Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






на примере Челябинской таможни

Курсовая работа

По дисциплине: «Стратегический менеджмент»

 

 

На тему: Правовое регулирование валютного контроля

на примере Челябинской таможни

Специальность: 080200

«Менеджмент организации»

 

Специализация: «Менеджмент в таможенном деле»

 

 

Выполнил

студент гр. – МО–305

/ Лазарев А. В. /

Проверил

/ Тишина В. Н. /

«»2014 г.

 

 

Челябинск 2016

АННОТАЦИЯ

 

Лазарев А.В. Правовое регулирование валютного контроля на примере Челябинской таможни – Челябинск: ЧелМи, 2016. – 28 с., 1 рисунок, библиогр. список – 20 наим.

 

Объект исследования – Челябинская таможня.

Предмет исследования – деятельность таможенных органов в области валютных операций.

Цель работы – разъяснение законов и нормативных актов, согласно которым отдел валютного контроля выполняет свои функции.

Из открытых источников была проанализирована деятельность работы отдела валютного контроля Челябинской таможни на основе отчёта по производственной практики.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….  
  ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТАМОЖНИ И ОТДЕЛА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ……………………………………………...  
  1.1 История Челябинской таможни ………………………………........  
  1.2 Общие характеристики валютного контроля ……………………...  
  1.3 Отдел валютного контроля таможенной Челябинской таможни…  
  АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТАМОЖНИ……………………………………………  
  2.1 Нормативные правовые акты ………………………………………  
  2.2 Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций………………………………………………….  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудно контролируемыми вопросами являлись не возврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.

В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.

В целях обеспечения возврата валютной выручки по экспортными операциям 12 октября 1993 года утверждена совместная Инструкция ЦБ и Государственного Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) " О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", которая введена в действие в 1994 году.


1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТАМОЖНИ И ОТДЕЛА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1 История Челябинской таможни

 

Датой своего образования Челябинская таможня считает 17 августа, именно в этот день в 1989 году Приказом Главного Управления государственного таможенного контроля при совете Министров СССР было принято решение о создании таможни в Челябинске.

Что же касается первых исторических упоминаний о таможне, то они относятся к середине 18 века и связаны с Указом 1743 года о создании центра Исетской провинции в городе Челябинске. Близость древней караванной тропы из Индии к северному санному пути и «царёвы» привилегии для местных купцов и ремесленников способствовали бурному развитию торговли в этом регионе. В те годы на территории нынешней Челябинской области было три таможни - Челябинская, Троицкая и Верхнеуральская. Товары, пересекающие границу должны были непременно проходить через таможню, но было немало и тех, кто пытался ее обойти, чтобы избежать высоких пошлин. Изобретательность купцов прошлого не знала границ: железная проволока, покрытая лаком, при досмотре оказывалась медной с позолотой, медные кубики скрывали в себе часовые механизмы, в мыле прятали жестянки с сахарином. Основными же контрабандными товарами были скот и соль. Однако, после указа императрицы Елизаветы Петровны 1753 года, внутренние таможни прекратили свою деятельность.

Вновь Челябинская таможня заработала в самом конце прошлого столетия в 1899 году с пуском в эксплуатацию екатеринбургской ветки западно-сибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали. Челябинск оказался конечной западной станцией этого участка и вплоть до 1912 года оставался единственными железнодорожными «воротами», связывающими Сибирь с центром России. А Челябинская таможня - единственным пунктом контроля всех колониальных товаров, прибывающих с Востока. По размерам оптовой торговли чаем, Челябинск занимал второе место в России после Москвы. Именно благодаря досмотру этого высокопошлинного товара, Челябинская таможня по доходам занимала девятое место среди таможен страны. Только в 1913 году они составляли 14, 5 млн.руб. После революции Челябинская таможня просуществовала до 1919 года и прекратила свою деятельность вместе с эвакуацией войск белой армии в Иркутск.

В конце 80-х годов, с отменой монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, возникла необходимость приблизить таможенное оформление и таможенный контроль к крупным промышленным центрам России - производителям и получателям товаров. Челябинская область по объемам промышленного производства находилась в первой десятке субъектов Российской Федерации. Она располагала не только разнообразными природными ресурсами, развитой транспортной сетью и имела удачное географическое положение, область была насыщена промышленными предприятиями, прежде всего черной металлургией и машиностроением. 17 августа 1989 года, после 70-летнего перерыва, Челябинская таможня была в очередной раз создана и начала свою активную деятельность.

Первоначально ее штат составлял десять человек, а зоной ответственности были определены северная и центральная части, а также горно-заводская зона Челябинской области. Вновь создавать таможню и налаживать ее деятельность довелось первому начальнику, советнику таможенной службы 1-го ранга - Виталию Николаевичу Тыкину, который на тот момент уже имел опыт работы таможенных органах.

Менялась политическая и экономическая ситуация в стране, но основное предназначение таможни оставалось прежним - обеспечение экономической безопасности государства в области внешнеэкономической деятельности. Важные изменения в жизнь Челябинской таможни привнес 1993 год, когда она вошла в состав Уральского таможенного управления. В апреле этого года появились первые посты: Баландинский, Златоустовский, Миасский и Саткинский. В июне образован пост «Металлургический комбинат» на Челябинской металлургическом комбинате, а в июле - посты в городах Аша и Верхний Уфалей.

С распадом Советского союза, Челябинская область внезапно оказалась пограничной. И хотя с соседним суверенным Казахстаном Россию связывали добрососедские отношения, сотни километров, пока еще прозрачной границы, накладывали на них свой отпечаток. До 1998 года Челябинская таможня выполняла исключительно функции внутренней таможни, связанной с таможенным оформлением и таможенным контролем, а с принятием в структуру Троицкого таможенного поста, расположенного на южном рубеже области, изменила свой статус, став пограничной. Ко всему прочему, в это же время обслуживаемый Баландинским постом Челябинский аэропорт получил статус международного.

С января 2004 года, в целях совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, Троицкий таможенный пост был разделен на Троицкий пост, МАПП Бугристое и ЖДПП Троицк, каждый из которых стоял на страже экономических интересов государства, и это было неоднократно отмечено со стороны ФТС России и УТУ признанием их лучшими коллективами. Однако образование и функционирование Таможенного союза внесло коррективы в их деятельность и деятельность Челябинской таможни в целом. В связи с отменой таможенного контроля на российско-казахстанском участке границы эти два поста расположенные в пунктах пропуска через государственную границу, были ликвидированы.

Сегодня Челябинская таможня играет не последнюю роль в развитии промышленного региона, предприятий и продвижении отечественной продукции на мировом рынке. Регион ее деятельности - западная, восточная и северная части Челябинской области, охватывающие территорию около 60 тысяч кв. км, на которой расположены 16 административно-экономических районов и 21 город областного подчинения. В настоящее время в зоне ответственности Челябинской таможни функционируют девять таможенных постов. Четыре расположены в городе Челябинск, другие - в Миассе, Златоусте, Сатке, Озерске и Троицке. С участниками внешнеэкономической деятельности посты работают в прежнем режиме и осуществляют торговые операции с более сотней стран мира.

По итогам работы таможенных органов в 2011 году Челябинская таможня признана лучшей в системе Федеральной таможенной службы. Прежде такой высокой оценки в масштабах страны коллектив Челябинской таможни был удостоен в 2007 году, заняв первое место среди таможен первой категории, а в 2008 году коллектив таможни вошел в тройку лучших и занял второе место.

В зоне ответственности таможни осуществляют внешнеторговые операции свыше тысячи предприятий и организаций. Основной объем грузов приходится на крупные промышленные объекты – гиганты отечественной металлургии и машиностроения. Учитывая объемы и стратегическую важность грузопотоков, сотрудники Челябинской таможни нацелены на упрощение и ускорение таможенных процедур, что позволит минимизировать финансовые, временные и иные затраты со стороны предприятий.

Успешно применяется электронное декларирование посредством сети Интернет. Подобная процедура активно используется крупнейшими предприятиями области и на сегодняшний день уже 97% деклараций на товары оформляется именно таким способом. Также широко используется технология удаленного выпуска товаров, что позволяет участникам ВЭД подавать декларацию в удобный для него таможенный орган (например, по месту регистрации), а не в таможню, в зоне ответственности которой товар пересек границу.

Наряду с экономическим направлением, большое внимание Челябинская таможня уделяет правоохранительной деятельности.Одной из основных задач таможенной службы является пресечение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных или ограниченных к ввозу товаров или незаконное перемещение через границу товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны. Совместно с другими правоохранительными органами таможня проводит оперативно-розыскные и оперативно-профилактические мероприятия, направленные на противодействие контрабанде и незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

В 1998 году на правах Челябинского отделения Всероссийского Союза ветеранов таможенной службы в таможне была создана Ветеранская организация. На сегодняшний день в ее рядах 148 человек, 49 из которых награждены государственными и ведомственными наградами ФТС (ГТК) России: Максимов Андрей Алексеевич, Стрельников Аркадий Анатольевич и Фролов Алексей Николаевич удостоены медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, а Кособокову Михаилу Семеновичу присвоено почетное звание «Заслуженный таможенник Российской Федерации». Более шестидесяти членов Организации по-прежнему находятся в строю и передают молодым таможенникам накопленные знания и опыт, выработанные богатой историей отечественных таможенных органов.

Должностные лица таможни ежегодно принимают участие в торжественных мероприятиях, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, смотрах-конкурсах самодеятельного художественного творчества, а также в спортивных мероприятиях, проводимых не только самой таможней и Уральским таможенным управлением, но и другими структурами и организациями.

Челябинская таможня активно пропагандирует здоровый образ жизни и понимает немаловажную роль спорта в жизни должностных лиц организации. Таможенники постоянно принимают участие в спортивных мероприятиях по служебному двоеборью, легкой атлетике, лыжным гонкам, мини-футболу, баскетболу, плаванию, стрельбе, многоборью кинологов, соревнованиях различного уровня: от городских до федеральных.


 

1.2 Общие характеристики валютного контроля

 

Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Таким образом, валютный контроль является одним из взаимосвязанных звеньев всей системы валютного контроля.

В настоящее время валютный контроль экспортных операций в Российской Федерации регулируется целым рядом нормативных документов:

- Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 " О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.);

- Распоряжением Правительства РФ от 16 января 1996 г. N 55-р О контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

- Инструкцией ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 " О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (с изм. и доп. от 22 декабря 1999 г.);

- Распоряжением ГТК РФ от 20 декабря 1999 г. N 01-14/1418 " О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров";

- Приказом МВЭС РФ от 16 февраля 1994 г. N 78 " О порядке проведения экспертизы обоснованности недополучения или задержки получения валютной выручки от экспорта стратегически важных сырьевых товаров" (с изм. и доп. от 28 декабря 1994 г., 12 марта 1996 г.),

а также многочисленными распоряжениями, приказами и указаниями ГТК РФ и ЦБ РФ.

Объектом рассматриваемых отношений, как следует из определения целей валютного контроля, являются валютные операции при экспорте. Таким образом, постановка вопроса «валютный контроль экспортных операций» не совсем корректна. Следовательно, для логической увязки между самими отношениями валютного контроля с объектом отношений не хватает предлога «при»: …при экспортных операциях. Отношения валютного контроля при экспортных операциях корреспондируют с другой важной частью государственного контроля – экспортным контролем, цели и задачи которого определены Федеральным законом РФ «Об экспортном контроле».

Определение понятия «валютные операции» содержится в упомянутом федеральном законе. В соответствии со ст. 1 Закона к валютным операциям относятся:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

- осуществление международных денежных переводов;

- расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

При этом законодатель разграничивает текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. В связи с таким разделением строятся различия в регулировании.

Под экспортом товаров понимается режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 97 ТК РФ). Ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определяет экспорт как вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.

Субъектами рассматриваемых отношений являются:

- органы и агенты валютного контроля;

- участники экспортных операций.

В соответствии со ст. 11 Закона органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. В частности, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации (в том числе и при экспорте), делятся на резидентов и нерезидентов.


 

Резидентами являются:

- физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

- юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами, с местонахождением на территории Росси;

- дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

- физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;

находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и другие.

