Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению Химическая технология






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждаю

Ректор ТПУ_____________П.С. Чубик

«_____»____________________2014 г.

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

по направлению подготовки 18.06.01 Химическая технология

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Профили:

05.17.04 Технология органических веществ;

05.17.07 Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ;

05.17.08 Процессы и аппараты химических технологий;

05.17.11 Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов;

 

 

Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.

 

ТОМСК 2014

Общие положения и нормативная база основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Настоящая основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 18.06.01 Химическая технология, реализуемая ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» разработана на основе следующих нормативных документов:

· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012;

· Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 № 878 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 18.06.01 «Химическая технология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации);

· Приказ Минобрнауки РФ от 19.11.2013 № 1259 " Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре";

· Приказ МинобрнаукиРф от 26.03.2014 № 233 " Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре";

· Приказ Минобрнауки РФ от 02.09.2014 №1192 " Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре";

Паспорта научных специальностей 05.17.04 « Технология органических веществ»; 05.17.07 «Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ»; 05.17.08 «Процессы и аппараты химических технологий»; 05.17.11 «Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов», разработанные экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства в связи с утверждением приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. N 59 Номенклатуры специальностей научных работников (редакция от 18 января 2011 года);

· Устав Томского политехнического университета;

· Локальные акты Томского политехнического университета.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника аспирантуры по профилям подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин, программы педагогической и/или производственной практики, программу НИР, программы кандидатских и вступительных экзаменов, программу государственной итоговой аттестации.

Общая характеристика подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению Химическая технология

2.1. Цель аспирантуры –подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в сфере науки, образования, культуры и управления.

2.2. Основными задачами подготовки аспиранта являются:

ü формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;

ü углубленное изучение теоретических и методологических основ проектирования, эксплуатации и развития химической технологии;

ü совершенствование философской подготовки, ориентированной на профессиональную деятельность;

ü совершенствование знаний иностранного языка для использования в научной и профессиональной деятельности;

ü формирование компетенций, необходимых для успешной научно-педагогической работы в данной отраслинауки.

2.3. Нормативный срок освоения основной образовательной подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 18.06.01 «Химическая технология»по очной форме обучения составляет 4 года, по заочной форме обучения – 5 лет.

2.4. Объем основной образовательной программы, составляет 240 зачетных единиц.

2.5. При условии освоения основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и успешного прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА) присваивается квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.

2.6. Реализация программы аспирантуры возможна с использованием сетевой формы, применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

3. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших ООП по направлению «Химическая технология»

 

3.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры:

· теоретическое и экспериментальное исследование, математическое и компьютерное моделирование химико-технологических процессов, конструирование и проектирование аппаратов, узлов, деталей, устройств, установок, оборудования химико-технологического назначения, а также совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности по производству номенклатуры химических соединений, управлению материальными и энергетическими потоками и взаимных преобразованийв системе энергия–теплота;

· проектирование, конструирование, создание, монтаж и эксплуатация аппаратов для проведения химико-технологических процессов;

· эксплуатация современных промышленных предприятий, заводов, комбинатов, технологических схем производствхимической промышленности.

3.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:

· предприятия химико-технологической переработки сырья, органического и неорганического синтеза крупнотоннажных и малотоннажных продуктов и материалов, системы энергообеспечения предприятий, объекты «малой химии»;

· нетрадиционные способы и методы переработки техногенного сырья;

· реакторы, аппараты колонного типа (абсорбционные, ректификационные), теплообменная аппаратура;

· каталитические процессы и реакторы с подвижным и стационарным слоем катализатора;

· экзо- и эндотермические процессы химической технологии, утилизация теплоты и энергии;

· технологические регламенты производств;

· модели и способы оптимизации технологических режимов работы существующих и проектируемых предприятий;

· методы и аппараты компактирования твердых дисперсных материалов;

· аппараты высокого давления, правила их эксплуатации;

