Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологи и статистики






В 1986 г. Американские средства массовой ин­формации подпали под обаяние исследования уровня замужества среди высокообразованных женщин. Информация содержала далеко не все детали, которые описывались в неопубликованной статье исследователей из Йельского и Колумбий­ского университетов. Журналы поместили на вид­ном месте сообщение о том, что не замужние 40-летние женщины, окончившие колледж, име­ют больше шансов стать жертвами террористов, чем замужние. Авторы оригинального исследова­ния, благодаря средствам массовой информации, стали знаменитостями. Однако под напором кри­тики со стороны других исследователей они при­нялись корректировать искажения, допущенные прессой. Наконец, в 1989 г. они опубликовали окончательный отчет, результаты которого были менее сенсационными.

Это исследование подтверждает следующие истины:

1) трудность точного перевода сложной стати­стики в доступной для массового сознания ма­териал;

2) средства массовой информации некритичес­ки оценивают исследования, выполненныепредставителями престижной научной школы

(мы сомневаемся, что точно такие же открытия, совершенные сотрудниками рядового колледжа, с готовностью были бы подхвачены журналис­тами);

3) общественность склонна верить, что женщи­ны, вовремя не вышедшие замуж, карьеристки и должны быть наказаны одиночеством на всю оставшуюся жизнь.

Исследователи не разобрались в статистичес­ких деталях, которые могли бы повлиять на ко­нечные выводы. В самом деле, шансы выйти замуж для высокообразованных женщин, родив­шихся в 1950-х, были в 2-3 раза выше, чем со­общалось. Вот почему социолог обязан тща­тельно проверять, что именно он считает дока­занным, какого рода данные собраны в поддержку того или иного вывода.

Статистическая практика зародилась с возникновением древних государств, но как наука статистика появилась позже — приблизительно в XVIII в. Ее по­явлению предшествовали две научные школы, положившие в основание ана­лиза общественных явлений статистические идеи: 1) государствоведение, на­чало формирования которого относят к 1660 г. (Германия); 2) политическая арифметика, зародившаяся в Англии в середине XVII в. Начало политической арифметике положили Уильям Петти (1623—1687) и Джон Граунт (1620— 1674).

Государствоведение считается историческим предшественником полити­ческой арифметики. Так и говорят: исторической дисциплиной, предшеству­ющей политической арифметике и современной статистике, было государ­ствоведение, содержание которого вмещало в себя сведения географическо­го, этнографического, юридического характера.

Иногда их называют параллельно формирующимися научными дисципли­нами, в равной мере повлиявшими на зарождение европейской статистики. При этом политическую арифметику именуют собственным названием, а го­сударствоведение — просто статистикой. Как бы то ни было, политическая арифметика и статистика (государствоведение), некоторое время развиваясь параллельно и совершенно самостоятельно, накопив большой фактический материал и методический опыт, стали двумя основными источниками эмпи­рического фундамента современного обществознания. Обе они ориентирова­ны на получение научно достоверной информации для практики социально­го управления. Основным предметом изучения выступало население, и в пер­вую очередь — его количественный состав, расселение по городам и деревням.

Термин «статистика» имеет сложное происхождение. С одной стороны, в нем заметны следы от латинского слова status — положение, состояние, поря­док явлений. С другой — термин «статистика» имеет в своем корне слово «го­сударство» (нем. Staat, англ. state). Отсюда немецкий термин «государствове­дение» (Staatswissenschaft), т.е. учение о массовых явлениях и фактах жизни государства. Первоначально он означал искусство и науку управления; пер­вые преподаватели статистики университетов Германии XVIII в. сегодня на­зывались бы специалистами по общественным (политическим) наукам. Объе­динение двух значений термина дает первое определение статистики — наука о положении дел в государстве (стране, обществе). Поскольку решения пра­вительства до некоторой степени основываются на данных о населении, про­мышленности (ремеслах), сельском хозяйстве и т.д., статистики, естественно, стали интересоваться такими данными, и постепенно слово «статистика» ста­ло означать сбор самой разной информации о государстве, а затем вообще сбор и обработку данных. Такого рода эмпирическое знание стало важной предпо­сылкой возникновения социологии — эмпирической предсоциологией1.

