Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности эмоционального комфорта личности студентов и работников Главпочтамта






Показатели Средние значения, % Достоверность различий
  Студенты Работники  
Самопринятие 78, 65+10, 65 81, 23+10, 27 Нет различий
Принятие других 64, 27+9, 75 65, 43+9, 65 Нет различий
Эмоциональный комфорт 68, 54+15, 83 68, 75+15, 03 Нет различий

 

Проанализировав данные, полученные у студентов и у работников Главпочтамта, было выявлено только одно различие по показателю " напряженность и чувствительность". Это говорит о том, что студенты реже пребывают в стрессовых ситуациях и как следствие реже испытывают негативные эмоциональные переживания. По остальным показателям различий выявлено не было (таблица 3).

У 85% студентов представлен высокий уровень выраженности показателя по шкале " Самопринятие" и средний уровень - по шкале " Принятие других". У 65% студентов выявлен средний уровень выраженности показателя шкалы " Эмоциональный комфорт" и у 35% - высокий. Низкий показатель по данным шкалам обнаружен не был.

 

Рис. 4. Частота встречаемости студентов с разным уровнем эмоционального комфорта

 

Так же как и у большинства студентов, у большей части работников Главпочтамта высокий показатель был выявлен по шкале " Принятие себя" и средний - по шкале " Принятие других". По шкале " Эмоциональный комфорт" одинаковое количество респондентов получили высокие и средние показатели. Низкий уровень выраженности показателя ни одной из шкал методики выявлен не был.

 

Рис. 4. Частота встречаемости работников Главпочтамта с разным уровнем эмоционального комфорта

Сравнивая показатели принятия себя и других, можно сделать вывод о том, что испытуемые не достаточно личностно зрелы. На это указывает то, что респонденты хоть и обладают чувством собственного достоинства и уважают других, но не хотят понимать чужие проблемы и стремиться помочь другим справиться с ними. Возможно, присутствие защитных барьеров от окружающих. Эмоциональный комфорт (наличие и характер эмоциональных переживаний) и внешние признаки (особенности формирования системы взаимоотношений с окружающими) выделяются в качестве основных критериев процесса социально-психологической адаптации и, как следствие, субъективного благополучия личности. Проанализировав данные, полученные в данной методике, можно утверждать, что чем больше принятие других, тем выше уровень эмоционального комфорта.

Выводы

 

1. В группе студентов 2 и 3 курсов преобладают средний и высокий уровни показателей по шкалам методики изучения субъективного благополучия личности. А именно: по шкалам " Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику" и " Степень удовлетворенности повседневной деятельностью" получены высокие показатели, а по шкалам " Напряженность и чувствительность", " Значимость социального окружения" и " Самооценка здоровья" - средние значения. И только по одной шкале " Изменения настроения" - низкие значения. Это означает, что студенты испытывают дисбаланс положительных и отрицательных аффективных переживаний, отсутствие выраженной тревожности, депрессивных симптомов; удовлетворенность своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому они принадлежат, это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности; хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья; позитивно относятся к своим учебным занятиям.

2. В целом, в группе работников Главпочтамта преобладают средний и высокий уровни показателей по шкалам. А именно: по шкалам " Напряженность и чувствительность", " Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику" и " Степень удовлетворенности повседневной деятельностью" получены высокие показатели, а по шкалам " Значимость социального окружения" и " Самооценка здоровья" - средние значения. Можно сделать вывод: исследуемые испытывают тревожность, но нет депрессивных симптомов, преобладают позитивные эмоциональные состояния; удовлетворены своей реализованностью в трудовой деятельности; компетентны в отношении с окружающими, позитивно относятся к себе, к другим людям, обществу; чувствуют удовлетворяющий их физический тонус.

3. Проанализировав результаты, мы выявили, что, в целом, у студентов и работающей молодежи нормальное ощущение субъективного благополучия. Это означает, что они воспринимают мир достаточно позитивно, справедливо, верят в собственные силы. Средние значения по выборке по шкалам " Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику", " Степень удовлетворенности повседневной деятельностью" вошли в высокий уровень показателей. А шкалы " Значимость социального окружения" и " Самооценка здоровья" получили средние показатели.

4. В рамках исследования мы провели сравнение средних показателей у студентов и работников Главпочтамта. И выяснили, что имеются различия показателей только по шкале " Напряженность и чувствительность" - у работников Главпочтамта этот показатель выше, чем у студентов. Это связано с выполняемыми ими обязательствами: работники в течении всего рабочего времени могут испытывать давление со стороны начальства, возложенных на них должностных обязательств и т.д.

