Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация 1. Формирование HR-службы






ТЕМА 1

Управление персоналом как часть общего управления

Роль работы с персоналом в сервисных компаниях. Взаимосвязь сфер внутреннего маркетинга и управления персоналом. Маркетинговые инструменты, используемые в управлении персоналом. Цель и функции управления персоналом клиентоориентированной компании.

Объект и субъект управления персоналом. Классификация персонала как объекта управления. Концепция совместной (двойной) ответственности.

Эволюция функций управления персоналом на разных стадиях развития общества и организации

Организационные структуры служб управления персоналом.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Какие инструменты маркетинга используются в сфере управления персоналом? Перечислите и охарактеризуйте каждый из инструментов.

2. Какова роль HR-менеджера в компании? Каковы распространенные ошибки в позиционировании службы?

3. Каковы наиболее часто используемые классификации персонала в сфере услуг? Перечислите и охарактеризуйте основные группы, исходя из существующих критериев классификации.

4. Каким образом происходило становление современных служб управления персоналом?

5. Какие факторы влияют на формирование структуры и численность службы управления персоналом?

Практические задания

Описание системы управления персоналом организации

Для успешного выполнения задания необходимо:

· представить организационную структуру предприятия, выделив в ней функциональные подсистемы управления персоналом, а также руководителей линейных и других функциональных подразделений;

· охарактеризовать роль руководителей подразделений в управлении персоналом;

· описать основные направления деятельности служб управления персоналом на современной стадии развития организации (указать, какой именно), их роль в управлении персоналом,

· рассчитать относительную численность сотрудников службы управления персоналом (в % к общей численности персонала организации).

2. На основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих выделите принципиальные отличия между содержанием работы и предъявляемыми требованиями к позициям «повар», «администратор», «заведующий жилым корпусом пансионата (гостиницы)», «экспедитор».

Конкретные ситуации

Ситуация 1. Формирование HR-службы

Подготовлено по статье: Леонтьева Л. Круг задач и формирование структуры службы персонала / Л. Леонтьева // Справочник по управлению персоналом. 2003. №8.

Структура и функции, выполняемые службой управления персоналом, зависят от многих факторов, в т.ч.:

· стратегических целей организации,

· сферы деятельности компании,

· стадии развития организации,

· стратегии развития бизнес-единиц,

· уровня менеджмента на всех уровнях,

· степени доверия к руководителю службы управления персоналом,

· численности и квалификационных характеристик персонала,

· приоритетных направлений работы с персоналом и т.п.

Сфера деятельности компании предопределяет ряд особенностей в деятельности служб, связанных с целями, скоростью и особенностями рабочих процессов, степенью готовности персонала к изменениям на рынке, применением новых технологий, уровнем необходимости в повышении квалификации и т.п.

Новосибирский холдинг «Ланселот», столкнувшийся с проблемой структурных изменений в своей компании, объединяющей как производственные, так и торговые предприятия, выступил с инициативой проведения исследования, которое позволило бы скорректировать структуру и численность HR-служб.

Цели исследования:

· определение общих и отличительных функций и процедур отдела персонала в торговых и производственных компаниях для выбора оптимальной структуры отдела персонала;

· составление программы обучения руководителей подразделений по курсу «Управление персоналом», нацеленной на повышение управленческой компетентности.

В исследовании приняли участие 7 компаний (3 производственные и 4 торговые).

Исследование включало два этапа:

1. Общая оценка персонала компаний;

2. Определение общих и специфических процедур для службы персонала.

В результате проведения первого этапа были обобщены характеристики компаний по следующим критериям (таблица)

Таблица

Критерий Производственные компании Торговые компании
Численность персонала (среднее количество, чел.)    
Возраст персонала (средний) 47-50 лет 23-28 лет
Уровень образования: Аппарат управления   Линейные руководители Основной персонал   Высшее профессиональное – 100% Высшее – 57% Высшее – 17% Среднее специальное – 56% Среднее – 27%   Высшее – 100% Высшее – 98% Высшее – 59% Среднее специальное – 24% Среднее – 17%

На втором этапе были выделены основные направления, выполняемые независимо от направления бизнеса:

· Кадровое делопроизводство;

· Найм персонала;

· Обучение персонала;

· Система аттестации персонала;

· Мероприятия по формированию корпоративной культуры.

Однако методы, используемые для решения этих задач, несколько отличаются.

При проведении интервью с руководителями торговых компаний были выявлены следующие типичные процедуры:

· Профессиональное обучение и развитие персонала;

· Планирование карьеры;

· Программы дополнительного стимулирования для решения проблемы «сложнопродаваемого товара»;

· Формирование корпоративной культуры предприятия;

· «Выстраивание» системы обратной связи;

· Структурные изменения.

Наиболее типичными для производственных компаний процедурами были названы следующие:

· Обучение на рабочих местах;

· Повышение управленческой компетенции линейных руководителей;

· Адаптация персонала ввиду высокой текучести;

· Развитие системы наставничества и контакта с учебными заведениями;

· Разрешение конфликтов.

Вопросы к конкретной ситуации:

1. Какие характеристики персонала, особенности сферы бизнеса повлияли, на ваш взгляд, на формирование кадровых процедур?

2. Какая структура службы персонала будет наилучшим образом отвечать существующим задачам, каковы ее цели, функции, численность в торговых и производственных компаниях?

 

Тесты

1. Что включает в себя система управления персоналом?

а) подразделения, реализующие отдельные функции управления персоналом (функциональные подразделения);

б) все функциональные подразделения и их руководителей;

в) функциональные подразделения по УП, их руководителей, а также руководителей других подразделений (линейных и функциональных).

2.Основная задача службы управления персоналом:

а) непосредственное управление персоналом;

б) информирование, наем и отбор;

в) создание условий для эффективного управления персоналом менеджерами всех уровней.

3. Концепция совместной ответственности означает:

а) ответственность руководителей подразделений, а также специалистов в области человеческих ресурсов за решения, принимаемые по отношению к работающим в организации;

б) ответственность руководителя службы управления персоналом за все решения, принимаемые его подчиненными;

в) совместную ответственность руководителя службы управления персоналом и специалистов данного подразделения за решения в области человеческих ресурсов.

4. Какая из формулировок соответствует принципам построения кадровых служб?

а) функции управления персоналом обусловлены целями и потребностями производства;

б) функции управления персоналом первичны по отношению к целям и потребностям организации.

5. Принципиальная задача менеджера по персоналу:

а) удовлетворение потребностей персонала;

б) удовлетворение требований руководства;

в) соблюдение баланса между требованиями менеджмента и пожеланиями коллектива.

6. Выберите наиболее распространенный вариант подчиненности кадровой службы.

а) кадровая служба подчиняется непосредственно первому лицу компании;

б) кадровая служба подчинена заместителю первого лица компании.

7. Численность службы управления персоналом должна составлять (в % от общей численности занятых в организации)

а) 1.0 - 1.5;

б) 2.0 –5.0;

в) 10.0 –15.0.

8. Какие из перечисленных задач являются, как правило, наиболее значимыми на стадии роста организации?

а) сокращение персонала;

б) вовлечение персонала в процесс реорганизации;

в) привлечение персонала;

г) поддержание корпоративной культуры;

д) организационно-кадровый аудит.

9. Деятельность по управлению персоналом включает:

а) деятельность службы управления персоналом;

б) работу линейных руководителей;

в) верно а) + б).

10. Совокупность физических лиц (личный состав организации), состоящих с фирмой как с юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, называется:

а) штатным расписанием;

б) персоналом;

в) управленческим персоналом.

Ключи к тесту: 1в; 2в; 3а; 4а; 5в; 6а; 7а; 8в, г; 9в; 10б.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.