 

1.3 Отдел валютного контроля таможенной Челябинской таможни

 

Отделом валютного контроля Челябинской таможни проводятся проверки в соответствии с компетенцией таможенных органов по осуществлению валютного контроля. В 1 квартале 2011 завершено 50 проверочных мероприятий, выявлено более 30 нарушений валютного законодательства на сумму свыше 95 миллионов рублей. Из них в 29 случаях выявлены нарушения, касающиеся несоблюдения порядка и сроков представлении отчетности по валютным операциям, установленных правил оформления паспортов сделок. В целом по результатам проверок по соблюдению валютного законодательства Челябинской таможней возбуждено 26 дел об административных правонарушениях на сумму 55, 4 миллионов рублей. Для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту невозврата из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ) на сумму 38, 9 млн. рублей материалы направлены в правоохранительный блок таможни.

В основном нарушения валютного законодательства выявляются в отношении участников внешнеэкономической деятельности, расположенных в регионе деятельности Челябинской таможни. Однако в первом квартале 2011 года отделом таможенной инспекции в ходе проверочных мероприятий выявлены случаи с признаками нарушений валютного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности, зарегистрированными в регионе деятельности других таможен, но осуществляющими таможенные операции в Челябинской таможне. Сумма выявленных нарушений составила 159, 2 млн. рублей, информация с подтверждающими материалами передана в компетентные таможенные органы Российской Федерации.

Цель валютного регулирования на межгосударственном уровне состоит в координации валютной политики отдельных стран, в выработке и осуществлении совместных мер по преодолению валютных кризисов; в согласовании валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам.

Валютное регулирование на региональном уровне осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например -Европейского союза.

Осуществляя валютное регулирование в России, государство регламентирует систему международных расчетов, выполняемых российскими участниками, и устанавливает:

- сферу и порядок проведения валютных операций;

- порядок формирования и использования валютного резерва страны;

- порядок формирования и использования валютных фондов хозяйствующих субъектов;

- сферу и порядок осуществления валютного контроля.


 

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТАМОЖНИ

 

2.1 Нормативные правовые акты

 

Нормативно-правовая основа валютного регулирования включает в себя три уровня различных видов нормативных актов:

- Конституция РФ;

- Федеральные законы;

- подзаконные нормативно-правовые акты.

Основной принцип, лежащий в основе нормативно-правовой базы валютного контроля - это строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уров­ня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования и эффективного функционирования системы валютного контроля.

Высший уровень организации нормативной базы валютного регу­лирования воплощается в Конституции РФ. В ней закрепле­ны принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, тамо­женным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформле­нии (ст. 76).

Средний уровень рассматриваемой иерархии - законодательный. Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень можно представить следующими основными нормативными актами:

- Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;

- Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ;

- Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)»;

- Федеральным законом РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

- Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

- Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

- Федеральным законом от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.

Особое место в составе нормативно-правовой базы валютного кон­троля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валют­ном регулировании и валютном контроле». Это - законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздей­ствия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля. Данный Закон вме­сте с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ и основу нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.

Нижний уровень составляет совокупность различного вида подзаконных нормативных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемых при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т. д.

Состав рассматриваемого уровня входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению, в частности: указы и распоряжения Пре­зидента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного контро­ля (инструкции, положения, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного рода документов могут служить:

- Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (устанав­ливает порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками с использованием технологии валютного контроля внешней торговли);

- Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);

- Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами упол­номоченным банкам документов и информации при осущест­влении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов ва­лютного контроля - справки о валютных операциях, паспорта сделки);

- Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным бан­кам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банка­ми контроля за проведением валютных операций»;

- Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 г. № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов ва­лютного регулирования при осуществлении внешнеэкономиче­ской деятельности».

· Приказом ФТС РФ от 03.03.2011 г. №478 «Об утверждении Типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов».

Информационную основу валютного контроля составляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функций совокупность сведений, касаю­щихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.

В качестве источника информации при осуществлении валютно­го контроля используются главным образом различные документы, а также сведения, поступающие от организаций - участников контрольных действий.

Перечень документов, являющихся основным источником инфор­мации при осуществлении валютного контроля, определен Законом о валютном регулировании (ст. 23). Как отмечается в Законе, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проведенной валютной операции.

В установленный Законом перечень документов, содержащих инфор­мацию основу, необходимую для осуществления валютного контроля, входят:

- документы, удостоверяющие личность физического лица;

- документ о государственной регистрации физического лица в ка­честве индивидуального предпринимателя;

- документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юриди­ческого лица, - для резидентов;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имуще­ство;

- документы, удостоверяющие права нерезидентов на осущест­вление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформ­ляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

- уведомление налогового органа по месту учета резидента об от­крытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

- регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

- документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

- документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

- документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

- документы, оформляемые и выдаваемые кредитными органи­зациями, включая банковские выписки; документы, подтверж­дающие совершение валютных операций;

- таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних бумаг в документарной форме; паспорт сделки (ПС);

- документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи о паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Не все представленные в данном списке документы имеют для осуществления валютного контроля одинаковое значение. Наиболее важными источниками необходимой для него информации являются:

- контракты, прежде всего внешнеторговые;

- банковские документы, подтверждающие совершение валютных операций;

- таможенные декларации;

- паспорта сделок.

Особое место здесь занимают внешнеторговые контракты, в первую очередь их разделы, связанные с ценой контракта, валютными и финансовыми условиями платежей. В них содержится информация, которая становится основой оформления банковских документов, таможенных деклараций, паспортов сделок. Поэтому она является исходной и для действий контролирующих органов.

 

2.2 Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций

 

Паспорт внешнеторговой сделки является документом, который необходим для целей осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время порядок оформления паспортов сделки регламентируется следующими нормативными актами:

1. Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Инструкция Банка России от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Формы паспорта сделки:

– по внешнеторговому контракту,

– по кредитному договору, утверждены Приложением №4 к Инструкции Банка России №117-И.


 

В соответствии с п.1 ст.22 закона №173-ФЗ, валютный контроль в РФ осуществляется:

· Правительством РФ,

· органами и агентами валютного контроля,

в соответствии с действующими федеральными законами.

Резидентами в соответствии с положениями пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ являются:

1. Физические лица - граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года.

2. Постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

3. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

4. Находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.

5. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом №173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ это:

1. Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ.

2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

4. Аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях.

5. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.

6. Находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения юридических лиц – нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами.

7. Иные лица, не указанные в пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ

Рисунок 1. Образец паспорта сделки

Резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки в одном банке.

В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации - для физического лица).

Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк одновременно следующие обосновывающие документы:

1) Два экземпляра паспорт сделки;

2) Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

3) Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ;

4) Иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона " О валютном регулировании и валютном контроле" №173-ФЗ от 10.12.2003 года, необходимые для оформления паспорта сделки, а именно:

– документы, удостоверяющие личность физического лица;

– документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

– документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

– документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

– документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

– уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

– регистрационные документы;

– документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

– документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

– таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

– документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом (физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом - индивидуальным предпринимателем), подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии).

Паспорт сделки, представляемый в банк ПС резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица - резидента.

Банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в паспорте сделке, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах.

Представленный резидентом паспорт сделки проверяется ответственным лицом банка в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты его представления резидентом в банк.

В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом оба экземпляра паспорта сделки подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью.

Один экземпляр паспорта сделки, подписанный ответственным лицом банка и заверенный печатью банка, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком в досье по паспорту сделки. Другой экземпляр возвращается резиденту.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, на сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.

Существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего развития валютного регулирования, однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения («закручивания гаек»). Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.

Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны

Таможенная практика способствовала закреплению и улучшению теоретических знаний в области таможенного дела, позволила применить знания, полученные в ходе прохождения практики, при написании данного отчета.

В ходе таможенной практики был изучен нормативно-правовой, методический и иной материал необходимый для отчета.

Практика позволила тесным образом познакомиться с работой Челябинской таможни, отдела делопроизводства, с порядком ведения и оформления документации в Челябинской таможне, основанной на инструкции по делопроизводству, структуру делопроизводства.

В процессе практической деятельности был произведен анализ деятельности отдела таможенной инспекции и кадров Челябинской таможни, изучены его основные задачи и функции.

В заключении хотелось бы отметить, что профессия таможенника в любом цивилизованном государстве всегда считалась не только особо престижной, но и очень трудной. Она требует от человека немалых интеллектуальных, духовных и физических сил, мужества и безупречного исполнения служебного и гражданского долга.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Значимость для учителей. Каждый учитель должен владеть методикой оценивания, то есть знать, не только как проводить экзамены в аудиториях | Какими станут люди!




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.