Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многообразие моделей орг-ции обучения и проблема целостности.(С анализом опыта работы)




Потребность разработки новой модели обучения диктуется не только своеобразием исторической ситуации, сложившейся в современном мире, но и осмысливанием роли образования при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. Все большей критике подвергается многовековая установка образования на подготовку человека к определенному типу производства, к устойчивому настоящему, а не к будущему. Сегодня разрабатываются концепции подлинно развивающего образования, идеалом которого становится «человек творческий» и «человек культурный». Субъектом образования в этом случае выступает личность, способная ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира, а не только в конкретном пространстве определенной социально-хозяйственной системы. Меняются ценностные установки в обществе и образовании: обсуждается переход от «школы памяти» – к «школе мышления» и далее – к «школе развития».
В связи с этим в сфере образования идет интенсивный поиск приоритетных моделей организации обучения, в ряду которых можно выделить четыре основных модификации.
Первая модель организации обучения направлена на сохранение структурных качеств единой государственной системы, при которой делается установка на школы, работающие по единообразным программам, имеющие устойчивый набор дисциплин. Подобная модель организации обучения представляет собой образовательное пространство закрытого типа, удобное для централизованного управления и направленное на формирование индивида как часть коллективного целого. Она работает в пределах породившей ее тоталитарно-бюрократической государственности с коммунистической идеологией и плановой экономикой. Выполняя ее заказ, учебные учреждения дают прочные ЗУНы (знания, умения, навыки), необходимые для жизни в заданных социокультурных обстоятельствах, гарантируя их стабильность.
Вторая модель организации обучения, особенно актуальная сегодня, ориентирована на «рыночный» тип образовательной системы, построенной как спектр образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Такая модель обучения, имеющая многообразие вариантов и выборов, типична для современных индустриальных стран и именуется «свободной». Она строит свои образовательные программы по принципу «супермаркета», основываясь на идеологии свободного выбора и здоровой конкуренции.
Третью модель организации обучения можно охарактеризовать как культурологическую. Она развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира в условиях постиндустриального общества. Особенность культурологической модели обучения состоит в том, что она ориентируется не на требования государства и рынка, а на потребности культуры. Овладевая ее духовным и материальным богатством, индивид становится личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Однако следует отметить, что данная модель обучения, проявляющаяся в тенденциях к расширению процессов гуманизации и гуманитаризации, имеет существенный недостаток, поскольку зачастую приводит к непродуманной диспропорции различных составляющих содержания общего образования.
Четвертая модель определяется как культуротворческая. Она основана на построении целостного образовательного пространства, ориентированного на становление личности творческого, разносторонне развитого выпускника. Освоение опыта мировой культуры строится здесь не в логике предмета (учебного цикла гуманитарного или естественнонаучного знания), а осуществляется в гуманистической направленности образования, в процессе становления культурного самосознания, в прямом соответствии с индивидуальными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей личности. С этих позиций исходным принципом формирования личности является целостность картины мира и человека в нем. Весь комплекс общеобразовательных и дополнительных учебных дисциплин отбирается как необходимый и достаточный круг знаний, воссоздающий эту целостность. При этом образовательное пространство выступает как модель культуры (общечеловеческой и индивидуально-личностной), последовательное овладение которой развивает потребности и способности к культурному творчеству личности, свободно ориентирующейся в мире, готовой к созидательному, активно преобразующему действованию в нем.

Движущей силой развития и совершенствования целостного учебно-воспитательного процесса являются противоречия. Основное противоречие возникает между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью абсолютного охвата всей детской жизни педагогическими влияниями. Преодоление противоречий учебно-воспитательного процесса, обеспечение его высокой эффективности достигаются за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов, образующих его целостность. К таким слагаемым целостности учебно-воспитательного процесса относятся:
• детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, основные формы целостности, факторы и условия воспитания;
• обучение как стержневой содержательный элемент целостности;
• общественно полезный, производительный труд как важнейшая основа целостности воспитания;
• внеучебная (внеклассная, внешкольная, по месту жительства) творческая деятельность как органический элемент целостности;
• воспитание в семье во взаимодействии со школой и общественностью как условие объединения главных сил в целостном учебно-воспитательном процессе. Рассмотрим подробно и охарактеризуем содержательно каждый названный элемент целостности системы учебно-воспитательного процесса в их взаимосвязи

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал