большинстве мест согласно содержанию декрета были образованы специальные сетевые межведомственные комиссии в составе представителей Губернских отделов народного образования, Губстатбюро, Губплана, Губернских рабочее-крестьянских инспекций, которые направляли соответствующие работы[11].

Ответственные работники государственных органов не жалели сил, чтобы осуществить всеобщее начальное обучение. Но возможность обучаться имели местами лишь 20 % детей, а в среднем - 50 %. Поэтому необходимо было построить еще столько же школ. В первой половине 20-х годов Советская власть могла сделать это только отчасти. А.В. Луначарский образно говорил о сети школьного образования, что она во многом продырявлена или состоит из гнилого материала и легко может продырявиться. Ее надо сначала укрепить, а потом говорить о расширении сети. В то же время он заметил: «там, где крестьянство само хочет строить школы, их надо создавать»[12]. Только для ремонта российских школ, по подсчетам Наркомпроса, необходима была сумма в 25 миллионов рублей. И это только для того, чтобы имеющиеся школы привести в мало-мальски приличный вид[13].

В 1921-1923 годах серьезные трудности переживали и национальные школы. Республиканское правительство стремилось оказать им помощь. На них распространялись все законы и распоряжения издаваемые центральными органами власти РСФСР и СССР по Единой трудовой школе. Благодаря постоянной помощи правительства уже в 1923 году сеть школ и контингенты учащихся снова стали расти. Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР помогал создать учебники и организовывал подготовку учителей, а секции и подотделы местных отделов народного образования осуществляли необходимую помощь школами. В течение 10-15 лет после революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках. В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ[14].

Успехи новой экономической политики страны в 1924/25 годах создали предпосылки для разворачивания и укрепления дела народного просвещения, ускорения темпов подготовки всеобуча. В связи с этим Совет Народных Комиссаров РСФСР выдвинул в своей резолюции от 12 июня 1925 года в качестве самой главной и основной среди всех других задач Наркомпроса - укрепление массового образования. Особое внимание при этом должно было уделяться нуждам деревни[15].

ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет от 31 августа 1925 года «О введение в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети» Декрет предписывал считать предельным сроком для введения всеобщего обязательного обучения на всей территории РСФСР 1933/34 учебный год. В первую очередь всеобщее обучение предполагалось провести в тех областях и губерниях, где это было возможно по состоянию местного бюджета и школьной сети, а также плотности населения[16].

Недостаток финансовых средств заставлял центральные и местные партийные и советские органы искать внебюджетные источники ассигнований для школы. Положительную роль в этом сыграли внебюджетные источники финансирования. В 1927 году по всей стране была проведена работа по созданию школьных строительных фондов. СНК РСФСР 10 января 1927 года установил порядок образования местных ссудно-строительных фондов, из которых отпускались средства сельсоветам для постройки школ при условии участия хозяйственных общественных организаций в финансировании 1/3 стоимости строительства[17].

Увеличение бюджетных ассигнований на капитальное строительство, создание на местах школьных ссудно-строительных фондов способствовали росту школьной сети. В результате в 1926 году в Советской России было построено 1691 начальная школа, в 1927 году - 2576 начальных школ[18].

Увеличение численности школ и учащихся в период НЭПа сменяется временным сокращением сети школ в год «Великого перелома», затем вновь резко начинается рост численности школ и учащихся в них.

Осуществление индустриализации и коллективизации сельского хозяйства глубоко протрясли и разрушили основы старого уклада жизни людей. Воинствующее безбожие, разрушение церковных институтов, концентрировавших в себе культурные, просветительские, нравственные ценности и достижения народов все это усилило значение школы не только как органа подготовки будущих квалифицированных кадров трудящихся, но и как самого важного средства воспитания преданных граждан государства.

Школа становилась одним из важнейших центров духовной жизни в большинстве поселений России. Поэтому ЦК ВКП(б) признал необходимым в своем постановлении от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» ввести с 1930/31 года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-9-10 лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/32 учебном году[19].

ВЦИК и СНК РСФСР издали постановления от 10 и 14 августа 1930 года, в которых предлагалось Наркомпросам РСФСР и автономных республик принять меры к укомплектованию существующей сети школ I ступени с таким расчетом, чтобы на одного учителя приходилось не менее 42 человек учащихся. В случае, если в районе нахождения школы не имеется 42 человек учащихся приемного возраста, в школу должны приниматься дети - переростки, причем в случае необходимости в них могут быть образованы особые параллельные группы. В редконаселенных местностях, где открытие нормальных школ I ступени представлялось невозможным, в качестве временной меры местными органами народного образования должна была допускаться организация передвижных краткосрочных школ[20].

В 1937 году введено всеобщее обязательное 7-летнее (неполное среднее) образование в городах. В школах ввели расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной (в пионерских и комсомольских организациях) работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок.

В 1930-е годы были восстановлены вступительные экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинаристским, коллективная ответственность за качество учебы - индивидуальной. В 1934 году Совет народных комиссаров (СНК) вернул ученые степени и звания.

За 1930/31 учебный год количество начальных школ в РСФСР возросло на 10 700, главным образом в сельской местности. Соответственно увеличилось и число учащихся почти на 2, 5 миллиона человек. В 1932 году было построено 984 начальных школ. Это было вызвано некоторым сокращением ассигнований на капитальные вложения, а также ростом на материальную помощь учащихся в связи с переходом к осуществлению обязательного начального обучения.

При этом на ХVI съезде ВКП(б) в июне – июле было указано отставание темпов введения всеобуча в стране, что сдерживало социалистическое строительство в целом. В постановлении ХVI съезда «По отчету Центрального Комитета ВКП(б)» было подчеркнуто, что темпы культурного строительства еще недостаточны. Съезд потребовал их ускорения, признав проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности «...боевой задачей партии в ближайший период» [21].

Относительно интенсивно развивалось начальное образование в национальных районах России. Так, к концу 1921 года в Уфе, столице Башкирии, насчитывалось, по неполным данным, более 70 школ. Большинство из них были маленькими (рассчитанными на 40-50 детей), имели слабую материальную базу. И когда в 1921 году начался голод, многие учебные заведения прекратили свое существование. Постепенно, по мере восстановления экономики страны, улучшилось и положение школ. В 1923 году оставшиеся школы Уфы были укрупнены. В 1923/24 учебном году в городе было 20 начальных школ, в 1937/38 - 26, в 1940/41 - 26[22].

Если говорить о сроках завершения всеобуча, то можно отметить, что в постановлении СНК РСФСР от 21 декабря 1939 года «О состоянии всеобщего обязательного обучения в школах РСФСР» говорилось, что в результате неудовлетворительного руководства работой школ и крайне слабого контроля за выполнением закона о всеобщем обучении со стороны Наркомпроса РСФСР и его местных органов, а также отсутствия должного внимания к вопросам всеобщего обучения со стороны областных (краевых) исполкомов и СНК АССР план всеобщего обучения детей выполнен не полностью[23]. Поэтому Совнарком РСФСР в целях выполнения этого плана предложил Наркомпросу РСФСР и органам местной власти обеспечить вовлечение в начальные школы всех детей, подлежащих обучению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.