Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные конвенции и моральная ответственность ученых.




Конвенция (соглашение) – познавательная операция, предполагающая введение норм, правил, символов, языковых и других систем на основе договоренности и соглашения субъектов познания. Конвенция является прямым следствием коммуникативного, диалогического характера познания. Наряду с культурно-историческими, социально-психологическими, лингвистическими аспектами познания, коммуникации выражают социокультурную природу познания. Принятие конвенций и оперирование ими – одно из основных когнитивных следствий коммуникационной природы познания, универсальная процедура познания наряду с репрезентацией и интерпретацией. В методологии науки исследуется объект и субъект познания, предпосылки и основания конвенций, способы их введения в обыденное и научное познание, их искусственность. Особо исследуются конвенции и проблемы истинности знания, явные и неявные конвенции в познании, их зависимость от традиций, системы ценностей, культурно-исторических предпосылок. Общие предпосылки и особенности конвенциальности познания обсуждал Поппер. В отличие от природных законов нормативные соц регуляторы не являются вечными, неизменными, поскольку вводятся людьми с учетом конкретной соц обстановки. Искусственность конвенций заключается не только в том, что они были сознательно сконструированы, но и в том, что люди могут их оценивать и менять, нести за них моральную ответственность. Первым конвенциалистом Поппер считает Протагора, утверждавшего, что все номы созданы человеком, человек – мера всех вещей. Законы экономических процессов и функционирования соц институтов аналогичны законам природы, но их выполнение во многом зависит от установленных норм. В истории философии выделяют два крайних учения о конвенциях: · монизм (конвенция – факт), · Бог ответственен. Особая сфера существования конвенции – язык. Конвенция, по Сепиру, – социальная привычка, культурный стереотип. Сепир говорит о конвенциальной природе языка (молчаливое согласие общества). Благодаря языку концептуальные системы индивида соотносятся с концептуальными системами общества. Конвенции позволяют оформлять знание в виде текстов. Конвенция способствует реализации диалогической формы развития знания. На основе соглашений, которые сохраняют истинность высказывания, закон может стать принципом, при этом сам закон б существовать в прежнем статусе. Проблема конвенций возникает в случае постановки общей теории. Таким образом, конвенции – соглашения больших групп людей, придающие именам-меткам общезначимое содержание, статус имен-слов. Моральная ответственность за введение научных конвенций. Признание факта коммуникативности в науке означает, что процесс открытия, обоснования и принятия нового знания нельзя представлять лишь как субъект-объектное взаимодействие: одним из решающих факторов здесь являются контакты ученых, то есть субъект-субъектное взаимодействие. При этом выясняется, что практически любое научное высказывание всегда в чем-то недоопределено, может вызвать вопросы и возражения: всегда сохраняется возможность регресса теоретической дедукции к ее предельно простым основаниям, а также возможность требовать все новых эмпирических подтверждений или опровержений научной теории. Это особенно часто проявляется в социально-гуманитарном знании, где законы носят статистический характер, а само знание имеет многоуровневую структуру, насыщено философскими обобщениями и ценностными суждениями. В такой ситуации очевидна необходимость консенсуса участников научного общения, без которого дальнейшее развитие познания вряд ли возможно. На другую ситуацию, требующую консенсуса, указал К. Поппер. Она возникает тогда, когда на основе одного эмпирического (фактического) базиса возникает необходимость выбрать среди нескольких конкурирующих теорий один вариант его анализа. Научные конвенции — соглашения ученых — являются одной из форм проявления такого консенсуса, а их введение или исключение — универсальной познавательной процедурой. Конвенции, в том числе и в социально-гуманитарных науках, представляют собой договоренности: - о системе измерения и стандартах описания явлений и процессов; - значении научных терминов; - формах представления результатов исследований; - закреплении научных приоритетов. Конвенциональными по своей природе являются естественные и искусственные языки, а также иные знаковые системы — модели, схемы, правила. Достижение соглашения между учеными базируется не только на сугубо познавательных критериях. Так, например, в ситуации выбора теории, описанной К. Поппером, ни опытная подтверждаемость, ни логическая выводимость не являются главными основаниями выбора: предпочтение отдается той теоретической модели, которая оказалась наиболее эвристичной, продуктивной в научном смысле, дающей новые результаты, а значит, наиболее жизнеспособной. Выбор теории оказывается, по К. Попперу, «практическим действием», а следовательно, до известной степени, социально детерминированным действием.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.