Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуализированные типы переносов и стратегии их преодоления






 

Стереотипы переноса Установки клиента / особенности поведения Переживания консультанта Способ воздействия
Консультант как идеал Обилие комплиментов, соглашательство Бахвальство перед другими людьми своим консультантом Подражание поведению консультанта Ношение сходной одежды Жажда присутствия консультанта Общая идеализация Гордость, удовлетворение, сильное чувство собственного превосходства Напряженность, беспокойство, смущение Фрустрация, гнев Сосредоточиться на... ...ожиданиях клиента, следствиях этих ожиданий...интрапунитивных выражениях
Консультант как провидец Приписывание безграничных знаний, силы консультанту Взгляд на консультанта как на «эксперта» Требования ответов, решений Испрашивание советов Ощущение всеведения Чувство высокой профессиональной компетентности, «комплекс бога» Сомнение в себе, неуверенность в себе Утрата иллгозий относительно себя Чувство собственной некомпетентности Сосредоточиться на... ...желании клиента получить совет...его нерешительности ...недостатке доверия к себе ...открывающихся возможностях выбора
Консультант как воспитатель Бурные эмоции, плач Зависимость и беспомощность Нерешительность, испрашивание совета Желание физического прикосновения, опеки Ощущение беззащитности Ощущение симпатии, переходящей в сострадание Побуждение утешить, приласкать, успокаивающе прикоснуться (например, погладить по голове) Переживание фрустрации, собственной неумелости Депрессия и безысходность Опустошенность Сосредоточиться на... ...потребности клиента находиться в зависимости...чувстве независимости ...нежелании брать на себя ответственность на себя...альтернативных способах поведения, установках
Консультант как фрустратор Оборонительная позиция, бдительность, сдержанность Подозрительность и недоверчивость Феномен «Да-нет» «Проверка» консультанта Неловкость, ощущение балансирования на грани, напряженность Ощущение «хождения по тонкому льду». Повышенное внимание к реакциям Отторжение и недоступность Нерасположенность к клиенту Чувство неприязни, ненависти Сосредоточиться на... ...установлении доверия, улучшении отношений...направленности переноса ...последствиях оказания доверия другим людям...работе с ранними переживаниями
Консультант как «пустое место» Уход от темы, недостаток внимания Разговорчивость, тугодумство Бессвязность повествования, перескакивание с предмета на предмет Ошеломление, подавленность Застигнутость врасплох Ощущение, что тебя используют, не принимают в расчет Недостаток признания Переживание собственной никчемности Ощущение обиды, фрустрации Чувство собственной бесполезности Сосредоточиться на......установлении контакта...преодолении вербального барьера клиента...эффектах спокойного реагирования на клиента...эффекте дистанцирования

Источник: «Countertransference: Its impact on the counseling situation», by С. Е. Watkins, Jr., 1983, «Journal of Counseling and Development», 63, p. 208.


Проявление контрпереноса может принять несколько форм (Corey et al., 1998). Вот наиболее распространенные из них: а) постоянное желание угодить клиенту; б) чрезмерная включенность в проблемы клиента, приводящая к утрате объективности; в) развитие сексуальных или романтических чувств по отношению к клиенту; г) навязывание советов; д) желание установить социальные отношения с клиентом.

Уоткинс (Watkins, 1985) полагает, что контрперенос может быть выражен бесчисленным количеством способов. Он обращает внимание на четыре формы как на особенно заслуживающие внимания. Это чрезмерная опека, мягкость, отторжение и враждебность. Первые две формы являются примерами сверхидентификации, когда консультант теряет способность сохранять эмоциональную дистанцию с клиентом. Последние две формы представляют собой недостаток идентификации, при которых консультант становится эмоционально отстраненным от клиента. В поведении консультанта недостаточная идентификация может выражаться в виде равнодушия, антипатии, враждебности, холодности или антагонизма.

Крайне важно, чтобы консультанты преодолевали любые негативные или непродуктивные случаи контрпереноса. В противном случае прогресс клиента будет замедлен, а ситуация пагубно скажется как на консультанте, так и на клиенте (Brammer & MacDonald, 1996; Watkins, 1985). Также важно, чтобы консультант осознавал, что он переживает чувства, связанные с контрпереносом. Столкнувшись с этими чувствами, консультант должен раскрыть причины, стоящие за ними. Очень важно систематически проводить мониторинг, отслеживание уровня этого самопонимания, и одним из таких способов является супервизирование. У консультантов, как и у клиентов, имеются «слепые пятна» — скрытые от них самих области, аспекты жизни, о которых они не знают. Супервизирование подразумевает работу в профессиональной взаимосвязи с более опытным консультантом, чтобы консультант, работающий под наблюдением, одновременно контролировал и совершенствовал услуги, которые он предлагает клиентам (Bernard & Goodyear,

1998). К числу процедур, применяемых в супервизировании, относится наблюдение за взаимоотношениями консультанта с клиентом через одностороннее зеркало, прослушивание магнитофонных записей консультационных сессий и критический просмотр видеоматериалов консультационных сессий (Borders, 1994). Анализ ролей, которые исполняет консультант во время сессий, является решающим компонентом супервизирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.