В XVIII в., когда статистика начала оформляться в научную дисциплину, термин «статистика» связывался с системой описания фактов, характеризу­ющих состояние государства. Существительное statistika2, образованное от прилагательного statisticus, впервые употребил немецкий статистик, профес­сор Геттингенского университета Готфрид Ахенваль (1719—1772). Немцы сделали государствоведение предметом университетского преподавания. По-

Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 107. «Statistica» (в латинской литерации), «Staatenkunde» (в немецком оригинале), «Государствоведение» (на русском языке) и «Политическая арифметика».

явившаяся во второй половине XVII в. в Германии новая университетская дисциплина имела латинское название «Notitia rerum publicarum», что позже стало соответствовать немецкому «Staatenkunde». Первый публичный курс го-сударствоведения прочитал в 1660 г. немецкий профессор медицины и по­литики Герман Конринг (1606—1681). Новая научная дисциплина занима­лась описанием фактов, касающихся политического устройства государства и его законов, основанных как на чисто личных наблюдениях, так и на зна­ниях, почерпнутых из достоверных источников. Этим она существенно от­личалась от мемуаристики — записок и дневников путешественников, куп­цов и дипломатов XVI—XVII вв., служивших почти единственными источ­никами эмпирических данных.

Поначалу статистика следовала в русле описательной традиции, больше по­вествуя о «достопримечательностях» (численность населения, состав почвы и

другие данные о государстве) различных государств, мало интересуясь числовыми измерениями и математическими опера­циями, их сопровождающими. Основная задача государствоведения заключалась в изучении настоящего, а не прошлого со­стояния страны. В 1797 г. Британская эн­циклопедия (Encyclopaedia Britannica) сообщала о том, что «статистика» — слово, недавно введенное для обозначения результатов обзора состояния ка­кого-либо королевства, графства или округа.

Тем не менее в XVIII—XIX вв. сформировалась первая научная традиция в статистике, которая получила название немецкой школы государствоведе­ния, или описательной статистики (А.Бюшинг, А. Шлёцер и др.). Ее пред­ставители собрали огромный информационный материал, разработали базо­вые социальные показатели, касающиеся государственного устройства, изоб­рели или усовершенствовали большинство методов обработки эмпирических данных, которыми мы пользуемся до сих пор.

В конце XVIII в. слово «статистика» пришло в Англию вместе с перевода­ми работ немецких государствоведов. Новое значение старому слову stato придал английский экономист Джон Синклер (1754—1835). Государствове-дение превратилось в политическую арифметику, описательные процедуры были потеснены вычислительными, вместо умозрительного теоретизирова­ния на первый план выдвинулось эмпирическое исследование (преступно­сти, безработицы, заболеваемости и т.д.). Однако в тот период статистика не отделялась от политической экономии и других социально-экономических наук. Крупный вклад в теорию и практику статистики внесли российские ученые М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, К.И. Арсеньев, Д.П. Журавский, П.Л. Чебышев, А.А. Чупров, а из современных исследователей B.C. Немчи­нов, П.И. Попов, В.Н. Старовский, Г.С. Струмилин, Б.С. Ястремский.

Различными авторами было дано множество определений статистики. Известно, что в конце XIX в. Рюмелин насчитал 63 определения статистики. Если верить М. Губеру, в 1940 г. насчитывалось уже 100 определений. В на­стоящее время их число еще больше увеличилось. Мы приведем здесь лишь некоторые из таких определений3, данных разными авторами в разные эпохи.

