Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность предлож.

Как мы помним, от цены зависит не только спрос, но и предложение данного товара. Эластичность предложения по цене ()показывает, на сколько процентов изменяется предложение товара (s), при изменении цены этого товара (p) на 1%.

 

Формула расчета коэффициента эластичности:

Соответственно эластичность предложения по цене в данной точке исчисляется по формуле:

где P и q – значения цены и предложения в данной точке, ∆ P и ∆ q –абсолютные изменения цены и предложения.

Если Вы не понимаете, откуда взялась приведенная формула, Вам следует вернуться к п. Б первого вопроса данной темы.

Если задана функция предложения от цены, то для точного нахождения коэффициента эластичности в данной точке используется формула:

Обоснование формулы найти в п. Ж первого вопроса этой темы.

Поскольку кривая предложения обычно имеет положительный наклон (величина предложения растет по мере роста цены и снижается вместе с ее падением), эластичность предложения по цене положительна:

Подобно эластичности спроса, эластичность предложения по цене бывает не только прямой, но и перекрестной. Последняя показывает, на сколько процентов изменяется предложение одного товара при изменении цены другого товара на 1%. Например, на сколько процентов вырастет предложение природного газа (добываемого попутно с нефтью) при возрастании цены нефти на 1%.

В отношении прямой эластичности предложения по цене возможны три случая:

1.Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в большей степени, чем цена, то предложение эластично по цене. В этом случае:

2. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в меньшей степени, чем цена, то предложение неэластично по цене. В этом случае:

3. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в той же степени, что и цена, то предложение характеризуется единичной эластичностью по цене. В этом случае:

Пусть функция предложения линейна: q=a+bp. Рассчитаем эластичность предложения по цене:

Выводы:

 

- Если параметр «а» равен нулю, то эластичность во всех точках функции равна 1.

- Если параметр «а» больше нуля, то эластичность во всех точках функции меньше 1.

- Если параметр «а» меньше нуля, то эластичность во всех точках функции больше 1.

Графически это выглядит так (рис. 4-6):

Рис. 4-6. Эластичность предложения по цене

Факторы прямой эластичности предложения по цене:

1. Возможности хранения продукции. Чем они хуже, тем эластичность ниже, поскольку продавцы не имеют возможности придержать товар в ответ на снижение его цены. Пример – клубника.

2. Фактор времени. Чем короче временной отрезок с момента изменения цены, тем ниже эластичность предложения. В этой связи различают мгновенный, короткий и длительный периоды.

В мгновенном периоде все производственные ресурсы являются неизменными. В связи с этим производители не имеют возможности ответить ростом выпуска на рост цены, и эластичность предложения равна нулю.

В коротком периоде одни ресурсы являются постоянными, а другие переменными. Возможность привлечения дополнительных ресурсов позволяет увеличить выпуск в связи с ростом цены, и эластичность предложения возрастает.

В длительном периоде использование всех ресурсов может быть пересмотрено. Поэтому эластичность предложения по цене максимальна.

 

10 Натуральное хоз-во – это такой способ организации хоз. деятельности, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление. Натуральное хозяйство сильно распространено в развивающихся странах. Основной недостаток натурального хоз-ва - оно не позволяет добиться высокой производительности труда, обеспечивает удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей. Натуральное хоз-во – одна из главных черт феодальной экономики. Натуральное хоз-во – исторически первый тип организации хоз-ой деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного стоя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства – земледелие и скотоводство. В чистом виде натуральное хоз-во существовало только у первобытных народов, не знавших разделения труда, обмена и частной собственности. Основные черты: 1) преобладает ручной универсальный труд, основанный на примитивной технологической базе (мотыга, лопата, грабли и т.п.) и исключающий его разделение на обособленные виды; 2) замкнутость (автаркическая форма хозяйствования), отсутствие связи с другими хозяйственными единицами (каждая единица опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни); 3) производимый продукт не принимает форму товара и образует фонд жизненных средств для самого производителя; 4) наличие прямых экономических связей между производством и потреблением: они развиваются по формуле " производств – распределение – потребление", т.е. созданная продукция распределяется между участниками производства и, минуя стадию обмена, используется в целях личного и производительного потребления; 5) консерватизм, традиционность, ограниченность производства и потребления, относительно постоянные масштабы и отраслевые пропорции производства, обусловливающие медленные темпы экономического развития. Товарное производство – это такая форма организации общественного производства, при которой э-е отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке. Черты: 1) товарное производство основывается на общественном разделении труда, которое предполагает специализацию производителей на изготовлении определенных продуктов. В истории общества известны три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводческих племен, отделение ремесла от земледелия и появление купечества. 2) продукты труда становятся товарами только тогда, когда их производят для обмена самостоятельные, экономически обособленные производители. 3) продукт труда принимает форму товара, поскольку изначально производится в целях последующего обмена, продажи другим людям. 4) продукт труда принимает форму товара, поскольку изначально производится в целях последующего обмена, продажи другим людям. Таким образом, характерными чертами, признаками товарного производства являются: общественное разделение труда; экономическое обособление хозяйствующих субъектов; производство продукта на продажу, а не для собственного потребления; обмен товарами и его эквивалентность. В развитии товарного производства можно выделить два этапа: простое и капиталистическое товарное производство. Простое товарное производство, во-первых, широко распространено и в настоящее время: 55 % населения в мире – это мелкие товаропроизводители, а в странах Латинской Америки и Африки – до 90 %; во-вторых, оно является питательной средой для возникновения развитого товарного производства. При капитализме товарное производство приняло всеобщий характер. Здесь товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения также приобретают всеобщий характер, происходит овеществление всей системы экономических отношений, которые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм. Появление развитого товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. Поэтому его называют капиталистическим товарным производством.   43. Издерж. Произв. В долгоср. Период. Постр. Кривой LTC Издержки производства (С) - это денежные затраты фирмы на приобретение факторов производства, они характеризуют стоимость производства продукции. Величина издержек зависит от объема затраченных ресурсов и их цены. Однако поскольку ресурсы ограничены, то их использование для производства данного продукта означает отказ от производства других, альтернативных продуктов. Отсюда: все издержки производства по природе своей альтернативны, т.е. они связаны с упускаемыми возможностями применения ресурсов в другом производстве (вспомните кривую производственных возможностей).   44. долгоср. И средн. Издержки. Постр кривой LATC. Эффекты масштаба Издержки производства, характеризующие затраты факторов производства на единицу продукции в долгосрочном периоде, называются долгосрочными средними издержками (LAC). Зависимость между объемом выпуска и издержками производства в долгосрочном периоде описывается кривой долгосрочных средних издержек производства. Последняя показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства (рис. 14.3).   Рис. 14.3. Кривая долгосрочных средних издержек производства Кривая LAC огибает кривые средних краткосрочных издержек производства, касаясь их в точке их минимума. Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой определяется эффектом масштаба (отдачей от масштаба). Эффект масштаба - соотношение между темпами изменения объема выпуска и темпами изменения долгосрочных издержек производства. В зависимости от соотношения этих двух величин различают: возрастающую (положительную) отдачу от масштаба - объем производства растет быстрее, чем совокупные издержки, в результате чего средние издержки производства снижаются. Положительный эффект масштаба обусловлен преимуществами крупного производства, позволяющего: осуществлять специализацию труда, производства и управления и на этой основе снижать затраты; применять специализированное, более производительное оборудование; использовать отходы основного производства для выпуска побочной продукции; убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба - издержки растут быстрее, чем объем производства, что ведет к возрастанию средних издержек производства. Отрицательный эффект масштаба связан с ростом управленческих расходов, обусловленных возрастанием масштабов производства, снижением эффективности взаимодействия между отдельными подразделениями. постоянную отдачу от масштаба - объем производства и издержки растут одинаковыми темпами - средние издержки производства постоянны. Преобладание того или иного эффекта масштаба отражается на динамике долгосрочных средних издержек производства: когда преобладает положительный эффект масштаба, долгосрочные средние издержки производства снижаются; когда отрицательный эффект масштаба превалирует над положительным, средние долгосрочные издержки возрастают; когда положительный и отрицательный эффекты равны, долгосрочные средние издержки постоянны. В разных отраслях положительный, постоянный или отрицательный эффект масштаба наступает при разных объемах производства. Соответственно разный вид может иметь и кривая долгосрочных средних издержек производства (рис.14.4, а, б, в). Если положительный эффект масштаба исчерпывается достаточно быстро, а отрицательный не наступает в течение длительного времени, то долгосрочные средние издержки производства остаются постоянными длительное время (рис. 14.4а). Рис. 14.4а. Кривая долгосрочных средних издержек производства Если положительный эффект масштаба действует достаточно долго, а отрицательный не наступает в течение длительного времени, то долгосрочные средние издержки производства снижаются продолжительное время (рис. 14.4б).   Рис. 14.4б. Кривая долгосрочных средних издержек производства Если положительный эффект масштаба исчерпывает себя быстро, то падение долгосрочных средних издержек производства вскоре сменяется их ростом (рис. 14.4в). Рис. 14.4в. Кривая долгосрочных средних издержек производства Наименьший объем производства, при котором фирма минимизирует свои долгосрочные средние издержки производства, определяет минимальный эффективный размер предприятия.  
20 Статическое рыночное равновесие Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Для статических моделей равновесия характерны следующие моменты: представление и сопоставление различных равновесных состояний рынка механизм перехода от одного состояния к другому не исследуется время учитывается лишь косвенным образом Метод сравнительной статики позволяет анализировать сдвиги спроса, предложения и точек равновесия под воздействием каких-либо экзогенных факторов. Как правило, в статических моделях рассматривают мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды деятельности экономических субъектов. Мгновенный период Мгновенный период характеризуется следующими факторами: количество произведенных ресурсов (факторов производства) не меняется, т.е. все факторы являются постоянными. продавец лишен возможности приспосабливать величину предложения к объему спроса и равновесная цена определяется только кривой спроса как следствие, кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для скоропортящихся товаров). Краткосрочный период В краткосрочном периоде: часть факторов производства является постоянной, а часть переменной. Продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия. кривая предложения состоит из двух участков, где Q* — максимально возможный объем производства при данных мощностях. рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом — на вертикальном отрезке кривой SS. Долгосрочный период Для долгосрочного периода характерно то, что: все факторы производства являются переменными, что предполагает возможность изменения масштабов производства. в зависимости от динамики издержек (затрат) производственная кривая предложения может иметь вид: горизонтальной линии — издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. возрастающей линии — издержки увеличиваются, например. из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены. убывающей линии — издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных цен. 51.Возникновение денег и их функции. (Д)-всеобщее, общепризнанное средство платежа с помощью которого в масштабах национальной экономики и всемирного хозяйства происходит обмен товарами и услугами. Относительно природы (Д) существуют определенные концепции (Д): 1) Эмпирическая, когда (Д) называют все, что способно выступить в роли платежного средства за товары и услуги. 2) Функциональная, когда к природе (Д) подходят через те функции, которые они выполняют. Марксистская концепция объясняет происхождение (Д) из внутреннего противоречия товаров, которая в свою очередь обусловлена основным противоречием товаропроизводства. Маржиналистская концепция (Д), которая в основе стоимости (Д) видит их полезность, соответствующую уникальной способности (Д) обмениваться на товары и услуги сейчас и в будущем. Во всех концепциях (Д) выражается их сущность быть средством обмена товаров. Необходимо различать номинальную и реальную стоимость (Д). Номинальная стоимость (Д) -стоимость, которая обозначена на денежной единице в момент ее эмиссии. Реальная стоимость (Д) -издержки на производство денежного материала, расходуемого для изготовления денежной единицы. Формы (Д): 1.Товарные (Д) - платежное средство, когда денежная единица изготавливается из драгоценного металла вследствие чего номинальная стоимость и реальная стоимость совпадают. 2.