Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая школа права (Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи).






Историческая школа права сложилась как реакция на юснатурализм XVIII века. Согласно исторической школе права, всякое право – это не воля законодателя, а совокупность признаков этнического менталитета. Оно складывется из народных обычаев и традиций, истоки которых уходят в глубокую древность и постоянно нарастают по мере научного и культурного прогресса и вообще по мере развития социально – экономического уклада того, или иного народа. При этом развитие права представляет собой не цепь качественных превращений, каковым по Гегелю является всякое вообще развитие, а одни лишь количественные изменения и только. По мнению исторической школы, традиции, обычаи, мораль и т. п. каждого отдельного народа постоянно возрастают вплоть до того, что становятся действующим законодательством вследствие их многочисленности и противоречивости. В связи с этим, какая – либо рецепция инонационального правового опыта нежелательна и приводит, по мнению теоретиков исторической школы, к крайне неблагоприятным последствиям.

Основателем исторической школы права был немецкий юрист Густав Гуго (1764 – 1844 гг.). Главным продолжателем его идей – Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846 гг.) – немецкий юрист, представитель исторической школы права. Он считал государство и право порождением некоего «народного духа» и ратовал за сохранение феодального «права – привилегии», то есть сословных привилегий.

Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861 гг.) – немецкий юрист, основатель историко–эволюционной теории права в духе объективного идеализма. Он утверждал, что право связано с характером и бытием каждого народа и связано с языком, почему и постоянно изменяется, в том числе в принципах. Право – это органический продукт «народного духа». Оно в представлении юриста изменяется подобно языку одного народа – растёт как количественно, то есть экстенсивно, так и качественно, то есть интенсивно. Савиньи выступал против кодификации права и считал необходимым сохранение обычного феодального права Германии.

Таким образом, историческая школа права явно отдаёт приоритет ценностей сохранения по сравнению с ценностями изменения. Тезис Монтескье о природно – климатическом факторе в становлении права она переиначила, утверждая, что всему, в том числе и всем этим факторам, предшествует некий «народный дух», развивающийся всегда изначально в обычаях, из которых и происходит, впоследствии, норма права.

Естественно, поэтому, что все сторонники исторической школы права были монархистами, а то, что часть их сторонников нашла широкий отклик и за границей, прежде всего у обер – прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева (1827 – 1907 гг.).

Историческая школа, объявляя позитивные законы выражением духа народа, автоматически оправдывает не только феодальные порядки, но и все предшествующие им, в том числе рабство, крепостничество, суды инквизиции и т. п.

В общем, по мнению исторической школы право возникло как стихийный процесс.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.