Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История в лицах. Мартин лютер(1483-1546), монах, профессор Виттенбергского университета, в октябре 1517 г






МАРТИН ЛЮТЕР (1483-1546), монах, профессор Виттенбергского университета, в октябре 1517 г. прибил на дверях местного собора свиток с 95 тезисами, в ко­торых содержалась программа реформирования, коренных изменений в жизни католической церкви. Главным было требование «дешевой» церкви, ликвидация власти папы над немецкой церковью, подчинение последней светской власти. Лютер выступал: за секуляризацию (изъятие) большей части церковного имушества и пере­ход ее в руки государства; за роспуск духовных орденов; за отказ от культа святых, икон, мощей; против практики продажи индульгенций, удостоверяюших отпушение грехов. Лютер считал, что для удостоверения милости Божьей человек не нуждает­ся в посредничестве такой организации, какой была Римская церковь. Он считал высшим авторитетом Священное Писание, а не Священное Предание, решения папы и церковных соборов. Папа осудил буллой выступление Лютера, но Лютер в 1520 г. публично сжег буллу и объявил, что христиане должны повиноваться только Свяшенному Писанию, а не папе. Несколько немецких князей взяли Лютера под свою защи­ту. Он перевел Библию на немецкий язык. Многие немцы приняли его реформу. Немецкие князья при уничтожении епископств и монастырей завладевали их имуществом и землей. Сторонников Лютера называли реформаторами, или протестантами. Позже стал использоваться термин «лю­теранство». Весь шведский народ вместе с королем принял лютеранство в 1529 г.

Реформация затронула многие европейские стра­ны и проходила в разных формах. В самой Германии | лютеранское учение к концу 20-х гг. XVI в. утвердилось в ряде княжеств и городов на севере и в центре страны. Стремление императора Священной Римской империи Карла V восстановить прежний порядок привело к сплочению и коллек­тивному протесту сторонников реформы. Протестанты к 1555 г. одержали победу в войне против императора. Аугсбургский мир установил принцип «чья власть, того и вера».

В Швейцарии лидером одной из разновидностей бюргерской (городской) Ре­формации стал священник города Цюриха УльрихЦвингли (1484-1531). Он был ре­шительным сторонником республики и, в отличие от Лютера, обличал «тиранию» монархов и князей. В Цюрихе горожане стали сами избирать пасторов и магистрат. Там же, в Швейцарии, в Женеве француз Жан Кальвин (1509-1564) не признавал ни одного таинства. Поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскресенье, а в церковной иерархии только сан священника. В книге «Наставление в христианской вере» он обосновал возмож­ность для человека изменить в лучшую сторону тот приговор, который вынесен каждому человеку Богом еще до сотворения мира. Для этого люди должны быть активны, трудолюбивы, бережливы, расчетливы. Жан Кальвин учил, что предпри­нимателю, преуспевающему в своей деятельности, суждено спасение и на том свете, а для хорошего рабочего открывается путь в обеспеченные собственники. Кальвин оправдывал рабство и колониальную политику. Наилучшим строем он считал олигархическую республику. В общине, которая сама избирала и контролировала своих руководителей, действовали строгие порядки и суровые наказания. «Лучше быть в аду, чем с Кальвином в раю», — говорили современники.

Постепенно Реформация набирала обороты. В Дании в 1536 г. была проведена конфискация земель церкви и монастырей. Король стал главой реформированной церкви, сам назначал угодную ему церковную администрацию, а лютеранство с тех пор и до наших дней стало государственной религией. «Реформация по-датски», «сверху» была проведена в Норвегии, что обеспечило ее подчинение Дании, а за­тем в Исландии, В Швеции сохранились епископы, но высшим из них стал король. Остальные должны были присягать ему, а не папе.

В Англии церковь возражала против произвола и сомнительных брачных со­юзов Генриха VIII. Он женился шесть раз (церковная «норма» -- не более трех браков), причем двух своих жен казнил. Специальным актом 1534 г. монастырские земли были конфискованы в пользу казны» к радости многих придворных и чинов­ников. Культ и догматика остались прежними, но епископов назначал сам король, папа утратил свое влияние. Эту церковь назвали англиканской. Сопротивлявшиеся католики и наиболее радикальные протестанты в количестве более 70 тыс. человек были казнены по приказу Генриха VIII. На духовную жизнь английского общества и подготовку его к английской революции XVII в. большое влияние оказывал кальвинизм.

ИСТОРИЯ В ТАБЛИЦАХ. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КАТОЛИЧЕСТВОМ, ПРАВОСЛАВИЕМ

И ПРОТЕСТАНТИЗМОМ

  Католичество Православие Протестантизм
Организация Единая церковь, возглав­ляемая Римским папой Совокупность самостоя­тельных (автокефальных) церквей Отсутствие единой органи­зации, отмена церковной иерархии
Богословские вопросы Святой дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына. Церковь является хранителем и рас­порядителем Святого духа, а потому выше светских властей и непогрешима Святой дух исходит толь­ко от Бога-отца Посредники между людьми и Богом не нужны. Право толковать Священ­ное Писание имеют не только священники, но и прихожане
Луша после смерти Попадает в огненное чистилище, время пре­бывания в котором можно сократить (индульгенции) Попадает в рай либо в ад Главные условия спасения души — вера и доброде­тельное поведение
В области культа Крестятся слева направо. Причащение хлебом. Крещение обливанием. Миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник — Рож­дество (рождение Иисуса как человека) Крестятся справа налево. Причащение хлебом и вином. Крещение окуна­нием. Миропомазание при крещении. Главный праздник — Пасха (конец земной жизни Иисуса) Признание только двух таинств — крещения и при­чащения, отмена пышных богослужений, индуль­генций, икон, упрощение обрядов
Для священников Обет безбрачия (целибат) Можно иметь семью не монахам Отмена монашества
Особенности системы ценностей Подчеркивание челове­ческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни Акцент на божественно­сти Христа, на стремле­нии к спасению души Хозяйственная дея­тельность угодна Богу; приумножение богатств — богоугодное дело; сти­мулирование развития экономики

 

Реформация встретила ожесточенное сопротивление католической церкви. Для войны с сатаной (лютеранами, кальвинистами, а позже и с православными) в 1540 г. был создан Орден иезуитов (общество, или воинство Иисуса). Иезуиты не вели монастырской жизни. Они стремились стать духовниками, советниками, на­ставниками в школах, писателями, механиками на заводах, миссионерами, купцами и т. д. Их объединяло стремление распространять преданность папе и ненависть к еретикам.

Иезуиты стремились повлиять на правителей, подвигнуть их к насилию по от­ношению к протестантам. Так, во Франции 2 августа 1572 г., в ночь накануне дня Святого Варфоломея, по приказу короля Карла IX католики перебили две тысячи протестантов. Во Франции кальвинистов называли гугенотами, по имени при­видения, являвшегося верующим. За две недели по стране было перебито 30 тыс. человек. Варфоломеевская резня была отмечена благодарственным молебном и медалью, выбитой по указанию папы римского. После сложной борьбы Нантским эдиктом (1598) короля Генриха IV протестанты получили возможность свободного вероисповедания, но Франция осталась католической страной.

Нидерланды принадлежали испанскому королю, но приняли протестантизм. Испанский король жестокими мерами пытался вновь обратить голландцев в като­личество. Последовало восстание, жестокая война и образование протестантской Республики Соединенных провинций.

В Германии инициатором затяжной Тридцатилетней войны (1618-1648) стал воспитанник иезуитского университета в Баварии чешский король Фердинанд II. Он считал себя орудием искоренения ереси, полагал, что «лучше пустыня, чем стра­на, заселенная еретиками». Кровопролитная война опустошила страну. Население Германии сократилось с 21 до 13 млн человек. По Вестфальскому миру протестанты получили свободу вероисповедания, но Германия раздробилась на 300 отдельных земель. Потери населения были настолько велики, что в некоторых общинах муж­чин обязывали к многоженству на протяжении десяти лет. Ослабление Германии сопровождалось возвышением Швеции.

В результате контрреформации католицизму удалось сохранить свои позиции во Франции, Чехии, Венгрии, Польше, Италии, Испании, на территории южной Германии, но лицо Европы изменилось. В странах, где вызревала новая цивили­зация, формировались капиталистические отношения, церковь была поставлена на службу промышленной и торговой буржуазии, не мешала активности богатых, предприимчивых людей, не изымала значительную часть их доходов на свои нуж­ды. Пришло понимание того, что каждый имеет право свободного выбора религии. Таким образом возникло понятие свободы совести.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.