Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель либерального общественного порядка: структура модели, механизм накопления знания, механизм устойчивости.






 

Либеральный порядок по Хайеку - это жизнь, которая устроена вот так: есть индивиды (кстати, это могут быть фирмы, но могут быть просто люди), и у каждого индивида есть его собственная территория. По-английски это private domain. Во-первых, это личность человека, это его здоровье, его репутация, его собственность. Это то, где он хозяин. Дальше есть правила справедливого поведения. Их смысл в том, что в чужой огород нельзя ходить. Что никто не может влезать на чужую территорию, а единственный способ взаимодействия между индивидами – добровольный и на основе взаимности.

Собственные территории могут включать жизнь, здоровье, собственность, репутацию - но также сферы их – индивидов – полномочий. То есть либеральный порядок - это способ организации общественных отношений. И это может изменяться только на основе добровольных договоренностей.

Правила справедливого поведения. Они формулируются исключительно в негативных терминах: чего нельзя делать. Эти правила – они универсальные, они относятся одинаково ко всем индивидам. Если нельзя лазить через забор – то никому нельзя лазить.

как в этой модели происходит развитие? Что означает развитие? Это означает, что происходит обучение, всё время возникают какие-то новые неожиданные положения, люди разбираются - что делать, и в результате они вводят какие-то более тонкие понятия. То, что им казалось одним и тем же, они начинают различать. Иными словами, развитие происходит путем уточнения и изменения границ этих собственных территорий. Например, кто-то кому-то что-то продал. Вот это входило в его собственность, а теперь принадлежит другому. Территории изменились.

Во-вторых, развитие происходит путем уточнения и изменения правил поведения. И поскольку правила поведения универсальны, относятся ко все индивидам, то их обогащение совершенно аналогично открытию законов природы.

Каковы свойства этого либерального порядка? Развитие этого либерального порядка очень похоже на развитие языка.

Индивиды могут свободно распоряжаться своими ресурсами. В том числе они могут реализовывать то, что они придумали, реализовывать инновации.

Либеральный порядок позволяет мысленные, идеальные объекты превращать – перекодировать - в объективно существующие или реальные. Такая техника аналогична изобретению письменности и имеет не менее фундаментальные последствия, она позволяет отчуждать, сохранять и накапливать знание.

Экономика – это не только (а может быть, и не столько) удовлетворение потребностей, а это внешняя память огромного социального информационного механизма.

Суммируя: есть некоторая система отношений и система понятий, в которых строится общественный порядок, который Хайек назвал либеральным. Именно этот порядок порождает науку, любую. Он ее породил, и он ее порождает. И наука, собственно говоря, живет по правилам, которые совпадают с правилами либерального порядка. Вот в этом состояла мысль этого раздела.

Полный текст из лекции Широнина

Знание и наука в модели либерального общественного порядка

Слова «либеральный общественный порядок» написал Хайек. Мне понравилась эта его фотография, и я ее сюда приклеил. На самом деле, конечно, не он все это изобрел. Собственно говоря, он и сам в одной из статей писал, что это уже постфактум описание и анализ того, что реально сложилось - в первую очередь в Англии, начиная с конца 17 века, в результате довольно случайных исторических факторов. Но суть не в этом, суть в том, что, это сначала произошло в жизни, а потом люди начали это анализировать. Люди с, пожалуй, еще более известными именами - это Адам Смит, это еще раньше другие философы 18 века, а первую очередь Локк. Итак, это анализ некоторого реального порядка жизни. Хайек его очень ясно изложил, и я тут начну просто с повторения того, как он это сделал.

Либеральный порядок по Хайеку - это жизнь, которая устроена вот так: есть индивиды (кстати, это могут быть фирмы, но могут быть просто люди), и у каждого индивида есть его собственная территория. По-английски это private domain. Что такое собственная территория? Во-первых, это личность человека, это его здоровье, его репутация, его собственность. Это то, где он хозяин. Дальше есть правила справедливого поведения. Их смысл в том, что в чужой огород нельзя ходить. Что никто не может влезать на чужую территорию, а единственный способ взаимодействия между индивидами – добровольный и на основе взаимности. То есть – если у тебя есть - ты посадил картошку на своем огороде, то ты ее можешь предложить соседу. Если он хочет, он ее возьмет и тебе заплатит деньги. Это всё.

Что важно? Собственные территории могут включать жизнь, здоровье, собственность, репутацию - но также сферы их – индивидов – полномочий. Это может быть на службе: вот ты назначен, чтобы включать и выключать какой-нибудь рубильник, и никто не может, кроме тебя, это делать. То есть либеральный порядок - это способ организации общественных отношений: данный рубильник входит в сферу твоих полномочий (сферу твоей компетенции), а другой не входит. И это может изменяться только на основе добровольных договоренностей: я могу сказать – ну хорошо, если хочешь, ты будешь включать и вот этот, но за это ты мне что-то заплатишь. Вот такая логика отношений.

Теперь что касается правил справедливого поведения, то они формулируются исключительно в негативных терминах: чего нельзя делать. То есть если ты влезешь в мои дела, то я могу позвать полицию или сам застрелить тебя из ружья, или я могу еще что-то с тобой сделать. Их задача единственная – разграничивать собственные территории.

