Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 8 Стилистические особенности романского искусства.

Доминантой средн. веков была религия- теоцентризм. Все определяет Бог, а не природа, как в античности. Основа мировоззрения – христианство. «Бог – это творец мира, он один имеет право творить». Отсюда - анонимность искусства. Авторы произведений не указывались. Это объяснялось тем, что Бог творит через руку мастера. И поэтому мир можно только постигать, но не преобразовывать.

Средневековой культуре и искусству присуща символичность. Символизм – еще одна особенность среднвек-го мышления. Все явления мира – знаки божественного присутствия и творения. Постижение смысла божественных символов – основная задача любого- и «светского», и «религиозного» – мыслителя. Главные символы были представлены текстом Библии, христианство сделало страдание основным жизненным ощущением, как позитивный духовный опыт. Мир делится на духовный и материальный, и приоритет всегда остается за духовным. Главная задача искусства – выявить духовное начало. Искусство поясняет библейские сюжеты, божественную сущность, мучеников и святых.

Храмовая архитектура и живопись средневековья каноничны и консервативны. Глав. роль в ром. стиле отводилась крепостной арх-е: монастырским комплексам, церквям, замкам. Осн-ми постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах.

В изобразительном искусстве – мозаика, фреска, икона, скульптура, рельефы, связанные с храмом. Романский стиль распространился в католической Западной Европе в 10-13 вв. Его центрами стали Германия и Франция.

Термин «Романский» происходит от слова «Римский». Его ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон. Стиль получил такое название из-за использования купола и полуциркульных арок, сводов в архитектуре, так же как это делали в Риме.

Основные особенности романского искусства:

/Массивность, от архитектуры и произведений искусства до домашней утвари. /Основной тип храма – базилика /.Фрески покрывали стены и своды храма./ Во фресках и книжной миниатюре доминирует линия и цветовое пятно, плоскостность и отсутствие перспективы/

/Бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев./

Архитектура

Развивается градостроительство. Города обносятся мощной крепостной стеной, и окружаются со всех сторон рвом с водой. На пересечении под прямым углом двух главных улиц находилась площадь, где располагались храм и ратуша. Основным строением в архитектуре был католический храм.

Основные особенности архитектуры:

/ В основании католический крест./Иерархия пространства от менее священного к более священному (по горизонтали), от земного к небесному (по вертикали).

/Огромные размеры, за счет этого толстые стены – опора для куполов и сводов./ Основной материал – камень./Храм-базилика акцентирован башнями (западный фасад) и средокрестием, над которым на сводах сооружалась вместо купола башня./Сводчатые конструкции, полуциркульный свод арок, дверей, окон./Толстые стены, маленькие окна. /Крепостной характер/. Преобладающие цвета: коричневый, красный, зеленый, белый./

Конструктивные особенности храма

Композицию понимали буквально, составл. нового из готовых форм. Нет точного математич. расчета. Толстые стены, узкие окна, башни -- выполняли оборонит. функцию, - позволяло населению укрыться во время войн. Храм мог вместить людей различных сословий. Нефы разграничивали прихожан в соответствии с их положением в обществе. Храм ориентирован по сторонам света. Вытянутая часть храма - символ длинного пути, по нему должен пройти человек в своем совершенствовании, на боковых стенах часто помещали сцены Крестного пути. В некоторых храмах полы в этой части имели рисунок лабиринта, по которому грешники, передвигаясь на коленях, приносили покаяние. Основной неф пересекался поперечным нефом с юга на север. Пересечение их - средокрестие. Это место обозначается шпилем или куполом. За средокрестием находится хор для духовенства. Эта часть - образ рая. Главн. смысл. элементами, находящ. в присветерии, - алтарь и дарохранительница.

Важным элемент - кафедра. Если в храме вел службу епископ, храм назывался кафедральным собором. Так же место для исповеди, - исповедальня или конфессионал. Для обхода хора предусмотрены специальные проходы деамбулатории - эту функцию выполняют боковые нефы. Под хорами, ниже уровня пола находится крипта. Центральный неф шире боковых.В больших соборах до пяти нефов, неф завершается апсидой.В апсиде располаг-ся алтарь или капеллы. Храм ориентирован на восток, имеет форму латинского креста —за счет поперечного нефа — трансепта. Вход в храм всегда располагается с западной стороны, он обозначается двумя башнями — этот комплекс называется вестверком. Первоначально неф перекрывался деревянными балками, освещение было- окна в верхней части стен главн. нефа. дерево было ненадежно из-за пожаров, на смену балкам приходит цилиндрический свод, усиления стен с помощью контрфорсов.

Романская архитектура Германии

первые ром. императорские соборы (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны.

Немецкие храмы выглядели сурово и лишь аркатурные пояски и редкая скульптура украшали их наружные стены. Скульптура, помещалась в ниши.

В Соборе в Вормсе уже прослеживаются готические черты в декоре (стрельчатые окна, декор в виде розы), однако массивные стены и узкие окна выдают романский стиль.

кафедрал. с-р с 4мя башнями и 2мя куполами. Так же «Святых Петра и Павла», позднероманского стиля в Рейнской обл. Наименьший из 3х рейнских с-ов. Стоит на холме. Имеет богатые орнаменты западных хоров, упомянут в " Песне о Нибелунгах".

Собор в Шпайере – один из самых больших соборов романского периода. В основном плане имеет католический крест. Имеет башни и полукруглую апсиду с восточной стороны.

Пристроенны крест-ые своды на нервюрах в боковых и в среднем нефе, применен прием «связанной системы» - каждому звену крестового свода среднего нефа соответствуют два звена боковых сводов. Храм имеет увелич. длину (до 120 м) и мощные башни. Мощные стены, дополнительно укрепленные контрфорсами. Небольшое количество декора —ритмичные, лаконичные аркатурные пояса, декор на порталах —скульптура тимпанов

Собор в Майнце – или С-р свят.Мартина Турского и свят. Стефана — с-р епископа в герм. городе Майнце.— трёхнефная базилика с колоннами.Строит-ство нач. в конце X века, в последующ. века достраивались различные части, имеются элементы готики.

Романская архитектура Франции

Соборы Франции отличались меньшей массивностью, чем немецкие соборы, обилием декора и скульптуры на внешних стенах.

Церковь Петра и Павла в аббатстве Клюни (нач. XII в.) – трехнефная базилика с пятью башнями и полукруглой апсидой, к которой примыкали 5 капелл. Имела высокий стрельчатый свод. Аббатство было обильно украшено скульптурой и декором внутри и снаружи.

Церковь Сент-Мадлен в Везеле (первая треть XII в.) славится своим скульптурным убранством. Скульптура и рельефы покрывают почти весь западный фасад.

В церкви Сен-Лазар в Отене (первая треть XII в.) прослеживаются готические черты – стрельчатые окна, обилие декора и скульптуры.

Собор Нотр-Дам ля Гранд в Пуатье (XI – XII вв.) – это трехнефная базилика с невыраженным поперечным нефом. Собор имеет три башни. Суровость стен скрашивает обилие декора и скульптуры. Почти весь главный фасад украшен рельефами и скульптурой.

Скульптура

Наружные стены романского храма декорировались скульптурой и рельефами, а интерьеры украшались, только фресками. Скульптуры и рельеф располагались на западном, главном фасаде, так же портал и капители в интерьере. Основная тематика -сцены из «Апокалипсиса» и «Страшного суда». Библейские сюжеты смешивались с фольклорными.

Особенности скульптуры:

/внимание к рисунку/, повествовательный характер, /композиция разворачивалась вокруг Христа и Богоматери, / главные герои превосходили всех остальных по размеру, /в рельефах не соблюдение анатомических пропорций, /обобщенность и статичность/

Рельеф западного тимпана церкви Сен-Пьер в Муссаке изображает сцену Апокалипсиса. Здесь хорошо заметно, как тесно переплетены фольклорные сюжеты с библейскими. В центре восседает Христос во Славе, окруженный евангелистами, ангелами и символическими зверями. Плавные линии фигуры Иеремии на косяке западной двери передают печальную красоту.

Рельеф западного тимпана церкви Сен-Лазар в Отене украшен порталом, на котором изображен Страшный суд.- распространенный сюжет и согласно традиции всегда (как в виде скульптуры, так и в виде живописи) располагался на западной стене. В центре находится изображение Христа. Он восседает на троне в ореоле — мандорле. Такая композиция называется — “Христос во славе”. Мандорлу поддерживают четыре ангела.

Живопись

Живописными фресками покрывались внутренние стены и своды храма, так же украшения арх. памятников, - колонны с абстрактными орнаментами, украшения стен с изображениями висящих тканей, повествовательные библейские сюжетам и из жизни святых., преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, они воспринимаются как символы. Мозаика была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей.

Особенности живописи:

назидательность, плоскостность, совмещение нескольких точек зрения, уравновешенные композиции, яркие цвета, в апсиде находилось изображение Христа или Богоматери, ниже Христа и Богоматери изображались ангелы, апостолы и святые, на западной стене располагались сцены Страшного Суда, нижняя часть стены украшалась орнаментом

Цикл фресок Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (нач. XII в.) на библейские сюжеты. повествует, о наивно переданных жизненных наблюдений в изображении эпизодов библейской истории. выражением эмоций, сложные движения и повороты фигур, свободный и легкий ритм рождают впечатление внутренней напряженности и беспокойства.

