Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обобщение моделей стратегического управления






Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий по разработке и реализации стратегии, включающий постановку целей, выработку стратегий, распределение необходимых ресурсов и поддержание необходимых взаимоотношений с внешней средой. Выделяются следующие виды стратегического управления: управление на основе экстраполяции тенденций; управление на основе предвидения изменений; бизнес-план как основа стратегического управления; управление на основе решения стратегических задач.

Один из крупнейших специалистов в области стратегического управления Г. Минцберг сформулировал три возможных, по его мнению, модели стратегического управления, характеристики которых представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Модели стратегического управления

 

Плановая модель Предпринимательская модель Модель обучения на опыте
Осознанный, контролируемый процесс, находящий свое материальное воплощение в конкретном плане. Стратегии создаются специалистами, а руководитель выступает как организатор. Процесс, основанный на интуиции руководителя и хорошем знании ситуации. Формируется индивидуальное видение будущего развития предприятия и путей продвижения к нему. Процесс постепенного улучшения, дающий возможность постоянной корректировки с учетом новых данных. К выработке и реализации стратегии привлекаются максимальное число сотрудников.

 

Наиболее широкое признание среди руководителей и менеджеров-практиков получила модель стратегического управления по целям. Данная модель способствует обеспечению хороших результатов по достижению запланированных показателей эффективной совместной деятельности аппарата управления предприятием.

Принципы управления по целям формулируются, исходя из следующих положений:

- система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач;

- каждый руководитель от высшего до первого уровня должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей;

- цели и задачи всех менеджеров согласуются, и в соответствии с этим организуется работа по их выполнению;

- менеджеры и исполнители совместно определяют функции и добиваются их выполнения путем взаимных консультаций.

Процесс управления по целям включает этапы: уточнение полномочий и обязанностей руководителей всех уровней; разработка целей и задач; составление планов достижения поставленных целей; контроль; измерение, оценка работы и достигнутых результатов, и по каналам обратной связи корректировка заданий и согласование новых целей.

Для организации выполнения планов развития предприятия менеджеры формируют структуры, разрабатывают показатели, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого работника, подразделения и предприятия в целом.



В зарубежной практике часто используется модель управления по результатам, включающая следующие направления: повышение эффективности деятельности; улучшение структуры, средств и способов управления; совершенствование стиля руководства и всестороннее развитие руководителей, форм сотрудничества и повышение практических навыков управленческой деятельности.

Стадии процесса управления по результатам включают: составление автопортрета трудового коллектива; планирование результатов, включающего разработку долгосрочных, стратегических планов; достижение результатов на основе ситуационного руководства, использующего прогрессивные стили, методы и технику; контроль достигнутых результатов, способов их получения и использования сложившихся ситуаций. Выводы по результатам работы используются в планах отчетного периода и при стратегическом планировании.

В последние годы возникли некоторые препятствия к применению модели управления по целям. Так, она не приносит успеха на плохо организованном предприятии, где принято за правило «спускать» цели сверху вниз, не привлекая к постановке целей руководителей низших уровней управления. Ее трудно использовать. Если отсутствует личная мотивация и необходимая для управления информация, а также при неудовлетворительной организации управленческого контроля.

Процесс управления по результатам имеет большую трудоемкость, что является серьезным препятствием к его применению. Наибольшее внимание руководителей и исполнителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных результатах, что нередко приводит к отвлечению от стратегических целей развития предприятия. Чтобы снизить воздействие этого фактора. Оценку полученных результатов производят с учетом их влияния на показатели оперативных, тактических и стратегических планов.



Стратегическое управление затрагивает широкий круг организационных решений по проблемам, ориентированным на будущее, связанным с генеральными целями развития предприятия и находящихся под воздействием неконтролируемых факторов окружающей среды. Предметом стратегического управления являются проблемы, классификация которых приведена в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Характеристика проблем стратегического управления

 

Проблемы, связанные с главными целями Проблемы и решения, связанные с элементами предприятия Проблемы, связанные с неконтролируемыми факторами
Повышение эффективности деятельности, обеспечение взаимосвязи целей ресурсов и результатов Планирование разработки новой продукции, применение новой технологии и техники, повышение квалификации персонала. Организация постоянного мониторинга внешней среды, повышение конкурентоспособности предприятия

 

В настоящее время выделяют два направления стратегического развития предприятия.

1. Регулярное стратегическое управление является логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии и реализации стратегии. Суть данного направления – управление стратегическими возможностями предприятия.

2. Стратегическое управление с учетом текущих изменений во внешней среде связано с решением неожиданно возникающих задач. Суть данного направления – реакция на изменения и корректировка текущей стратегии.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал