Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменений






Изменения

ЦИВИЛИЗАЦИИ

Материальное

регулирование

Изменения

КУЛЬ ТУРЫ

Идеальное

отражение

Изменения

НАУК И

Активное и рациональное

СУБЪЕКТ

труда, игры, познания,

общения

Жизненная позиция

(активное регулирование)

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Картина мира

(активное отражение)

Изменения

РЕЛ ИГИИ

Реактивное

и интуитивное

ИНДИВИД

Образ жизни

(реактивное

регулирование)

ЛИЧНОСТЬ

Мировоззрение

(реактивное отражение)

Рис. 4. Сопряжение политики как синтеза глобальных изменений и человека как порождения

культуры, религии, науки и цивилизации

Р. Робертсон называет формулу глобализации: глобальная

взаимозависимость

плюс глобальное сознание [162]. Именно со-

знание определяет восприятие глобальных изменений информацион-

ного общества, антропокосмизма, опытов по биотической регуля-

ции, созданию искусственных микробиосфер, материализации

электронно-кибернетической цивилизации, влиянию биополитики,

опытов по автотрофикации, киборгизации, экогеизма, коэволюции

и др. Это восприятие невозможного — возможным, невероятного —

вероятным, недопустимого — допустимым, нереального — реальным.

Суть контекста — политическая борьба, которая великих, но от-

ставших от глобальных изменений делает пигмеями, а ничтожных,

но готовых к изменениям поднимает до божественных высот. Будущее

— смысл контекста глобальных изменений, в которые включена

Россия, но которая не имеет в этих изменениях своего современ-

ного образа.

1. Фактически значение картины мира как системы защиты

сознания человека описал Блез Паскаль: ≪ Только мысль делает че-

ловека великим. Человек познает, что он нищ; он нищ, ибо он

есть, но он велик, ибо познает это. Не в пространстве могу я найти

58 Раздел I

Теория стратегической психологии 2. Системное психологическое описание глобализации 59

свое могущество, а в порядке моего мышления. Я не стал бы могу-

щественнее, если бы обладал странами. В пространстве Вселенная

охватывает и проглатывает меня, как маленькую точку, — в мышле-

нии я охватываю ее≫. Картина мира — результат формирования че-

ловека как индивидуальности, т. е. как человека, самостоятельно фор-

мулирующего свои цели. Строго говоря, это 1) формирование пред-

ставлений об устройстве мира и общества; 2) овладение языком для

описания мира и контакта с ним; 3) накопление в памяти информа-

ции, достаточной для точной самоидентификации в физическом и со-

циальном пространстве; 4) восприятие мира как явления неопас-

ного, понятного, доступного для реконструкции в своих целях.

Специалисты сходятся во мнении, что каждый человек чувствует

опасность, исходящую извне. Мир, который ≪ во зле лежит≫,

пробуждает состояние тревоги. Чтобы действовать в нем, человек

должен прежде всего определить конкретные источники внешней

опасности. Для этого следует знать: 1) что является источником

опасности; 2) чего нельзя делать, чтобы не обратить эту опасность

на себя; 3) что надо делать, чтобы ее преодолеть. Благодаря кар-

тине мира человек получает образ окружающего, в котором все

элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим че-

ловеком так, что каждое его действие является компонентом об-

щей структуры. Но появляется будущее, и с таким трудом создан-

ный образ окружающего уничтожается.

Конечно, картина мира осознается человеком только частич-

но и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание,

а ее наличие и целостность. Человеку скорее кажется, что он име-

ет некоторую упорядоченную систему представлений, чем он име-

ет ее в действительности. Но тем не менее картина мира стоит как

защитный барьер между внешней реальностью и сознанием чело-

века. Картина мира — продукт мышления человека. Считается, что

каждому историческому отрезку времени соответствует своя кар-

тина мира, которая непрерывно изменяется, но никогда не бывает

полной и абсолютно истинной. Неявно глобализации вменяется

в вину грех разрушения и без того хрупкой традиционной карти-

ны мира. Воссоздать инновационную картину мира без внешней

поддержки невозможно. Поэтому сегодня появились тысячи орга-

низаций, которые предлагают гражданам в Интернете свои услуги

по изменению картины мира. Вполне официально на этой ниве

трудятся СМИ, реклама, PR (пиар), современная литература, кино,

избирательные кампании и т. п.

2. Наиболее простой формой защиты человека от страха пе-

ред будущим является образ жизни. Именно ее имел в виду Б. Пас-

каль, когда писал: ≪ Мы не задерживаемся в настоящем. Мы пред-

восхищаем будущее, ведь оно так медленно наступает, — чтобы ус-

корить его приход; и мы кличем прошедшее, чтобы задержать его

уход, — ведь оно так стремительно исчезает. Мы в настоящем, ко-

торое нас тяготит. Мы скрываем его от нашего взора, если оно

нас мучает; а если оно желанно, мы омрачены видом его исчез-

новения. Мы пытаемся сделать настоящее сносным с помощью

будущего и думаем о том, как подчинить то, что не в нашей влас-

ти...≫ [109].

Образ жизни — результат формирования человека как инди-

вида, т. е. человека, самостоятельно переживающего свое состоя-

ние. О существовании образа жизни большинство людей знает на

примере ≪ здорового образа жизни≫, связанного с занятиями спортом,

правильным питанием, режимом труда и отдыха и т. п. В действи-

тельности образ жизни означает прежде всего масштабнейшую борь-

бу между телом и духом, между телесным искушением и духовным

аскетизмом. Именно эта борьба, в частности, устанавливает гра-

ницы допустимого в питании, употреблении алкоголя, сексуальной

жизни, предельных нагрузках на организм, способах лечения —т. е.

регламентирует исполнение функций организма. Глобализация в пер-

вую очередь изменяет образ жизни человека таким образом, ка-

кого никогда не было в истории человечества. Люди поставлены

глобальными изменениями в положение ≪ первопроходцев≫, кото-

рым разрешено недопустимое, нереальное, невозможное, но за-

труднен тот образ жизни, который составлял силу людей и до-

ставлял им радость.

Изменение образа жизни проявляется в том, что массы лю-

дей стали перемещаться в пространстве на расстояния и со ско-

ростями, которые не позволяют правильно понять собственные

ощущения: пространство спрессовалось. Глобальные изменения об-

раза жизни проявились в том, что время потеряло свой смысл:

человек круглосуточно ≪ подключен≫ средствами связи к жизни

и действует по мере внешней необходимости, а не внутренней

потребности. Образ жизни изменила энергетическая роскошь, ко-

торая отняла у человека необходимость достигать результата за

счет собственной, телесной энергии. Образ жизни изменил гло-

бальный информационный поток, который ищет человека, а не

человек ищет его: ему доступны все сведения о мире, но он не

60 Р аз де л I

Т ео ри я с тр ат ег ич ес ко й п си хо ло ги и 2. С ис те мн оеп си хо ло ги че ск оео пи са ни е г ло ба ли за ци и 61

понимает ничего. Почти ничего не надо достигать за счет собственного

духовного могущества и спартанского телесного аскетиз-

ма. Влечение к телесному комфорту взяло верх над стремлением

к высотам духа.

По мнению В. Лебедько, образ жизни —стремление к тому,

чтобы каждое действие, каждая ситуация, любой жизненный вы-

бор были направлены на безупречное следование тем ценностям,

которые открываются ищущему человеку в процессе его прак-

тики. Какие ценности соответствуют глобальным изменениям — не знает практически никто. Образ жизни становится непреодолимой

тайной, где никому не известны нормативы использования

мобильной связи, получения информации по радио и ТВ,

по электронной почте и Интернету. Совершенно неясны поря-

док и размеры употребления пищи и алкоголя, наркотиков, ле-

карств, сняты все ограничения на интерес к сексу, исчезает зна-

чение семьи и неясно, как воспитывать детей: что можно и чего

нельзя. Появился новый образ жизни —сетевой стиль, который

кладет начало полному подсоединению человека к компьютер-

ным сетям.

