Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СМИ Франции






 

Французская журналистика с первых своих шагов качественно отличалась как от немецкой, так и от английской периодики своей содержательностью. Один из историков печати 19 - начала 20 века Людвиг Саламон сравнивает французскую печать с «вечно колеблющейся поверхностью моря», отмечая ее большую «подвижность». Он пишет, что французская печать значительно превосходит английскую изяществом, остроумием, темпераментом и неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную, картину мировой жизни в данный момент. Благодаря этим свойствам национального гения французская печать быстрее и легче немецкой и английской прошла первые ступени своего развития. Уже первый французский листок шел дальше простого сообщения известий и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.

Периодические издания появились во Франции несколько позже, чем в Германии или Италии, но ежедневная жизнь интересовала еще первых французских хроникеров. Элементы журналистики присутствовали и в «Газете парижского буржуа» (1409 – 1444 гг.), и в «Скандальной хронике» Жана де Труайе (1461 – 1483 гг.), и в «Газете парижского буржуа» времен Франциска – 1 (1515 – 1536 гг.).

Изобретение печатного станка Гутенбергом не осталось незамеченным во Франции. С 1470 года ректор Сорбонны Гийом Фише и приор Жан Эйниен были увлечены идеей создания типографии при университете. Первая продукция французского печатного станка появилась в 1475 году. Печатались поначалу, как и везде, книги [1].

Уже достаточно давно печатные издания Франции подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось только Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

 

Пресса Франции включает:

- популярные журналы - «Пари Матч» (иллюстрированный еженедельник новостей), «Фамм актюэль», «Элль» и «Мари-Франс» (журналы для женщин), «Экспресс», «Пуэн» и «Нувель обсерватёр» (еженедельники новостей), «Телесет жур» (телевизионные программы и новости);

- среди ежедневных газет национального значения наибольшие тиражи имеют «Фигаро», «Паризьен», «Монд», «Франс-Суар» и «Либерасьон»;

- самые популярные специализированные журналы -- «Экип» (спортивный) и «Лез-Эко» (деловые новости);

- выпускается также много ежедневных региональных газет, самая известная из них «Уэст-Франс», выпускаемая тиражом 797 тыс. экземпляров, почти вдвое превышающим тираж любой из национальных ежедневных газет.

Французские новостные издания:

- «AFP» - международное агентство новостей: новости, заметки, аналитика, комментарии.

- «L'Express» - французское интернет-издание общественно-политической и культурной тематики.

- «L'Humanite» - газета французской коммунистической партии, основана в 1904 году социалистом Жаном Жоресом. Внутренняя политика, международная ситуация, экономика, социальные вопросы, культура, спорт, проблемы СМИ и др.

- «La Croix» - ежедневная французская утренняя газета христианского направления. Редакция газеты считает её «ни религиозной, ни конфессиональной», настаивая на общегуманистическом взгляде на события общественной и политической жизни. Основные рубрики: «Франция», «Мир», «Экономика», «Религия», «Родители и дети», «Культура», «Науки», «Духовность».

 

- «La Tribune» - ежедневная французская финансово-экономическая газета, публикующая фондовые показатели и анализирующая состояние рынков. Политика.

- «Le Dauphine Libere» - ежедневная французская газета: международные, национальные и региональные новости, политика, экономика, общество, культура.

- «Le Figaro» - одна из ведущих центральных французских газет правой ориентации: политика, экономика, наука, аналитика, культура, спорт, интервью с политическими деятелями.

- «Le journal du dimanche au quotidien» - французское центральное печатное издание: международные и внутренние новости, политика, экономика, культура, общество, спорт.

«Le Monde» - одна из ведущих французских газет, публикующая материалы на самые разные темы -- политические, экономические, культурные; серьезные аналитические обзоры.

- «Le Nouvel Observateur» - французский еженедельник: политика, аналитика, философия, наука, экономика, культура.

- «Le Parisien» - ежедневная газета, издающаяся в Париже: политика, экономика, культура, спорт.

- «Le Point» - известный французский еженедельник, охватывающий широкий круг тем от международных проблем до новостей культуры и науки, консервативной направленности, выходит по пятницам.

- Le Progres» - газета, издающаяся в Лионе.

- «Les Echos» - французский экономический еженедневник: новости бизнеса, биржевые новости, политика, аналитика.

- «Liberation» - одна из ведущих французских газет левой ориентации: политика, экономика, культура, спорт.

- «Marianne» - французский общественно-политический еженедельник, издающийся в Париже: политика, культура, экономика [4].