Приводятся по источнику: https://www.statis.narod.ru/Statistics/Collection.htm

1789. Статистика — это та отрасль политических знаний, которая в качестве объекта исследования рассматривает абсолютную и сравнительную мощь отдельных современных государств, мощь, являющуюся резуль­татом их естественных преимуществ, трудолюбия и культуры их насе­ления и мудрости их правительств (Political geography. Introduction to the Statistical Tables, etc. Quoted in The Monthly Review, 81).

1792. Статистика описывает состояние государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом (A.F. Luder. Einleitung in die Staatskunde).

1792. Статистика — это историческая наука, которая полностью и верно ото­бражает современное или прошлое состояние какого-либо народа (M.Ch. Sprengel. GrundrissderStaatenkunde).

1792. Статистика — это научно упорядоченное представление о современном политическом положении государства (J.G. Meusel. Lehrbuch der Statistik).

1794. Статистика, или государствоведение, — это наука или область знаний о современном политическом положении государства (J.G. Meusel. Lehrbuch der Statistik. 2. Afl.).

1798. Статистика есть исследование положения в стране для выяснения того., какая доля благополучия приходится на ее жителей, а также для того, чтобы найти способы эту долю в дальнейшем увеличивать (J. Sinclair. Statistical Account of Scotland).

1805. Статистика — это наука, основанная на изучении фактов, целью кото­рой является оценка силы, богатства и мощи государства путем ана­лиза источников и средств поддержания благосостояния и могущества, являющихся следствием его местоположения, населения, промышлен­ности, торговли и армии, одним словом, это наука о реальных силах и могуществе политического государства (J. Peuchet. Statistique mentaire de la France).

1805. Статистика — это наука, которая исследует физические, моральные и политические силы какого-либо государства (D.Fr. Doimant. Theorie elementaire de la statistique).

1808. Статистика — это полное знание современного состояния тех фактов, которые определяют благосостояние населения и его отдельных групп (S. Gagnazzi De Luca. Elementi delParte statistica).

1819. Статистика — это точная наука, которая учит собирать сведения и по­зитивные факты обо всех объектах, упорядочивать и использовать их путем обнародования; статистика при современном уровне знаний о государстве имеет целью исследование того, для чего предназначено городское общество (J. Graberg von Hemso. Theorie der Statistik).

1829. Статистика — это научно упорядоченное изображение действительно­сти, вызванное необходимостью совершенствовать искусство управле­ния (G.R. Schnabel. Generalstatistik der Europaisclien Staaten).

1832. Целью статистики является исследование и описание состояния госу­дарств или народов относительно их внутренней организации и вне­шних связей (Encyclopaedia Americana).

1840. Статистика — это нахождение И сведение вместе тех факторов, кото­рые пригодны для иллюстрации положения и перспектив общества (В.В. Edwards. American Statistical Association Collections).

1840. Цель статистики — подойти при помощи соответствующих методов к от­крытию законов, по которым развиваются социальные явления (PA Du-fau. Traite de statistique ou theorie de l'etude des lois).

1842. Слово «статистика» происходит от слова «государство» (state или Staat) и означает группу людей, живущих в общественном союзе; оно вклю­чает все характеристики их состояния (Encyclopaedia Britannica. 7th ed.).

1842. Статистика — это отрасль политической науки, занимающаяся сбором и упорядочиванием фактов, иллюстрирующих состояние и ресурсы го­сударства (The Penny Cyclopaedia).

1846.Статистика — это наука о фактах, Проявляющихся в результате дей­ствия сил природы и жизни людей в социальной среде; наука о резуль­татах этой деятельности, направленной на благо общества, и о посто­янных или периодических явлениях, которые, будучи определены этой деятельностью, происходят в данной общественной системе (Ch. de Brouckere. Cours d'economie politique).

1847.Статистика — это наука о социальных фактах, выраженных в терми­нах чисел (A. Moreau de Jonnes. Elements de statistique).

