Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По оперативной хирургии и






САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

(ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

КИРОВ – 2008

 

УДК 617.089: 611.9 (378.14)

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета и центральной методической комиссии Кировской государственной медицинской академии.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ (лечебный факультет). – /Сост.: А.А.Зайков, С.П.Ашихмин, О.М.Бухарин, А.Е.Садаков. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2008.- 69 с.

 

 

Методические разработки предназначаются для организации практических занятий и самостоятельной работы студентов по изучению оперативной хирургии и топографической анатомии. С этой целью в каждой из перечисленных тем занятий приведен перечень вопросов, подлежащих усвоению, в том числе и в качестве практических навыков. Для облегчения процесса усвоения материала названы основные учебные элементы по каждой теме, т.е. выделено главное в ней.

Методические разработки рассчитаны на студентов лечебного факультета медицинской академии в качестве основы ориентировочной деятельности при изучении предмета, а так же на преподавателей соответствующих кафедр с целью унификации учебно-методического процесса.

 

Рецензенты: заведующая кафедрой патологической физиологии, доктор медицинских наук, доцент А.П.Спицин;

Заведующий кафедрой хирургии и акушерства ВГСХА, заслуженный деятель науки РФ, д.в.н., профессор А.И.Варганов.

 

 

© Зайков А.А., Ашихмин С.П., Бухарин О.М., Садаков А.Е.

© КГМА, Киров - 2008.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Успехи биологии и медицины, постоянное накопление новых интересных фактов, выдвижение новых теоретических обобщений, разработка и внедрение в практику современных методов хирургических вмешательств привели к резкому увеличению количества информации по оперативной хирургии и топографической анатомии. В связи с этим возрастает значение квалифицированной методической работы преподавателя, хорошей организации и четкого планирования практических занятий, рационального распределения времени студентов на самостоятельную работу, изучение препаратов и препарирование, на приобретение ими практических навыков и умений.

Методические разработки практических занятий обобщают опыт преподавания коллектива кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Кировской государственной медицинской института и призваны способствовать улучшению подготовки студентов лечебного факультета по топографической анатомии и оперативной хирургии. В них с определенной последовательностью изложены вопросы, подлежащие изучению на каждом практическом занятии, дано обоснование изучаемой темы, изложен порядок проведения устного разбора материала. В каждой методической разработке приведен перечень используемых на занятиях учебных пособий, рекомендован список обязательной и дополнительной литературы по изучаемой теме.

По мнению автора, методические разработки должны принести несомненную пользу студентам как при изучении материала на практических занятиях, так и при самостоятельной подготовки к ним, а так же в осмыслении основных положений пройденного материала перед экзаменами. Они будут полезны и для преподавателей, так как позволяют не только унифицировать методику преподавания на занятиях, но и значительно улучшить их организацию.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Изучение оперативной хирургии и топографической анатомии, сложный «двуединый» процесс, важный этап обучения студента. В силу своего большого прикладного значения топографическая анатомия и оперативная хирургия дают студенту знания и практические навыки, на которых основывается не только последующие занятия по хирургическим и другим дисциплинам (терапия, гинекология, урология, травматология и т.п.), но и вся его самостоятельная врачебная деятельность.

Для глубокого усвоения изучаемого материала на практических занятиях студенту необходимо систематически предварительно готовиться самостоятельно, рационально используя имеющиеся на кафедре наглядные пособия, рекомендованную литературу.

Подготовка к занятиям требует большого труда, четкого методического подхода, правильной организации своих творческих возможностей. Для облегчения самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям мы рекомендуем использовать следующие алгоритмы:

 

А) При изучении топографической анатомии той или иной области тела

человека:

1. Границы области.

2. Внешние ориентиры (костные, мышечные, кожные и др.).

3. Послойное расположение тканей в данной области.

4. Характеристика особенностей строения каждого слоя, прикладное

значение этих особенностей в норме и патологии.

5. Сосудисто-нервные образования в пределах каждого из изучаемых

слоев, их взаимоотношения.

6. Проекция на кожу области внутренних органов и сосудисто-нервных

образований.

7. Пути лимфооттока, расположение лимфатических узлов в пределах изучаемой области.

8. Значение особенностей строения области и входящих в нее образований в хирургической практике.

 

Б) При изучении хирургической анатомии органов:

1. Голотопия органа, проекция на кожные покровы.

2. Скелетотопия.

3. Отношение к фасциям и серозным покровам.

4. Изменчивость строения и расположения, взаимосвязь ее с процессами филогенеза и онтогенеза, формой телосложения, полом.

5. Синтопия органа.

6. Источники артериального кровоснабжения, иннервации, пути венозного и лимфатического оттока.

 

В) При изучении клетчаточных пространств:

1. Голотопия.

2. Границы клетчаточных пространств.

3. Замкнутое или сообщается с соседними областями.

4. Связи с другими клетчаточными пространствами.

5. Основные пути инфицирования.

6. Оперативные доступы, методы дренирования.

 

Г) При изучении техники оперативных вмешательств:

1. Название, цель операции.

2. Показания к операции.

3. Положение больного на операционном столе.

4. Способы обезболивания.

5. Инструментарий, необходимый для выполнения операции.

6. Оперативный доступ и его обоснование.

7. Оперативный прием, способы операции, этапы.

8. Ошибки и возможные осложнения.

9. Виды и техника швов, применяемых при операции.

10. Выход из операции, ушивание раны.

 

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (2 часа) – 6-й семестр.

 

- Хирургический инструментарий, классификация, применение. Медицинская техника. Разъединение и соединение тканей.

- Топографическая анатомия верхней конечности. Надплечье, плечевой сустав. Плечо, локтевая область и локтевой сустав, предплечье. Лучезапястный сустав, кисть.

- Топографическая анатомия нижней конечности. Ягодичная область, тазобедренный сустав, бедро. Коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопа.

- Гнойная хирургия конечностей. Доступы к клетчаточным пространствам. Абсцессы, флегмоны, панариции. Операции на сосудах и нервах. Шов и пластика сосудов. Венепункция, венесекция. Обнажение сосудов и нервов. Обработка ран, шов сухожилий. Ампутации и экзартикуляции. Оперативные вмешательства на суставах и костях.

- Топографическая анатомия мозгового отдела головы. Свод и основание черепа. Топография мозга и мозговых сосудов. Черепные нервы. Топографическая анатомия лицевого отдела головы.

- Оперативная хирургия головы. Хирургическая обработка ран черепа. Трепанация. Разрезы в области лица. Пластические операции на лице.

- Топографическая анатомия шеи. Границы областей, фасции и клетчаточные пространства. Сосудисто-нервные образования шеи, топография органов шеи.

- Оперативная хирургия шеи. Доступы к сосудисто-нервным образованием и органам шеи. Доступы к клетчаточным пространствам. Трахеостомия.

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЙ (4 часа) – 7-й семестр

 

- Топографическая анатомия грудной стенки и органов грудной полости. Молочная железа. Переднее и заднее средостение. Плевра и легкие. Перикард и сердце. Топография пищевода.

- Оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости. Операции на молочной железе. Оперативные доступы к органам грудной полости. Пункция плевры и перикарда. Операции на сердце и легких.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости.

- Топографическая анатомия и оперативная хирургия брюшной стенки и диафрагмы. Слабые места. Хирургическая анатомия грыж. Грыжесечение.

- Топографическая анатомия органов брюшной полости. Органы верхнего этажа брюшной полости. Органы нижнего этажа брюшной полости.

- Оперативная хирургия органов брюшной полости. Ушивание ран печени, шов печени. Гастростомия, резекция желудка, гастроэнтероанастомоз. Кишечные швы, резекция кишки. Аппендэктомия.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота.

- Топографическая анатомия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства.

- Топографическая анатомия таза и промежности. Фасции и клетчаточные пространства. Сосуды и нервы. Органы таза.

- Оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства. Оперативная хирургия органов таза. Доступы, операции на мочевом пузыре, матки и её придатках, прямой кишке.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства, таза и промежности.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (6-й семестр)

 

Тема занятия: Хирургический инструментарий, классификация,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.