Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению






 

Переросшая в катастрофу глобального масштаба ава­рия на Чернобыльской АЭС является самой тяжелой и тра­гической из всех 26 происшедших к тому времени (26 апреля 1986 г.) подобных аварий в мире. На долю Республики Беларусь пришлось около 70 процентов загрязненной радионуклидами территории Европейской части бывшего СССР. Под радиацией оказалось 23% территории республики, где до переселения проживало свыше 2, 2 млн. человек, расположено 53 города и около 4 тысяч иных населенных пунктов. Наибольшему загрязнению подверглась территория республики цезием-137 — 46, 5 тыс. кв. км. Вследствие выпадения большого количества радиоактивных долгоживущих элементов из сельскохозяйственного оборота минимум на 30 лет выбыло 265 тыс. га сельхозугодий. Радиационное загрязнение лесных фитоценозов выявлено на 25% лесного фонда стран.

Катастрофические последствия аварии выразились в загрязнении огромных регионов радионуклидами с различными периодами полураспада, радиационном облучении миллионов человек. В результате катастрофы сформировался новый социально-политический и биохимический регион — Чернобыльская провинция.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» территории в зависимости от плотности

 

загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия (величины эффективной дозы) радиации на население подразделяются на зоны, имеющие различный правовой режим:

• зона эвакуации (отчуждения);

• зона первоочередного отселения;

• зона последующего отселения;

• зона с правом на отселение;

• зона проживания с периодическим радиационным контролем.

Зона эвакуации (отчуждения) представляет собой территорию вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году в соответствии с существовавшими нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение в связи с плотностью загрязнения почв стронцием-90 выше 3 Ки/кв. км и плутонием-238, 239, 240 выше 0, 1 Ки/кв. км). В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ. Данная зона защищается от несанкционированного проникновения в нее людей, всех видов наземного транспорта и другой техники. В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается постоянное проживание населения, несанкционированное пребывание людей; несанкционированный въезд всех видов транспортных средств и другой техники, а также сплав леса; привлечение к работе лиц без медицинского заключения и их согласия; вывоз без специального разрешения Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь или особо уполномоченных им органов строительных материалов и конструкций, машин и оборудования, домашних вещей, древесины, почвы, торфа, глины, песка, других полезных ископаемых, растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и иных продуктов побочного лесопользования (за исключением образцов для научных целей).

Зона первоочередного отселения. В данной зоне научная и хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением санитарных правил и норм радиационной безопасности с учетом специально разработанных технологий и методик, направленных на обеспечение производства продукции и товаров, содержание радионуклидов в которых не превышает республиканских допустимых уровней. В зоне первоочередного отселения не допускается любая деятельность, не санкционированная Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь или уполномоченными им органами. Например, без специального разрешения запрещается: вывоз древесины, почвы, торфа, глины, песка, других полезных ископаемых; все виды лесопользования, в том числе заготовка древесины, кормов, грибов, дикорастущих плодов, ягод, лекарственного и технического сырья, охота,

 

рыбная ловля, все виды водопользования, за исключением пожаротушения; прогон и выпас домашних животных; проезд всех видов транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, а также сплав леса; вход и въезд на территорию лиц, чья деятельность непосредственно не связана с выполнением работ на ней, и др. На территории зоны первоочередного отселения допускается пребывание людей только по специальному разрешению. Контрольно-пропускной режим

и порядок допуска лиц устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

 

59.Понятие международного права окружающей среды (МПОС). Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области использования и охраны водных объектов.

Международно—правовой механизм охраны окружающей природной среды основывается на отраслевых принципах международного экологического права. К ним относятся:

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

2) недопустимость нанесения трансграничного ущерба – установление запрета на такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районов общего пользования;

3) принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов;

4) принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды – охватывает все сферы использования ядерной энергетики и устанавливает повышенные к государствам требования по использованию энергии атома как в мирных целях, так и в военных;

5) принцип защиты экологических систем Мирового океана, который устанавливает для государств следующие обязанности (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.): принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; добиваться, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам путем загрязнения;

6) принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, который устанавливает обязанность для государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению любого враждебного использования средств воздействия на природную среду, имеющих широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству;

7) принцип обеспечения экологической безопасности, который устанавливает обязанность государств осуществлять военно—политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;

8) принцип контроля над соблюдением международных договоров по охране окружающей среды, который направлен на создание системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, основанных на международно—признанных критериях и стандартах;

9) принцип международно—правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде.

 

 

60/Принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды. Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные нормы и принципы современного международного права.

Специальным основным принципом международного права окружающей среды является принцип неотъемлемого суверенитета государства. Этот принцип выражается в разработке своих собственных ресурсов в соответствии с собственной политикой в области окружающей среды. Впервые данный принцип был провозглашен в Стокгольмской Декларации 1972 г.

Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МПОС. По этому принципу государства обязаны на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды.

Недопустимость нанесения трансграничного ущерба – запрещает действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые могут нанести ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Впервые данный принцип был сформулирован в Стокгольмской Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 г.

Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов провозглашено в данной Декларации ООН и на протяжении последующих лет внедрялось в международно—правовую практику.

Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды распространяется как на военную, так и на мирную область использования ядерной энергетики.

Принцип защиты экологических систем Мирового океана наиболее полно отражается в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия а природную среду выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению использования таких средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия для разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

Обеспечение экологической безопасности отражает всеобщий и чрезвычайно острый характер международных задач в области защиты окружающей среды.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды.

Принцип международно—правовой ответственности государства за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

 

 

61.Источники международно-правовой охраны окружающей среды. Источником международных эколого—правовых отношений является воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. Функционирование, пребывание в действенной силе источников международного экологического права является одним из актуальных вопросов в области охраны окружающей среды в международно—правовой доктрине. Исходя из этого, целесообразно проанализировать их во взаимосвязи.

1. Установление новой всемирной концепции экологической безопасности, под которой понимается взаимосвязанная и взаимозависимая система экологических составляющих планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса между ними. Согласно этой концепции устанавливается прямая связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью. Правовое содержание экологической безопасности заключается в обязанности государств осуществлять свою деятельность так, чтобы исключить усиливающееся воздействие экологических стрессов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.

2. Развитие международного сотрудничества в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества. В рамках решения данного вопроса на общемировом уровне в 1972 г. была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

62/Международные правоотношения в области охраны окружающей среды: субъекты, объекты, содержание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.