Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура первой половины XIX века






1. Особенности развития

2. Просвещение и наука

3. Литература. Журналистика

4. Архитектура

5. Живопись и скульптура

6. Музыка и театр

1. Все принципы формирования и направления культуры, заложенные в 18 веке, получили дальнейшее развитие в 19 веке. Тот разрыв между культурой дворянской и народной, который возник еще в первой половине 18 века, продолжал существовать и углубляться.

На формирование культуры этого периода оказали влияние такие факторы, как:

А) дальнейшее разложение феодально-крепостнической системы и ее кризис

Б) вызревание капиталистического уклада

В) активизация общественного движения

Г) особое значение имели такие события, как Отечественная война 1812 года и восстание декабристов.

Значительным изменениям подверглись эстетические вкусы и потребности русского общества.

В целом русская культура 19 века, как и раньше, отличалась, с одной стороны, прогрессивной направленностью, быстрыми темпами развития, а с другой стороны, рядом противоречий, обусловленных особенностями исторического развития данной эпохи.

Россия к началу 19 века являлась страной особой культурной жизни. Верхние слои общества свою жизнь строили в соответствии с нормами, распространенными на Западе, и прекрасно владея иностранными языками, они имели возможность знакомиться с новейшими европейскими достижениями. В Россию ввозилось огромное количество книг и журналов из Европы, и порой положение дел там было гораздо более известно, чем состояние дел на Родине. А в это время основная часть населения России (крестьянство) на себе не испытывала никакого воздействия европейских нравов, мод и привычек, но это вовсе не означало, что простые русские люди находились вне культуры: у них существовала своя специфическая культура, выработанная в веках. Русская православная церковь учила смотреть на мир, как на творение Божье, но многие представители дворянства фактически порвали с церковью, тогда как простые люди сохраняли свою приверженность и учению Христа, и вере в царя. Народ создавал свои сказки, былины, песни и мастерил разнообразные изделия, достойные музеев. В эпоху Николая 1 дворяне и славянофилы стали изучать и пропагандировать этот для многих неизвестный мир.

Образованное общество стало осознавать самобытность культуры России. Этот период ознаменовался появлением таких творцов, которые преодолели культурный разрыв между верхами и низами. Их творчество стало общенациональным явлением. И поэтому это время назовут позже «золотым веком русской культуры». Его символы: Пушкин, Лермонтов, Н.В.Гоголь.

2. Уровень образованности общества – один из показателей культурного состояния страны. В это время в России он крайне невысок, поэтому усилия Александра 1 направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из одногодичных приходских школ, трехклассных уездных училищ, семиклассных гимназий. В эпоху Александра 1 образование было бессословным, только при Николае 1 оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы – для крестьян; уездные училища – для детей купцов, ремесленников, других городских обывателей; гимназии – для детей дворян и чиновников. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

При Александре 1 строительством единой школьной системы занималось Министерство народного просвещения, созданное в 1802 году. Высшее образование давали университеты, куда принимали без экзамена, но с обязательным предъявлением аттестата об окончании гимназии. В первой половине 19 века, особенно при Александре 1, число университетов увеличилось: в 1803 появился Виленский университет, в 1802-05 – Дерптский, Харьковский, Казанский, в 1816 – Варшавский, а в 1819 – в Петербурге. Университет составлял центр учебного округа и курировал преподавание в средней и высшей школе по всему округу.

Получить высшее образование можно было в специальных учебных заведениях – институтах: в Технологическом, Горном, Межевом, Институте инженеров путей сообщения, в Главном педагогическом институте в Петербурге, а также в Артиллерийской и Инженерной академиях. В это время появились Высшее училище правоведения и Лазаревский институт восточных языков.

Качественно новым сословным учебным заведением, соединившим в себе черты средней и высшей школы, стал Царскосельский лицей, открытый в 1811 году. Он был полностью закрытым, бесплатным. Первый его выпуск составили Пушкин, Дельвиг, А.М.Горчаков, декабристы Кюхельбекер и Пущин, будущий директор столичной публичной библиотеки Корф. В лицее образование получили Салтыков-Щедрин и Гирс, публицист Данилевский, министр народного просвещения Д.А.Толстой и др. Программа преподавания в лицее почти соответствовала университетской. Еще ранее был основан в Ярославле Демидовский лицей, а позднее – Ришельевский в Одессе, Нежинский, Катковский в Москве и ещё ряд закрытых учебных заведений.

Широко распространена система домашнего образования, в котором основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыке, живописи, правилам поведения в обществе.

