Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример пилотажного исследования






1риведем пример из собственной практики. В шчале 1980-х гг. было задумано изучение сти-|я руководства на одинаковых по технологичес-: ому профилю промышленных предприятиях были выбраны заводы по изготовлению холо-; ильников), но находящихся в разных культур­ных средах (Россия, Азербайджан, Литва). Пи-ютаж проводился на московском заводе холо-1ильников. Было роздано от 50 анкет, из соторых вернуть удалось 34 (некоторые анкеты эеспонденты куда-то спрятали, в другие заво­рачивали инструменты и спецодежду, а что-то 1 вовсе выбросили). Одному из авторов, тогда иладшему научному сотруднику, поручили вер­нуться на завод и поговорить с рабочими о том, сак они поняли анкетные вопросы. В основном 1 целом все прошло благополучно, но с некото-эыми произошел курьез. В анкете размещался зопрос о том, какого стиля руководства — авто-эитарного или демократического — придержи-зается непосредственный руководитель. Хотя трименялась расшифровка обоих терминов, этветы вызвали у рабочих сложный спектр нувств — от непонимания до возмущения. Но гамое главное — вопрос дал противоречивые ответы. Одного и того же руководителя рабочие

ремонтной бригады в равной мере отметили как демократа и как авторитарную личность. В не­формальной беседе пришлось выяснить причи­ны. «Наш бригадир (они его звали «рыжий Вась­ка») — просто деспот какой-то: если плохо ра­ботаешь или не так задание выполнил, может и матюгом покрыть, а то и кулаком заехать». «Так почему же половина рабочих назвала его демок-

ратом?» «А потому что с народом ладить умеет: после окончания смены вместе в пивбар захо­дим или водочки где разопьем, разговор по душам затеем, все ему выскажем. Мы же пони­маем: на работе с нами иначе нельзя, а вот по­том — совсем другое дело», — последовал от­вет. Разумеется, всех нюансов социологическая анкета учесть не могла, и ее вопросы пришлось корректировать.

Им задается примерно тот же круг методических вопросов, что и в предыду­щем случае. Замечено, что подобная процедура повышает заинтересованность респондентов и уровень критического восприятия анкетного вопроса.

В Аналитическом центре «Бизнес и маркетинг» обязательный пилотаж сформированной анкеты проводится в ходе пробных интервью с нескольки­ми респондентами, принадлежащими к целевой группе (обычно 3—5 респон­дентов, при сложных исследованиях —10—15). Это позволяет определить сте­пень понимания вопросов, обнаружить другие особенности их восприятия. По результатам пилотажа, если необходимо, в анкету вносятся коррективы. Осо­бенности проведения пробного опроса подробно обсуждаются также на «круг­лых столах» с интервьюерами, участвующими в проекте. При этом коллективно имитируется процесс проведения интервью в лабораторных условиях.

Пилотажные материалы хранятся в особых папках опросной фирмы. Они включают в себя первоначальный вариант вопросника, протоколы, фикси­рующие замечания респондентов и социологов, а также доработанный вари­ант анкеты. Со временем накапливается своеобразный «банк» методических решений, появляется опыт и навыки анализа типичных методических оши­бок, доработки инструментария.

Пилотажное исследование составляется на основе логического осмысле­ния всей проблемы будущего исследования, приблизительного расположе­ния вопросов с точки зрения их очевидной целесообразности. В ходе пило­тажа проверяются все процедуры, весь инструментарий исследования, выб­раковываются неудачные вопросы, вносятся коррективы на отдельных этапах исследования3.

К его проведению надо относиться как к приобретению страховки: вы, конечно, можете обойтись и без нее, если повезет. А если нет?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.