5. По результатам анализа полученных данных по шкалам опросника социально-психологической адаптации (СПА) А.К. Осницкого, сравнивая показатели принятия себя и других, можно сделать вывод о том, что испытуемые не достаточно личностно зрелы. На это указывает то, что респонденты хоть и обладают чувством собственного достоинства и уважают других, но не хотят понимать чужие проблемы и стремиться помочь другим справиться с ними. Возможно, присутствие защитных барьеров от окружающих.

6. Таким образом, мы можем заключить, что результаты по шкалам " Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику", " Изменения настроения", " Значимость социального окружения", " Самооценка здоровья" и " Степень удовлетворенности повседневной деятельностью" не зависят от повседневной деятельности, которую выполняет человек. Но показатели по шкале " Напряженность и чувствительность" имеют с этим связь.

Заключение

 

Рассмотрев понятия субъективного благополучия личности и проанализировав его значимость в социализации личности, можно сказать, благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.

В ходе исследования уровня ощущения субъективного благополучия у студентов, мы установили, что преобладает средний уровень благополучия по всем шкалам, кроме высокий уровень развития показателя " признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику" и низкий - по показателю " изменения настроения". Это может быть истолковано следующим образом: студенты испытывают дисбаланс положительных и отрицательных аффективных переживаний, у них отсутствует выраженная тревожность и депрессивные симптомы; удовлетворенность своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому они принадлежат, это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности; хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья; позитивно относятся к своим учебным занятиям. В группе работников Главпочтамта преобладают средний и высокий уровни показателей по шкалам. Можно сделать вывод о том, что исследуемые испытывают тревожность, но нет депрессивных симптомов, преобладают позитивные эмоциональные состояния; удовлетворены своей реализованностью в трудовой деятельности; компетентны в отношении с окружающими, позитивно относятся к себе, к другим людям, обществу; чувствуют удовлетворяющий их физический тонус.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия. Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Список литераруры

 

1.Diener E., Diener M., Diener C. Factors predicting the subjective well-being of nations // J. of Personality and Social Psychology. 1995. V.69. - P.851-864.

2.Diener E., Suh E., Lucas R. E., Smith H. Subjective well-being: Three decades of Progress // Psyhological Bulletin / https://obshina. info. index. php

3.Diner E. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. - Р.276-301.

4.Psychologies, январь 2009 №34. - С.108-109, С.123

5.Wessman A. E., Ricks D. F. Mood and Personality. New York, 1966. - 897р.

6.Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М., 2008. - 360с.

7.Алмакаева, А.М. Субъективное качество жизни: основные проблемы исследования / А.М. Алмакаева // Вестник СамГУ, №5/1 (45), 2006

8.Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 217с.

9.Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл; Под ред. М.В. Кларина; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007. - 403с.

10.Большой Энциклопедический словарь Даля, - Астрель транзиткнига, 2005. - 896с.

11.Бонивелл, И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ.М. Бабичевой. - М.: Время, 2009. - 192 с.

12.Бочарова, Е.Е. Соотношение эмоциональных компонентов и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации / Е.Е. Бочарова // Проблемы социальной психологии личности, 2008. - С.32-56.

13.Взаимосвязь личностного благополучия и базовых психологических потребностей / https://psyjournals.ru/topic/psy_labor/index. shtml

14.Гриценко, В.В. Исследование субъективного благополучия русских и хакасов в условиях общественно-экономических перемен / В.В. Гриценко // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2009. - С.132-147.

15.Джидарьян, И.А. Проблема общей удовлетворенностью жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование / И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе, 2009.

16.Джидарьян, И.А. Проблема счастья в русском менталитете / А.И. Джидарьян // Сознание личности в кризисном обществе.М., 2005. - С.34-48.

17.Джидарьян, И.А. Проблемы общей удовлетворённости жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование / И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе. - М.: Ин-тут психологии РАН, 2005. - С.76-94.

18.Джидарьян, И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания / И.А. Джидарьян // Психологический журнал. 2009. - Т.21, № 2. - С.40-48.

19.Джидарьян, И.А. Счастье и его типологические характеристики / И.А. Джидарьян // Психология личности: новые исследования, 2009. - С.48-54.

20.Душков, Б.А. География и психология. Подход к проблемам / Б.А. Душков, - М, " Мысль", 2007. - 367с.