Книжная миниатюра отлич-ся разнообразием стилей, национал. и регионал. школ. дорогие— парадные кодексы. с золотом.- сложные композиции, теологической мысли. Таковы, миниатюры “Евангелиария герцога Саксонии и Баварии Генриха Льва” (конец XII в.), где схематически представлен христианский взгляд на мироустройство: в центре, в сиянии — мандорле — Христос, по сторонам от него тетраморф — символы евангелистов, символы стихий, пророки, предвещающие явление Спасителя.

Так же скромные экземпляры, для “широк. круга читателей”. - небольшого размера), украшены только трехцветными инициалами без применения золота, в миниатюре 1-2 цвета. так же - кодексы, созданные в монастырях ордена цистерцианцев. Этот орден, был противником роскоши, поэтому как архитектура и книжн. иск. цистерцианцев лаконично, рукописи содержат инициалы, которые отражают повседневную жизнь монахов. В провинциал. школах. - юга Франции и Испании, например Сен-Северский апокалипсис. можно увидеть, четырех всадников Апокалипсиса. -характерны яркие краски, примитивность рисунка и экспрессия. Эти миниатюры сродни изобр. ада на порталах.

Основные черты книжной миниатюры:

господство линии и локального цвета, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции, в манускриптах 10-11в. часто изображали властителей в окружении символов власти, реалистические тенденции в книжной миниатюре в Италии подготовили приход Ренессанса.

 

Теоцентризм — (греч. theos – бог + centrum – центр) – одна из культурных тенденций европейского средневековья, согласно которой бог объявляется центром всего сущего, он творец всех видимых форм.

Мозаика — (фр. mosaique) – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

Фре́ ска (от итал. fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

Ико́ на (ср.-греч. ε ἰ κ ό ν α от др.-греч. ε ἰ κ ώ ν «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории.

Храм – религиозное место богослужения (язычество, ислам, христианство, буддизм и т.д.)

Церковь – христианское религиозное место богослужения.

Собор – главная церковь города, поселения

Тимпан – внутреннее украшение фронтона или портала.

Портал – архитектурно оформленный вход в здание

Фронтон – завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Скульпту́ ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Рельеф (скульптура) — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона.

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Шпиль — вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль увенчивается флагом, резным изображением, флюгером, эмблемой или скульптурой.

Ку́ пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка)— пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.

Пресвите́ рий (пресбитерий, пресвитерия; лат. presbyterium — «место для избранных», от др.-греч. π ρ ε σ β υ τ έ ρ ι ο ν — «собрание священников») — в западноевропейской (прежде всего, католической) церковной архитектуре пространство между нефом и алтарём (аналогом которого в восточных церквях является " престол") в восточной части храма. Название имеет тот смысл, что в пресвитерий могут заходить только пресвитеры (т.е. священники).

Алтарь - На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом.

Дарохрани́ тельница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения.[1] Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях православной, римско-католической и англиканской церквей. В католической практике называется иногда «табернакль»

Конфессиона́ л (лат. sedes confessionalis) — в Римско-католической церкви и в некоторых англиканских церквах, место, отведенное для исповеди.

Деамбулаторий (от лат. deambulo из лат. de «за» и лат. ambulo «ходить», лат. ambio — обходить, ходить кругом чего-либо) — полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры

Кри́ пта (от др.-греч. κ ρ υ π τ ή — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.

Трансе́ пт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют рукава, выступающие за пределы основной части здания.

Вестверк (нем. Westwerk) — монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Вестверки характерны для церквей эпохи Каролингов, Оттонидов и церквей, построенных в романском стиле. Вестверк, как правило, состоит из основной башни и одной или двух примыкающих башен. В вестверке находится главный церковный портал и хоры.

Контрфо́ рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию

Аркату́ ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены[1]. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах.

Нервюра в архитектуре (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода.

Апси́ да (от др.-греч. ἁ ψ ί ς, род. падеж ἁ ψ ῖ δ ο ς — свод), абси́ да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.

Мандо́ рла (от итал. mandorla «миндалина») — в христианском и буддийском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Будды, Христа или Богоматери (реже святых).

Цистерциа́ нцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.

Капелла (от лат. capella уменьшительное от сарра) — тип католического храма. На русский язык часто переводится словом «часовня»

Собор в Вормсе Собор в Майнце

 

Собор в Шпейере Церковь нотр-дам ла гранд де пуатье

 

церковь Сен-Лазар в Отене»Страшный суд»Аббатство Клюни

 

 

Церковь Сент-Мадлен в Везеле (3рис)

 

церковь Сен-Лазар в Отене запад. тимпан церкви Сен-Пьер в Муссаке

«Апокалипсис»

Цикл фресок Сен-Савен сюр Гартан в Пуату

Фрески цикла про Ноя и Всемирный потоп:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Висновки | Задание 2. Microsoft Excel. Ввод, редактирование и форматирование данных




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.