Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи освоения учебной дисциплины




 

Дисциплина «Стратегический менеджмент» предназначена для того, чтобы сформировать основу специальной подготовки будущих бакалавров экономики, повысить их профессионализм.

Основной целью дисциплины является формирование научных представлений и знаний о стратегическом управлении предприятием и формировании стратегии его развития.

Задачи дисциплины:

- Обучить студентов основным тенденциям развития стратегического менеджмента в современных условиях; теоретическим аспектам стратегического менеджмента, позволяющим им овладеть современными подходами управления стратегическими преобразованиями;

- Развить у студентов самостоятельность мышления при разработке концепции формирования стратегического развития организации, творческий подход при анализе и оценке практических ситуаций в различных областях деятельности организации;

- Способствовать приобретению практических навыков в области постановки целей на всех уровнях организации, анализа ее ресурсов и конкурентных возможностей, принятия и реализации стратегических решений, а также управления организацией для успешной реализации стратегии.

 

Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

 

Подготовка бакалавров предполагает получение базовой системы знаний по экономическим наукам. Дисциплина «Стратегический менеджмент» относится к профессиональному циклу дисциплин по выбору студента Б3.В.6.4 по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Мировая экономика» (квалификация – «бакалавр»).

Преподавание дисциплины основывается на знаниях студентов по следующим учебным дисциплинам: микро- и макроэкономика, менеджмент и др.

Дисциплина является обязательной в подготовке экономистов-практиков для бизнес-среды, то есть «дисциплиной ядра» (core course), и призвана обеспечить современную теоретическую базу изучения конкретно-экономических дисциплин.

Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре.

 

Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

В результате освоения ОП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-8   Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность Знать: - сущность и основные подходы к формированию организационно-управленческих решений. Уметь: - принимать организационно-управленческие решения в различных ситуациях и нести за них ответственность. Владеть: умением реализовывать принятые решения и нести ответственность за возможные последствия.
ОК-11 Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Знать: - роль и значение стратегического менеджмента для развития национальной экономики. Уметь: - применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания и навыки в области стратегического менеджмента. Владеть: понятийно-категориальным аппаратом стратегического менеджмента, методологией и методикой исследований для анализа процессов, происходящих в мировой экономической системе и возможного их развития в будущем.
ПК-7 Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений Знать: - основные составляющие финансовой отчётности содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности. Уметь: - анализировать и интерпретировать финансовую информацию, содержащуюся в отчетности предприятий; - использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; Владеть: навыками использования полученной информации для принятия управленческих решений.
ПК-13 Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий Знать: - методы оценки эффективности и рисков в стратегическом менеджменте. Уметь: - оценивать варианты управленческих решений в исследуемой сфере. Владеть: навыками оценки возможных социально-экономических последствий принимаемых решений.

Структура и содержание учебной дисциплины



Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся



 

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕ), общий объем часов - 72

Таблица 1.1 – Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

Объем дисциплины Всего
Общая трудоемкость дисциплины, ЗЕ/часы 2/72
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий), всего
Аудиторная работа по учебному плану (всего):
в том числе:  
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет/экзамен) зачет
Семестр обучения

 

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Таблица 2.1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля

 

Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Семестр Объем в часах по видам учебной работы
Всего Л ПЗ С ЛР СРС
Стратегия пред­приятия, стратегическое управление - -
Стратегическое управление: эволюция на­учных взглядов, основопо­ложники теории, основные научные школы - -
Миссия и стратегические цели - -
Ситуационный анализ - -
Стратегический потенциал организации - -
Стратегический маркетинг - -
Стратегия про­изводства и техническая политика предприятия - -
Финансовая стра­тегия и управление инвести­ционной деятельностью - -
Стратегия и орг­структура - -
Итого - -

 

Л – лекции; ПЗ – практические занятия; ЛР – лабораторные работы; СРС – самостоятельная работа студентов.

 

Таблица 2.2 - Темы лекций, их содержание, трудоемкость

Тема лекции Содержание Количество часов
1. Стратегия предприятия, стратегическое управление Предпосылки к стратегическому управлению на предприятии. Основные отличительные черты и концептуальные положения стратегии. «Долгосрочное» и «стратегическое» планирование. Требования к менеджменту при стратегическом подходе.
2. Стратегическое управление: эволюция научных взглядов, основоположники теории, основные научные школы   1960-е годы. К, Эндрюс. Ф. Селзник. А. Чандлер. Научный вклад. Недостатки теории. 1970-е годы. Школа «стратегического планирования»: суть концепции, основные идеи, И. Ансофф. Дж. Стейнер. Научный вклад. Критика школы. 1980-1990-е годы. Школа рыночного позиционирования. М. Портер. Достоинства и недостатки теории. Школа предпринимательства: Й. Шумпетер, А. Коул, П. Друкер, Г. Минцберг. Другие школы стратегии: школа власти; школа обучения; школа культуры.
3. Миссия и стратегические цели   Миссия фирмы. Причины формулирования миссии. Базовые цели экономической стратегии. Иерархия стратегических целей предприятия. Виды целей. Классификация целей по периоду установления, по качественному признаку, по функциональному признаку. Стратегические и тактические цели, операциональные цели, задачи.
4. Ситуационный анализ Оценка влияния внешней среды на выбор стратегии. Оценка степени нестабильности внешней среды. Шкала нестабильности И. Ансоффа. Управление посредством выбора стратегических позиций. Управление путем ранжирования стратегических задач. Управление по «слабым сигналам». Модели описания внешней среды. Макросреда. Микросреда. Отраслевая среда. Рыночная среда. Понятие «отрасль» с точки зрения стратегического управления. Модели описания конкуренции на отраслевых рынках. Ключевые факторы успеха разных отраслей. Модель «пяти сил конкуренции» М. Портера. Модель «национального ромба» М. Портера.
5. Стратегический потенциал организации Цели анализа потенциальных возможностей предприятия: выявление сильных и слабых сторон; выявление проблем; оценка возможностей ресурсного потенциала. Определение стратегических проблем. Классификация проблем. Выявление ключевых проблем. Классификация стратегических ресурсов. Основные ресурсные ограничения. Оценка достаточности ресурсного потенциала для достижения целей стратегии. Портфельный анализ. Сущность, особенности, преимущества и недостатки различных матричных инструментов портфельного анализа. Матрица Бостонской консалтинговой группы. Матрица «продукт - рынок». Матрица «Shell». Матрица «McKinsey». «Цепочка ценностей» фирмы М. Портера: сущность, содержание, применение модели.
6. Стратегический маркетинг Основные элементы стратегии маркетинга. Сегментация рынка. Оценка рыночных сегментов. Этапы принятия решений по рыночным сегментам. Определение типа стратегии в сегменте. Разновидности маркетинговых стратегий. Стратегии конкурентоспособности: лидерство по издержкам, дифференциация продукции, фокусирование. Стратегии фирм на разных этапах жизненного цикла отрасли. Стратегия ценообразования. Цели политики ценообразования. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Разновидности ценовых стратегий. Стратегия проникновения на рынок. Стратегия расширения рынка. Стратегия стабилизации рыночной доли. Стратегия выживания на рынке. Основные типы стратегий диверсификации. Стратегия внешнеэкономической деятельности. Стратегия международной диверсификации. Стратегия глобализации.
7. Стратегия производства и техническая политика предприятия Производственная система. Стратегический выбор в условиях ограниченности ресурсов. Стратегический выбор в условиях ограниченного спроса. Выбор стратегии в зависимости от этапа жизненного цикла выпускаемой продукции. Виды технологий. Выбор стратегических хозяйственных зон. Формирование товарного ассортимента.
8. Финансовая стратегия и управление инвестиционной деятельностью Цели финансовой деятельности: тактические и стратегические. Анализ и отбор инвестиционных проектов. Критерии отбора: окупаемость, прибыльность, риск. Понятие риска. Виды рисков. Оценка риска инвестиционных проектов.
9. Стратегия и оргструктура Разработка организационной структуры управления в соответствии со стратегией. Проектирование систем управления. Центры ответственности и принятия решений. Бюджет финансирования стратегии. Принцип разделения бюджетов на текущий и стратегический. Особенности стратегического контроля. Временной лаг. Контроль окупаемости расходов. Сопротивление изменениям в процессе стратегических преобразований.
Всего

 

 

Таблица 2.3 - Состав и объем практического занятия

 

Номер ПЗ   Номер раздела или темы Наименование и краткое содержание занятия Цель и характер занятия Количество часов  
 
1,2 Стратегия пред­приятия, стратегическое управление. Стратегическое управление: эволюция на­учных взглядов, основопо­ложники теории, основные научные школы Обсуждение докладов на тему: - роль стратегического менеджмента в постиндустриальную эпоху; - объекты, уровни и методы стратегического управления    
3,4 Миссия и стратегические цели. Ситуационный анализ Обсуждение докладов на тему: - в чем отличие понятий «миссия», «стратегические установки», «цели» и «задачи» в стратегическом управлении; - как формируется миссия организации  
5,6 Стратегический потенциал организации. Стратегический маркетинг Обсуждение докладов на тему: - стратегический анализ внешней среды фирмы; - стратегический анализ внутренней среды фирмы; - маркетинговые стратегии организации  
7,8 Стратегия про­изводства и техническая политика предприятия. Финансовая стра­тегия и управление инвести­ционной деятельностью Обсуждение докладов на тему: - финансовая стратегия организации. - товарная стратегия фирмы. - разработка стратегии развития региона. - разработка бизнес-плана фирмы. - разработка стратегического плана фирмы.  
Стратегия и орг­структура Обсуждение докладов на тему: - стратегия и организационная структура фирмы; - выполнение структуры: культура и руководство  
Всего  

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал