Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативное регулирование бух.учета;пользователи .

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней. Первый уровень – Законодательный. К данному уровню относятся документы, прямо или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухучёта в организации, а также представление бухгалтерской отчетности в РФ: федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ). Особое место в этом уровне системы занимают: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Налоговый кодекс РФ. Второй уровень – Нормативный. Ко второму уровню относятся документы, разработку и принятие которых регламентирует Минфин: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчётности. Они должны охватить требования, относящиеся к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, условно в разрезе трех групп: общие вопросы раскрытия информации, активы и обязательства организации, финансовые результаты ее деятельности. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. Документы данного уровня носят обязательный характер. Третий уровень – Методический. К третьему уровню относятся указания по ведению бухучета, в том числе в инструкциях, рекомендациях. Разработкой их занимаются отраслевые министерства и ведомства. К этой группе документов относятся метод рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), метод указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Документы данного уровня носят рекомендательный характер. Четвертый уровень – Организационный. Сюда относят рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Наряду с документом об учетной политике организации здесь имеется ряд других документов – внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бух учета в системе управления организацией и решениязадачее функционирования.Важным нормативным документом является Концепция бух учета в рыночной экономике России. В ней сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета до 2010 г. Концепция является основой построения системы бух учета в стране.Пользователи бухгалтерской информации В рыночной экономике бухгалтер обязан предоставлять информацию тем, кто её использует, независимо от того, являются они внутренними или внешними потребителями информации. Администрация организации несёт ответственность за конечный финансовый результат – прибыль. Менеджеры принимают большинство решений на основании данных бухгалтерского учёта, их интересует себестоимость единицы продукции, наличие денежных средств, чистая прибыль... Внешних пользователей можно разделить на пользователей с прямым финансовым интересом и пользователей с непрямым (косвенным) финансовым интересом. Пользователи с прямым финансовым интересом изучают финансовые отчёты организаций, в которых содержатся сведения о результатах работы организаций, прибыльности и ликвидности. Прибыльность – получение дохода от инвестирования средств. Ликвидность – наличие достаточных платёжных средств для оплаты долгов в установленные сроки. На основании финансовых отчётов инвесторы могут сделать заключение о финансовых перспективах организации в будущем, стоит ли вкладывать в неё средства. Кредиторов интересует имеет ли организация деньги, чтобы выплачивать проценты и своевременно погашать долг. Пользователей с (непрямым) косвенным финансовым интересом можно разделить на группы: 1. налоговые органы; 2. регулирующие органы; 3. органы планирования экономики; 4. другие. Налоговые органы контролируют правильность и своевременность уплаты налогов. По каждому налогу необходимо вести финансовую отчётность. Организации предоставляют информацию регулирующим органам на уровне государства, города, округа. Например, энергетические организации должны пересматривать тарифы на электрическую и тепловую энергию на основе бухгалтерских отчётов. Централизованное планирование, управление и контроль на уровне государства, организации осуществляется на основе данных финансовых отчётов. Другими пользователями финансовой отчётности являются профессиональные союзы при подготовке к заключению коллективных договоров. Пользователями финансовой отчётности с косвенным финансовым интересом также являются консультанты, потребители, покупатели и др.

 

 

2.Предметы, объекты бухгалтерского наблюдения (активы, обязательства, капитал, доходы, расходы). Объекты бухгалтерского наблюденияНаблюдение означает изучение чего-либо. Предметом изучения бухгалтерского учёта является хозяйственная деятельность организации. Основными хозяйственными процессами организации производственного предприятия являются снабжение, производство и реализация продукции. Эти процессы состоят из отдельных взаимосвязанных хозяйственных операций Основные понятияАктивы. Любая собственность организации: машины и оборудование, здания, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, патенты. Часть бухгалтерского баланса отражающая материальные и нематериальные ценности организации (предприятия) с точки зрения их состава и размещения. Обязательства. Сумма денег, которая должна быть заплачена на определённую дату в будущем. Размер и дата оплаты большинства обязательств известны. В обязательства включают долгосрочные займы, банковские овердрафты и долги поставщикам. Обязательства подразделяются на текущие и долгосрочные. Текущие обязательства должны быть оплачены в течение года с даты составления баланса, в котором они отражены. Обязательства оцениваются по сумме, которая, как ожидают, должна быть оплачена на дату погашения обязательства. Капитал. Общая стоимость активов какого-либо лица за вычетом его обязательств. По источникам образования и целевому назначению капитал(имущество) организаций подразделяют на собственный и заёмный (созданныйза счёт обязательств).Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и его обязательствами. Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, нераспределённой прибыли, целевых финансирований и поступлений. Заёмный капитал – часть стоимости имущества организации, сформированной за счёт обязательств (заёмных средств) организации перед другими организациями, физическими лицами, своими работниками. К обязательствам организации относятся кратко- и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению. Доходы. Доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и(или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).Расходы. Расходами организации признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества)и(или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).Финансовые результаты. Финансовый результат – выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельностипредприятия, объединения, организации в целом и её отдельныхподразделений. В бухгалтерском учёте финансовый результат определяютпутём подсчёта и балансирования всех прибылей и убытков (потерь) за отчётный период.  

 

3.Функции и методы бухгалтерского учета. 1. Контрольная функция бухгалтерского учета.Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. В бухгалтерском учете отражается весь кругооборот средств предприятия, источников их формирования и хозяйственные процессы. 2. Обеспечение сохранности собственности. Данная функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Научно организованная система учета позволяет не только вскрывать растраты и хищения, выявлять деятельность различных коррумпированных группировок, но и предупреждать их. Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности. 3. Информационная функция бухгалтерского учета. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности. Бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. 4. Функция обратной связи. Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой немыслимо действие системы управления, тем более ориентированной на широкую автоматизацию. Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования. Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Никакая другая система не в состоянии выполнить эту задачу.5. Аналитическая функция бухгалтерского учета. Аналитическая функция тесно связана с информационной; однако рассматривать ее как информационное обеспечение для анализа неправомерно. Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и продажу продукции, правильности применяемых цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов. *Методы бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность. Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их, обеспечивает сохранность имущества. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета -- средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации. Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки. Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат. Для постоянного контроля за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе. Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета. Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Например, на счетах бухгалтерского учета процесс поступления на предприятие купленных материалов увязывается с расходованием денежных средств, уплаченных продавцу этих материалов. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяет более глубоко изучать хозяйственную деятельность предприятий. Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени. К отчетности, как элементу метода бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований: достоверность целостность; сопоставимость; последовательность; отчетный период; оформление.

 

4.Первичная документация, учетные регистры, инвентаризация. Первичными называют документы, составляемые непосредственно в момент, когда совершается хозяйственная операция, и представляющие собой свидетельства их совершения. К ним относятся счета, кассовые ордера и приходные, накладные, заборные листы и др. Первичная документация в бухгалтерии делится на документы внешние (созданные за пределами организации) и внутренние (созданные в самой организации). Помимо этого, по характеру первичные документы подразделяются на бухгалтерские, оправдательные, распорядительно-организационные и комбинированные. А также они бывают разовыми и накопительными.Разовые (расчетные и платежные ведомости, кассовые ордера и др.) используются лишь один раз для отражения проведенной операции. После этого они поступают в бухгалтерию. Накопительные (лимитно-заборные карты; недельные, месячные наряды) составляются на протяжении длительного периода (месяца, декады) с целью отражения однотипных повторяющихся операций. К организационно-распорядительным первичным документам относятся приказы, указания, распоряжения, доверенности. Оправдательные первичные документы (накладные, платежные требования, ордера приходные и т. д.) отображают факт проведения операции. К ним относятся платежные ведомости по зарплате, кассовые ордера и пр..Комбинированные первичные документы выполняют функции всех выше перечисленных категорий (и оправдательных, и распорядительных, и бухгалтерского оформления.Первичная документация ведется для обеспечения точности и достоверности всех учетных показателей. Чтобы составляемые первичные документы имели юридическую силу, они должны содержать все требуемые реквизиты. К ним относятся: - полное наименование документа, - дата непосредственного составления, - наименование предприятия, - точное обозначение содержания проведенной операции; - фамилии, инициалы и должности ответственных за проведение операции лиц, их подписи с расшифровкой; - печати предприятия, штампы. По законодательству первичная бухгалтерская документация составляется на русском языке. На предприятиях с иностранным капиталом могут составляться на иностранном, но с подстрочным переводом. По этим данных в конце определенного периода заполняется отчетность. Учетные регистры. Регистр – книга для записей. Регистр бухгалтерского учёта – документ, предназначенный для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчётности. Регистры бухгалтерского учёта ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учёта в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учёта. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учёта обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров бухгалтерского учёта должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учёта должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внёсшего исправление, с указанием даты исправления. Применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров - журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Кроме того, могут применяться специальные разработочные таблицы. Содержание регистров бухгалтерского учёта является коммерческой тайной. Учётный регистр – документ для регистрации и группировки данных учёта. Учётные регистры классифицируются по назначению (хронологические, систематические, комбинированные), содержанию (синтетические и аналитические) и форме (двусторонние, односторонние, табличные и шахматные). Инвентаризация. Периодическая проверка наличия числящихся на балансе организации (предприятия) ценностей, их сохранности и правильности хранения, обязательств и прав на получение средств, а также ведения складского хозяйства и реальности данных учёта. Она позволяет осуществлять контроль за сохранностью материальных ценностей, выявлять и устранять возможные ошибки в учёте и работе материально ответственных лиц, определять величину естественной убыли и уточнять учётные данные об остатках материальных и прочих ценностей. Инвентаризации подвергаются основные фонды (средства), товарно-материальные ценности, затраты в незавершённом производстве, денежные средства, расчёты с поставщиками, заказчиками и другие статьи баланса. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учёта отражаются на счетах бухгалтерского учёта в следующем порядке: 1. излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации; 2. недосдача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счёт виновных лиц. Инвентаризации подлежат всё имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), а также представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой чётко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учёте, на каждой странице описи указывают общий итог количества в натуральных показателях, записанных на каждой странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путём зачёркивания неправильных записей и проставления надьзачёркнутыми правильных записей. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии. Председатель визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчётам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу.

 

 

5.Методологические основы учета хозяйственных процессов: процесса заготовление, процесса производства, процесса продажи и выявления финансового результата. Хозяйственная деятельность предприятия связана с использованием средств, материальных и нематериальных средств, которые постоянно находятся в непрерывном движении, кругообороте. Кругооборот средств осуществляется через хозяйственные процессы. Они являются важнейшим объектом бухгалтерского учета и отражающих хозяйственную деятельность каждого предприятия. Во хозяйственным процессом понимают совокупность однородных операций, направленных на выполнение определенного хозяйственного завдання. Хозяйственные процессы или процессы операционного цикла - поставки (приобретения), производство, реализация сбыт) отражают процесс кругооборота капитала, вызванный функционированием товарно-денежных ведомасти. Процесс поставки связанный с использованием счетов бухгалтерского учета денежных средств, расчетов, средств и предметов труда. Процесс производства отражается на счетах издержек производства и готовой продукции. Процесс реализации отражается на счетах себестоимости реализации, денежных средств и расчетов. Характер хозяйственных операций и взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета для каждого конкретного процесса операционного цикла будет рассматриваться ниже. Рассмотрим основные общеметодологические принципы учета хозяйственных процессов операционного циклу. Хозяйственные процессы являются важнейшими объектами бухгалтерского учета, поскольку характеризуют движение средств в системе кругооборота капитала. При этом средства (капитал) могут приобретать в процессе этого движения таких форм: денежной, товарной и производственной. Так, в процессе поставки (приобретение) происходит изменение формы капитала: из денежной в товарную. Предприятие для нужд производства за денежные средства приобретает необходимые факторы производства (основные средства, производственные запасы, труд). В процессе производства приобретенные материальные и трудовые ресурсы взаимодействуют, результатом чего, с одной стороны, выступают затраты на производство продукта (материальные, трудовые, финансовые), с другой - результаты производства (готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги), то есть товарная (факторный) форма капитала переходит в производственную, а затем, за исключением незавершенного производства в - товарную. В процессе реализации товарная форма стоимости вновь меняется денежной. Кругооборот капитала и связанные с ним хозяйственные процессы операционного цикла динамические, поскольку осуществление любого хозяйственного процесса требует не только сменяемости формы капитала, но и увеличение или уменьшение (смены) активов и обязательств. Это приводит к изменениям в структуре активов и пассивов предприятия (структурных сдвигов), что обусловливает платежеспособность (ликвидность) предприятия и уровень его финансовой стабильности (зависимости от внешних источников). Динамика хозяйственных процессов приводит к росту объемов и масштабов деятельности на качественно новой воспроизводственного основе. Каждый операционный цикл может отличаться от предыдущего по объемам и структурными изменениями в активах и обязательствах по устоявшимся положительными показателями. Это обстоятельство необходимо учитывать, принимая управленческие решения относительно перспектив развития пидприемства. Хозяйственные процессы характерны для всех видов экономической деятельности, они классические для любого бизнеса, целью которого является получение выгоды или прибыли. Виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансы и др.) отличаются лишь по продолжительности и объему того или иного процесса, при этом последовательность их осуществления остается незминною. Взаимодействие всех хозяйственных процессов как единого целого приводит к конечного итога, а именно к получению финансового результату. Каждый хозяйственный процесс (снабжение, производство, реализация) имеет целевой характер и экономическую целесообразность. Цель процесса поставки - обеспечение предприятия необходимыми ресурсами; производства - использование факторов производства с целью получения продукции; реализации - сбыт продукции и получение прибыли. В каждом хозяйственном процессе, как и в операционном цикле в целом, необходимо стремиться обеспечить экономическую эффективности. На таких общеметодологических принципах основывается учет основных хозяйственных процессов и финансовых результатов предприятия. Понимание и соблюдение их позволяет получить для нужд оперативного управления и контроля своевременную и качественную информацию о количественные и качественные показатели хозяйственных процессов и операционного цикла в целом.

 

6.Основы технологии и организации бухгалтерского учета. Основой организации бухгалтерского учета на предприятии являются законодательные и нормативные акты, исполнять которые обязаны все юридические и физические лица, зарегистрированные как пред-приниматели. Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учета и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регламентиру-ющих учет. Первый уровень системы документов составляют законо-дательные акты, в которых закрепляются обязательность ведения учета участниками рыночных отношений, основные правила и принципы, необходимые к выполнению.В международной практике к таким документам относятся либо законы о бухгалтерском учете, либо законы о компаниях, предпринимательской деятельности. Применительно к условиям России - это Гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон о бухгалтерском учете и др. Федеральный закон о бухгалтерском учете подтверждает обязательность ведения бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческого и некоммерческого характера), формулирует общие положения о бухгалтерском учете и основные требования к его ведению, регламентирует бухгалтерскую документацию и его отчетность, определяет ответственность за нарушения законодательства и порядок ведения учета.К первому уровню системы относятся также другие законодательные акты, указы президента и постановления правительства, затрагивающие в той или иной мере вопросы бухгалтерского учета и регулирующие (прямо или косвенно) его постановку. Второй уровень системы включает стандарты (положения) бухгалтерского учета и отчетности (ПБУ), задача которых регламентировать и давать рекомендации о ведении учета на отдельных его участках, по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. Стандарты регулируют вопросы организации учетной работы и формирования учетной политики. Российские стандарты должны быть увязаны и соответствовать Международным стандартам учета и отчетности, исходить из принципов и базовых правил бухгалтерского учета, зафиксированных в документах первого уровня. К числу важнейших стандартов относится План счетов бухгалтерского учета финансовой и хозяйственной деятельности и инструкция по его применению. Стандарты бухгалтерского учета должны утверждаться соответствующим органом, указания которого будут обязательными для всех. Третий уровень системы составляют документы рекомендательного характера, т.е. инструкции, положения, указания, предлагающие возможные варианты организации учета на предприятии в зависимости от его отраслевой принадлежности, размеров, типа производства, организации производства, труда, управления и других факторов на базе основных положений, изложенных в законодательных актах и стандартах. К четвертому уровню системы относятся рабочие документы (инструкции, положения, приказы) предприятия и другие документы, формирующие его учетную политику.Такая многоуровневая система документов позволяет организовать на предприятии надлежащую систему организации бухгалтерского учета и отчетности. При разработке нормативной документации любого уровня должны соблюдаться основные принципы организации бухгалтерского учета, действующие в мировой его теории и практике. К ним, в частности, относятся принцип начисления и принцип осторожности (осмотрительности).Принцип начисления предполагает, что доходы и расходы, прибыли и убытки, другие аналогичные показатели отражаются на счетах бухгалтерского учета в момент их возникновения, а не в момент осуществления расчетов. Указанные принципы, а также принцип непрерывности (действующего предприятия), неизменности (последовательности) и приоритета содержания перед формой, легли в основу положения по учетной политике предприятия. Таким образом, для того чтобы организовать бухгалтерский учет на предприятии, необходимо: ознакомиться с действующими законодательными и нормативными документами по бухгалтерскому учету;; разработать учетную политику в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/98) и приказом по предприятию ввести ее в действие; приобрести комплект унифицированных форм первичной документации по бухгалтерскому учету, утвержденных Госкомстатом России и Минфином России; разработать рабочий план счетов и приказом по предприятию ввести его в действие; при ручном варианте ведения бухгалтерского учета приобрести в соответствии с выбранной формой учета учетные регистры (журналы, ведомости, книги и т.д.);..Финансовый учет предназначен для составления бухгалтерской отчетности установленной формы и содержания, в основном ориентированной на внешних пользователей. Финансовый учет обязателен для предприятия, он охватывает все хозяйственные операции предприятия, это учет фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств.Управленческий учет представляет собой систему формирования определенной информации и ее использования внутри предприятия. Это учет факторов, обстоятельств и условий, влияющих на хозяйственно-финансовую деятельность организации. Его цель - представить нужную информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений.

 

7.Предмет, объекты, цели и концепции бухгалтерского финансового и управленческого учета. Финансовый учет: объекты, принципы, задачи. Система бухгалтерского учета разделена на две подсистемы: финансовый учет и управленческий учет. Бухгалтерский финансовый учет– это система сбора и обработки учетной информации, необходимой для составления финансовой отчетности. Финансовый учет включает в себя информацию по учету балансовых счетов: основных средств – нематериальных активов, финансовых вложений, материально-производственных запасов, денежных средств, и используется не только внутри предприятия, но и внешними пользователями. Финансовый учет регулируется нормативными документами. Цель финансового учета– формирование информации о деятельности организации в целом: доходах и расходах, состоянии денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, платежах в бюджет и внебюджетные фонды, о финансовых вложениях, финансовых результатах и т. п.Предмет бухгалтерского финансового учета– хозяйственная деятельность предприятия. Объектами являются имущество (хозяйственные средства, активы предприятия), капитал и обязательства предприятия (источники формирования имущества), а также хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников его формирования. Концепция финансового учета и отчетности — это основные принципы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Управленческий учет – новая отрасль знания, которая объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и оперативный учет, экономический анализ и т. д. Предмет управленческого учета– производственная деятельность предприятия в целом и его структурных подразделений. Управленческий учет включает в себя часть операций, связанных с процессами закупки и заготовки материальных ценностей и реализацией готовой продукции. Объекты управленческого учета.1. Издержки предприятия и его структурных подразделений.2. Результаты хозяйственной деятельности.3. Внутреннее ценообразование.4. Прогнозирование будущих финансовых операций.5. Внутренняя отчетность. Основной целью управленческого учета является обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Концепция финн и управл учета: Фин. учет ведется с целью составления фин. отчетности для внеш. пользователей. Упр. учет призван обеспечить сбор и обработку информации для планирования, управления и управления. Фин. учет обязателен для каждого предпр. и регламентируется гос-вом. Упр. учет — внутреннее дело предпр. Руководство предпр. устанавливает его принципы, формы, сроки представления отчетности и т.д. Фин. учет оперирует точной информацией по свершившимся фактам. В упр. учете для принятия упр. решений зачастую исп-ся приблиз. данные, оценки будущего.Фин.отчеты обобщают информацию о деят-ти всего предпр. Упр. учет несет в себе информацию об отд. видах продукции, отд. подразделенияхВ фин. учете хоз. опер. измеряются в денежных единицах.В упр. учете большой объем информации представлен в натур. выражении (нормо-час, трудовой час, центнеры, гектары и т.д.)

8.Налоговая система Российской Федерации и налоговая политика. Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства. Отдельных социальных групп общества а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.Принципы налоговой политики1) При формировании налоговой системы большое значение имеет соотношения между прямыми и косвенными налогами.2) Применение прогрессивных ставок налогообложения.3) Непрерывность налогообложения. 4) Применение налоговых льгот и их характеристика. 5) Исследование системы вычетов, скидок и их целевая направленность.6) Степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков. 7) Методы формирования налоговой базы. 8) Соотношение федеральных региональных и местных налогов.Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах, бесперебойное пополнение бюджетных доходов – основа экономического роста, повышение благосостояния населения, укрепление обороноспособности, решение экологических и др. проблем общества. Налоговый механизм включает налоговоеПланирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей, Прогнозирование – основа для разработки социально – экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период. Регулирование налоговых взаимоотношений осуществляются между центром и субъектами федерации, субъектами федерации и районами, городами, муниципальными образованиями. Контроль – призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Инструменты в налоговой политики: ставки, льготы, налогооблагаемая база.3. Налоговая система Российской Федерации. Налоговая система представляет собой совокупность определяемых законодательством правил исчисления, уплаты налогов и организации контроля за соблюдением законодательства. Налоговая система является элементом финансовой системы государства, обеспечивающей поступление доходов в бюджеты и внебюджетные фонды. От эффективности налоговой системы зависит полноценность реализации программ, финансируемых из бюджетов и внебюджетных фондов.Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов хозяйственной деятельности и их организации. Выделяют четыре сектора: - государственный сектор; - коммерческий сектор; -финансовый сектор; - население. Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора. Первый – полнота охвата источников доходов в целях обложения их налогом. Второй – минимизация расходов по взиманию налогов.Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков. Существует несколько вариантов классификации налогов: 1 По способу взимания – налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги построены на основе постоянного характера заранее определима сумма налоговых поступлений, взимаются в определенные сроки. Взимаются с доходов или имущества физических и юридических лиц. По косвенным налогам государство непосредственно не устанавливает платежеспособности лица, уплачивающего налог. Косвенные налоги – это налоги на расход, т.е. на предметы потребления.2.По поступлению в бюджеты соответствующих уровней выделяют: Государственные, Местные, Межгосударственные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основе государственных законов. Они поступают в общегосударственный бюджет. Местные налоги взимаются местными органами управления и обеспечивают доходами местные бюджеты. Межгосударственные налоги взимаются по решению нескольких государств и поступают в общие бюджеты или спец. фонды.3.По плательщикам она включает три группы налогов: с юридических лиц, с физических лиц, с юридических и физических лиц.4. По объекту обложения она включает: налог на доходы; налог на имущество; налог на действия (финансовые операции, обороты); ресурсные налоги.5. По назначению налогов выделяют общие, специальные и чрезвычайные налоги. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет. Специальные налоги предназначены для формирования централизованных целевых фондов они взимаются с конкретных групп плательщиков.Налоговая система РФ прошла путь от простейшей формы изъятия дохода до сложных схем расчета налоговой базы, применение льгот, методов пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогообложения. Налоговая система должна строится как единый, взаимосвязанный и комплексный документ в форме Налогового кодекса.

 

 

9. платежи, взимаемые при упрощенной системе налого-обложения. Упрощённая система налогообложения (УСН) — особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения бухгалтерского учёта. Статьей 346.20 НК РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по единому налогу: 6 %, если объектом налогообложения являются доходы, 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. С 1 января 2009 года законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Следующие условия являются необходимыми, но не достаточными для перехода на упрощённую схему налогообложения: средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя за налоговый (отчётный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, не превышает 100 человек; по итогам девяти месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ (условие касается только организаций), составляет не более 45 млн. рублей (с 2014 года сумма индексируется на коэффициент-дефлятор)Организации освобождаются от: Налога на прибыль; НДС (кроме НДС, уплачиваемого на таможне); Налога на имущество; Налога с продаж; ЕСН. Предприниматели освобождаются от уплаты: Налога на доходы ФЛ; НДС (кроме НДС, уплачиваемого на таможне); Налога с имущества физических лиц; Налога с продаж; ЕСН. Видно, что теперь предприниматели уравнены в своих налоговых обязательствах с организациями: ранее предприниматели освобождались только от подоходного налога.Для всех остаются: взносы на пенсионное страхование; Налого-плательщиками теперь могут быть (в т.ч.): организации, в уставном капитале которых 100% принадлежит ООИ (плюс 50% от численности - инвалиды и 25% ФОТ - инвалиды); лица (организации и предприниматели), у которых средняя численность работников составляет до 100 человек. Введены новые ограничения: не стоимость амортизируемого имущества, находящегося на праве собственности, могут быть налогопл превышает 100 млн. руб. плательщиками организации, у которых: имеются филиалы и (или) представительства. Изменен критерий по доходу (валовой выручке): Теперь он равен 15 млн. руб. в год (для организаций и предпринимателей). При этом для осуществления права перехода на упрощенную систему этот критерий составляет 11 млн. руб. за 9 месяцев; это ограничение установлено только для организаций! Для предпринимателей такого ограничения не установлено.Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. Изменить выбранный объект налогообложения можно до 20 декабря. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, по стоимости амортизируемого имущества и (или) по валовой выручке. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, не вправе в добровольном порядке перейти на общий режим налогообложения в течение календарного года. Такой переход он вправе осуществить лишь с начала следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Однако, начиная с 1.01.05 все налогоплательщики должны будут исчислять налог, используя в качестве объекта налогообложения ДОХОД, УМЕНЬШЕННЫЙ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ, независимо от того, какой объект они выбрали ранее. Для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, установлено, что сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Существенно расширился перечень расходов, принимаемых к вычету при исчислении налоговой базы, когда объектом налогообложения является " доход, уменьшенный на сумму расходов". При этом добавилось требования, содержащееся в ст. 255 НК: все понесенные расходы должны быть документально подтверждены и обоснованы (т.е. экономически оправданы). Введена декларированная ранее т.н. " полная инвестиционная льгота": предоставляется вычет по приобретаемым основным средствам на их стоимость. Объявлено, что налогоплательщики будут руководствоваться только кассовым методом признания доходов. Расходы признаются после их фактического осуществления. Введен " минимальный налог" - для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доход, уменьшенный на сумму расходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке (т.е. по упрощенной системе) налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Для указанных налогоплательщиков предусмотрен также (отсутствовавший ранее) порядок переноса убытков на будущее. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Осталось положение (теперь закрепленное в законе) о том, что налог уплачивается только по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

 

10. Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета (финансовой отчетности). К межправительственным организациям, занимающимся вопросами унификации учета и финансовой отчетности, относятся: 1. Центр по транснациональным корпорациям и специальные межправительственные рабочие группы экспертов в области бухгалтерского учета, созданные в рамках ООН. Рабочая группа создана в 1982 г. и занимается изучением проблем учета в международном аспекте, содействием организации учета на национальном и международном уровнях, помощью развивающимся странам во внедрении стандартов. Европейская Комиссия занимается гармонизацией учета в рамках Европейского Союза. Этот процесс осложняется наличием существенных различий в бухгалтерской практике стран - членов Союза: в Голландии, Великобритании и Ирландии бухгалтерский учет ориентирован, прежде всего, на кредиторов и собственников, в Германии, Бельгии и Люксембурге - на банки, во Франции бухгалтерский учет сильно зависит от макроэкономического планирования. Основой европейского законодательства в области бухгалтерского учета являются 4-я и 7-я Директивы Совета Министров (соответственно от 25 июля 1978 г. и 13 июня 1983 г.). Первая затрагивает проблемы составления годовой отчетности акционерными компаниями, вторая посвящена вопросам составления консолидированной (сводной) отчетности. 8 декабря 1986 г. была принята Директива по годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых институтов. В ноябре 1995 г. Европейская Комиссия одобрила новый подход к гармонизации бухгалтерского учета. Признавалось, что европейские Директивы не соответствуют международным стандартам, необходимым для целей рынка капиталов. Транснациональные компании вынуждены готовить 2 комплекта финансовой отчетности, что весьма дорого, и может приводить в замешательство инвесторов. В связи с этим, учитывая заключенное в июле 1995 г. соглашение между КМСБУ и Международной организацией комиссий по ценным бумагам, по признанию МСБУ как обязательного условия для получения котировки на международных фондовых рынках, Европейский Союз принял решение о постепенном переходе на МСБУ. Данный процесс будет осуществляться путем последовательного устранения различий между Директивами и МСБУ. Например, исследование, проведенное в 1996 г. Европейским Союзом, показало, что Директивы ЕС и международные стандарты по консолидированной отчетности в целом совместимы, за исключением двух небольших различий.В задачи межправительственных организаций входит: – анализ проблем учета на национальном, региональном и международном уровнях; – рассмотрение и публикация выводов анализа для использования их правительственными органами и организациями, а также организациями, занимающимися разработкой стандартов и ассоциациями профессиональных бухгалтеров и аудиторов; – сотрудничество с международными и национальными организациями в области совершенствования учетных стандартов; – оказание содействия странам в разработке ими национальных стандартов. Группа тесно взаимодействует с международными организациями (ООН, ОЭСР, КМСБУ). 2. Европейский союз (Европейский Комитет), задачей которого является гармонизация учетных систем стран, входящих в эту организацию, которая осуществляется через директивы. Директивы ЕС являются юридическими документами, представляющими собой в некотором роде свод законов, которые страны – участницы ЕС интегрируют в системы своих национальных законов. Директивы ЕС, таким образом, носят строго обязательный характер для стран – членов ЕС. 3. Организация экономического сотрудничества и развития, которая включает представителей более 20 стран США, Франция, Япония, Канада, Швеция, Бельгия и др. Данная организация занимается вопросами управления многонациональными корпорациями, и в частности, затрагивает вопросы их финансовой отчетности. Для координации действий в области учета и отчетности в составе данной организации создана Специальная группа по стандартам бухгалтерского учета. 4. Африканский совет по учету, учрежденный в 1969 году для развития сотрудничества между различными органами по стандартизации учета в африканских странах. 1.2 Международные профессиональные организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности Важную роль в унификации учета играют профессиональные организации бухгалтеров. К ним относятся: Международная федерация бухгалтеров (МФБ). Основана на Международном конгрессе бухгалтеров в Мюнхене в 1977 г. Основная цель - развитие и совершенствование профессии бухгалтера на основе согласованных стандартов. Страны: Аргентина, Австралия, США, Бельгия и др.1. Международная организация бухгалтеров, которая объединяет национальные и региональные профессиональные бухгалтерские организации, представляющие бухгалтеров, занятых публичной практикой, в промышленности, торговле, общественном секторе, образовании и т.д. Эта организация стремится к развитию профессии и гармонизации ее стандартов по всему миру с тем, чтобы помочь бухгалтерам оказывать профессиональные услуги на высоком уровне в интересах всего общества. Данная организация тесно сотрудничает с Советом по международным стандартам финансовой отчетности. 3. Европейская федерация бухгалтеров, которая возникла в 1986 году и является ведущей профессиональной организацией бухгалтеров в Европе. Основными задачами данной организации являются консультирование комиссий Европейского Союза по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, а также осуществления сравнительного анализа Директив ЕС и МСФО с целью их сближения. 4. Межамериканская ассоциация бухгалтеров, которая основана в 1949 году в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), ее членами являются 27 профессиональных организаций из 21 страны: Аргентина, Бразилия, Боливия, Перу, Мексика, Канада, США и др. Целью этой организации является унификация бухгалтерской практики в странах Американского континента. Основные усилия направлены на стандартизацию и гармонизацию практики учета в странах Латинской Америки. Страны: Аргентина, Бразилия, Канада, США, Мексика.5. Федерация бухгалтеров стран-членов АСЕАН, которая основана в 1977 г. представителями являются пять стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Данная организация занимается вопросами повышения статуса бухгалтерской профессии, согласованием национальных методик бухгалтерского учета. 1.3 Международные профсоюзные организации Определенное влияние на унификацию учета оказывают международные профсоюзные организации. К ним можно отнести: Европейскую конфедерацию профсоюзов, Международную конфедерацию свободных профсоюзов, Всемирную конфедерацию труда и др. Эти организации заинтересованы в информации о деятельности предприятий в целях защиты интересов трудящихся. И поэтому они предъявляют определенные требования к показателям финансовой отчетности, содержащим социально-экономическую информацию, необходимую для анализа положения трудящихся в различных странах.1.4 Другие профессиональные организации Существует также Комиссия по ценным бумагам и биржам США - правительственная организация, чья юрисдикция распространяется на все компании, продающие ценные бумаги в США (включая иностранные), поэтому она может оказывать определенное влияние на методику бухгалтерской отчетности. Совет по разработке финансовых учетных стандартов занимается разработкой американских учетных принципов. Как правило, стандарты этой, неправительственной организации получают распространение в странах англо-американской модели, однако сейчас эта организация рассматривается как потенциальный конкурент КМСБУ в разработке международных стандартов финансовой отчетности.

 

