Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В АМЕРИКАНСКОЙ СУРДОПСИХОЛОГИИ




Интерес к изучению психологических особенностей глухих детей отмечается во многих странах мира.

Изучение развития детей с ограниченными возможностями представляет собой своеобразный методический прием выявления особенностей умственного развития нормального ребенка, детальное исследование которого затруднено из-за быстроты его протекания. Так, при разработке проблем мышления и речи в общей психологии американский психолог В.Джемс (1892) и французский психолог Т. Рибо (1897) обращались к изучению глухих детей.

Наиболее близки отечественным исследователям взгляды французского психолога П. Олерона, экспериментальные труды которого (1965, 1977) посвящены изучению наглядных форм мышления глухих детей, роли речи в их формировании и протекании. П. Олерон, как и многие французские психологи, большое значение придавал разработке методов изучения глухих детей, анализировал возможности использования тестов.

Единство социокультурных корней сказалось на развитии сурдопсихологии в Болгарии, где ощущалось сильное влияние отечественных психологических школ (главным образом, С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева). Изучению мышления и речи людей, имеющих нарушения слуха, посвящены работы Д.Денева (1969), становлению самосознания и самооценки — исследования Ц. Попзлатевой (1999).

Иные традиции существуют в немецкой психологии. В качестве примера можно привести работы В.Фрона (1951, 1966), изучавшего мышление глухих. В.Фрон считал, что глухой ребенок, не обученный речи, не в состоянии подняться до уровня общих представлений, не способен к элементарным формам абстракции и обобщения. Поэтому основной задачей обучения глухих речи он считал «постановку понятий» и вытеснение с их помощью единичных впечатлений.

В настоящее время в ФРГ сурдопсихологи придают большое значение психологической реабилитации и социальной адаптации людей с нарушениями слуха, изучению влияния отношений в семье на психическое развитие детей с нарушениями слуха (А. Леве, 1988* Р.Стеги, 1988).

Однако в нашей работе мы решили остановить свой выбор на анализе принципиальных подходов и исследований сурдопсихологии в США. Такой выбор обусловлен двумя причинами. Первая — высокий уровень развития сурдопсихологии в данной стране, разнообразие теоретических позиций и ориентации (бихевиористические, психоаналитические, этологические и др.), в соответствии с которыми разрабатываются методические приемы; существенное продвижение в решении проблем социальной адаптации людей с нарушениями слуха, проблем, которые приобретают в настоящее время первостепенное значение. Вторая причина — успешное сосуществование в американской сурдопсихологии и сурдопедагогике различных педагогических подходов к обучению глухих — тотальная коммуникация, билингвистическая система, устный метод в современной интерпретации.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал