Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминалистических учетов






Животные (похищенный

или пригульный скот)

Нераскрытые

преступления

Следы:

– пальцев рук

с мест нераскрытых

преступлений;

– орудий взлома

и т.д.

Документы:

– поддельные доку-

менты;

– поддельные рецеп-

ты, ценные бумаги

и т.д.

Трупы

погибших

и умерших граждан,

личность которых

не установлена

Глава 16. Криминалистическая регистрация 306

мых объектов. Материалы систематизируются в соответствии с

научно разработанной классификацией признаков, обеспечи-

вающих быстрое отыскание нужных сведений.

В криминалистической регистрации используются следующие

способы фиксации информации:

а) описание (письменная фиксация сведений, признаков поду-

четных объектов, зарисовка, изображение в виде схем);

б) получение оттисков (в том числе дактилоскопирование);

в) фотографирование;

г) звуко- и видеозапись;

д) коллекционирование (собирание и хранение объектов в на-

туре);

е) комбинированный (когда задействовано несколько спосо-

бов фиксации подучетных объектов).

При регистрации признаки объектов (сведения о них) фикси-

руются в определенном порядке. Соответственно различают та-

кие формы ведения учетов: картотеки, журналы, альбомы,

фото-, видеотеки, коллекции, базы данных компьютерных систем

и др. В настоящее время наиболее перспективным направлением

эффективного использования регистрационной информации яв-

ляется создание автоматизированных информационно-поисковых

систем (АИПС), базирующихся на применении компьютерной

техники, средств связи, терминальных комплексов, особых уст-

ройств ввода и вывода информации. Следует подчеркнуть, что

информация должна быть защищена от несанкционированного

доступа.

В результате обращения к учетам может быть установлено

сходство проверяемого объекта с уже зарегистрированным или

получены сведения, характеризующие проверяемый объект как

значимый для расследования. В ряде случаев существенное зна-

чение может иметь и отрицательный ответ, когда регистрацион-

ный орган сообщает, что объект в числе подучетных не значится.

Необходимо иметь в виду, что итоговый результат проверки по

учетам — не обязательно установление индивидуального тожде-

ства, но и информирование о наличии или отсутствии в регистра-

ционных массивах объектов, подобных или максимально схожих

с проверяемым.

Правовые основы функционирования системы криминали-

стической регистрации подробно регламентированы в подзаконных

актах, в частности в приказах и инструкциях МВД России. Юриди-

ческим основанием для ведения криминалистической регистрации

являются:

§ 1. Общие положения криминалистической регистрации 307

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», предусматри-

вающий ведение учета лиц, предметов и фактов, использование

данных этого учета, производство регистрации, фотографирова-

ние, звукозапись, кино-, видеосъемку, дактилоскопирование лиц,

задержанных по подозрению в совершении преступления, обви-

няемых в совершении умышленных преступлений и подвергнутых

административному аресту;

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государ-

ственной дактилоскопической регистрации в Российской Федера-

ции», в статье 10 которого сказано, что органы, осуществляющие

оперативно-розыскную деятельность, могут создавать и исполь-

зовать информационные системы;

Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, ис-

полняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», а

также федеральные законы: от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об

информации, информатизации и защите информации», от 15

июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозревае-

мых и обвиняемых в совершении преступлений», от 12 августа

1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 4

июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информа-

ционном обмене», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

Большое значение имеют внутриведомственные правовые ак-

ты, такие как «Концепция развития органов внутренних дел и

внутренних войск МВД России» (приказ от 20 марта 1996 г. №

146), «Наставление по формированию и ведению централизо-

ванных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических

учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек ор-

ганов внутренних дел Российской Федерации», утвержденное

приказом МВД России от 12 июля 2000 г., приказ МВД России от 1

июня 1993 г. «О повышении эффективности экспертно-

криминалистического обеспечения органов внутренних дел Рос-

сийской Федерации» и прилагаемая к нему Инструкция по фор-

мированию и использованию экспертно-криминалистических уче-

тов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов

органов внутренних дел.

