Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные регуляторы отношений принадлежности материальных благ.






 

Социальное регулирование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии.

Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми.

Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы.

Социальный регулятор — это механизм, обеспечивающий упорядочение общественных отношений.

Право

Обычай

Мораль

Религиозные нормы

нормы общественных объединений

 

Вещные права, т. е. права, закрепляющие принадлежность вещей индивидам, господство над этими вещами, могут гордиться своей историей. По продолжительности своего существования они значительно превосходят права обязательственные, поскольку появились раньше.

Права принадлежности рождал с естественностью патриархальный строй, натуральное хозяйство. Незначительные потребности общества удовлетворялись отнюдь не обменом, а присвоением продуктов земли.

Более того, первоначальный этап развития обязательств очень сближал последние с правом вещным, так как закреплял господство над должником, подобное праву собственности. Так, в эпоху действия законов XII таблиц право кредитора на должника простиралось и на его лицо, а при невозможности распределить между несколькими кредиторами свободу несостоятельного должника господство кредитора распространялось и на тело должника.

Древнее право Норвегии предоставляло кредитору возможность отрезать несостоятельному должнику ту или другую часть тела. У древних германцев свобода была постоянным гарантом кредитора, который обращал неисполнительного должника в раба или ограничивал его свободу.

 

Право является не единственным социальным регулятором. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм: обычаи, религиозные нормы, нормы морали, нормы общественных объединений.

религиозные нормы

Коран (араб. — «чтение») — священная книга мусульман и первый по значению источник мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации, хотя его нельзя считать систематизированным юридическим документом.

Только незначительная часть Корана затрагивает вопросы правовых взаимоотношений.

В нем приведены основные относящиеся к праву собственности понятия и категория, среди которых центральными являются понятия «маль» (имущество) и «мильк» (собственность).

к «маль» относят прежде всего материальные ценности в их натуральной форме. Вместе с тем, по преобладающему среди мусульманских правоведов мнению, «маль» подразумевает не только физические предметы, но и полезные свойства вещей. Учет этих свойств крайне важен для определения правового статуса имущества. Дело в том, что шариат считает ценным только то имущество, которое разрешено для пользования мусульманам, т. е. обладает дозволенными полезными качествами. Но некоторые его виды (например, алкоголь, свинина или оборудование для азартных игр) имеют такие свойства, которыми шариат запрещает пользоваться, и поэтому они лишены ценности.

Нетрудно заметить, что правовая оценка имущества в исламе поставлена в зависимость от религиозных критериев. Ведь запрет свинины, алкоголя и азартных игр сформулирован именно в Коране.

Особенное правовое положение установилось для так называемых, священных земель. Их попросту изъяли из оборота, и они не могли отчуждаться. К подобного рода землям относились хиджаз и вакф.

Хиджаз считались землями, которые были посвящены Богу (часть Аравийского полуострова с Меккой, где, согласно легенде, жил сам пророк Мухаммед). На территории хиджаз категорически были запрещены охота и всякого рода повреждения растений. А не мусульмане, не имели права находиться в одном месте на территории хиджаза более трех суток.

Земли вакф – это земли, которые были предназначены для какого-либо богоугодного дела, либо земли, на которых располагались приюты, кладбища, гробницы. А также к этой категории земель относились земли, доход от которых предназначался для содержания мечетей и духовных школ.

Но все-таки значительная часть земель, которые обрабатывались, принадлежала государству. Государственными землями имел право распоряжаться только халиф, как преемник Мухаммеда и представитель Аллаха. Часть земель передавалась крестьянам для того, чтобы те ее обрабатывали. И за это крестьяне платили государству достаточно тяжелые подати. Такие земли носили название мильк.

 

Интересна также эволюция религиозных норм как регуляторов отношений принадлежности материальных благ в христианских странах.

Во времена реформа́ ции (лат. reformatio — исправление, превращение, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией, в европе появилось протестанство одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства.

Протестанты отвергли и традиционную имущественную этику. В то время, и католичество, и православие уже прочно стояли на умеренной доктрине, которая считает, что, в общем-то, собственность иметь можно, но душой привязываться к ней, быть, так сказать, рабом собственности, ни в коем случае нельзя.

Признавая, что, увы, частная собственность является некой нормой для падшего человека, и православные, и католики отлично понимали, что это страшная сила, что, если эту силу пустить на самотек, она сметет все, и поэтому идее бесконечного приобретательства себе в собственность надо, так или иначе, поставить барьер. Этот барьер в общепринятой доктрине был в том – что привязываться к богатству, так сказать, работать на бесконечное увеличение богатства – это грех.

Протестантизм эту идею отверг. Настоящий протестант работает ради Бога, он аскет, и поэтому, так сказать, опасности того, что он погрязнет в сребролюбии, нет. В протестантской среде родилась идея святости частной собственности, чего не было у католиков.

Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно.

О чем писал немецкий социологом и философом Макс Вебер в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», 1905 году

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.