Причем тут есть принципиальный момент. Эти правила – они универсальные, они относятся одинаково ко всем индивидам. Если нельзя лазить через забор – то никому нельзя лазить. И они всегда формулируются при помощи одного и того же набора понятий, одного словаря - который постоянно обогащается. Уточняются всякие ситуации, которые эти правила предусматривают. Жизнь ставит людей в какие-то ситуации, они разбираются, и в результате этого разбирательства они обогащают словарь правил. Это относится к общественной, но не частной жизни. В частной жизни, т.е. на своей территории - там никто не вмешивается. Почему есть классический образ англичанина-чудака? Потому что внутри своей частной жизни, внутри своего дома, который его крепость он может чудить как он хочет, и никто ему ничего не только не запретит, но и не поморщится - это его дело. Но зато в общественной жизни принято стандартизованное представление о поведении людей, и правила используют вот эти единые понятия о поведении - что вот так можно, а так нельзя. То есть собственные территории различаются - кто-то бедный, а кто-то богатый - но способ их определения всегда один и тот же.

Теперь мы уже перестанем цитировать Хайека и зададим вопрос – как в этой модели происходит развитие? Что означает развитие? Это означает, что происходит обучение, всё время возникают какие-то новые неожиданные положения, люди разбираются - что делать, и в результате они вводят какие-то более тонкие понятия. То, что им казалось одним и тем же, они начинают различать. Я это потом покажу на примере.

Иными словами, развитие происходит путем уточнения и изменения границ этих собственных территорий. Например, кто-то кому-то что-то продал. Вот это входило в его собственность, а теперь принадлежит другому. Территории изменились.

Во-вторых, развитие происходит путем уточнения и изменения правил поведения. И поскольку правила поведения универсальны, относятся ко все индивидам, то их обогащение совершенно аналогично открытию законов природы.

Был такой замечательный человек Гарольд Берман, который на эту тему написал вот что: если к праву относиться как к чему-то, установленному Богом, или же как к чему-то, коренящемуся в самой природе вещей, то судья должен рассматриваться как выразитель, а не создатель права. То есть судья ведет себя как математик, который доказывает теорему. Ему задают задачу, и он доказывает теорему.

Каковы свойства этого либерального порядка? Прежде всего, я хочу обратить ваше внимание на то, что развитие этого либерального порядка очень похоже на развитие языка. То есть мы обогащаем словарь, которым мы пользуемся. Но это словарь поведенческих ситуаций, словарь поведенческих шаблонов. Поскольку правила поведения универсальны, это создает возможность вырабатывать всё более точный общий язык. Происходит стандартизация поведенческого языка. Чаще всего мы и мы их всё более тонко разграничиваем и уточняем, но иногда вводим и совершенно новые понятия. Причем речь идет о поведении во всем, в любых областях - и в науке, и в технике, и в праве, и в военном деле, где угодно. Плюс в каждой из этих областей действует свой специальный набор поведенческих шаблонов, которые тоже едины, но только для своей области.

Индивиды могут свободно распоряжаться своими ресурсами. В том числе они могут реализовывать то, что они придумали, реализовывать инновации.

Здесь есть очень тонкий момент: инновации можно рассматривать как перекодировку идеи, то есть как ее превращение в вещи и ее отчуждение от автора. Существует слово реификация, которое у лингвистов очень в ходу, но у экономистов гораздо меньше. Оно означает превращение в вещь, res. Предположим, что я придумал телефон и я его сделал, изготовил. Почему я смог его сделать? Потому, что никто не вмешивается в мои действия. Если я использовал ресурсы, принадлежащие моей территории, то между идеей, конструкцией телефона и воплощением этой идеи препятствий нет. После этого я могу предложить мое изделие на обмен кому-то другому.

Отсюда вот такие парадоксальные выводы: либеральный порядок позволяет мысленные, идеальные объекты превращать – перекодировать - в объективно существующие или реальные. Такая техника аналогична изобретению письменности и имеет не менее фундаментальные последствия, она позволяет отчуждать, сохранять и накапливать знание.

Экономика тогда – это не только (а может быть, и не столько) удовлетворение потребностей, а это внешняя память огромного социального информационного механизма. То есть мы делаем вещи, в которых овеществлены идеи, и это такая внешняя память нашей социальной системы. Это, собственно говоря, центральный момент того, что я вам рассказываю. Я предлагаю вот так вот взглянуть на все рассматриваемые проблемы.

Забегая опять вперед, замечу, что наука - это такой же аналогичный механизм. Когда мы что-то придумываем, а потом у нас есть условия для превращения этой идеи, скажем, в статью или в чертеж, а потом в машину или здание, то происходит такая же перекодировка.

Суммирую: есть некоторая система отношений и система понятий, в которых строится общественный порядок, который Хайек назвал либеральным. Именно этот порядок порождает науку, любую. Он ее породил, и он ее порождает. И наука, собственно говоря, живет по правилам, которые совпадают с правилами либерального порядка. Вот в этом состояла мысль этого раздела.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.