Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Благодарение за Причащение. Отпуст






Поклоняясь Святым Дарам в последний раз, как Самому Господу Иисусу Христу, верующие благодарят Господа за Причащение Святых Таин. Певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим Божественным, безсмертным и животворящим Таинам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». т.е., восхваляя Господа за то, что Он удостаивает нас причащаться Божественных бессмертных и животворящих Таин, просим Его сохранить нас в святости, полученной во Святом Таинстве Причащения («соблюди нас во Твоей святыни»), весь день поучаться правде Божией. После этого диакон произносит краткую ектению: «Прó сти приимше Божественных... Христовых Таин»... (с благоговением причастившись), призывающую «достойно благодарить Господа». Испросив Его помощи провести этот день свято, мирно, безгрешно, он приглашает предать себя и жизнь свою Христу Богу. Священник, сложив антиминс и полагая на него Евангелие, возглашает: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков» и прибавляет: «С миром изыдем», этим показывая, что Литургия кончается и что из храма нужно выходить мирно, в мире со всеми. Певцы от лица всех поют: «О имени Господни», т.е. выйдем с благословения Господня. Священник выходит к молящимся за амвон и читает заамвонную молитву, в которой еще раз просит Господа спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, не оставить Своими милостями всех уповающих (надеющихся) на Него, даровать мир миру (вселенной), священникам, верным правителям и всем людям. Эта молитва представляет собой сокращение всех ектений, произносимых за Божественной Литургией. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвой праведного Иова: «Буди Имя Господне благословено отныне и до века». Чаще всего именно в это время для духовного просвещения и назидания произносится пастырская проповедь, в основу которой полагается Слово Божие. Затем священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков», – и воздает благодарение Богу: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» Обратясь к народу и имея в руке напрестольный Святой Крест, осенив себя крестным знамением, что должны сделать и все присутствующие, священник произносит отпуст: «Христос истинный Бог наш...» В отпусте священник, вспоминая молитвы за нас Божией Матери, апостолов, храмового святого, святых, память которых празднуем в этот день, праведных Богоотец Иоакима и Анны (родителей Божией Матери) и всех святых, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Тут же он дает Святой Крест верующим для лобызания. Каждый верующий христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать Святой Крест, чтобы крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о сохранении на многие лета Святейшего Патриарха, правящего архиерея, прихожан храма и всех православных христиан.

Литургия святого Василия Великого

Литургия святого Василия Великого по своему содержанию и порядку одинакова с Литургией святого Иоанна Златоустого. Отличие ее от последней состоит лишь в следующем:

1. Молитвы, которые священник читает тайно (про себя) в алтаре (особенно евхаристическая), гораздо длиннее, а потому и пение на этой Литургии бывает более протяжное.

2. Слова Спасителя, которыми Он установил Таинство святой Евхаристии, произносятся так: «даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите, ядите, сие есть Тело Мое» и затем: «даде святым Своим учеником и апостолом, рек: пийте от ней вси, сия есть Кровь Моя».

3. Вместо песнопения «Достойно есть яко воистинну» поется особая песнь в честь Божией Матери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род».

Кроме того, на Литургии святого Василия Великого, совершаемой в Великий Четверг, вместо «Иже Херувимы» поется «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий», а в Великую Субботу – «Да молчит всякая плоть человеча».

Литургия святого Василия Великого совершается только десять раз в году: в навечерие (накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или же в самые дни этих праздников, если они приходятся в воскресенье или понедельник), 14 января – день памяти святого Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной недели.

Литургия Преждеосвященных Даров

Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается Таинство Евхаристии, а верующие причащаются Преждеосвященными Дарами, т.е. освященными прежде, на предыдущей Литургии святого Василия Великого или святого Иоанна Златоустого.

Начало Литургии Преждеосвященных Даров идет от первых веков христианства. Первые христиане очень часто причащались святых Христовых Таин, некоторые даже и в будничные дни. Между тем было признано неудобным в дни строгого поста, как дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную Литургию, которая есть самая торжественная служба из церковных служб. Но чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было установлено: не нарушая характера великопостного богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена в службы Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой Литургии и письменное изложение ее было сделано святым Григорием Двоесловом, папой Римским, в VI веке.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам в первые шесть недель Великого поста; в четверг пятой недели Великого поста, когда совершается память преподобной Марии Египетской; иногда 9-го марта – в праздник сорока Севастийских мучеников (если этот день приходится в посту и не случится в субботу или воскресенье) и в первые три дня Страстной недели (Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду).

Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и состоит из вечерни и Литургии верных, но только без важнейшей ее части – освящения Даров.

Часы совершаются великопостные (третий, шестой и девятый час), на которых, кроме обычных псалмов, читаются кафизмы.

По прочтении кафизм из алтаря выходит священник и перед Царскими вратами читает тропарь каждого часа с соответствующими стихами, делая земной поклон, а певцы троекратно поют этот тропарь.

В тропаре третьего часа мы просим Господа, ниспославшего Своим ученикам Духа Святого, не отнимать Его от нас.

В тропаре шестого часа мы молим Христа, добровольно принявшего за нас грешных распятие на кресте, простить наши грехи.

В тропаре девятого часа мы просим Христа, умершего за нас, умертвить греховные порывы нашей плоти.

В конце каждого часа читается с коленопреклонением молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

На шестом часе бывает чтение паримии из пророка Исаии.

По девятом часе – изобразительные: поются девять евангельских заповедей блаженств с прибавлением молитвы покаявшегося разбойника на кресте: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твое». Затем читаются несколько молитв с молитвой Ефрема Сирина и отпуст.

После этого сразу же начинается вечерня литургийным возгласом «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Вечерня до малого вечернего входа совершается в обыкновенном порядке. После вечернего входа и пения «Свете Тихий» чтец посреди храма читает две паримии: одну – из книги Бытия, повествующую о падении Адамовом и его несчастных последствиях; другую – из притчей Соломона, побуждающих любить и искать Божественную премудрость. Между этими паримиями Царские врата открываются и священник, держа в руках зажженную свечу и кадило, после слов «Премудрость, прости!» благословляет ими верующих и возглашает: «Свет Христов просвещает всех».

В это время верующие, сознавая свое недостоинство и благоговея пред Христом, как превечным Светом, просвещающим и освящающим человека, преклоняются до земли.

После второй паримии Царские врата снова открываются и посреди храма певцы, один или три, медленно поют стихи из псалма:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.