Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности научного познания






Человек с самого момента своего появления на свет стремится познать мир. Делает он это разнообразными путями. Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание. Поговорим о том, чем же оно отличается, например, от ненаучного познания.

Самая первая особенность, которой обладает научное познание – это его объективность. Человек, приверженный к научным взглядам, понимает, что все в мире развивается независимо от того, нравится нам это или нет. Частные мнения и авторитеты ничего с этим поделать не могут. И это замечательно, потому что невозможно себе представить иную ситуацию. Мир бы просто оказался в хаосе и вряд ли смог бы существовать.

Другое отличие научного познания – это направленность его результатов в будущее. Не всегда научные открытия дают сиюминутные плоды. Многие из них подвергаются сомнения и гонениям со стороны личностей, которые не хотят признать объективности явлений. Проходит огромное количество времени, пока истинное научное открытие признается состоявшимся. Длаеко ходить за примерами не надо. Достаточно вспомнить судьбу открытий Коперника и Галилео Галилея относительно тел солнечной Галактики.

Научное и ненаучное познание всегда находились в противоборстве и это определило еще одну особенность научного познания. Оно обязательно проходит такие этапы, как наблюдение, классификация, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных явлений. Другим видам эти этапы не присущи вовсе или же они присутствуют в них разрозненно.

Научное познание и научное знание имеют два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое научное познание заключается в исследовании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и систематизации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспериментов. Эмпирическим способом выявлены, например, закон Шарля о зависимости давления газа и его температуры, закон Гей-Люссака о зависимости объема газа и его температуры, закон Ома о зависимости силы ток от его напряжения и сопротивления.

А теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно. Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Так развивается электронная и генная инженерия. Этот вид познания основан на построении в тесной связи друг с другом принципов, понятий, теоретических схем и логических следствий, вытекающих из исходных утверждений.

Научное познание и научное знание добываются в ходе наблюдений и экспериментов. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что у ученого появляется возможность изолировать изучаемый предмет от внешнего воздействия, окружая его специальными, искусственно созданными условиями. Эксперимент может существовать и в мысленном виде. Это происходит тогда, когда невозможно изучать объект из-за дороговизны и сложности требуемого оборудования. Тут используется научное моделирование, в ход пускается творческое воображение ученого, который выдвигает гипотезы.

Основные черты НП:

1. Основная задача науки – обнаружение объективных законов действительности, прежде всего законов природы и общества. Поэтому наука ориентируется главным образом на исследование общих, существенных свойств предметов. Само понятие науки предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых предметов.

2. Научное знание носит системный характер, т.е. здесь знания логически упорядочены. Знания превращаются в научные только тогда, когда они включаются в систему понятий, в состав теорий.

3. Непосредственной целью и высшей ценностью науки является достижение объективной истины. Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и человечества.

4. Научному знанию присуща строгая доказательность, иначе говоря, это знание должно быть подтверждено фактами и аргументами.

5. Для научного знания характерна опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов научного исследования.

Предметом НЗ являются не единичные феномены, а то всеобщее, что присуще всем без исключения объектам, явлениям, процессам определенного типа, находящихся в сходных условиях; то повторяющееся, стабильное, универсальное, что лежит в основе многообразных феноменов действительности. Разумеется НП занимается и уникальными феноменами. Но и в этом случае ученый погружает событие в контекст и пытается увидеть в нём всеобщее.

НЗ характеризует и фиксирует их самые глубокие сущностные, системообразующие, необходимые стороны.

Элементы НЗ тесно связаны между собой разнообразными отношениями. НЗ организовано в виде определенной согласованной структуры, то есть оно системно.

Научное и ненаучное познание всегда шагают рядом. И хотя они, чаще всего, находятся в противоборстве, нужно сказать о том, что первое невозможно без второго. Нельзя представить себе современную науку без пытливого народного ума, который придумывал мифы, изучал явления в ходе жизненной практики, оставил нашему поколению бесценную копилку народных мудростей, в которых заключен здравый смысл, помогающий нам руководствоваться в жизни. Большая роль в познании мира отводится и предметам искусства. Насколько разнообразна жизнь, настолько многообразны и способы познания ее законов.

 

9. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила):

 

1. Культурная функция. Она связана с влиянием на человека, с формированием мировоззрения личности. Наука приобщает личность к истинным знаниям о природе и обществе.

2. Функция непосредственной производительной силы открыта в XIX в. К. Марксом. Он показал, что в результате промышленной революции XVIII-нач. XIX вв. наука становится производительной силой. До XVIII в. наука не была связана с производством. Наука как производительная сила имеет не только положительное, но и отрицательное последствия, связанные, в частности, с загрязнением окружающей среды.

