Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Опросные и неопросные методы исследования






    Методы эмпирического исследования в социологии, а их всего четыре разновидности (опросы, наблюдение, анализ документов и эксперимент), не­пропорционально делятся на две группы — опросные и неопросные. К оп­росным методам относятся только анкетирование и интервью, к неопрос­ным — наблюдение, анализ документов, эксперимент. Методы эмпиричес­кого исследования разделяются по способу их проведения:

    Опросы

    Интервью: свободное или стандартизированное, клиническое или фоку­сированное, групповое или индивидуальное, прямое или опосредованное.

    Анкетные опросы: экспресс -опрос, групповой или индивидуализирован­ный, очный (раздаточная анкета) или заочный (почтовая анкета, прессовая анкета), массовые или экспертные.

    2. Анализ документов: качественный или количественный (контент-анализ).

    3. Наблюдение: включенное или невключенное, форматизованное илинеформатизованное.

    4. Эксперимент: истинные эксперименты, квази-эксперименты, натурныеэксперименты, натуралистические эксперименты.

    В табл. 4 приводится типология методов эмпирического исследования.

    Таблица 4 Типология методов исследования по числу опрошенных и степени вовлеченности социолога42

    К неопросным относятся и так называемые аппаратные методы регист­рации реакций людей, например, при тестировании. Один из них —- метод

    42 Модифицировано по: Worsley P. Introducing Sociology. L.: Penguin, 1977. P. 89.

    регистрации зрительской реакции в момент просмотра (прослушивания рекламы, передач, иных видео-аудио фрагментов с помощью ручных пуль­тов. Пульт используется для фиксирования оценок каких-либо параметрог в процессе просмотра или прослушивания. Хотя численно вторые преобла­дают, однако основной массив информации, от 50 до 75% — социологи по­лучают именно за счет первых.

    Выделяют две основные разновидности социологического опроса: анке­тирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам за­полняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме прове­дения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирова­ние бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формь последнего: почтовый опрос, опрос через газету.

    Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когдг интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведение оно может быть прямыми или опосредованным, например, по телефону.

    В зависимости от источника информации различают опросы массовые \ специализированные (или экспертные). В первом случае источником инфор­мации выступают представители больших социальных групп (этнических религиозных, профессиональных), во втором случае — главный источни* информации — компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необ­ходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знани­ями либо жизненным опытом, которые позволяют им делать авторитетные заключения. Участников массовых опросов называют респондентами.

    Сложность и качество проведения опроса зависит от многих обстоя­тельств: содержания анкеты или интервью (т.е. перечня вопросов, в которы> реализован предмет исследования); качества работы анкетера или интервью­ера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благопри­ятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологи­ческого состояния респондента на момент опроса и др.

    Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Хотя познавательные возможности опроса безграничны, информация, получен­ная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, в ко­тором она преломилась в сознании респондента. Поэтому социологи не спе­шат ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фак­тах, событиях и явлениях. Они тщательно учитывают и по возможности ни­велируют вероятное искажение информации.

    Все разновидности вопросов трудно даже перечислить, еще труднее опи­сать то, как они работают. Над этой проблемой работают профессионалы-ме­тодисты, которые отрабатывают технику постановки вопросов, сбора и ана­лиза данных, математической обработки и эмпирической интерпретации от­ветов в специально для таких целей поставленных экспериментах. Их именуют, в отличие от исследовательских, призванных познавать закономер­ности поведения реальных людей, методическими экспериментами, которые показывают особенности поведения инструмента. Например, не всегда ясно,

    на какой вопрос — закрытый или открытый — респонденты лучше реагиру­ют и дают более достоверную информацию.

    У каждого метода исследования есть свои достоинства и недостатки, об­ласть распространения и область ограничения, круг решаемых вопросов и предмет изучения. В табл. 5 приводятся данные, характеризующие достоин­ства и недостатки трех часто используемых методов опроса.

    Таблица 5 Достоинства и недостатки трех опросных методов43

     

     

     

     

     

    Метод Достоинства Недостатки
    По почте Может проводиться малой группой исследователей. Низкая стои­мость. Легкость организации. От­сутствует влияние со стороны ин­тервьюера. Могут быть использо­ваны иллюстрации. Возможна однобокость, обуслов­ленная малым числом ответов. Не­возможность уточнить вопросы. Невозможность пояснений и объ­яснений. Низкое качество ответов на открытые вопросы.
     
    По телефону Низкая стоимость. Полевые иссле­дования могутбытьзавершеныдо-статочно быстро. Пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующихвопро-сы отношений. Централизованный контроль. Ограничен респондентами, имею­щими телефон. Не могут быть по­казаны вопросник и иллюстрации. Трудно поддерживать интерес бо­лее 15-20 минут. Трудно задавать сложные вопросы.
    Личное интервью Глубина опроса. Возможность де­монстрировать продукт. Возмож­ность приковывать внимание рес­пондента в течение долгого вре­мени. Возможность слушать жи­вую речь. Высокая стоимость. Сложно про­верить степень влияния интервью­ера на респондентов. Интервью может быть прервано. Требуется большая команда интервьюеров.





    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.