11. Понятие МСФО, применение и их роль. Понятие «Международные стандарты финансовой отчетности» включает в себя следующие док-ы: 1) предисловие к положениям МСФО; 2) принципы подготовки и предс-тавления фин-ой отч-и; 3) стандарты; 4) разъяснения. В Предисловии к положениям МСФО кратко излагаются цели и порядок деятельности Комитета по МСФО, а также разъясняется порядок применения международных стан-ов. Прин-ы подготовки и представления фин-ой отч-ти определяют основы подготовки и представления фин-ой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы, как цели фин-ой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, определения, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и поддержание капитала. Принципы не являются стандартом и не заменяют его. Данный документ предназначен для содействия: Комитету по МСФО в разработке новых и пересмотре действующих стандартов; национальным органам стандартизации - в работе над национальными стандартами; составите-лям финансовой отчетности - в применении МСФО и определении порядка составления отчетности по вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты; аудиторам - в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО. МСФО представляют собой систему принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и пред-ставления финансовой отчетности. Ни Комитет по МСФО, ни профес-сиональные бухгалтерские организации не имеют полномочий повсемес-тного соблюдения МСФО. Эти стандарты приме-няются в силу признания различными регулирующими органзациями по всему миру важности гармонизации правил составления финансовой отчетности, поддержки ими деятельности Комитета по МСФО, а также профессиональной убежденности бухгалтеров, аудиторов, финансовых менеджеров и др. Стандарты предназначены для подготовки финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовой информации о компании. Разъяснения МСФО подготавли-ваются постоянным комитетом по разъяснениям и принмаются Правлени-ем Комитета по МСФО. В них толкуются положения стандартов, содержа-щие неоднозначные или неясные решения. Они обеспечивают единообра-зное применение стандартов и повышение сопоставимости финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО. В качестве вопросов для разъяснений обычно избираются те, которые связаны с применением существующих стандартов, имеют практическую направлен-ность, предс-тавляют большой интерес для пользователей стандартов. МСФО разрабатываются Комитетом по международным стандартам фина-нсовой отчетности - КМСФО, который был создан в 1973 г. Комитет был первоначально основан в результате соглашения между профессиона-льными бухгалтерскими организациями из 10 стран. С 1983 г. все профессиональные бухгалтерские организации, члены Международной федерации бухгалтеров, стали членами КМСФО.

 

12. Сущность бухгалтерского дела, его содержание. Понятие бухгалтерского дела. В современных условиях хозяйствования бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерских служб и специалистов в области бухгалтерского учета, составляющих основу содержания бухгалтерского дела, представляющего собой систему отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни. Отсюда, решение перечисленных задач возможно только при условии изучения специалистами в области бухгалтерского учета базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, а также основных принципов и требований, получения знаний о строении форм и методов учета, что в целом и составляет сущность бухгалтерского дела. Бухгалтерская информация широко используется при проведении мероприятий экономического и финансового анализа, планирования деятельности хозяйствующих субъектов и прогнозирования их развития, контроля за количественными и качественными показателями предпринимательской или иной деятельности. В настоящее время решение данных задач существенно осложняется проблемами становления и развития рыночных отношений и связанной с этим многоукладностью экономики. Важным направлениям улучшения работы любой бухгалтерии является совершенствование организации и ведения делопроизводства - как одного из основных составляющих метода бухгалтерского дела. Элементы метода бухгалтерского дела. Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды финансовых и расчетно-денежных документов, первичных учетных и отчетно-статистических документов, организационно-распорядительных документов, т.е. так называемых «продуктов» труда работников бухгалтерии, включающих в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего существования. Сущность бухгалтерского дела. Деятельность бухгалтерской службы по сбору регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных операциях на предприятии в специально разработанных и оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учета и хранения - составляет сущность бухгалтерского дела. Ведение бухгалтерского дела. Ведение бухгалтерского дела означает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа означает, что экономическое событие не имело места. Основные задачи организации бухгалтерского дела. Основными задачами организации бухгалтерского дела являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Документирование, как часть бухгалтерского дела. Часть бухгалтерского дела, непосредственно связанная с созданием документов, называется документированием. Особое место среди документов бухгалтерии занимает немногочисленная, но исключительно важная для этого подразделения организационно-распорядительная документация, обеспечивающая как организацию работы бухгалтерии (положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудникам бухгалтерии), так и нормативно-правовую основу многих финансовых и расчетно-денежных операций (приказы и распоряжения по основной деятельности, гарантийные письма, акты ревизий, протоколы заседаний и т.д.). Правильное составление и оформление этих документов в соответствии с действующими нормативными актами - один из важнейших элементов бухгалтерского дела. Другой существенной стороной организации ведения бухгалтерского дела является систематизация и хранение всех образующихся в бухгалтерии документов, необходимых впоследствии не только для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и для предъявления этих документов при аудиторской или налоговой проверке. Порядок ведения специфической бухгалтерской документации (ее составление, оформление, хранение и пр.) детально описан в нормативных актах Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации. Руководители предприятий несут персональную ответственность за документальный фонд предприятия.

13. Основное содержание, порядок ведения учета наличных денежных средств и на расчетных счетах и их отражение в отчетности. Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма КО-2), Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3), Кассовая книга (форма КО-4), Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5). Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г, №88 по согласованию с Минфином России и введены в действие с 1 января 1999 г. (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000).Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. В ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях (КоАП РФ) прямо указано, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа: - на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; - на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.За нарушение требований Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 05.05.2014) " О применении контрольно-кассовой техники при осуществле-нии наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.05.2014) применяются штрафные санкции к организациям в зависимости от характера нарушения.Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит — выбытие денежных средств из кассы.К счету 50 «Касса» могут быт открыты субсчета: 50-1 «Касса организации»; 50-2 «Операционная касса»; 50-3 «Денежные документы» и др. На субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иност-ранной валюты. На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывают наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитывают находящие

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные критерии выбора темы НИР | Введение. Глава 1 Баланс как элемент метода бухгалтерского учета




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.