Бумажные (Д) -денежные знаки, выпускаемые государственным казначейством для бюджетных нужд и снабженные принудительной покупательной способностью (выражает то количество товаров и услуг, которые могут приобрести на одну денежную единицу). 3.Кредитные (Д) -знаки стоимости, возникшие на основе развития кредитных отношений. Существуют следующие виды кредитных (Д): а) Вексель -долговое обязательство заемщика кредитору об уплате долга в определенный срок; б) Депозитные (Д) -система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса суммы с одного счета на другой; в) Банкнота -банковский билет, денежные знаки, выпускаемые эмиссионными банками; г) Чек -приказ собственника счета об уплате определенной суммы (Д) владельцу этого чека; д) Электронные (Д) -система банковских расчетов с помощью ЭВМ. Сущ-ет три функции (Д): 1. Мера стоимости. Стоимость товаров находит всеобщее выражение в (Д), т.е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания их к определенному количеству (Д). (Д) служат всеобщим воплощением и мерилом стоимостей. Однако основой соизмеримости товаров являются не (Д), а заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд, воплощением которого они и выступают. Т.е. товары мысленно приравниваются к (Д) еще до их обмена. Получившая денежное выр. стоимость товара проявляется в виде цены. 2. Средство обращения. В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, (Д) играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения. (Д) легко принимают форму платежа. Как средство обмена (Д) позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. 3. Средство сбережения. Поскольку (Д) наиболее ликв. имущество, они явл. очень удобной формой хранения богатства. Продажа тов. без последующей покупки дает возм. накапл-ть бог-во, воплощенное в (Д). (Д) выступают в ф-ции образования сокровищ, накопл-й и сбереж-й, когда они временно извлек-ся из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.  
29. полезность. Госсен Рациональный потребитель: Поведение потребителя в рыночной экономике объясняет теория потребительского поведения. Анализ потребительского поведения имеет огромное практическое значение: с его помощью производитель, выпустивший новый товар, может опреде-лить, на каком уровне устанавливать цену, а потребитель - принять более рациональное решение. Таким образом, теория потребительского поведения учит субъектов экономических отношений вести себя более рационально. Факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена и доход Для того чтобы субъект экономических отношений мог осуществить потребительский выбор, он должен получить ответы на следующие вопросы: • Что купить? • Сколько это стоит? • Хватит ли денег на эту покупку? Следовательно, на поведение потребителя влияют три основных фактора: потребность, цена и доход. Под потребностью следует понимать желание человека потреблять различные блага. Но поскольку количество благ, кото-рое он желает потребить, в принципе, не ограничено, то ему приходится ранжировать их по степени необходимости. Так, на-сущные нужды человека, такие, как еда, одежда, относят к потребностям первого порядка, организацию досуга — к потребностям второго порядка и т.д. Иначе говоря, человеку свойственно расставлять свои потребности в определенном порядке. Например, вода будет стоять на первом месте, так как без нее просто не прожить. На втором месте — еда, причем в первую очередь необходимая (хлеб, картофель, яйца, мясо и т.п.), а уж потом лакомство, без которого можно прожить. На третьем — одежда, причем также с соблюдением принципа первой необходимое на четвертом — досуг, на пятом — предметы роскоши и т.д. Такая расстановка потребностей объясняется тем, что любое благо имеет свою цену. Поэтому потребитель сравнивает цены на взаимозаменяемые товары и формирует свой потребительский выбор. При этом немаловажным критерием оценки блага яется его качество. К сожалению, доход человека ограничен, поэтому потребитель вынужден совершать покупки в соответствии со своим бюд-жетным ограничением. То есть, если его доход не позволяет приобрести новый автомобиль, то придется довольствоваться подержанным. Конечно, потребитель может взять ссуду в банке на недостающую сумму, но тогда ему придется ограничить свои будущие расходы, сократив тем самым удовлетворение насущных потребностей. Следовательно, рациональный потребитель должен так распределить свои расходы, чтобы максимально удовлетворить по-требности при условии ограниченного дохода. Иначе говоря, потребительское поведение — это процесс формирования спроса на товары и услуги, исходя из конкретного дохода потребителя и учитывая его субъективные предпочтения. Мы говорим: «рациональный потребитель», потому что для упрощения анализа потребительского поведения делается предположение, что потребитель рационален в своем выборе и стремится наилучшим образом распорядиться своим доходом. Хотя в жизни, конечно, каждый потребитель имеет свои предпочтения, и его поведение может быть отнюдь не рационально. Вести себя рационально значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях.Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода.Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых на рынке. Естественно предположить, что, совершал этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе. вести себя на рынке рационально -вовсе не значит обязательно быть прижимистым и мелочно-расчетливым. Не следует думать, что человек, истративший свое состояние на «миллион алых роз» для своей любимой, — нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, — наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они действительно выбрали наилучший вариант Полезность это способность блага в той либо иной мере удовлетворять ту либо иную потребность. Существуют два подхода к измерению полезности – кардинализм (или абсолютное измерение) и ординализм (или относительное измерение). Кардинализм – измеряет полезность блага с помощью уникальных индивидуальных баллов полезности – утилях. Подразумевается способность потребителя самостоятельно присвоить баллы полезности каждому потребляемому благу на основании собственной уникальной шкалы. На пример, 1 стакан чая – 3 утиля, 1 булочка – 7 утилей и т.