3. Наука как социальная сила. Данные науки используются для составления масштабных планов экономического и социального развития. Например, наука проявляет себя как социальная сила в решении глобальных проблем современности. Наука, с одной стороны, спровоцировала глобальные проблемы, но, с другой стороны, решить глобальные проблемы можно только с опорой на науку.

4. Функция производства истинного знания. Эта функция является главной среди всех остальных функций. Наука зародилась в ответ на потребность человека в формировании истинного знания в период, когда мифологическое и религиозное знания перестали устраивать человека

1. Мировоззренческая (сюда входит познание мира). Коперниковским переворотом, начавшимся четыре с половиной столетия назад, наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества.
2. Управленческая (зная законы развития мира мы можем управлять собственной деятельностью для получения тех или иных результатов)
3. Культурологическая (наука способна формировать не только отношение человека к природе но, на основе новых знаний о самом человеке, отношения между людьми в обществе)
4. функции науки как непосредственной производительной силы процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. В условиях феодализма натуральное хозяйство продолжало обходиться ручными орудиями и ограничивалась преимущественно индивидуальным искусством и опытом мастеров. С зарождением капитализма, который поставил такие практические проблемы, которые могли быть разрешены уже только научно, с применением механики, математики. Дальнейшее развитие науки обуславливается неуклонно возрастающими потребностями производства и расширению мирового рынка. Взаимосвязь научного и материального производства постоянно углубляются и совершенствуются. Сегодня этот процесс выражается все большей автоматизацией производства вплоть до частичной замены работы человеческого мозга искусственным интеллектом, кибернетическими устройствами, компьютерами. Создание действительного богатства общества менее становиться менее зависимым от рабочего времени и количества затраченного труда, а более от науки и степени развития технологий.
5. ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Кроме того, занятия наукой постепенно становились в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельнести. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества. Наука включается в процессы социального развития. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука? один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.

 

10. Преднаука и развитая наука:

В истории науки обычно выделяют две стадии: возникновения и стадию собственно науки. В свою очередь, стадия возникновения науки включает в себя период донауки и преднауки.

Донаучные знания о мире отражены в мифологии. Характерной особенностью донаучного, мифологического отношения к миру является отсутствие представлений о разделении реального и нереального, объективного и субъективного, подлинного и мнимого – в нем все едино, слитно. В мифологическом сознании предмет сливается с его образом, однако этот образ мог меняться, и, в свою очередь, предмет, его отражающий, также менялся, как бы «оборачивался», претерпевая различные, в том числе и не свойственные ему, трансформации. Отсюда проистекает и еще одна особенность восприятия мира в мифологическом смысле – дубликация миров, способность помимо «видимого» мира «видеть», угадывать и «невидимый мир». Причиной такого восприятия мира являлась опора на чувственную наглядность, на изменчивость, нестабильность чувств, на духовно-личностное отношение к действительности. В нем наличествует непосредственная проекция чувств, переживаний, человеческих страстей на действительность, тождество человека и действительности. Всякое событие в мифологическом сознании представлялось как одухотворенное, а потом символизирующее нечто в отношении к воспринимающему его субъекту, как знак чего-то за ним скрытого и имеющего отношение к субъекту, связанного с ним. Отсюда «угадывание» связи субъекта и действительности по принципу «причина – значение», а не «причина – следствие», как это характерно для научного мышления.

 

Прошло немало времени, прежде чем в рамках мифологического познания мира произошли трансформации, в результате которых сформировалось представление о действительности как о некоем «вещном», «внесубъективном» объекте, самодостаточном и обладающем внутренней организацией. Наметился важнейший для истории науки, да и человечества, сдвиг в восприятии мира как чего-то внеположенного субъекту, а потому и апелляция к его природным, вещественным основаниям, что потребовало умения размышлять о нем, выстраивать конструкции по типу «причина – следствие». Так совершился скачок от чувственно-слитного, антропоморфного и анимаморфного мира психической реальности к миру, в котором субъект и природный, «вещный» мир разделены, и этот, второй, не зависит от первого, а «живет» по собственным законам, познание которых основано на рациональных комплексах и аргументах и ориентировано на объективный мир.

Следующий этап развития донаучного знания определяют как переход от логоса к преднауке. Наиболее ярко этот процесс проявил себя в древневосточных цивилизациях – Египте, Месопотамии, Индии, Китае.

Обнаруженные древневавилонские тексты, богатый археологический и этнографический материал свидетельствуют о том, что восточная цивилизация располагала достаточным объемом знаний в области математики, геометрии, астрономии, медицины. Можно ли в таком случае говорить о том, что там уже была наука? Свидетельствует ли наличие знаний о наличии науки? Общепризнано, что науки как таковой в древневосточных цивилизациях не было. Почему?

