Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оператор выбораСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лабораторная работа №3. Операторы ветвления и выбора
Цель и порядок работы
Цель работы – изучить операторы, используемые для организации ветвления в программе. Познакомится с логическими выражениями и операциями. Порядок выполнения работы: - ознакомиться с описанием лабораторной работы; - получить задание у преподавателя, согласно своему варианту; - написать программу и отладить ее на ЭВМ; - оформить отчет. Краткая теория Операторы ветвления управляют потоком выполнения программы. Это условный оператор if... else и переключатель switch. Условные операторы позволяют выбрать один из вариантов выполнения действий в зависимости от каких-либо условий. Условие – это логическое выражение, т.е. выражение, результатом которого является логическое значение истина или ложь. Выражение может иметь арифметический тип. Если оно не равно 0, то условие считается истинным. Если равно 0, то условие считается ложным. Оператор ветвления Оператор if выбирает один из двух вариантов последовательности вычислений. Синтаксис условного оператора:
if ( выражение ) оператор_1; Else оператор_2;
Рисунок 3.1 – Блок-схема оператора ветвления
Выражение должно быть скалярным и может иметь арифметический тип или тип указателя. Если оно не равно нулю (или не есть пустой указатель), то условие считается истинным и выполняется оператор_1. В противном случае выполняется оператор_2. В качестве операторов нельзя использовать описания и определения. Если в случае истинности условия необходимо выполнить несколько операторов, их можно заключить в фигурные скобки (т.е. использовать составные операторы и блоки):
if ( x > 0 ) { x = - x; f ( x * 2 ); } Else { int i = 2; x *= i; f ( x ); } Прием заключения нескольких операторов в блок работает везде, где нужно поместить несколько операторов вместо одного. Условный оператор можно расширить для проверки нескольких условий:
if ( x < 0 ) cout < < " Отрицательная величина"; else if ( x > 0 ) cout < < " Положительная величина"; Else cout < < " Ноль";
Конструкций else if может быть несколько. Допускается сокращенная форма условного оператора, в которой отсутствует else и оператор_2.
if ( x > 0 ) x = - x;
Оператор_1 и оператор_2 могут также быть условными. Каждое else соответствует ближайшему if.
Оператор выбора
Хотя любые комбинации условий можно выразить с помощью оператора if, довольно часто запись становится неудобной и запутанной. Оператор выбора switch используется, когда для каждого из нескольких возможных значений выражения нужно выполнить определенные действия. Оператор switch предназначен для организации выбора из множества различных вариантов. Формат оператора следующий:
switch ( переключающее_выражение ) { case константное_выражение_1: операторы_1; case константное_выражение_2: операторы_2; case константное_выражение_n: операторы_n; default: операторы; }
Выражение, следующее за ключевым словом switch в круглых скобках, может быть любым выражением, допустимыми в языке СИ, значение которого должно быть целым. Значение этого выражения является ключевым для выбора из нескольких вариантов. Тело оператора switch состоит из нескольких операторов, помеченных ключевым словом case с последующим константным выражением. Так как константное выражение вычисляется во время трансляции, оно не может содержать переменные или вызовы функций. Обычно в качестве константного выражения используются целые или символьные константы. Все константные выражения в операторе switch должны быть уникальны. Кроме операторов, помеченных ключевым словом case, может быть, но обязательно один, фрагмент, помеченный ключевым словом default. Список операторов может быть пустым, либо содержать один или более операторов. Причем в операторе switch не требуется заключать последовательность операторов в фигурные скобки. Управление передается тому из помеченных с помощью case операторов, для которых значение константного выражения совпадает со значением переключающего выражения. С помощью break осуществляется выход из переключателя. В переключателе могут находиться описания и определения объектов, т.е. составной оператор, входящий в переключатель, может быть блоком.
#include< iostream.h> void main () { int ic; cout < < " \n Введите любую десятичную цифру: "; cin > > ic; cout < < '\n'; switch ( ic ) { case 0: cout < < " ноль"; break; case 1: cout < < " один, "; break; case 2: cout < < " два "; break; case 3: cout < < " три, "; break; case 4: cout < < " четыре"; break; case 5: cout < < " пять, "; break; case 6: case 7: cout < < " шесть или семь, "; break; case 8: case 9: cout < < " восемь или девять."; break; default: cout < < " ОШИБКА! ": } }
|