В это время в России не было системы женского образования, и только для дворянок по образцу Смольного института благородных девиц открыли несколько средних учебных заведений. В 1830е появились школы для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Но основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

Несмотря на все препятствия, чинимые правительством Николая 1, шла демократизация состава студенчества. Дело в том, что выходцы из недворянских слоев – разночинцы – стремились получить высшее образование, из них и складывалась русская интеллигенция. Примеры: поэт Кольцов, публицист Полевой, Никитенко – бывший крепостной, ставший литературным критиком, академиком.

Юридический статус университетов определялся уставами 1804 и 1835 годов, последний из которых наглядно проявил консервативную линию в политике правительства.

В отличие от 18 века, для которого характерен энциклопедизм ученых, в первой половине 19 века началась дифференциация наук и выделение естественных и гуманитарных. В это время всё большее значение приобретали те научные открытия, которые имели прикладной характер, и внедрялись, хотя и медленно, в практическую жизнь.

На первое место в кругу наук вышло естествознание. Исследования физика и агробиолога М.Г. Павлова, медика Дядьковского внесли большой вклад в понимание основных законов природы. Профессор Московского университета биолог Рулье еще до Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И.Лобачевский, ректор Казанского университета, в 1826 году создал теорию «неевклидовой геометрии», которую церковь объявила еретической, а коллеги признали ее правильной лишь в 1860е. В 1839 году завершилось строительство Пулковской обсерватории, ее возглавил астроном В.Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости млечного пути.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины: физик Якоби в 1834 году сконструировал электромоторы, которые работали от гальванических батарей; в 1802 году академик Петров В.В. разработал гальваническую батарею, которая позволяла получать устойчивую электрическую дугу – прообраз будущей электрической лампочки; в 1833 году Э.Х.Ленц установил правила определения движущей силы индукции (закон Ленца), а год спустя на этой основе был изобретен электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1840 Якоби изобрел гальванопластику. Всё это создавало предпосылки для крупнейших технических изобретений, основанных на электрической энергии. Уже в 1832 году П.Л.Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф, а в 1850 Якоби изобрел буквопечатающий аппарат для телеграфа.

Российские исследователи трудились во всех отраслях химии. К.С.Кирхгов разработал способ получения глюкозы, К.И.Гротгус, работавший в Литве, открыл основной закон фотохимии, а в 1840 Г.И.Гесс открыл основной закон термохимии. П.Г.Соболевский и В.В.Любарский положили начало порошковой металлургии. У истоков органической химии в России стояли Воскресенский, Фрицше, Зинин. Н.Н.Зинин основал синтетическую химию, послужившую основой производства красок и взрывчатых веществ. П.П.Аносов разработал новые методы производства стали и возродил утраченный секрет получения булатной стали. Таким образом, открытия русских ученых первой половины 19 века предвосхитили расцвет химии во второй половине 19 века - в начале 20 века.

Именно в это время наука внедряется в производство. Так в 1830х крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода Ефим и Мирон Черепановы построили первую паровую железную дорогу. Химики Зинин и Бутлеров создали устойчивые химические красители для бурно развивающейся текстильной промышленности.

Это время больших географических открытий. В 1842 году на основе разработок русских географов министерство финансов издало первую экономико-географическую карту России. В 1803-06 годах И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое кругосветное путешествие, описав Курильские острова, Камчатку, Сахалин, часть японских островов, побережье Аляски и начали глубоководные исследования Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Их открытия были настолько весомыми, что Крузенштерн был удостоен звания академика, а в 1845 стал одним из учредителей Российского географического общества. Одним из учеников Крузенштерна был Ф.Беллинсгаузен. Он был участником первой кругосветной экспедиции, а в 1819-21 годах ему поручили провести новую кругосветную экспедицию на кораблях «Восток», которым командовал он сам, и «Мирный», которым командовал М.Лазарев. План экспедиции составил Крузенштерн. Эта экспедиция в январе 1820 подошла к берегам тогда неведомой Антарктиды. Затем русские корабли отправились в тропическую часть Тихого океана и там открыли группу островов, названных Островами россиян. Ф.П.Литке исследовал моря и острова Северного Ледовитого океана.

А.А.Баранова трудно отнести к путешественникам, но он внес существенный вклад в развитие географии и освоение Русской Америки. Он исследовал в Тихом океане острова, и ему удалось закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки. Его деятельность была столь успешной, что в 1799 году он был назначен правителем Российско-американской компании, а в 1803 – правителем российских колоний в Америке. С его именем связаны основания крепости Новоархангельск, форта Росс.

На Дальнем Востоке крупнейшим исследователем стал Г.И.Невельской, который в 2ух экспедициях (1848-49, 1850-55) исследовал Сахалин, низовья Амура, установил пролив, отделяющий Сахалин от материка (Татарский), основал в 1850 Николаевск-на-Амуре. Другой путешественник Е.В.Путятин в 1822-25 совершил кругосветное путешествие, а в 1850е экспедиция на фрегате «Паллада» открыла острова Римского-Корсакова, и Путятин был первым, кто побывал в закрытой для европейцев Японии. Результат экспедиций Невельского и Путятина не только научный, но и политический – за Россией закрепилась Приморская область на Дальнем Востоке.

В 1845 году было создано усилиями Крузенштерна, Литке Русское географическое общество.

Большие успехи сделаны в медицине: Н.И.Пирогов первым в мире начал делать операции под эфирным наркозом и широко применял антисептические средства, и этим он спас жизни многих защитников Севастополя в Крымской войне. Профессор Филамофитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Пироговым – метод внутривенного наркоза.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль. Этому способствовала Отечественная война 1812 и деятельность созданного при Московском университете Общества истории и древности российских. Интенсивно отыскивались памятники древнерусской письменности, и в 1800 году было опубликовано Слово о полку Игореве. Начались первые археологические раскопки на территории России. В 1818 году были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Пушкин его сравнил с Колумбом, который открыл Америку, а Карамзин русскому обществу – древнюю Русь. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К.Рылеева, «Борис Годунов» Пушкина, исторические романы Лажечникова и Кукольника. В противовес Карамзину Н.Полевой написал «Историю русского народа», но и он сбился на историю государства.

Для следующих поколений историков (К.Д.Кавелин, Н.А.Полевой, Т.Н.Грановский, М.П.Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю. Большинство из них принадлежали либо к охранителям, либо к западникам. В конце 1840х начал свои исследования выдающийся российский историк С.М.Соловьев, создавший 29-томную «Историю России с древнейших времен». Охранители Погодин, Устрялов стали авторами целой серии произведений, например, «Историю царствования Петра Великого» в 9 томах создал Н.Устрялов. Изучение всеобщей истории было представлено трудами профессоров Московского университета Грановского и Бодянского.

3. В начале 19 века интерес к литературе был значительным. Это было время быстрой смены художественных направлений и одновременного существования различных художественных стилей. Так по законам классицизма написана комедия Грибоедова «Горе от ума», а ещё раньше Карамзин стал основателем русского сентиментализма: «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза» вводили читателя в мир чувств. Заслугой Карамзина было развитие литературного языка.

Одним из ведущих новых направлений стал романтизм. Его отличительной чертой было противопоставление идеального образа реальной жизни. Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности.

В 1820е-50е получает распространение реализм, последователи которого старались изображать действительность в ее наиболее типичных проявлениях.

Появление романтизма связано с именами В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбеккера, А.И.Одоевского. В начале своего творчества Пушкин и Лермонтов создавали тоже романтические произведения, однако в 1830е-40е в их творчестве наметился переход к реализму, и в этом стиле написаны «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», «Медный всадник» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова. Основателем критического реализма явился Гоголь, и в этом стиле ярчайшим произведением стала повесть «Шинель». Наряду с другими его работами (Мертвые души, Ревизор и др.) начинается «гоголевский период» русской литературы (1830е-40е). Позже Достоевский отмечал: «Мы все вышли из шинели Гоголя».

Реалистичный мир русского купечества открыл читателю и зрителю драматург А.Н.Островский. Его первая пьеса «Свои люди – сочтемся» появилась в 1849 году.

В 1840х-50х заметное место в литературе заняла тема крепостной деревни. С этой темой связаны произведения И.С.Тургенева и Д.В.Григоровича («Деревня», «Антон-горемыка»).

Первая половина 19 века стала временем становления современного литературного языка, основанного на традициях народной речи.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг и журналов. В начале 19 века существовали лишь государственные типографии, и только в 1830е-40е распространилось частное книгоиздательство, что прежде всего связано с именем Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книги, увеличить тиражи и сделать книгу доступной.

В последней трети 18 века положено начало российской журналистике. Но подлинным временем становления журналистики в нашей стране стала первая половина 19 века. Официальная газета «Санкт-петербургские ведомости» носила характер информационного бюллетеня. Более разнообразными были материалы в газете «Северная пчела», которую основал с помощью Аракчеева Булгарин. Эту газету отличала явная «желтизна». Первым серьезным журналом стал «Вестник Европы», который издавался с 1802 года Н.М.Карамзиным. Но когда он отошел от журналистики, «Вестник Европы» зачах. Основоположником развлекательной журналистики стал О.И.Сенковский («барон Брамбеус»), который начал в 1834 издавать журнал «Библиотека для чтения». В нем были разнообразные материалы, в т.ч. фельетоны, легкая болтовня обо все на свете. Иной характер имел журнал «Сын Отечества», основанный в 1812 году Н.И.Гречем. К «Сыну Отечества» тяготели Крылов, Пушкин, Грибоедов, Рылеев, Бестужев, но после восстания декабристов Греч, как и Булгарин, стал яростными противниками всего инакомыслящего.

Журналы «Московский телеграф» Н.А.Полевого, «Москвитянин» Погодина, «Телескоп» Н.И.Надеждина искали свои пути к читателю. Но новый этап в развитии российской журналистики начинается в связи с деятельностью журналов «Современник» и «Отечественные записки». «Современник» был основан в 1836 году А.С.Пушкиным, но он показался читателям слишком академичным, и лишь с 1847 года, когда его перекупили Н.А.Некрасов и И.И.Панаев, журнал начинает освещать актуальные вопросы общественной и литературной жизни. Среди сотрудников «Современника» оказались Иван Гончаров, Иван Тургенев, Ф.Достоевский, историк Соловьев, а с середины 1850х в состав редакции были привлечены Н.Г.Чернышевский и Добролюбов. В 1840х тон «Современнику» задал блестящий критик Белинский, начавший свою деятельность в журнале «Отечественные записки».

Журнал «Отечественные записки» был восстановлен в 1839 году Краевским. В 1840е этот журнал сплотил вокруг себя самых талантливых литераторов того времени: Тургенева, Кольцова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Благодаря Белинскому в этом журнале возникло новое для России явление – литературная критика.

Таким образом, журналы «Современник» и «Отечественные записки» стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.

Российский журнал представлял собой уникальное явление. В 1810х-30х годах он продолжил традиции литературных салонов, а с 1840х он сделался учителем, наставником жизни, и в это время необыкновенно выросла фигура литературного критика. Подобные превращения связаны не с желаниями издателей, а с рядом событий, совпавших по времени: 1) в 1840х произошел в русской культуре некий разрыв – она лишилась Карамзина, Пушкина, Гоголя; 2) в это время начался новый этап демократизации культуры, когда она распространяется среди более широких слоев населения, которые нуждаются в наставнике; 3) в силу особенностей правления Николая 1.

4. «Застывшая музыка» получила большое развитие в первой половине 19 века. 1810е-30е годы – время широкого градостроительства, и в архитектуре господствовал классицизм, который плавно перешел в ампир, сохранявший основные черты классицизма, но для него характерно создание целостных городских ансамблей, зримо воплощавших мощь империи. Важным элементом ампира были скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий.

С наибольшей полнотой достижения русского классицизма выявились в творчестве А.Д.Захарова, А.Н.Воронихина, К.И.Росси и Тома де Томона.

А.Н.Воронихин (1759-1814) – крепостной графа Строганова, учился у Баженова и Казакова. Важнейшее его произведение – Казанский собор в Петербурге, возведенный в 1801-11 годах на Невском проспекте. В куполе этого собора впервые в России были использованы металлические конструкции. Собор украшен монументально-декоративной скульптурой, к созданию которого были привлечены Мартос, Щедрин и другие. В это же время Воронихи построил здание Горного института и парковые сооружения в Павловске.

А.Д.Захаров (1761-1811) стал известен планировкой стрелки Васильевского острова в Петербурге. Но самым крупным из сохранившихся его зданий стало Адмиралтейство. Он его не строил заново, а реконструировал. Захаров сохранил созданный ранее Коробовым золоченый шпиль над центральной башней и значительно обогатил ее архитектурное решение скульптурами Ветров, Кораблестроения и др.

Крупнейшим зодчим Петербурга стал К.И.Росси (1775-1849), который по объему созданного превосходит всех своих современников. Ему принадлежат такие значительные сооружения, как здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александрийского театра, здание Сената и Синода. Каждый раз архитектор вписывал новое сооружение таким образом, чтобы придать городскому пейзажу новый облик.

В 1830х-50х в русской архитектуре начинают формироваться черты, связанные с зарождением нового направления, которое называют «историзмом» или «эклектикой». Это направление характерно интересом к древнеегипетскому, арабскому, индийскому, греческому, римскому, готическому и русско-византийскому стилям, смешением их. В этом отношении переходным можно считать творчество московских архитекторов О.И.Бове, Д.И.Жилярди, А.Л.Витберга.

В Москве после пожара 1812 года застройка велась по «образцовым фасадам» О.И.Бове. Им были обновлены здания Большого и Малого театров, воздвигнут Манеж, создана Триумфальная арка у Петербургской заставы (ныне на Кутузовском проспекте). Одновременно Бове руководил строительством небольших, часто деревянных дворянских особняков с обязательным портиком.

Жилярди стал известен реконструкцией здания Московского университета, во время которой был полностью изменен фасад, а также строительством Опекунского совета на Солянке. Жилярди строил дом Луниных.

Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память о победе в Отечественной войне 1812.

Создателем эклектического русско-византийского стиля был Тон (Большой дворец, Оружейная палата в Кремле, Храм Христа Спасителя). Эклектические формы нашли отражение в архитектуре Монферрана (Исаакиевский собор в Петербурге, Александрийская колонна).

5. Для российской живописи и скульптуры первая половина 19 века стала временем исканий и одновременно расцвета, выхода на мировую арену.

Русские художники создают выдающиеся произведения в духе академизма. Его оплотом стала императорская Академия художеств. Видными представителями академической школы были Бруни (Медный змий), Брюллов (Последний день Помпеи, Итальянский полдень, Всадница, Автопортрет). Одновременно в живописи происходит отход от академизма. Представителями неакадемического направления являлись: Венецианов, который обратился к бытовому жанру и создал серию картин, изображавших сельский быт (Гумно, На паше, На жатве); Федотов, создавший 9 небольших жанровых полотен, в которых высмеивал «темное царство купечества и тупую спесь дворянства» (Сватовство майора, Свежий кавалер, Вдовушка; «Анкор, ещё анкор!»). Современники справедливо сравнивали Федотова в живописи с Гоголем в литературе.

Выдающимися художниками-портретистами были Кипренский и Тропинин. В работах Кипренского чувствуется влияние романтизма. Он автор портрета Пушкина. Для Тропинина характерны жанровые портреты (Кружевница, Гитарист). Он тоже написал прижизненный портрет Пушкина, но перед зрителем предстает не овеянный поэтической славой, а умудренный жизненным опытом не очень счастливый человек.

Значительное место в русской живописи занимает творчество Иванова, создавшего знаменитое полотно «Явление Христа народу». Его основная идея – убежденность художника в необходимости духовного и нравственного возрождения человечества.

6. В первой половине 19 века театральная жизнь вступила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему были распространены крепостные, принадлежавшие аристократам, а государственных театров было немного: Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве.

Драматический театр развивался под влиянием тех же тенденций, что и литература. Сначала в нем господствовали классицизм и сентиментализм, позднее появились романтические пьесы (Шиллер, Шекспир), но особенно популярен был Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались комедии Фонвизина и Крылова. В 1830х-40х под влиянием отечественной литературы в театре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием стала постановка в Александринском театре пьесы Гоголя «Ревизор».

В 1824 году в результате раздела Петровского театра появились Большой (опера, балет) и Малый (драматический) театры. Александринский открыт в Петербурге в 1832 году.

Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал П.С.Мочалов, снискавший в 1820е-30е особую популярность в ролях Гамлета и Фердинанда. Становление реалистического направления связано с постановками произведений Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра М.С.Щепкин – выходец из крепостных. Он был реформатором актерского искусства и первым предложил подчинить весь спектакль единой идее. Другой замечательный актер школы сценического реализма работал в Александринском театре в Петербурге – А.Е.Мартынов.

Музыка больше, чем другие виды искусства испытала влияние Отечественной войны 1812 года. Одной из первых стала опера Кавоса «Иван Сусанин». Вся первая половина века прошла под знаком усиления русской национальной тематики. Народные мотивы звучали в произведениях Варламова, Алябьева, Гурилева. Романтическое направление представлял А.Н.Верстовский – автор популярной оперы «Аскольдова могила». Центральное место в музыке принадлежит М.И.Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке («создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем»). Он автор опер «Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Людмила», «Камаринская». В этот период начинает свою работу Даргомыжский, создавший новые жанры: народно-бытовую музыкальную драму («Русалка») и сатирико-комическую оперу («Титулярный советник»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.