Во-первых, главным отличительным признаком науки является опора на теоретические модели, абстрактные объекты, которые затем проходят проверку с помощью эмпирических объектов. Знания же в древних цивилизациях опирались на непосредственную практику, нужды и потребности повседневной жизни. К примеру, возникновение геометрии в Египте связано с необходимостью измерения земли – сезонные разливы Нила меняли границы земельных участков, их формы, что требовало их восстановления. Так возникла практика измерения земельных площадей, определения площади участков с различной геометрической конфигурацией. Египтяне первыми научились вычислять площади таких геометрических фигур, как прямоугольник, треугольник, трапеция, окружность. При этом они вынуждены были отвлекаться от точных границ их ширины, не учитывать неровности, то есть создавать их отвлеченные модели.

Таким образом, эти модели в исходной точке носили эмпирический характер, а в конечной – прикладной, кроме того, такие модели не всегда давали точные результаты. Самое же главное, существенное их свойство в том, что создавались они с опорой на известные эмпирические (наблюдаемые) образы, а не на абстрактные понятия, что и позволяет определять их как преднаучные.

 

Тем не менее, в рамках древневосточных знаний обнаруживаются отдельные случаи, когда исследование начиналось с простейших абстрактных объектов, которым находились эмпирические интерпретации. Нагляднее всего этот момент представлен в математике. К примеру, вавилоняне решали системы уравнений и извлекали корни, египтяне оперировали простейшими натуральными дробями, тем самым совершая «первые шаги по использованию общих абстрактных понятий для образования других конкретных понятий»[18].

В целом же эта стадия в истории науки определяется как переходный период от донаучного к научному познанию, или преднаука. Ее характеризуют следующие черты:

§ Знания в этот период возникали путем индуктивного обобщения непосредственного практического опыта, не имели дедуктивного и доказательного характера и имели целью практическое применение, то есть носили рецептурный характер. Древневосточная наука не являлась самодостаточной деятельностью («наука ради науки», «познание ради познания»), она служила решению прикладных задач.

§ Древневосточная наука не была рациональной в полном смысле этого слова, что объяснялось особенностями социально-политического устройства обществ того периода. Знаниями владели жрецы, представители аристократии, власти, а потому их мнение и авторитет являлись истиной, принимались на веру. Свобода мнения, умение аргументированно, рационально доказывать общезначимые истины не сложились к этому периоду (и не могли сложиться, поскольку в обществе не было к этому предпосылок). Каста жрецов, своего рода интеллектуалов восточных деспотий, превращала знания в предмет поклонения, в таинство. Монополия жрецов на знание, отсутствие демократического духа в обществе обусловили нерациональный, догматический характер древневосточной науки, превратив ее в эзотерическое, сакральное занятие, в священнодействие.

§ Несмотря на огромные успехи древневосточной мысли (древние египтяне и вавилоняне, как упоминалось выше, умели решать уравнения первой и второй степени, определять площади треугольников и четырехугольников, знали и владели формулами объемов пирамиды, конуса, цилиндра), знания, наука в целом не имели систематического характера, древние не владели приемами доказательства. Цель знаний была одна – решать частные, практические задачи по принципу «как поступить в определенной ситуации», они не «поднимались» до общетеоретических обобщений. Кроме того, эти знания были своего рода профессиональной тайной, они не доходили до широких масс простых людей, а потому часто приобретали оттенок магического характера.

Перечисленные особенности и позволяют древневосточные знания рассматривать лишь как переходный период от донауки к науке. В дальнейшем в математике и геометрии древних греков именно этот момент достиг своего развертывания, придав им черты науки. В естествознании же переход к научному изучению природы произошел лишь в XVII веке.

 

11. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки:

