Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эвдемонизм Аристотеля.






Понятие «эвдемония» в древнегреческой философии описывается целым рядом терминов: блаженство, наслаждение, процветание, удачли­вость, являя собой высшую цель всякой деятельности.

Исторически первый вариант эвдемонизма принадлежит Аристоте­лю. Согласно ему, общей конечной целью деятельности любого человека является блаженство – только к нему стремятся ради него самого. Ари­стотель демонстрирует основные подходы в определении понятия сча­стья, давая им собственную оценку: 1) для многих это удовольствие и наслаждение, но жизнь, растраченная для наслаждений, – рабская жизнь, достойная животного; 2) для других счастье – это почести, успешность в жизни. Однако успех, по большей части, есть нечто внешнее, зависящее от тех, кто его признает; 3) для кого-то счастье состоит в умножении бо­гатства, и это одна из наиболее абсурдных целей, жизнь вопреки приро­де, ибо богатство – средство для чего-то другого, и как цель смысла не имеет. Высшее же благо и счастье, доступное человеку, состоит, с точки зрения Стагирита, в совершенствовании себя как человека, т. е. в актив­ности, отличающей его от всех прочих существ.

Следует оговорить здесь одну важную особенность аристотелевской теории: главным условием эвдемонии является совершенство бытия как такового, а не деятельность отдельного человека – говоря о наслаждении, испытываемом человеком, мы не можем ничего сказать о совершенстве или ценности его деятельности. Ценность самого наслаждения всецело зависит от ценности той деятельности, следствием которой оно является.

Блаженство человека состоит в совершенстве присущей ему, как че­ловеку, деятельности. «Умозрение есть блаженнейшее и наилучшее» – пишет Аристотель, утверждая, что деятельность разума, соответствую­щая своей задаче, есть высшая добродетель. Именно, испытывая себя в мудрости, т. е. совершенствуясь в созерцательной активности, человек способен достичь высшего счастья и прикоснуться к божественному. Интеллектуальная активность, будучи теоретической, не преследует ни­какой другой цели, помимо себя, и наслаждение состоит в интенсифика­ции этой активности, вплоть до самодостаточности. Насколько прости­рается созерцание, настолько простирается и счастье – пишет Аристо­тель.

Блаженство человека как таковое состоит в добродетели. Наряду с добродетельным поведением, здоровье, красота, мудрость, благородное происхождение, согласно Аристотелю, также являются условиями дос­тижения эвдемонии, однако важнейшей составляющей все же является внутренняя годность, достоинство человека. В аристотелевском варианте эвдемонизма, таким образом, блаженство, точнее способность его дос­тижения, заложена в самом человеке, в его умении развивать собствен­ную интеллектуальную деятельность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.