1848.Статистика — это новая наука, целью которой является исследование людей в различных совокупностях (A. Quetelet. Du systeme social et des Joia qui ie regissent),

1850. Статистика — самостоятельная наука с ей одной принадлежащими за­дачами и методами. Ее результат есть политическая арифметика, ее цель — познание закономерностей развития организма человеческого общества; ее задача — получить точные знания обо всех факторах, оп­ределяющих явления внешнего мира в его целостности (G.A. Knies. Die Statistik als selbstandige Wissenschaft).

1863. Статистика стремится найти характерные черты человеческих обществ на основе систематических массовых наблюдений и подсчетов одно­родных явлений (G. von Rumelin. Zcitschrift fiir die gesammte Staatwis-senschaft. XIX, 1863; RedenundAufaatze, 1875).

1868. Статистика стремится при помощи систематических количественных массовых наблюдений исследовать политико-экономический, соци­альный и политический характер народов и составить из этих наблю­дений общую научную картину (A. von Oettingen. Moralstatistik).

1877. Статистика — научное средство для исследования особенностей чело­веческого общества, поддающихся численному выражению, и для вы­явления закономерностей в общественной жизни (G. Mayr. Gesetz-massigkeit im Gesellschaftsleben).

1884. Статистика — это социальная арифметика (A. Beaujon. Antrittsrede).

1885. Статистика есть наука, которая изучает структуру человеческого обще­ства (R.W. Rawson. Statistical Society of London. Jubilee vol.).

 

1888. Статистику можно понимать в широком и узком смысле. В широком смыс­ле она — метод, в узком — наука. Как наука она изучает фактический об­щественный порядок путем количественных наблюдений (A. Gabaglio. Teoriagenerale della Statistica).

1889. Статистика — эточисленноеисследованиесоциальныхявлений. (Е.Levas-seur. La population francaise).

1894. Под статистикой можно понимать исследование жизни людей в обще­стве с помощью большого объема чисел (W. Lexis. Handworterbuch der Staatswissenschaften).

1934. Статистика есть численное изучение групп или масс путем изучения входящих в их состав единиц, будь эти единицы люди или объекты, оду­шевленные или неодушевленные. В настоящее время статистика имеет более широкий смысл — количественное изучение групп и более узкий смысл — количественное изучение социальных групп (W. Willcox. Encyclopaedia of the Social Sciences).

1954. Статистика как наука является одним из разделов прикладной мате­матики, и ее можно рассматривать как математику, применяемую при разработке результатов массового наблюдения (Р.А. Фишер. Статисти­ческие методы для исследователей. 1958).

1970. Статистика — наука, изучающая количественные отношения массовых общественныхявлений. Статистика разрабатывает методы количественного анализа, которые в совокупности образуют статистическую методологию и используются другими науками (Философская энциклопедия, т. 5).

Статистика всегда была важным звеном государственного управления. Неразрывная связь между двумя смыслами термина «статистика» — государ­ство и статус — сохраняется на протяжении веков. Статистика никогда не была частным делом, но обслуживала нужды и потребности всей страны. Именно она дает объективное и реальное представление о происходящих в обществе процессах.

Основное предназначение статистики — предоставлять информацию для принятия управленческих решений. Так, в масштабах страны для управле­ния экономикой используются данные о валовом национальном продукте, объеме экспорта и импорта, миграции рабочей силы, уровне безработицы, показателях рождаемости и смертности и др.

Многое изменилось в организации работы статистических комитетов, но задачи, которые изначально стояли перед статистикой, сегодня в основном те же: объективно писать историю современности. Сегодня нет практичес­ки ни одной отрасли как в сфере материального производства, так и в сфере социальной, которая по какой-либо причине осталась бы за гранью интере­сов статистического исследования.

В социологии широко используется статистико-социологический метод — мас­совое наблюдение (в статистическом смысле) социальных явлений, позволяющее устанавливать повторяемость однородных явлений в социальных процессах.

В последние десять лет акценты региональных комитетов статистики за­метно сместились в сторону социальной сферы. До 70% информации, кото­рую собирают местные комитеты, касается человека и всего того, что обес­печивает его существование. Исследования в области материального произ­водства занимают остальные 30%.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.