Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гносеология. Основные концепции античной философии.






Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому мы можем назвать эпистемологию (теорию научного познания) подразделением гносеологии, хотя довольно часто в литературе эти две науки отождествляются, что не верно

Дадим определения субъекта и объекта познания, без которых невозможен сам процесс познания.

Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.)

С гносеологической точки зрения можно отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования.

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя

Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.

Выделяют три основные способности познания человека: чувственное познание, рациональное познание и иррациональное познание (интуитивное). Чувственное познание происходит благодаря действию органов чувств человека. Оно осуществляется в трех формах: ощущение - единичный акт чувственного познания; восприятие - совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ; представление - образ ранее воспринятого предмета или образ, порожденный воображением. Современные исследователи полагают, что у человека, кроме физических органов чувств, существуют и их тонкие (астральные) аналоги. У большинства людей они активно не работают, поэтому дополнительные (резервные) способности чувственного познания у них присутствуют только потенциально. Однако наука неоднократно сталкивалась с такими проявлениями резервных возможностей человеческой системы восприятия, как ясновидение, яснослышание, психометрия. Наблюдения свидетельствуют, что количество людей, обладающих подобными возможностями, возрастает. Всякое чувственное познание имеет свои границы и не всегда является достоверным. Существует так называемый обман чувств. Например, часовая стрелка на механических часах кажется неподвижной, Земля - плоской, карандаш в стакане с водой - кривым (эффект преломления). Гносеологические концепции, в которых наибольшее значение в процессе познания придается действию органов чувств, называются сенсуализмом и эмпиризмом (схема). Между ними нет принципиального различия. Сторонники сенсуализма - эпикурейцы, стоики, Ламетри, Гельвеций, Локк, Гоббс, Фейербах и др. СхемаРациональным называется познание с помощью разума (рассудка, интеллекта, мышления, ума). Оно осуществляется в трех формах: понятие - словесный символ, выражающий существенные признаки объекта; простые понятия - человек, стол, камень и т. д.; абстрактные понятия - долг, честь, сознание, корпускулярно-волновой дуализм и т. д.; суждение - совокупность связанных между собой понятий; например: камень тяжелый, птицы летают и т. д.; умозаключение - совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики, когда из одних выводятся другие; например: все птицы летают, орел - птица, значит, он должен летать. В философии существуют различные точки зрения на возможности и достоверность рационального познания. При этом некоторые философы различали рассудок, который считали ограниченным, и разум, которому при- писывались безграничные познавательные возможности (И. Кант, Е.П. Блаватская, Е.И. Рерих). Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается разум, называется рационализмом. Ее сторонники - Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант и др. Иррациональным называется познание, которое осуществляется без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления. Существует множество разновидностей и наименований такого типа познания - инсайт, озарение, сатори, чувствознание и т. д. Однако все они так или иначе связаны с интуицией, т. е. непосредственным, прямым, но не осознанным получением какого-либо знания. Интуиция играет большую роль как в практической, так и в познавательной деятельности человека. Известно, что многие фундаментальные научные открытия были основаны на интуитивных догадках ученых, которые затем переводились в плоскость рациональных понятий и эмпирических фактов науки. Гносеологическая концепция, в которой основой человеческого познания считается интуиция, называется интуитивизмом. Ее самые известные сторонники - А. Бергсон, Н.О. Лосский. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Блаватская признавали ведущую роль или большую значимость интеллекту- альной и духовной интуиции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.