21.Зинкер, Дж. В поисках хорошей формы / Дж. Зинкер. - М.: " Класс", 2008. - 152с.

22.Игнатова, Е.Н. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности / Е.Н. Игнатова, Л.В. Куликова, М.А. Розанова // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.2. Ч.2 /Под ред.А. А. Крылова. СПб., 2005. - 678с.

23.Кайгер, В.И. Немцы-переселенцы в Украине / В.И. Кайгер, - Одесса, 2009. - 352с.

24.Катлер, Г.К. Искусство быть счастливым / Г.К. Катлер. - София, 2006. - 531с.

25.Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов. - Общество и политика 2008.

26.Куликов, Л.В. Психологическая структура настроения / Л.В. Куликов // Психология: итоги и перспективы: Тез. научно-практ. конф.28-31 октября 1996 г. СПб., 1996.

27.Куликов, Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов, Изд-во СПбГУ - СПб., 2007.

28.Куликов, Л.В. Субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Ананьевские чтения. - СПб., 2007. - С.162-164.

29.Куликов, Л.В. Факторы психологического благополучия личности / Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина, О.В. Иванов, М.А. Розанова, Т.Г. Тимошенко // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. “Ананьевские чтения - 97”. Вып.3. Ч.1. Изд-во СПбГУ - СПб., 2007. - С.342-350.

30.Лебедева, Н.М. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. - СПб: Речь, 2005. - 560с.

31.Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.; Воронеж, 2008. - 453с.

32.Пельцман, Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу / Л. Пельцман // Психологический журнал. - 2008. - Т.13. № 1. - С.22-34.

33.Понятие феномена " психологическое благополучие" в современной психологии личности / https://psyjournals.ru/directory/psy7035. shtml

34.Психологические тесты. Опросник социально-психологической адаптивности (СПА) А.К. Осницкого / https://rasstanovki-rostov.ru/? page_id=618

35.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - В 2 т., Т.1.М., 2009.

36.Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности / О.С. Савельева. - Москва, 2008.

37.Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко - Спб.: Речь, 2003. - 350 с.

38.Согретые заботой и любовью. Семейные ценности: опыт поддержки и созидания, - Казань, Издательство " Kazan-Казань", 2009. - 97с.

39.Созонов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А.Е. Созонов // Вопросы психологии, - 2006. № 4. - С.105-114

40.Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия / М.В. Соколова. - Ярославль, 2006.

41.Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М., 2008.

42.Сухарев, А.В. Основы психологического этнофункционального подхода к психическому развитию, воспитанию и психопрофилактике / А.В. Сухарев // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. Балашов, 2007. - С.327-331.

43.Сухарев, А.В. Этнофункциональный подход к внутренним условиям психического развития и воспитания человека / А.В. Сухарев // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. - Балашов, 2006. - С.457-462.

44.Татаркевич, В. Счастье. Типология счастья. Физиология счастья / https://ru. wikipedia.org/wiki/Счастье

45.Усова, Н.В. Самоактуализация личности и субъективное благополучие российских мигрантов / Н.В. Усова, - М. 2007. - 521с.

46.Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов / Е.Б. Фанталова // Психологический журнал. - 2006. Т.13, № 1. - С.46-54.

47.Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2010. С.467-470

48.Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. - Саратов, 2007.

49.Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / Р.М. Шамионов // Мир психологии. - 2007. - №2. - С.143-148.

50.Шамионов, Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности / Р.М. Шамионов // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей. - 2009.

51.Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р.М. Шамионов. - Саратов, 2008. - С.41.

52.Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / О.С. Ширяева. - Хабаровск, 2008

53.Шустова, Н.Е. Удовлетворенность жизнью как показатель социально-психологической адаптации: некоторые результаты исследования / Н.Е. Шустова. - СПб, 2009. - 367с.

54.Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.: под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007. - 416с.

Приложения

 

Приложение № 1

Опросник методики " Шкала субъективного благополучия":

1. В последнее время я был в хорошем настроение.

2. Моя работа давит на меня.

3. Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь.

4. В последнее время я хорошо сплю.

5. Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности.

6. Я часто чувствую себя одиноким.

7. Я чувствую себя здоровым и бодрым.

8. Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.

9. Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине.

10. Утром мне трудно вставать и работать.

11. Я смотрю в будущее с оптимизмом.

12. Я охотно меньше просил бы других о чем-либо.

13. Мне нравится моя повседневная деятельность.

14. В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи.

15. В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме.

16. Я все больше ощущаю потребность в уединении.

17. В последнее время я был очень рассеян.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.