Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территория Кавказской Албании






Наиболее достоверные письменные источники о древних предках лезгин прослеживаются на стыке двух эр. Общепризнанной является точка зрения о возникновении (V — IV вв. до н.э.) на востоке Кавказа государства Албания, о чем свидетельствуют албанские монеты собственного производства, датируемые IV — III вв. до н.э. [1].

Как увидим ниже, главным божеством у древних предков лезгин был Алпан — громовержец, как Зевс в греческой мифологии. По названию главного божества древние лезгины у греков получили название албаны (алпаны), а страна — Албания (Алпания). Недаром Страбон пишет, что албаны почитают богов Гелиоса (Солнце), Зевса (Громовержца), Селену (Луну). Армяне называли Алпанию (Албанию) Агваном, иберы — Алваном.

Известно, что в сочинениях античных авторов, особенно у Страбона, имеется подробное описание границ Албании. Однако вследствие противоречивых утверждений в источниках и сегодня не прекращаются споры по этому весьма важному вопросу. Для правильной ориентации в разрешении данного вопроса приведем основные высказывания древних авторов о границах Албании и ее обитателях в античный период.

Определяя местоположение Иберии и Албании, Страбон сообщает: " С юга эти области ограничиваются полосою земли от устья Кира до Колхиды" [2]. Приведенные слова не оставляют сомнения в том, что Страбон южной границей Албании на рубеже I в. до н.э. считал р.Кура, названную им " Кир". Эту мысль он подкрепляет и дальше в главе, посвященной " описанию Албании". Так, об албанах он пишет: " Живут они между иберами и Кирганским (Каспийским) морем, на Востоке примыкая к морю, а на западе граничат с иберами, из остальных сторон северная ограждается Кавказскими горами, они высятся над равнинами и ближайшие к морю называются Керавнскими, а южную образует прилегающая Армения, в которой много равнин, но много и гор, как, например, в Камбисене, в которой армяне соприкасаются с иберами и с албанами" [2].

Западная граница указана и Гаем Плинием: " Всю равнину (начиная) от реки Кира, заселяют племена албанов, а затем иберов, которые отделены от первых рекой Оказаном, текущей с Кавказских гор в реку Кир" [3].

Очерчивание северных границ Албании Сарматией, т.е. просторами северокавказских степей, а также ряд других малоубедительных доводов дали повод некоторым историкам для крайне расширенного толкования северных пределов Кавказской Албании.

Из ученых, обративших внимание на северные границы Албании в более поздние сроки, можно указать на М.И.Артамонова (4). Он описывает эпизоды борьбы армян и албанцев с персами у " Ворот гуннов", которые находились " между владениями албанцев и гуннов (Чора-Дербент)". Другие авторы включают в состав Албании Южный Дагестан [4], третьи отодвигают северную границу до Сулака [5]. Еще севернее переносит границу Албании В.Минорский [6], который, ссылаясь на Птоломея, пишет: " Согласно Птоломею, Албания включала в себя не только упомянутые выше территории Закавказья, но тянулась на северо-восток, охватывая весь район Каспийского побережья, теперь называемый Дагестаном".

В противовес этим высказываниям, Я.Федоров отмечает, что " в состав Албанского союза племен входили лишь племена Юго-Восточного Дагестана [7], что касается северных предгорий, а тем более горной части страны, то возможность включения их в состав Албанского государства сомнительна, а доказательства, приводимые на этот счет некоторыми авторами на основании дагестано-албанских параллелей в материальной культуре того времени, неубедительны".

Говоря об этих подходах, проф. А.Агаев пишет [8]: " При решении вопроса о месте Дагестана в истории и культуре Албании важно исходить из идеи В.Минорского, что надо отличить территории, занятые племенами албанского происхождения, и территорий, фактически подчинявшиеся албанским царям [6]. Если применить этот методический подход, то Нагорный Дагестан, в случае его включения в Албанию, подчинялся албанским царям, не входя, конечно, в собственно албанские племена. Поэтому к сообщениям античных авторов о равнинных и горных албанах надо относиться прежде всего в том смысле, что горной страной является и Азербайджан. Помимо того, в источниках термин " албан" толкуется в широком и узком смысле. В широком, когда речь идет о жителях Албании как страны, как государства, безотносительно этнических различий. В узком, когда речь идет о собственно албанском этническом населении",

" Географические данные, — пишет М.Ихилов, — проводимые античными авторами в их сообщениях, дают возможность убедиться, что вся территория современного Азербайджана и Южного Дагестана была территорией Кавказской Албании" [9].

Говоря о границах расселения албан, мы имеем в виду, что эта этническая общность обладала этническим языковым и культурными признаками, заметно отличающими ее от сопредельных народов — армян и иберов (грузин). Как увидим далее, такой подход приводит к выводу, что в состав Албании входили только территории нынешнего Азербайджана и Южного Дагестана.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.