Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие христианства






Появление христианской религии. Главной религией в Древнерусском государстве первоначально было язычество. Оно предполагало поклонение множеству богов: Сварогу (владыке Вселенной), Даждьбогу (богу Солнца), Перуну (богу грома и молний), Моране (богине ночи, зимы и смерти), Велесу (покровителю скотоводства), Стрибогу (богу ветра) и другим. Истоки язычества восточных славян восходят, по мнению большинства историков, к индоевропейским древним верованиям и еще дальше, к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности, за десятки тысяч лет до появления на планете христианской религии, зарождались представления первобытного человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой. Многие поклонения языческим богам объясняются невежеством славян, их страхом перед громом и молниями, другими предрассудками. Это невежество, животный страх перед непознанным существовали у наших предков многие тысячелетия.

На Руси христианство пришло на смену языческой религии почти так же, как в Византии и других христианских государствах. Летопись свидетельствует, что не только христиане, но и мусульмане, иудеиприсылали в Киев своих проповедников, чтобы склонить князя Владимира к принятию именно их веры. Первыми послами были болгары, которые исповедовали в тот период мусульманство. Но когда князь узнал об особенностях этой религии, которая предполагала обряд обрезания и запрещала употребление спиртных напитков, Владимир дал болгарам отказ: «Руси есть веселье питие, не можем без того быть». Иудеи тоже не смогли склонить языческого князя к принятию их религии. Как свидетельствует летописец, князь Владимир, выслушав иудеев, поинтересовался, где находится их Отечество. Послы честно ответили: «В Иерусалиме. Но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям». Разумеется, князь не хотел бы по воле иудейского бога лишиться Отечества. Послы папы римского также потерпели неудачу. Но, будь они настойчивее и речистее, как знать, может, Русь стала бы католической страной. И только греческий посланец смог прельстить своей религией правителя Киевской Руси.

Если верить летописцам, то князь Владимир посылал своих верных людей в разные концы света, чтобы убедиться в истинности рассказов иноземных послов. Получив подтверждение, князь утвердился в своем решении принять все-таки христианство, а не иудаизм или мусульманство, причем христианство в его византийском – православном – виде.

Таким образом, воля киевского князя как субъективный фактор сыграла огромную роль в появлении христианства на Руси. В переходе от язычества к православию немалую роль сыграло также желание молодого русского князя жениться на византийской красавице, принцессе Анне. Одним из условий такого брака было принятие одинаковой с невестой религии. Эти и другие исторические факты свидетельствуют о том, что русская православная церковь, говоря о вечности и незыблемости христианства на Руси, мягко говоря, искажает факты. Если бы киевскому князю по душе пришлась католическая или иная конфессия, то едва ли русские попы смогли бы настроить столько церквей и монастырей на нашей земле. Исторический выбор был сделан не ими и даже не русским народом, а главой Древнерусского государства князем Владимиром I Святославичем (980–1015 гг.).

Крещение Руси. Князем Владимиром I в 988 г. было насильно осуществлено крещение как массовое омовение людей в водах Днепра. Тогда же была учреждена русская метрополия с центром в Киеве, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. В крупных городах, таких как Новгород, Ростов, Чернигов, Полоцк, создаются епископства. Древняя летопись свидетельствует, что новгородцы взбунтовались против присланного в их город епископа Иоакима.

Для осуществления религиозной реформы, то есть для отказа населения от традиционного язычества в пользу христианства, потребовался военный поход киевлян во главе с Добрыней, дядей великого князя. Только силой оружия смоги навязать новгородцам новую веру. Жители Мурома также категорически возражали против навязанной им религиозной реформы. Они отказались впускать князя Глеба, сына киевского правителя, заявив о своем желании сохранить религию предков. По этой же причине в ряде поселений Древней Руси длительное время сохранялось «двоеверие», когда одна часть населения поклонялась прежним богам, а другая часть совершала христианские обряды. Потребовалось большие усилия христианских иерархов и священнослужителей, чтобы склонить все-таки население Руси к христианству.

Государство и религия. В связи с принятием христианства возник вопрос о разграничении прав государственной и церковной властей. Правовое положение церкви характеризует Устав князя Владимира I Святославича. Ст. 4 Устава выводит из княжеской и боярской подсудности нормы семейного права. В ст. 5 и 6 князь запрещает впредь вмешиваться в церковные дела, а в ст. 7 перечисляет те дела, которые должны передаваться церковному суду: нарушение христианского брачного права, развод супругов, прелюбодеяние, изнасилование, сквернословие, отправление языческого культа и т.п. На церковь возлагалась и запись актов гражданского состояния. В соответствии с церковными канонами, действовавшими на тот период, брачный возраст невесты определялся в 12–13 лет, жениха – в 14–15 лет.

Характерно, что Устав князя Владимира предусматривал норму финансовой и материальной поддержки христианской церкви. Ст. 3 Устава вводила «церковную десятину» – десятую часть от доходов (налогов) государства в пользу церкви. Такая же плата за услуги религии была установлена «Уставной и жалованной грамотой смоленского князя Ростислава Мстиславича церкви Богородицы и епископу». Датированная 1150 г., она вводила право церковной десятины на села и погосты, принадлежавшие князю, что составляло 300 гривен в год. Грамота Юрьеву монастырю закрепляла право монастыря на землю, что свидетельствует о формировании церковной земельной собственности, о том, что при поддержке государства православная церковь становилась феодалом и наравне с другими эксплуататорами пользовалась дешевым крестьянским трудом.

Для укрепления материального положения церквей и монастырей, священнослужителей государство освободило их от всех налогов и повинностей.

Церковь, ее иерархи оказывали большое влияние на руководителей государства, на принятие ими решений, в том числе по государственному управлению. Церковные иерархи входили в состав княжеских советов, обсуждавших проблемы государственного управления. К церковнослужителям князья обращались в трудные моменты, ища у них поддержку и советы.

Значение христианства. Введение христианства на Руси имело прогрессивное значение как для укрепления государства, так и для развития культуры русской нации.Во-первых, церковь своими постулатами («да убоится раб господина своего», «нет власти не от бога» и др.) укрепляла основы государственности, способствовала развитию феодальных отношений в бывших племенах. В более позднее время духовенство призывало свою паству: «Воззри… и вдумайся: кто противится власти – противится божескому повелению».

Во-вторых, христианство насаждало в людях общечеловеческие гуманистические ценности благодаря своим заповедям «не укради», «не убий», «возлюби ближнего своего» и т.п.

В-третьих, вчерашние языческие племена с принятием христианства по-другому стали восприниматься европейскими христианскими государствами. Это способствовало укреплению внешних политических и экономических связей Киевской Руси с другими государствами.

В-четвертых, благодаря христианству в этот период мощный импульс получила культура Древнерусского государства: стали появляться богослужебные и иные книги на славянском языке, делались первые шаги в искусстве: иконопись, фресковая живопись на церковные темы, стали открываться первые церковноприходские школы (при князе Владимире Мономахе). «Предки наши, – пишет историк Н.М. Карамзин, – были обязаны христианству не только лучшим понятием о творце мира, лучшими правилами жизни, лучшею, без сомнения, нравственностью, но и пользою самого благодетельного, самого чудесного изобретения людей: мудрой живописи мыслей, изобретения, которое, подобно утренней заре, в веках мрачных предвестило уже науки и просвещение».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.