Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические рекомендации






Самостоятельная работа слушателя по профессиональной этике имеет много аспектов и различных форм организации. Она также может быть разделена на три типа: репродуктивную, репродуктивно-продуктивную и продуктивную самостоятельную работу. Каждому типу самостоятельной работы соответствует своя форма организации. Так, в процессе преподавания профессиональной этики авторами практикуется применение таких форм самостоятельной работы, как:

- конспектирование научной монографии или статьи (составление

аннотации или реферата к ним);

- составление обзора литературы по теме;

- решение этических задач и выполнение упражнений;

- работа с этическим словарем или энциклопедией;

- выполнение домашней контрольной работы по курсу этики в целом или тематической контрольной работы;

- составление логических схем к предложенному учебному тексту;

- составление этического словарика;

- написание этического эссе;

- самотестирование;

- составление этических тестов;

- разработка сценария сократической беседы.

К продуктивной самостоятельной работе слушателя, прежде всего, относятся написание этического эссе, разработка сценария сократической беседы. Разумеется, преподаватель и традиционные формы самостоятельной работы такие, как конспектирование и реферирование этических источников, может поднять до творческого уровня. Инициировать этическую мысль слушателя в таком случае позволяют не избитые и банальные, а проблемные темы, предложенные преподавателем.

Слушателям рекомендуется организовать работу с настоящим Практикумом в следующем порядке:

1. Изучить значения основных терминов. (Найти значение того или иного этического термина слушатели могут в солидном энциклопедическом словаре: Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М., 2001. Рекомендуем также использовать и краткие словари по этике: Словарь по этике / Под ред. О.Г. Дробницкого и И.С. Кона; Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона).

2. Провести анализ учебного текста. (Составить логическую схему текста, выделить ключевые понятия, установить их определения).

3. Осуществить конспектирование первоисточника. (При изучении профессиональной этики для слушателя очень важно личное знакомство с первоисточником. Для более глубокого познания первоисточника слушателю рекомендуется обратиться к испытанному временем способу – конспектированию изучаемого текста. Слово «konspectum» с латинского языка переводится как краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. Рекомендуем использовать разные формы конспектирования. Так, например, своими словами излагать краткий ответ на выделенную в тексте первоисточника этическую проблему, или находить слова автора, представляющие суть проблемы. При этом рекомендуем вначале прочитать весь первоисточник, затем выделить рассматриваемые автором проблемы и уловить их логику. Не забывайте указывать страницы и выходные данные первоисточника. В качестве первоисточников предлагаем статьи, которые содержатся в хрестоматии, составленной Ю.А. Полетухиным (См.: Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия / Сост. Ю.А. Полетухин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – Разд. 5).

4. Разобрать упражнения.

5. Выполнить контрольную работу. (Для успешного выполнения контрольной работы необходимо изучить рекомендованную литературу. Контрольная работа должна включать названия всех вопросов и список использованной литературы. По каждому вопросу делаются краткие выводы. Ответы на вопросы следует излагать на основе первоисточников и другой научной литературы. Ответы должны быть предельно лаконичными, иметь большую информативную насыщенность. Поскольку контрольная работа является краткой самостоятельной формой ответов слушателя на определенные вопросы, то в ней не должны буквально воспроизводиться изученные тексты. Допускаются лишь краткие цитаты. При этом слушатель должен обязательно ссылаться на источник. Ссылки могут быть постраничные или с указанием номера и страницы источника, библиографическое описание которого дается в конце работы).

6. Написать эссе. (Этическое эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному моральному вопросу. С французского языка слово «essai» переводится как попытка, проба, очерк. Этическое эссе заведомо не претендует на исчерпывающую трактовку морального вопроса. Оно выражает собственное видение слушателем моральной проблемы. Этическое эссе – субъективно окрашенное мнение о какой-либо моральной проблеме. Эссе отличается образностью, афористичностью. На первый план в этом жанре выдвигаются переживания слушателем данной проблемной моральной ситуации).

В Практикуме каждый вид задания разделен на десять вариантов. Из десяти предложенных вариантов задания, слушателю надо выполнить один вариант. Вариант задания выбираются по последней цифре номера слушателя, который он занимает в журнальном списке. Например, номер слушателя в журнальном списке –15, последняя цифра номера 5, значит, слушателю надо выбрать 5 вариант; номер слушателя в журнальном списке – 20, последняя цифра номера 0, значит, слушателю надо выбрать 10 вариант; номер слушателя в списке – 13, последняя цифра номера 3, значит, слушателю надо выполнить 3 вариант.

Слушателю необходимо правильно оформить работу. Выполненные задания могут быть представлены в письменном виде в обычной школьной тетради или в компьютерном наборе на бумаге формата А4, шрифт – 14 Times Roman, интервал – одинарный. Распечатанные листы следует скрепить.

Титульный лист должен указывать реквизиты учебного заведения, наименование кафедры, на которой выполняется Практикум, номер варианта задания, номер учебной группы, фамилию, имя и отчество слушателя, а также место и год выполнения работы.

В основном тексте работы называются виды заданий, формулируются вопросы, указывается первоисточник (текст задания и упражнения не воспроизводятся), даются краткие и ясные ответы на вопросы.

Общий объем выполненной работы не должен превышать 12 страниц школьной тетради или 8 страниц распечатанного текста.

В случае возникших затруднений при изучении учебного материала рекомендуется обратиться за консультацией к преподавателям кафедры.

 

Вариант 1

 

РАБОТА НАД ТЕРМИНАМИ. Разбейте следующие термины по темам (тема 1 «Мировоззренческие основы службы в ОВД»; тема 2 «Профессионально-этические основы противодействия коррупции»), найдите их значения и составьте терминологический словарик к каждой теме.

Мировоззрение. Нравственность. Зло. Доброта. Толерантность. Злоупотребление властью. Деловая репутация. Ненадлежащая выгода. Нравственная чистоплотность. Двойной моральный стандарт.

Ι Ι. АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ТЕКСТА. Проведите анализ следующего текста, составьте его логическую схему, выделите основные понятия, дайте им определения:

«Особая актуальность проблем духовно-нравственного воспитания сотрудников МВД России обусловлена как общим нравственным состоянием нашего общества, так и теми конкретными задачами, которые стоят перед органами внутренних дел. В системе общества особое место занимают люди, чья профессия – служение Отечеству. Для того чтобы свое служение нести с честью и на совесть человеку предельно необходимы крепкие духовные основы. Само понятие служения означает, что человек подчиняет свою жизнь чему-то более высокому и значимому, чем материальная обеспеченность и житейский комфорт, что человек должен зачастую жертвовать и своим спокойствием, и своим благополучием, а порою и жизнью, исполняя свой служебный долг. Все это немыслимо основать на системе ценностей потребительского общества, опорой и ориентиром здесь могут быть только духовно-нравственные ценности.

Требования служебного долга мало довести до сведения, служебный долг – это не информация к размышлению, это требование, обращенное к человеку. Знать долг – это даже не полдела, это только подготовка к делу, которое заключается в том, что долг необходимо исполнять. Если рассматривать вопрос профессиональной пригодности сотрудника с этой – главной и определяющей – точки зрения, то ясно, что ее просто не может быть без здоровой мировоззренческой основы личности». (См.: Культурно-просветительская работа в образовательных учреждениях МВД России: учебное пособие / под ред. Н.В. Блажевича, А.Л. Анисина. – Тюмень: ТИПК МВД России, 2011. – С.5).

Ι Ι Ι. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКА. Составьте конспект статьи: В.И. Бакштановский. Моральный выбор: границы и требования // Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия / Сост. Ю.А. Полетухин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – С.83-85.

Ι Υ. УПРАЖНЕНИЯ. Выполните упражнения:

1. Представители философии дают разные трактовки проблемы зла.

А) Добро и зло суть одно и то же, лишь рассмотренное с разных сторон.

Б) Все кажущееся злом – на деле только негативный момент, пружина диалектики.

В) Зло – противоположность свободы, ибо свободное деяние всегда направлено к благу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.