3. Еще одним способом адаптации к жизни является миро-

воззрение как нравственная форма защиты человека. Ее проис-

хождение лучше всех описал тот же Б. Паскаль: ≪ Перед всемогу-

щим величием природы, гор, морей, бесконечности звездной ночи

к человеку приходит ощущение подавленности. Вечное молчание

бесконечных миров ужасает меня. Я вижу эти страшные пространства

Вселенной, которые меня охватывают. Человек находится меж-

ду двух бесконечностей —бесконечно большим и бесконечно малым

—и в него проникают они обе; видимый мир, в котором мы

живем, есть только маленькая тюремная камера, подвешенная меж-

ду двумя пропастями —бесконечностью и ничто≫.

Строго говоря, мировоззрение —это система взглядов, принципов,

ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отно-

шение к действительности, общее понимание мира, так и позиции,

программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззре-

ния являются как отдельный человек, так и социальные/професси-

ональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и клас-

сы, и общество в целом. Мировоззрение —результат формирования

человека как личности, т. е. как человека, самостоятельно отлича-

ющего добро от зла, возможное от невозможного, допустимое от

недопустимого.

Мировоззрение относится к числу самых болезненных явле-

ний, которое сокрушает будущее в лице глобализации. Дело в том,

что мировоззрение функционирует как содержательная система со-

знания, в котором все вопросы относительно внешнего и внут-

реннего бытия субъекта уже получили ответы, где все проблемы

определенным образом уже решены. Кроме того, мировоззрение

включает умение пользоваться этими знаниями для познания и пре-

образования мира, убежденность в истинности их как инструмен-

та деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к ре-

ализации и защите убеждений и идеалов.

Специалисты напоминают, что даже З. Фрейд полагал, что мировоззрение

—это интеллектуальная конструкция, которая едино-

образно решает все проблемы нашего бытия исходя из некоего

высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один

вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес,

занимает свое определенное место. Легко понять, что обладание

таким мировоззрением принадлежит к идеальным желаниям лю-

дей. Полагаясь на него, можно надежно чувствовать себя в жизни,

знать, к чему следует стремиться, как наиболее целесообразно рас-

порядиться своими аффектами и интересами.

Тем не менее у каждого человека его мировоззрение склады-

вается в результате длительной, сложной, часто мучительной ин-

теллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом

Р ис 5. Структура сознания политического человека

Жизненная позиция

=

обра з жи зни .×

карти на мира

Карти на мира

=

Обра з жи зни ./

Мир овоззрение

Мир овоззрение

=

Обра з жи зни 

карти на мира

обра з жи зни

=

мир овоззрение ×

карти на мира

62 Р аз де л I

Т ео ри я с тр ат ег ич ес ко й п си хо ло ги и 2. С ис те мн оеп си хо ло ги че ск оео пи са ни е г ло ба ли за ци и 63

его духовной культуры, сущностью его ≪ Я≫. Мировоззрение всег-

да дает человеку видение всего мира со всеми его загадками и раз-

гадками. Существенно, что в мировоззрение человека входят толь-

ко те знания, которые его убеждают, которые прочувствованы им

как знания истинные; только те знания, которыми человек руководствуется

в своем поведении. Поэтому мировоззрение —это синтез

и высший уровень духовной жизни человека. Об уровне духовного

величия человека достоверно можно судить только по уровню его

мировоззрения, потому что выше мировоззренческих проблем бы-

вают только мировоззренческие проблемы. Человек духовно рас-

тет в меру роста его мировоззрения.

Фактически о глобализации писал В. И. Вернадский, который

предупреждал, что даже научное мировоззрение не есть что-ни-

будь законченное, ясное, готовое; оно достигалось человеком постепенно,

долгим и трудным путем. В разные исторические эпохи

оно было различно. Изучая прошлое человечества, мы всюду ви-

дим начала или отдельные части нашего современного мировоз-

зрения в чуждой нам обстановке и в чуждой нашему сознанию

связи, в концепциях и построениях давно прошедших времен. В те-

чение хода веков можно проследить, как чуждое нам мировоззре-

ние прошлых поколений постепенно менялось и приобретало сов-

ременный вид. Но в течение всей этой вековой, долгой эволюции

мировоззрение оставалось научным.

По З. Фрейду, ≪ мировоззрение, основанное на науке, кроме

утверждения реального внешнего мира, имеет существенные чер-

ты отрицания, как-то: ограничение истиной, отказ от иллюзий.

Кто из наших современников недоволен этим положением вещей,

кто требует для своего успокоения на данный момент большего,

пусть приобретает его (мировоззрение.— А. Ю.), где найдет. Мы на

него не обидимся, не сможем ему помочь, но не станем из-за не-

го менять свой образ мыслей≫. Наиболее острые дискуссии отно-

сительно глобализации неявно связаны с проблемой изменения

мировоззрения —традиционного на инновационное.

4. Кроме картины мира человек всю жизнь строит свою жиз-

ненную позицию как волевую форму психологической защиты. По

словам Б.Паскаля: ≪ Внутренняя борьба разума против страсти де-

лит людей на два класса: одни отказались от страстей и хотят стать

богами; другие отказались от разума и хотят стать животными. Но

ни те, ни другие не могут достичь этого; разум всегда присутствует

и обвиняет ничтожество и несправедливость страстей, и страсти

живы в тех, которые хотели бы от них отказаться≫. Жизненная позиция

—результат овладения человеком своим поведением: он становится

субъектом поведения, т. е. человеком, самостоятельно дости-

гающим поставленных целей. Строго говоря, это: 1) формирование

мышления, позволяющего отличать существенное от несуществен-

ного; 2) развитие своей воли до уровня, делающего поведение че-

ловека произвольным; 3) придание своим аффектам социально одоб-

ряемой, конструктивной формы творчества; 4) усвоение полной со-

вокупности стереотипов и стандартов поведения, достаточной для

защиты от внешнего произвола.

Жизненная позиция стоит за фактом необыкновенной актив-

ности человека, которая проявляется в трудовом преобразовании

планеты. Города, дороги, поля и др.—детище жизненной позиции

масс людей. Жизненная позиция —это отношение человека к спо-

собу получения средств к существованию, а точнее —к труду. Она

является целью государства, и о ней мечтает семья каждого начи-

нающего самостоятельную жизнь человека. Жизненная позиция была

гарантией правильной, честной, уважаемой жизни человека. Именно

жизненная позиция делила общество на две неравные части: пер-

вая считала труд наградой и обязательным условием жизни, вто-

рая явно (воры в законе) или скрыто (завсегдатаи курилок) счита-

ла труд наказанием и всеми доступными методами избегала его.

2.2. П и・ о・ о・ и・ е・ к・ еф・ н・ ц・ ис・ с・ е・ ыг・ о・ а・ и・ а・ и・ и

Функции системы глобализации заключаются в изменении жиз-

ненной философии людей, что при правильном ее понимании ум-

ножает их жизненные силы, а при непонимании сущности глоба-

лизации эти жизненные силы сокращает до самых опасных пре-

делов. Выбор направления определяется политикой, которая как

наука может находить правильное решение проблем глобальных

изменений, а может принимать поспешные и ошибочные, эмоци-

ональные решения. Элементы глобализации: религия, наука, ци-

вилизация, культура —существуют в первую очередь для и за счет

контроля над смыслом жизни масс людей (цивилизация и рели-

гия), над ценностями (культура и религия), над жизненными це-

лями (наука и цивилизация), которые они ставят перед собой,

и в итоге над уровнем жизненной силы этих масс людей (наука

и цивилизация).

 

57. Телекоммуникации и глобализация.

 

Телекоммуникации и глобализация.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.