· системы стандартизацииисистемы автоматизированного управления технологическими процессами;

· системы транспортирования газов, жидкостей и твердых материалов;

3.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

Научно-исследовательская деятельность в области:

Ø разработки программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовки заданий для проведения исследовательских и научных работ;

Ø сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбор и обоснование методик и средств решения поставленных задач;

Ø разработки методик и организации проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;

Ø подготовки научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

Ø участие в конференциях, симпозиумах, школах, семинарах и т.д.;

Ø разработки физико-химических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;

Ø защиты объектов интеллектуальной собственности, управление результатами научно-исследовательской деятельности;

Преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

4. Результаты освоения ООП аспирантуры по направлению «Химическая технология»

В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки, профессиональные компетенции, определяемые профилем программы аспирантуры в рамках направления подготовки «Химическая технология».

Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

· способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

· способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

· готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

· готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

· способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);

· способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

Ø владением методологией теоретических и экспериментальных исследований в области профессиональной деятельности (ОПК-1);

Ø владением культурой научного исследования в том числе, с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ОПК-2);

Ø способностью к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности и в области профессиональной деятельности (ОПК-3);

Ø готовностью организовать работу исследовательского коллектива в профессиональной деятельности (ОПК-4);

Ø готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-5).

Перечень профессиональных компетенций программы аспирантуры в соответствии с профилем программы и (или) номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Профиль подготовки ПК Профессиональные компетенции
05.17.04Технология органических веществ ПК1 Углубленное изучение теоретических и методологических основ химии и технологии органических веществ.
ПК2 Способность ставитьирешатьинновационныезадачи, связанные с разработкой технологий, повышающих эффективность эксплуатации химических производств с использованиемглубокихфундаментальных испециальных знаний.
ПК3 Умение самостоятельно ставить задачу исследования, планировать эксперимент и проводить анализ полученных результатов.
ПК4 Умение работать с базами данных (Роспатент, ВИНИТИ и др.) и специализированными сайтами в области органической химии и химической технологии.
ПК5 Умение работать с приборами аналитического контроля для решения научных и практических задач в области химической технологии органических веществ.
05.17.07 Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ ПК1 Применять глубокие естественнонаучные, математические и инженерные знания для создания новых материалов.
ПК2 Применять глубокие знания в области современных технологий химического производства для решения междисциплинарных инженерных задач.
ПК3 Ставить и решать инновационные задачи инженерного анализа, связанные с созданием материалов и изделий, с использованием системного анализа и моделирования объектов и процессов химической технологии.
ПК4 Разрабатывать химико-технологические процессы, проектировать и использовать новое оборудование для создания материалов, конкурентоспособных на мировом рынке.
ПК5 Проводить теоретические и экспериментальные исследования в области создания новых материалов, современных химических технологий, нанотехнологий.
ПК6 Внедрять, эксплуатировать современные высокотехнологичные линии автоматизированного производства, обеспечивать их высокую эффективность, соблюдать правила охраны здоровья и безопасности труда на химическом производстве, выполнять требования по защите окружающей среды.
05.17.08 Процессы и аппараты химических технологий ПК1 Углубленное изучение теоретических и методологических основ проектирования, эксплуатации и развития химической технологии.
ПК2 Способность ставитьирешатьинновационныезадачи, связанные с разработкой методов и технических средств, повышающих эффективность эксплуатации и проектирования объектов химической промышленности с использованиемглубокихфундаментальных испециальных знаний, аналитическихметодовисложныхмоделей в условиях неопределенности.
ПК3 Умение проводить анализ, самостоятельно ставить задачу исследования наиболее актуальных проблем, имеющих значение для отраслей химической промышленности, грамотно планировать эксперимент и осуществлять его на практике.
ПК4 Умение работать с аппаратурой, позволяющей выполнять физико-химические исследования, моделировать процессы и аппараты на базе известных и разрабатываемых программ для персональных компьютеров, позволяющих решать практические задачи эксплуатации и управления химико-технологическими процессами.
ПК5 Умение работать с базами данных (Роспатент, ВИНИТИ и др.) и специализированными сайтами в области процессов и аппаратов химических технологий.
05.17.11 Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов ПК1 Углубленное изучение теоретических основ разработки составов и технологий получения силикатных и тугоплавких неметаллических материалов.
ПК2 Способность ставитьирешатьинновационныезадачи, связанные с разработкой методов и технологических приемов, обеспечивающих эффективность эксплуатации силикатных и тугоплавких неметаллических материалов в различных отраслях техники
ПК3 Умение проводить анализ, самостоятельно ставить задачу исследования актуальных проблем в области создания силикатных и тугоплавких неметаллических материалов целевого назначения
ПК4 Умение работать с исследовательской аппаратурой, выполненной на базе микропроцессорной техники и персональных компьютеров для решения задач создания и изготовления силикатных и тугоплавких неметаллических материалов, отвечающих современным и прогнозируемым требованиям развития техники и технологий

Базовый учебный план и график учебного процесса

Структура программы аспирантуры включает обязательную часть (базовую) и вариативную часть. Это обеспечивает возможность реализации программ аспирантуры, имеющих различную направленность программы в рамках одного направления подготовки.

Программа аспирантуры состоит из следующих блоков:

Блок 1. " Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2. " Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3. " Научно-исследовательская работа", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 4. " Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации " Исследователь.Преподаватель-исследователь".Структура программы аспирантуры

Наименование элемента программы Объем (в з.е.)
Блок 1 " Дисциплины (модули)"  
Базовая часть  
Дисциплины (модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов  
Вариативная часть Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатского экзамена Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), направленные на подготовку к преподавательской деятельности  
Блок 2 " Практики"  
Вариативная часть  
Блок 3 " Научно-исследовательская работа"  
Вариативная часть  
Блок 4 " Государственная итоговая аттестация"  
Базовая часть  
Объем программы аспирантуры  

 

Базовые дисциплины (9 ЗЕ /324 часа, из них 174 часов аудиторной нагрузки):

1. «История и философия пауки» (3 ЗЕ / 108 часов, из них 54 часов аудиторной нагрузки).

2. «Иностранный язык» (6 ЗЕ/ 216 часов, из них 120 часов аудиторной нагрузки).

Вариативная часть. Модуль общепрофессиональных дисциплин (12 ЗЕ /432 часа, из них 54 часа аудиторной нагрузки

1.1. Методы организации, планирования и обработки результатов инженерного эксперимента (4 ЗЕ / 144 часа, из них 18 часов аудиторной нагрузки).

1.2. Физико-химические методы анализа (4 ЗЕ / 144 часа, из них 18 часов аудиторной нагрузки).

2. Методология подготовки и написания диссертации (4 ЗЕ / 144 часа, из них 18 часов аудиторной нагрузки).

3. Профессиональные компетенции преподавателя инженерного вуза (4 ЗЕ / 144 часа, из них 18 часов аудиторной нагрузки).

Вариативная часть. Модуль общепрофессиональных дисциплин (9 ЗЕ /324 часа, из них 72 часа аудиторной нагрузки):

4.Технология органических веществ (9 ЗЕ/324 часа, из них 72 часа аудиторной нагрузки).

5. Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ (9 ЗЕ/324 часа, из них 72 часа аудиторной нагрузки).

6. Процессы и аппараты химических технологий (9 ЗЕ /324 часа, из них 72 часа аудиторной нагрузки).

7. Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов(9 ЗЕ /324 часа, из них 72 часа аудиторной нагрузки)

 

6. Структура и содержание образовательной программы аспирантуры по направлению «Химическая технология»

– Учебный план и календарный график по направлению.

– Программа подготовки аспирантов по истории и философии науки.

– Программа подготовки аспирантов по иностранному языку (английский, немецкий, французский).

– Программа подготовки аспирантов по специальной дисциплине.

– Программы подготовки аспирантов по дисциплинам по выбору.

– Программа педагогической практики.

– Программа производственной практики.

– Программа научно-исследовательской работы.

– Программа государственной итоговой аттестации.

7. Условия реализации основной образовательной программы подготовки аспиранта по направлению «химическая технология»

7.1. Кадровое обеспечение.

Подготовка аспирантов по основной образовательной программе аспирантуры по направлению Электро- и теплотехника обеспечивается следующими кафедрами ТПУ:

Профиль подготовки Дисциплинаучебного плана Кафедра Институт
Технология органических веществ История и философия науки ФИЛ ИСГТ
Иностранный язык ИЯПР ИПР
Методы организации, планирования и обработки результатов инженерного эксперимента КИСМ ИК
Физико-химические методы анализа НМНТ ИФВТ
Методология подготовки и написания диссертации ИПед ИСПК
Профессиональные компетенции преподавателя инженерного вуза ИПед ИСПК
Технология органических веществ ТОПВМ ИПР
Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ История и философия науки ФИЛ ИСГТ
Иностранный язык ИЯПР ИПР
Методы организации, планирования и обработки результатов инженерного эксперимента КИСМ ИК
Физико-химические методы анализа НМНТ ИФВТ
Методология подготовки и написания диссертации ИПед ИСПК
Профессиональные компетенции преподавателя инженерного вуза ИПед ИСПК
Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ ХТТиХК ИПР
Процессы и аппараты химических технологий История и философия науки ФИЛ ИСГТ
Иностранный язык ИЯПР ИПР
Методы организации, планирования и обработки результатов инженерного эксперимента КИСМ ИК
Физико-химические методы анализа НМНТ ИФВТ
Методология подготовки и написания диссертации ИПед ИСПК
Профессиональные компетенции преподавателя инженерного вуза ИПед ИСПК
Процессы и аппараты химических технологий ОХТ ИПР
Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов История и философия науки ФИЛ ИСГТ
Иностранный язык ИЯФВТ ИФВТ
Методы организации, планирования и обработки результатов инженерного эксперимента КИСМ ИК
Физико-химические методы анализа НМНТ ИФВТ
Методология подготовки и написания диссертации ИПед ИСПК
Профессиональные компетенции преподавателя инженерного вуза ИПед ИСПК
Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов ТСН ИФВТ

 

Кол-во преподавателей, привлекаемых к реализации ООП (чел.) Доля преподавателей ООП, имеющих ученую степень и/или ученое звание, %   % штатных преподавателей участвующих в научной и/или научно-методической, творческой деятельности   % привлекаемых к образовательному процессу преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций и предприятий
требование ФГОС фактическое значение требование ФГОС фактическое значение фактическое значение
           

Категории научных руководителей аспирантов

 

Профиль подготовки Научные руководители, чел. В том числе
Доктора наук, профессоры, чел. Кандидаты наук, чел.
05.17.04Технология органических веществ      
05.17.07 Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ      
05.17.08 Процессы и аппараты химических технологий      
05.17.11 Технология силикатных и тугоплавких неметаллических материалов      

7.2. Учебно-методическое обеспечение.

Комплект учебно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения в аспирантуре, включающий в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии, а также программы вступительных испытаний, кандидатских экзаменов – доступен для профессорско-преподавательского состава и аспирантов.Образовательный процесс на 100% обеспечен учебно-методической документацией, используемой в образовательном процессе.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет обеспечивает каждого аспиранта основной учебной и учебно-методической литературой, необходимой для успешного освоения образовательной программы по направлению «Химическая технология».

Собственная библиотека университета удовлетворяет требованиям Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения. Реализация программы аспирантуры обеспечивается доступом каждого аспиранта к фондам собственной библиотеки, электронно-библиотечной системе, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.