Начала теоретической мысли возникают именно в античной культуре и это проявляется в 3 аспектах: 1) формирование объективного знания; 2) освоение идеализированных объектов; 3) появление первых научных программ. Социальные условия античной цивилизации детерминировали (определяли) объективность знания, прежде всего результатами борьбы низших слоев общества за свои права. 1. Все юридические нормы были письменно зафиксированы, что исключало произвол родовой аристократии. 2. Юридические нормы были унифицированы. 3. Была предложена выборность судей. 4. Была предоставлена возможность обжалования приговоров суда. 5. Была позволена состязательность в суде. 6. Родовая аристократия была ущемлена в плане территориального деления полиса или части Греции. 7. Была введена имущественная дифференциация населения в плане сбора налогов и податей. В мировоззренческом плане эти реформы обусловили: 1) уважение к личности, причем ее достоинством считалась не знатность, а уровень культуры и достигнутое положение в обществе; 2) изменилось отношение к закону — он стал носить не божественный, а рациональный характер, т.к. изобретался самими людьми; 3) возникает конкуренция идей, что требует обращения к логике и риторике, чтобы побеждать в спорах; 4) возникает убежденность в относительном характере знаний — никакое знание не является абсолютно истинным, все можно оспорить или предложить альтернативу. На этой базе возникает идея обоснованности знания. Теоретический характер знаний был обусловлен негативным отношением греков к практической деятельности, которая считалась уделом рабов (оперировали с отрицательными и действительными числами). В античной культуре были сформированы 3 научных программы (школы): 1) математическая программа Пифагора: а) обосновали идею числа как первоосновы бытия (все вещи существуют, подражая числам); б) разработали философию числа, приписали каждому числу значение, и на основе нумерологии объясняли сущность вещей; в) разработали идею космоса — это упорядоченная числом Вселенная, которая м.б. рационально осмыслена. 2) корпускулярная теория Левкипа и Демокрита: а) разработали идею атомов, исходя из свойств, которые объясняли бытие: 1) материальность; 2) интелегибельность (умозрительность); 3) вечность; 4) неделимость; 5) подвижность; 6) все разные. б) подошли к формулировке принципа объективности через различение субъективных и объективных свойств вещей; в) разработали идею детерминизма, т.е. всеобщей причинно-следственной зависимости. 3) научная программа Аристотеля — концептуальная (неделимый мир): а) рационально обосновал способ происхождения вещей на основе действия 4-х причин: 1) материальная — это субстрат вещи; 2) формальная — способ организации материи; 3) действующая — это тот, кто соединяет материю и форму; 4) финальная, целевая — то, зачем нужна эта вещь. б) основал метафизику, в которой важнейшим для науки аспектом являлась разработка категориального аппарата. Категории Аристотеля: 1) сущность; 2) качество — мера проявления сущности; 3) количество (размер); 4) пространство; 5) время; 6) отношение (с другими вещами); 7) обладание (определенными признаками); 8) претерпевание, страдание; 9) движение (изменение во времени); 10) покой (все одновременно и покоится). Эти категории легли в основу терминологического языка науки. в) разработал теорию движения времени и пространства: «Развивать в себе сожно только то, что заложено в тебе потенциально». Пространство — это граница объемлющего и объемлемого. По-Аристотелю, нет пустого пространства. Время — это способ бытия пространства, исчисляет вещи на раньше и потом. г) обосновал понятие научного знания. Аристотель считал, что познание проходит 4 этапа: 1) чувственные впечатления; 2) опыт — сумма впечатлений в голове, умение ориентироваться в ней; 3) технэ (искусство) — это знание общего и причин, т.е. это знание о классах объектов; 4) научное знание. Оно характеризуется 3-мя особенностями: 1. оно доказательное; 2. оно объясняющее. Это заключается в том, что: a. фиксируется некий факт; b. раскрытие сущности этого факта; c. нахождение причины этого факта; d. определение условия возможности бытия этого факта. Систематический характер. Знание не разрозненное, а сведенное в одно целое. Также Аристотель разработал канон научного исследования: 1. Постановка проблемы. 2. История вопроса. 3. Рассмотрение аргументов «за» и «против» в отношении своей позиции. 4. Обоснование принятого решения. д) разработал формальную логику как теорию доказательства: 1) разработал понятие логической формы; Все люди смертны. Сократ — человек. → Сократ смертен. 2) разработал теорию понятий, суждений и дедуктивных умозаключений. Понятие — это форма мышления, которая фиксирует наиболее общие и существенные черты ряда однородных объектов. (пример, создание понятия: береза, каштан, пальма: кора, листья, и т.д.). Понятие существует только в голове и является идеальным объектом, его нельзя показать в действительности! Суждение — форма мышления, которая фиксирует наличие или отсутствие взаимосвязи между понятиями, в силу чело оно является истинным или ложным. Умозаключение — форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, связанное с исходным. е) разработал 3 закона формальной логики. ж) разработал правила доказательства и аргументации, а также рекомендации по ведению спора. Вывод: Наука античности характеризуется 3-мя особенностями, которые вытекают из социокультурных особенностей полисной жизни: 1) доказательный характер знаний (формально-логическое знание) — обусловлен принципом «трех и»: Исегория — свобода слова; Исотомия — свобода замещения должностей; Исономия — равенство всех перед законом. 2) оперирование идеальными объектами — связано с негативным отношением к физическому труду и проективному мышлению. 3) прорыв мифологического мышления на основе перехода к логосу и становления философии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.