Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систем газоснабжения в Российской Федерации

Глава IX. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 30. Правовое регулирование промышленной безопасности при осуществлении газоснабжения

 

Комментарий к статье 30

 

В соответствии с ФЗ " О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, хранится, транспортируется, уничтожается газ, относятся к категории опасных производственных объектов. В соответствии со ст. 1 указанного Закона промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Опасные производственные объекты в целях осуществления государственного контроля и надзора за их функционированием подлежат регистрации в реестре опасных производственных объектов. Персонал, работающий на таком объекте, должен быть обучен и аттестован, в том числе в вопросах поведения при возникновении аварий. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации или декларированию соответствия требованиям промышленной безопасности, а также подлежат экспертизе промышленной безопасности. Все действия, проводимые на опасном производственном объекте (реконструкция, ремонт, модернизация, переоборудование), могут осуществляться только на основании проекта, подлежащего государственной экспертизе. На случай возникновения аварий у организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, должны быть разработаны планы действий по локализации и ликвидации аварий.

В соответствии с ФЗ " Об охране окружающей среды" экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. При проектировании, строительстве, реконструкции и ремонте объектов газоснабжения и потребления газа должны соблюдаться требования экологической безопасности. В ряде случаев требуется проведение экологической экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ " Об экологической экспертизе". Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намеченную в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Специальным нормативным актом, посвященным данному вопросу, является Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения, утвержденное Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 67.

Данное Положение устанавливает требования к объему, порядку и процедуре проведения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, технических устройств, зданий и сооружений на объектах газораспределения и газопотребления природного и сжиженного углеводородных газов.

Для проведения экспертизы необходимо предъявить:

- образцы технических устройств, материалов (в случае необходимости);

- проектную документацию, технические условия, схему расположения объекта проектирования (при экспертизе проектных решений);

- здания и сооружения.

Представленные материалы должны соответствовать объекту экспертизы, для чего проводится их идентификация.

Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствии ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности, а также подтверждении соответствия объекта экспертизы названным требованиям при их испытаниях и исследованиях.

Экспертизе подлежит проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и консервацию объектов газоснабжения после ее утверждения и до начала регистрации в органах Госгортехнадзора России.

 

Статья 31. Прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения

 

Комментарий к статье 31

 

В связи с особой опасностью объектов газоснабжения, нештатные ситуации на которых могут привести к существенному вреду жизни, здоровью и имуществу граждан, работе государственных учреждений, в отношении каждого такого объекта должно осуществляться прогнозирование вероятности возникновения арий, катастроф.

В развитие данного положения принят Приказ Госгортехнадзора РФ от 22 августа 2000 г. N 93 " Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, подконтрольных газовому надзору".

В соответствии с данным документом авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Характерными признаками (критериями) аварий в газовом хозяйстве являются разрушения газопроводов (сооружений) и (или) газового оборудования (технических устройств), находящихся в эксплуатации и применяемых на опасном производственном объекте газового хозяйства, неконтролируемые взрыв и (или) выброс газа (загазованность).

К авариям на опасных производственных объектах, подконтрольных газовому надзору, относятся:

- разрушения (механические или коррозионные) газопроводов;

- разрушения газового оборудования (технических устройств);

- взрывы (воспламенение) газа в сооружениях (зданиях);

- взрывы газа в топках и газоходах газоиспользующих установок (котлов, печей, агрегатов), вызвавшие их разрушение;

- неконтролируемые выброс природного газа, паровой фазы сжиженных углеводородных газов (СУГ), выброс (пролив) жидкой фазы сжиженных углеводородных газов (СУГ).

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений ФЗ " О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Характерными признаками (критериями) инцидента в газовом хозяйстве являются:

- отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте газового хозяйства;

- отклонение от режима технологического процесса;

- нарушение технологии проведения газоопасных работ, требований производственных инструкций, устанавливающих правила и безопасные методы ведения работ в газовом хозяйстве.

К инцидентам на опасных производственных объектах, подконтрольных газовому надзору, относятся:

- отказ (выход из строя) газового оборудования (технических устройств) газорегуляторных пунктов и установок;

- отказ контрольно-измерительных приборов, автоматики безопасности, сигнализации и блокировок на газоиспользующих установках;

- повреждения технических устройств (взрывных клапанов) при розжиге газоиспользующих установок (котлов, печей, агрегатов);

- повреждения газопроводов, не повлекшие за собой их отключения;

- отказы в работе оборудования (насосно-компрессорного, вентиляционного, заправочного) газонаполнительных станций, газонаполнительных пунктов, автомобильных газозаправочных станций сжиженных углеводородных станций.

 

Статья 32. Особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем газоснабжения

 

Комментарий к статье 32

 

Комментируемая статья дополнительно указывает на особую опасность объектов газоснабжения и необходимость принятия организациями-собственниками специальных мер по обеспечению безопасности.

Статья не конкретизирует эти специальные меры, однако, полагаю, что они проистекают из предыдущих положений комментируемого Закона. Речь идет о мероприятиях по прогнозированию нештатных ситуаций, промышленной и экологической экспертизе, подробно рассмотренных в настоящем комментарии ранее.

Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Помимо этого, на основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Статья 7.19 КоАП РФ запрещает самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.

Статья 9.10 КоАП РФ устанавливает ответственность за повреждение тепловых сетей, топливопроводов (пневмопроводов, кислородопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов) либо их оборудования, совершенное по неосторожности.

В УК РФ также содержатся нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил, регламентирующих деятельность на объектах газоснабжения. Приведем некоторые из них.

Статья 215.3 УК РФ предусматривает ответственность за приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов.

Статья 246 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Статья 269 УК РФ содержит положения об ответственности за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения. Полагаю, что речь идет о сносе самовольной постройки (статья 222 ГК РФ).

По данному поводу принято Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. N 143 " Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда.

 

Статья 33. Обеспечение готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации аварий, катастроф, ликвидации их последствий

 

Комментарий к статье 33

 

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют: Конституция РФ, Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ " Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1 ФЗ " Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

В соответствии со ст. 7 указанного Закона в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создаются профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования.

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации.

В соответствии со ст. 7 ФЗ " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Планирование производится с учетом положений Приказа Госгортехнадзора РФ от 22 августа 2000 г. N 93 " Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, подконтрольных газовому надзору".

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

ФЗ " Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" содержит разъяснение понятия " аварийно-спасательные средства" - техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

В соответствии со ст. 9 ФЗ " О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники опасного производственного объекта обязаны:

- соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

- незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

- в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

- в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

Подготовка и переподготовка работников в необразовательных учреждениях относится к деятельности в области промышленной безопасности.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством РФ.

Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением Ростехнадзора.

 

Статья 34. Учетно-отчетное время для объектов систем газоснабжения

 

Комментарий к статье 34

 

Учитывая функционирование системы газоснабжения в Российской Федерации в рамках Единой системы газоснабжения, в целях эффективного управления данной системой устанавливается единое учетно-отчетное время, в том числе и в целях одновременного определения объема подаваемого газа.

Однако до настоящего времени полномочие по установлению единого учетно-отчетного времени Правительством РФ так и не установлено.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 80. Игра без правил. | Я действительно верю, что в мире все идет именно так, как я сказал; все остальное - лишь следствия, условия, симптомы и пересуды.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.