Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.5. Психологическая теория деятельности.






Одной из главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Деятельность - это осознанная, целенаправленная активность человека (она может разворачиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов).

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы -совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность - определяет ее цели и задачи.

Цель - это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача - это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото­рой надо достичь; условия - известный компонент постановки задачи; искомое - неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.

Основные виды деятельности будут соответствовать общим потребностям людей, а точнее - тем видам социальной человеческой активности, в которые включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Игра - это особый вид деятельности, результатом которого не становится про­изводство какого-либо материального или идеального продукта. Игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Типы игр:

1. Индивидуальныеигры - род деятельности, когда игрой занят один человек.

2. Групповые игры - род деятельности, когда игрой заняты несколько человек.

3. Предметныеигры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

4. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

5. Ро­левые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.

6. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Смешанные типы игр: предметно - ролевые, сюжетно - ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей среди взрослых. Игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют развивающее значение. У взрослых игра служит средством общения и разрядки.

Г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.