Основанием регистрации конкретного объекта являются по-

становление прокурора, следователя или лица, производящего

дознание, об избрании меры пресечения в виде содержания под

стражей либо о привлечении в качестве обвиняемого; приговор

или определение суда; постановление об объявлении лица в

розыск; протокол задержания подозреваемого. Для постановки на

учет иных объектов юридическим основанием служат протоколы

Глава 16. Криминалистическая регистрация 308

следственных действий. Регистрация таких объектов и снятие их

с учета производятся при наличии достаточных оснований, пре-

дусмотренных нормативными актами.

Система криминалистической регистрации, функциони-

рующая в органах внутренних дел, где сосредоточена основная

часть криминалистических и иных учетов, предназначенных для

целей раскрытия и расследования преступлений, достаточна

сложна. Она может быть классифицирована по двум основаниям:

1) по территориальности и подразделениям, в которых ведут-

ся учеты;

2) по функциональному и объектовому признакам.

В зависимости от территориального охвата обслуживаемого

региона все учеты можно подразделить на: централизованные

(федеральные), местные (региональные) и централизованно-

местные.

Централизованные (федеральные) учеты ведутся только в

соответствующих центральных аппаратах МВД России: Главном

информационном центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно-

криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД) — и охваты-

вают регистрацией всю территорию Российской Федерации.

Местные (региональные) учеты ведутся в пределах респуб-

лики, края, области в соответствующих информационных центрах

(ИЦ МВД, ГУВД, УВД), экспертно-криминалистических управлени-

ях или отделах (ЭКУ, ЭКО), в подразделениях уголовного розы-

ска. Некоторые местные учеты ведут в низовых звеньях горрай-

линорганов внутренних дел.

Централизованно-местные учеты предполагают регистра-

цию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Таких

учетов большинство. Конечно, не все одноименные объекты, учи-

тываемые на местах, регистрируются в центральных аппаратах,

чтобы не загромождать их массивы. Так, на местном уровне опе-

ративно-справочного учета состоят лица, осужденные за любые

преступления, совершенные на территории обслуживаемого ре-

гиона независимо от меры и срока наказания, а в ГИЦ МВД Рос-

сии учитываются лишь осужденные за особо тяжкие преступле-

ния к смертной казни, лишению свободы или ссылке, а также за

иные преступления к лишению свободы на срок от 3 лет и выше.

Обращаясь в централизованно-местный учет, следует знать,

что подучетный объект мог быть зарегистрирован лишь на мест-

ном уровне в другой республике, крае, области, поэтому запрос

следует направить в ИЦ или ЭКУ (ЭКО) соответствующего МВД,

ГУВД, УВД, а не ограничиваться запросами в ГИЦ или ЭКЦ МВД и

§ 2. Оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты 309

в местный информационный центр или криминалистическое под-

разделение.

Особенности проверки регистрируемых объектов централизо-

ванных и местных учетов — второе основание классификации.

Одна группа учетов ведется по линии информационно-

справочных служб — ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД,

учетных подразделений горрайорганов. Для проверки объектов

по этим учетам специальных криминалистических познаний не

требуется. Это учеты оперативно-справочные, похищенных и

изъятых номерных и обычных вещей, предметов антиквариата и

т.д.

Другая группа учетов ведется в экспертно-криминали-

стических подразделениях: ЭКЦ МВД России, ЭКУ (ЭКО) МВД,

ГУВД, УВД, горрайорганах. Для их организации и функциониро-

вания необходимы специальные криминалистические познания.

Это дактилоскопическая регистрация неизвестных преступников,

оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и

лиц, взятых милицией на учет; регистрация пуль, гильз, патронов

со следами оружия; фальшивых бумажных и металлических де-

нег; поддельных документов, изготовленных на полиграфическом

оборудовании; поддельных медицинских рецептов на получение

сильнодействующих и наркотических веществ и образцов почер-

ка лиц, занимающихся их подделкой; следов орудий взлома и

инструментов; транспортных средств; обуви, а также микрообъек-

тов и запаховых следов, изъятых с мест нераскрытых преступле-

ний.

Выдача необходимых сведений осуществляется по запросам.

Последние могут содержать:

а) полную совокупность необходимых признаков объекта;

б) частичную информацию о подучетном объекте;

в) задание на подборку аналитико-статистических сведений.

От этого, а также от степени автоматизации ведения учета зави-

сят точность и быстрота ответа на запрос.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.