Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический тренинг для подростков - день третий






Ритуал приветствия
Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!» (см. первое занятие)
Разминка
Упражнение «Несколько мячей»
Для этой игры понадобятся несколько небольших мячиков или мягких игрушек. Играющие достаточно свободно становятся в круг. Задача — перекидывать мячик или игрушку от одного человека к другому так, чтобы он побывал в руках у каждого игрока только один раз. Как только играющие запомнили порядок перебрасывания, ведущий вводит в игру второй мячик. Теперь по кругу идут два мяча. Если ребятам удается поддерживать ритм и не сбиваться, в игру вводится третий мяч. Со сколькими мячами удастся играть вашей группе?
Упражнение «Сикель, микель, пальцы выкинь»
Участники становятся в круг лицом внутрь круга. Хором произносят: «Сикель, микель, пальцы выкинь»… и выставляют руку с пальцами, количество по желанию.
Ведущий дает указание, чтобы была полная тишина, общаться жестами и мимикой нельзя. Задание такое: «Посмотрим как вы быстро справитесь с таким заданием. Не общаясь друг с другом, вы должны по счету считалки выкинуть одинаковое количество пальцев на руке». Можно засечь время или считать количество попыток.
Основная часть
Упражнение «Администратор гостиницы»
Среди разнообразных игр, используемых в тренинговых психологических программах, есть такие, которые обладают особой привлекательностью. Это так называемые игры с подвохом (более научное название — игры со скрытым мотивом). У каждого участника есть игровая роль и представление о ситуации, в которой разворачивается игра. Информацию о роли и ситуации участники черпают из двух источников: из общей инструкции, которую ведущий сообщает всем присутствующим, и из индивидуальных инструкций.
С помощью последних участник узнает о том, какую внутреннюю позицию по отношению к игровой ситуации он занимает. Этой информацией он вправе распоряжаться по своему усмотрению. В ходе игры участники пытаются понять позиции друг друга и действуют, исходя из тех представлений, которые у них на этот счет возникли.
Дело происходит в маленьком городке, в котором только одна гостиница. Обычно она пустует, но сейчас переполнена по случаю съезда лучших ветеринаров района (причина перенаселенности гостиницы может быть изменена ведущим в зависимости от ситуации).
За стойкой — администратор. Мест нет, но он остается на своем посту. К нему время от времени подходят люди и пытаются все-таки получить номер.
Ведущий. Сейчас мы решим, кто из участников побудет в роли администратора, а кто — в роли приезжих, решивших посетить этот славный город. Посетители, договорившись со мной, будут использовать разные поведенческие стратегии. Администратор же поведет себя в этой ситуации так, как сочтет нужным. В распоряжении каждой из групп туристов — пять минут. По их истечении (если, конечно, ситуация логически не завершится раньше) администратор сообщит нам, готов ли он идти им навстречу.
Далее ведущий просит поднять руки тех, кто хотел бы попробовать себя в роли администратора. Оптимальное число — четыре человека. Остальные участники произвольно разбиваются на четыре группы.
Администраторов просят на некоторое время выйти из комнаты.
Ведущий предлагает каждой группе разработать «легенду» сначала с коммуникативной позиции «сверху», потом «снизу», третья «на равных». В трех разных позиция группа будет «уговаривать» администратора дать им номер, то есть будет решать поставленную задачу.
Каждая группа вольна задействовать в игре любое количество участников. Если в группе четыре человека, они могут «приехать» в город все вместе, могут выдвинуть для игры одного, двух или трех человек. У тех, кто не играет, всегда остается возможность повлиять на ход событий: можно взять «тайм-аут», для того чтобы напутствовать игроков и даже заменить их другими.
Пока группы приезжих разрабатывают свои легенды, ведущий дает инструкцию администраторам. Им сообщается, что каждый из них будет работать с одной из групп посетителей и действовать по ситуации. Но мест в гостинице действительно нет. Ни одного. Весь резерв исчерпан. Конечно, остается личная «каморка» дежурного распорядителя, остается диван в холле, в конце концов, собственная жилая площадь администратора... Но это те резервы, которые администратор может задействовать, а может про них даже не вспоминать. Все зависит от тех отношений, которые у него сложатся с просителями.
Главный подвох этой игры: посетители не знают о том, что мест нет. Вернее, их об этом уведомил администратор официально, но вот поверили ли они ему? Каждый надеется, что для него-то местечко найдется.
Администраторы готовят рабочее место, определяются с тем, будут ли в холле гостиницы свободные стулья, и если да, то где и сколько. Между собой договариваются об очередности и сообщают ее участникам.
Посетители «делят» администраторов, то есть решают, кто с кем будет вести игровую партию.
Во время разыгрывания конкретной сцены все незадействованные участники группы являются зрителями, причем по возможности — молчаливыми. Хотя ведущему приходится быть снисходительным: смех и реплики практически неизбежны. Игра часто проходит бурно и эмоционально, участники тренинга неожиданно раскрываются как блестящие актеры.
У зрителей есть свои задачи. Они должны внимательно следить за развитием событий, отслеживать вербальные и невербальные реакции игроков. Ведущий обязательно должен подчеркнуть важность такого наблюдения. Цель упражнения — посмотреть, как в поведении реализуются различные коммуникативные позиции, как позиция одного участника взаимодействия влияет на его партнера, какова эффективность той или иной коммуникативной позиции, какие чувства она вызывает у самого исполнителя и окружающих его людей. И так далее.
Иногда для фиксации хода игры привлекается видеоаппаратура. Это не всегда целесообразно. Прежде всего потому, что в этом случае снижается активность и ответственность участников. Они не учатся наблюдать социальные процессы, доверяя все технике. Какой же это коммуникативный тренинг!
Какие только «легенды» ни придумываются участниками для достижения целей! Многодетные матери, бедные студенты и старушки (позиция «снизу»), крутые бизнесмены, политики и просто бандиты (позиция «сверху»), ловеласы, представители гостиничного бизнеса — то есть коллеги, журналисты (позиция «на равных»).
Администраторы тоже идут на самые головокружительные варианты, для того чтобы без потерь для самооценки выйти из сложной ситуации. Наибольший интерес представляет динамика их вербальных и невербальных реакций на действия просителей.
Иногда игра разворачивается довольно трагично, и ведущему к этому нужно быть готовым. «Легенда» может личностно затронуть участника, играющего администратора. Внешне невинная игра превращается в значимую и иногда невыносимо тяжелую для человека ситуацию. Естественно, что в этом случае ведущий не может продолжать действие в тренинговом режиме, и группа на некоторое время переходит в режим психотерапевтической работы.
Лучше контролировать «легенды», которые придумывают участники. Необходимо следить за тем, чтобы они не были экстремальными, слишком эмоционально опасными. Ведущий внимательно следит за временем. (Напомним, что каждой группе отводится ровно пять минут.)
Большое внимание нужно уделить чувствам, которые возникали и у администраторов, и у наблюдателей по ходу разыгрывания той или иной позиции и легенды. Очень часто у тех, кто играл роль посетителя, остается чувство обиды, неудовлетворенности по поводу «подвоха» игры. Это тоже хороший материал для обсуждения: отсутствие мест не скрывалось администратором, наоборот, неоднократно подчеркивалось. Другое дело, что некоторые участники продолжали действовать так, как будто места на самом деле есть. Так где же был подвох: в инструкции или в субъективных ожиданиях участников?
Упражнение «Болото»
Для выполнения этого упражнения требуется инвентарь: несколько резиновых ковриков 40 х 60 см (количество зависит от уровня группы; минимум три, но больше семи может сильно затянуть время выполнения) и платки (или веревки). Коврики не должны скользить. В случае необходимости их можно заменить картонными папками от бумаги для черчения: разложенную картонку форматом А3 скотчем прикрепляют к полу.
Коврики (это «кочки») разбрасывают по полу так, чтоб расстояние между двумя соседними было меньше широкого шага самого маленького члена группы.
Группа становится в ряд. Участникам последовательно связывают платками ноги (платки лучше, чем веревки, так как не врезаются в ноги при выполнении упражнения) — правую ногу первого ребенка с левой ногой второго и т.д. Получается цепочка. участники должны перейти цепочкой через комнату по «кочкам».
Если комната для тренингов большая, то для выполнения этого упражнения участников надо разделить на две группы (до 20 человек). Если группы работают параллельно, то между ними может возникнуть соревнование. В этом случае важно подчеркнуть, что главное не быстро, а правильно выполнить условия и действовать вместе.
Инструкция задается так.
Ведущий. Перед вами болото. Вы должны пересечь его, но можете передвигаться только по кочкам. Если кто-то ступит в болото, упражнение начинается сначала.
В этом задании некоторым участникам иногда приходится преодолеть свое стеснение, нерешительность, а порой и страх, чтобы выполнить требуемое условие. По правилам, упражнение должны выполнить все, и ребенок может оказаться в сложной ситуации выбора между своими чувствами и ответственностью перед группой. Здесь особенно важна поддержка ведущего и других участников. Легче, когда знаешь, что кто-то болеет за тебя. Очень важно отметить, что ребенок выполнил условие, преодолел себя, похвалить за достижение, вместе порадоваться успеху. Хорошо также отметить поддержку других участников, то как они помогали, сопереживали. Может возникнуть ситуация, когда кто-то из участников отказывается выполнить задание. Если сопротивление велико, не стоит настаивать, лучше оказать ребенку мягкую поддержку.
Можно столкнуться с ситуацией, когда группа пытается отвергнуть кого-либо из участников: «Из-за него не получается». Ведущий напоминает условие — должны выполнить все. Он же оценивает, что лучше в данной ситуации: снизить требования, «не заметить» или простить нарушение и поддержать группу, создав ситуацию успеха, или не засчитать выполнение.
При обсуждении не стоит подавлять досаду, участники должны выговорить свое разочарование, если не достигнут результат, но это должно быть: «жалко, что не получилось...», а не «из-за тебя мы...» Ведущему приходится направлять разговор в нужное русло, помогать участникам формулировать я-сообщение. Вместе с тем не надо навязывать участникам, «что они должны были почувствовать». Можно задавать вопросы типа «как было?», «что испытал?», «на что было похоже?», «как ты сейчас?», «что больше всего понравилось?», «что не понравилось?».
После этого упражнения хорошо обратить внимание не только на эмоциональное состояние и личный опыт каждого участника, но и на то, что происходило с группой. Как договаривались, кто руководил, кто помогал, кому помогали, хочется ли кого-либо поблагодарить за помощь и т.д. Хорошо отметить тех, кто внес интересные идеи, как лучше выполнить задание, особенно если это сделали тихие или малопопулярные в обычной жизни.

Упражнение «Психологический настрой на уверенность в себе»
Ведущий. Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Прочувствуйте свое тело и расслабьтесь...
Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.
Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос... Сосредоточьтесь на нем!
Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.
Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь — и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми.
Я настраиваю вас на более равнодушное, на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества, оптимизма! Будьте более стойкими и решительными!
Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни...
Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной. Прочувствуйте — вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас все будет получаться!
Вы будете хорошо учиться за счет большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания быстрее наверстать упущенное.
Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция.
Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!
Хорошо... Завершаем нашу работу.
Как только вы почувствуете, что вы завершили размышления о себе, что вы отдохнули, вы откроете глаза.
Итак, глаза каждый откроет тогда, когда ему этого захочется...
Ритуал прощания «Чихалка» (см. занятие 1)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.