 

У французов великое множество местных газет и несколько общенациональных, выходящих ежедневно - одна для крайне правых, одна для крайне левых, одна для правого крыла правого центра, одна для левого крыла правого центра и так далее. По мнению французов, газеты - это, прежде всего текст, а не картинки; они должны нести действительно серьезную информацию, а не печатать объявления, должны содержать солидные материалы, а не пикантные сплетни.

На протяжении последних сорока лет XX века столичные газеты теряли по меньшей мере по 100000 подписчиков в год, в то время как количество распространяемых экземпляров ежедневной региональной прессы росло до 1970-х годов. В 1976 году произошло историческое для всей французской прессы событие: региональная газета «Уэст-Франс», издающаяся в Ренне, заняла первое место в стране по количеству распространяемых экземпляров. В то время как из тиража самой популярной в Париже газеты «Франс-Суар» (843886 экз.) распространялось 553372 экземпляра, «Уэст-Франс» из тиража в 707801 экземпляр продавала 626735 экземпляров. Следует отметить, что именно число распространяемых экземпляров, а не общий тираж является показателем благосостояния издания, поскольку именно он приносит предприятию прессы доход, тогда как непроданные номера газет – источник дополнительных расходов. В региональной прессе их количество никогда не было значительным (около 10%), а для столичной печати затраты на утилизацию нереализованных экземпляров со временем превратились в настоящую проблему. Так, только у газеты «Монд» в 1970-е годы непроданные экземпляры составляли порядка 21% от ежедневного тиража.

Ежедневно во Франции распространяется около 6 млн. экземпляров региональных газет. Однако в целом за последние десять лет постоянных читателей у этих изданий появилось не так много. По итогам 2000 года общее число реализуемых экземпляров ежедневной региональной прессы сократилось на 1, 1%[6]. Причиной этого стали не только рост темпа повседневной жизни рядовых французов и конкуренция со стороны все более бурно развивающихся аудиовизуальных средств массовой информации, которые отбивают хлеб у печати. Просто сод ержание самих газет уже не вполне отвечает новым условиям жизни французской провинции.

Стремясь удержать аудиторию, дирекции большинства ежедневных региональных газет проводят активное изменение редакционной политики, особенно в той ее части, которая касается так называемой «близкой» информации. Не только те редакции, что отвечают за новости национального и международного масштаба, но и те, что занимаются подготовкой полос местной информации, стремятся отдавать предпочтение более качественным материалам. Стандартные сообщения, подготавливаемые стажерами, начинают уступать место интервью, репортажам и даже расследованиям. При этом сотрудники газет стараются поменьше превозносить достоинства представителей местной власти. Для привлечения читателей газеты издают еженедельные приложения, посвященные экономике, культуре, спорту, автомобилям и телевидению. За счет этих изданий им с успехом удается отбивать хлеб и у специализированной прессы. Однако в борьбе за читателя приложения играют вспомогательную роль: в отличие от многих парижских газет, региональные издания основную прибыль получают от распространения ежедневных номеров. В них нередко появляются тематические страницы, посвященные достопримечательностям регионов. Особое внимание уделяется женской аудитории и сфере ее интересов – магазины, домохозяйство, дети, здоровье, – которая в последние годы не слишком подробно освещалась всеми региональными газетами [6].

Сегодня французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.

Группа Ашетт. Была образована в 1826 г. Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Hachette Livre – одна из крупнейших издательских групп в мире. История компании началась в 1826 г. с небольшой книжной лавки в Париже. Сейчас Hachette Livre – издатель номер один в Европе. Компания присутствует практически во всех сегментах книжного рынка: от классической и учебной литературы до туристических гидов и книг по кулинарии. Компания гордится своим многолетним сотрудничеством с такими всемирно известными лицензиями, как Disney, Marvel, Winx Club и другими. Качество партворков Hachette и увлекательные темы позволяют компании создавать действительно универсальный продукт. В России коллекции Hachette начали выходить с 2009 г. «Бисмарк», «Собери и познай человеческое тело», «Чудесный крючок» сразу завоевали признание читателей.

Группа Р. Эрсана владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

Группа Ф. Амори. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого медиа-объединения относятся газета «Париэьен», еженедельное приложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», еженедельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы издательской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».

Объединение Байяр-пресс было основано в 1873 г., занимается выпуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы являются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Развивается деятельность группы в других странах – открыто представительство в Нью-Йорке.

Плюрикоммюникасьон - общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы - парижской и провинциальной, в частности столичной «Монд».

Парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил «Экспресс» - популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером [3].

Журнал ориентируется на аудиторию образованных читателей, состоящую из инженерно-технической и научной интеллигенции, врачей, деятелей культуры, руководителей предприятий, высокооплачиваемых служащих. Еженедельник отличается разнообразием содержания, четким разделением материалов по тематическим рубрикам, привлекательным оформлением. Еженедельники типа «Экспресса» стремятся дать наиболее полный отчет о событиях прошедшей недели и перспективный прогноз надвигающихся событий. Комментарий к ним занимает более скромное место. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д. «Это еженедельник, - утверждал Брюно Монье, когда был директором «Экспресса», - который освобождает по необходимости от чтения ежедневных газет». Помимо информационных материалов, в еженедельнике довольно много аналитических статей по различным вопросам политической и общественной жизни.

«Elle» («Она» -франц.) - популярный журнал для женщин, принадлежащий издательской группе Ашетт. В настоящее время выходит в 22-х странах, в том числе в России (с 1995-го г.).

В конце 2008 г. во Франции состоялось знаковое событие для всей современной французской индустрии прессы. По инициативе Елисейского Дворца были проведены Генеральные штаты прессы (традиционно «генеральными штатами» называют систему консультаций по какой-либо проблеме). В период острого экономического и структурного кризиса пресса и государство пытаются действовать сообща.

Франция имеет богатые традиции в сфере государственной помощи прессе. Уже с 1750 г. французская пресса пользовалась льготными почтовыми тарифами. Отдельные виды государственной помощи прессе существовали во Франции в период Третьей Республики. Однако система госпомощи в современном виде начинает складываться только после освобождения страны в 1944 г. от немецкой оккупации. Ее целью было гарантировать «плюрализм» и «независимость» французской прессы, а также противостоять концентрации. Основные принципы господдержки, действующие по настоящее время, были заложены в период Четвертой Республики (1946− 1958 гг.). В целом, считается, что задача государственной помощи – поддержка политических изданий и прессы информации общего интереса.

Эти меры подразделяются на прямую и косвенную помощь. К прямой помощи, заложенной в бюджете, относится ряд государственных субсидий. Они выдаются специальными государственными фондами. Среди них: фонд помощи распространению французской прессы за границей, два фонда специальной помощи изданиям с невысокими доходами от рекламы (для национальных ежедневных и ежедневных региональных газет), фонд развития службы доставки прессы на дом, фонд помощи развитию мультимедиа. Так, через фонд помощи национальным ежедневным газетам получают субсидии «Юманите» (L'Humanité), «Круа» (La Croix) и «Франс суар» (France Soir). В эту категорию также входит возмещение государством части расходов на железнодорожные перевозки и ПТТ (почта, телеграф, телефон). К косвенной помощи, которая составляет большую часть выделяемых средств, относятся: льготное налогообложение и льготные почтовые тарифы.

В систему государственной помощи также включена государственная реклама. Здесь речь идет в основном о государственных информационных кампаниях общего интереса, которые организуются Правительственной службой информации (например, в сфере здравоохранения).

В разные годы сумма государственной помощи прессе менялась. В 1957 г. ее объем составил 28% от торгового оборота прессы, в 1987 г. эта цифра равнялась 10− 12%, в 2007 г. она достигла 1 млрд евро или 8% при торговом обороте в 10, 7 млрд евро. На сегодняшний день госпомощь прессе во Франции одна из самых значительных в мире.

Аудиувизуальные СМИ Франции развивались в почти непрекращающихся кризисных условиях. Стремление государства контролировать СМИ, использовать их политическое влияние просматривается в большей степени, чем в других странах Европы.

На сегодняшний день французское правительство отдало на откуп частным инвесторам развитие кабельно-спутникового ТВ не отказываясь, однако, от привычной роли всерегулирующей инстанции. Французское правительство неприменно хочет иметь какой-нибудь централизованный орган, осуществляющий распределение и управление теле- и радиочастотами («Ажанс де жестьон дю спектр»).

1994 г. - переломный с точки зрения соотношения государственных и частных каналов в пользу первых. Отныне государственный сектор французского телевидения включает 3 канала (Франс Телевизьон: Франс-2 и Франс-3, 5-й канал - Ла сэнкьем - новый образовательный канал, вещающий с 7.00 до 19.00 и АРТЕ), а частный - два (ТФ 1 - (Буиг) и М 6). Еще Канал +, но он доступен лишь своим подписчикам и имеет специфический статус (концессию общественной службы).

ТФ 1, Франс-2 и Франс-3 покрывают 80% рынка и распространяют более 60% европейских программ.

Во Франции существуют квоты на показ и производство национальной телепродукции (благодаря им рынок Франции является наиболее защищенным извне), специальный протекционизм в области культуры. Все каналы обязаны показывать 50% французских программ. В 1991 году ТФ -1 в 1991 г. Высший совет по аудиовизуальным СМИ приговорили к штрафу в 30 млн. фр. за несоблюдение квоты показа оригинальных французских программ (это решение оспаривалось). Правительство по-прежнему защищает режим квот, хотя эта система задерживает развитие кабельного и спутникового ТВ: национальная продукция часто намного дороже импорта. Новые каналы с их нестабильными ресурсами не могут сразу позволить себе распространение и производство национальных программ [5].

В области кабельного ТВ Франция занимает едва ли не последнее место в Европе. В 1993 г. шесть обществ кабельного ТВ, охватывающие маленькие и средние города, объединились в ассоциацию новых кабельных сетей (АНКС). В общем они представляют около 100 сетей (из 251 разрешенных во Франции), и имеют около 100 тыс. подписчиков. Цель ассоциации - преодолеть отставание страны в оснащении кабелем маленьких и средних городов.

Наступает эра тематических каналов. С сентября 1994 года начал свое вещание канал ТВ- метео - первый из подобных каналов во Франции. Его передачи транслируются по кабелю с 7.00 до 21.00 и посвящены сводкам погоды на территории Франции и Европы, практическим советам садоводам, автомобилистам и всему, что связано с погодой. Подписная цена - чуть больше 1 фр. в месяц.

Франция довольно успешно распространяет свои программы по всему миру. Арте - французский канал европейской направленности - группирует программы государственных каналов Франции и Европы, Каналь Франс Антер покрывает Африку, Азию, Центральную и Восточную Европу, Радио Франс антер работает 24 часа в сутки на разных языках по всей планете.

Представим список телеканалов Франции. Список ниже не включает каналы Кабеля и Спутникового телевидения:

1.Главные сети:

- TF1 – Частный;

- Франция 2 - Общественность

- Франция 3 – Общественность;

- Вынужденно - Общественный Franco/German (см. также Список немецкоязычных телевизионных каналов);

- Франция 5 – Общественность;

- M6 – Частный;

- Канал + - Частный.

2.Музыкальные Каналы:

- MCM;

- МУЗЫКА M6;

- MTV Франция.

3.Каналы Новостей 24/7:

- LCI;

- ITELE;

- ТЕЛЕВИДЕНИЕ BFM.

4.Другие:

- AB1 – Частный;

- NRJ 12;

- LCP - канал национального собрания - Политическое программирование (французская версия C-ПРОМЕЖУТКА);

TV5 - глобальное распространение национального программирования Францией 2, Франция 3, RTBF, TSR, Радио-Канада, Вынужденно.

Среди радио Франции выделяют следующие радиостанции:

- BFM;

- FM Ché rie;

- Европа 1;

- Европа 2;

- Забавное Радио;

- Nostalgie;

- NRJ;

- Радио des автострады SANEF;

- Радио-FG;

- Радио Франция:

- Франция Предает земле

- Информация Франции

- Культура Франции

- Музыки Франции

- Франция Bleu

- FIP

- Ле Мув'

- Радио Монте Карло;

- RTL;

- RTL2;

- Skyrock [5].

Экономический и юридический статут французского радиовещания и телевидения, сложившийся после войны, обусловливался запрещением частного радиовещания и провозглашением государственной монополии на передачу сигнала.

Анализ системы СМИ Франции позволил выделить ее основные принципы (в первую очередь телевидения и радиовещания):

1) доступ общественности к разнообразным программам и информации;

2) независимость работников эфира от государства и частных финансовых интересов;

3) децентрализация вещания через увеличение числа местных станций;

4) сохранение за государством роли регулятора и ответственного за лицензирование станций.

Однако эти принципы деформированы такими факторами, как информатизация, глобализация и мировой экономический кризис.

Таким образом, СМИ Франции значительно отличаются от СМИ других стран. У французов великое множество местных газет и несколько общенациональных, выходящих ежедневно - одна для крайне правых, одна для крайне левых, одна для правого крыла правого центра, одна для левого крыла правого центра и так далее. В данном докладе были рассмотрены основные печатные издания, каналы теле- и радиовещания, издания представленные в Интернете указаны в Приложении 1.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.