д. Выделяют 3 вида полезности: - ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ – это полезность, которую получил индивид от потребления всех единиц блага. - СРЕДНЯЯ ПОЛЕЗНОСТЬ) – это полезность, которую в среднем приносит одна единица блага - ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ– это полезность, которую получит потребитель при потреблении каждой дополнительной единицы блага.Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей. 33.постоянные и переменные факторы, кратк и долгоср. Периоды, закон убыв отдачи. Взаимосвязь общ. Прод и предел.прод. Закон убывающей отдачи гласит: по мере того как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах) в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции. Закон убывающей отдачи состоит в том, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Уточним перевод слова «предельный» — marginal. Marginal — близким к пределу, находящийся на краю. Для российского экономиста наиболее точный смысл выражают слова «добавочный», «дополнительный».  
31.Понятие субъекта хозяйствования. Предпринимательство. Предприятие. Предпринимательство – это деятельность, связанная с вложением собственных средств с целью создания общественного необходимых благ, связанная с риском, результатом которой является получение негарантированного дохода – предпринимательской прибыли. Выделяют следующие виды предпринимательства: 1) Индивидуальное предпринимательство – это деятельность предпринимателя без образования юридического лица. 2) Малое предпринимательство – деятельность малых предприятий (юридических лиц) с численностью до 30 человек. 3) Среднее предпринимательство – деятельность предприятий с численностью занятых до 500 человек. 4) Крупное предпринимательство – деятельность предприятий с численностью занятых свыше 500 человек. Основной целью любого предпринимателя является получение прибыли. Предпринимательство, как и любому субъекту хозяйствования присущи следующие функции: 1. Производственная – результатом деятельности любого предприятия является производство общественно значимого блага. 2. Распределительная – в результате производства общественного блага любой субъект хозяйствования участвует в перераспределении экономических ресурсов в обществе. 3. Социальная – любое предприятие – это коллектив работников объединенных единой целью. 4. Организационная – любой субъект хозяйствования – это некоторая организационно-юридическая форма, структура, в которую встроены ее главные элементы. Фирма представляет собой организацию, владеющею одним или несколькими предприятиями и использующую экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг, с целью получения прибыли.Основные формы фирм: 1)индивидуальное или частное владение (частнопредпринимательская фирма) - (доля в основном капитале страны, доля в общем количестве занятых, доля в совокупном объеме производства и прибыли), то она незначительна, хотя численно преобладают именно эти фирмы.2)партнёрство, или полное товарищество - Как правило, это также небольшие фирмы, и партнеры также несут совместную ответственность за результаты хозяйственной деятельности (каждому принадлежит определенная доля в капитале и в прибыли, но за убытки каждый несет неограниченную ответственность). В силу отмеченных особенностей данная форма не позволяет развернуть большое дело. 57.Сущность и функции кредита. Формы кредита. Кредит – свободные на данный момент времени капитальные ресурсы, предоставляемые в использование на условиях возврата и оплаты использования. Функции кредита: 1) распределительная; 2) стимулирующая – кредит стимулирует развитие эффективных отраслей и сдерживает развитие неэффективных. Если рентабельность проекта > i, то можно вернуть (окупить) кредит. 3) Контрольная – контроль использования всего количества ресурсов в экономике (если i^ - то ресурсы используются эффективно). Формы кредита: 1) Банковский. Банк кредитует предприятие и кредит предоставляет в форме денежных средств либо в форме капитала (лизинг). 1.1) простой 1.2) межбанковский – частный случай первого. 2) Хозяйственный (коммерческий) – одно юридическое лицо кредитует другое как в форме капитала, так и в форме продукции. 2.1) инвестиционный – вложения в основные фонды, долгосрочный; 2.2) на пополнение оборотных средств – для покупки сырья, оборудования и т.д. 3) Потребительский. Банк кредитует домашние хозяйства на покупку товаров среднего и долгосрочного использования. 4) Ипотечный. Кредит под строительство жилья. 5) Государственный. Центральный банк кредитует расходы правительства. 6) Международный. Выделяется зарубежными компаниями, правительством, финансовыми организациями. Функции Центрального Банка: 1)Проведение государственной финансовой денежно-кредитной политики. 2) Контроль и регулирование коммерческих банков. 3) Кредитование правительства (погашает дефицит госбюджета). 4) Регулируя ДКП, он продаёт и покупает ценные бумаги. Функции Коммерческий банк. В рамках выданной лицензии осуществляет банковские операции. Финансовые компании проводят некоторые операции с финансовыми активами, при этом на них возлагаются такие же требования, как и на банки (уставной фонд может отсутствовать).  
     
53. Денежно-кредитн сисма. Структура Денежно-кредитная система - в макроэкономике - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки. Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев: I. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки. II. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки. III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы. 59.Безработица и ее типы. Закон Оукена. Безработица - это временная, вынужденная не за­нятость экономически активного населения. Безработица выражается в превышении предложения рабочей силы над спросом и измеряется показателем уровня безработицы определенного отношением числа официально зарегистрированных безработных к общему числу трудоспособных желающих рабо тать. Фрикционная безработица – связана с профессиональными, возрастными региональными перемещениями работников, это лица наемного труда, которые покинув предыдущее место работы находятся в процессе перехода на новое место. Отличительный признак такой безработицы добровольность и низкая продолжительность. Структурная безработица – вследствие изменений в структуре производства (связанных с переменами в технологии). Этот вид носит долгосрочный характер. Циклическая безработица – обусловлена циклическим характером воспроизводственного процесса в рыночной экономике. Она увеличивается в период кризиса и снижается в условиях подъема экономики. Региональная безработица – возникает в результате диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на данной территории она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий. По продолжительности можно выделить: застойную (> 1 года), текучую и сезонную формы. Текучая форма безработицы характеризуется увольнением работника с предприятия. Сезонная безработица связана с колебаниями спроса на рабочую силу в разные периоды времени.. При скрытой безработице рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется либо отправляется вынужденные неоплачиваемые отпуска. Структурная + фрикционная безработица = естественный уровень безработицы. Фактически уровень безработицы обычно не равен естественному уровню. Коньюктурной безработица = фактический - естественный. Социально-экономические последствия: 1) не производится какая-то часть товаров и услуг которые могли бы быть произведены. 2) снижаются налоговые поступления. 3) снижается уровень жизни семьи безработного. 4) ухудшается психологическое состояние безработного, возрастает конфликтность. 5) происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения, в обществе нарастает социальное напряжение. 6)при циклической безработице из-за продолжительных периодов бездействия теряется квалификация работников. Закон А. Оукена гласит: " Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на. 1%, то отставание фактического ВНП от потенциального составляет 2, 5%". Естественный уровень безработицы – это такой уровень, при котором обеспечена полная занятость рабочей силы, т.е. наиболее эффективное и рациональное ее использование. Это означает, что все люди, которые хотят работать, работу находят. Естественный уровень безработицы поэтому называют уровнем безработицы при полной занятости, а объем выпуска, соответствующий естественному уровню безработицы, называют естественным объемом выпуска. Так как полная занятость рабочей силы означает, что в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то естественный уровень безработицы может быть рассчитан как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы.    
55. Основы теории налогов. Сущность и причины налогообложения. Кривая Лаффера. Прогрессивные налоги и покупательская способность. Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. Общественное значение налогов проявляется в их функциях. Функции: 1) фискальная – состоит в формировании денежных доходов государства; 2) экономическая – состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, при этом налоги играют стимулирующую и контролирующую роль; 3) социальная – заключается в стремлении государства сглаживать диспропорции в налогах граждан. Налоги состоят из определенных элементов, к ним относят: 1) субъект налога – это, тот кто платит налоги; 2) объект налога – могут быть доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, добавленная стоимость и т.д.; 3) ставка налога – они бывают твердые, т.е. которые устанавливаются в абсолютную сумму на единицу обложения не зависимо от размера дохода. Пропорциональные т.е. действующие одинаково в %ом отношении объекту налога без учета дифференциации его величины; 4) налоговые льготы; 5) плательщик. Прогрессивные / регрессивные ставки – предполагают возрастание / снижение величины ставки по мере роста дохода. Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. В этом случае носитель и плательщик налога совпадают. К прямым налогам относятся: подоходный налог с граждан, единый социальный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, налог на социальное страхование, и на фонд зарплаты, и рабочую силу, налоги на собственность, налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок в цене товарами услуг. При этом носитель и плательщик налога не совпадает. К таки налогам относятся: НДС, акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. В современной налоговой теории актуальными являются следующие вопросы: - обложение налогом дохода фирмы или ее расходов; - связь налоговых поступлений и информации о доходах; - проблема дифференциации налоговых ставок; - оптимальные размеры налоговой ставки. устанавливающая связь между налоговой базой (облагаемый доход), налоговой ставкой и налоговыми сборами. связь характеризуется кривая Лаффера – связь между налоговой базой (обл. доход), налоговой ставкой и сборами. t t- налоговая ставка (% к доходу), topt, - оптимальная ставка; Т и Тmax- налоговые сборы, максимальный сбор Одинаковые поступления Т1 могут быть обеспечены высокой налоговой ставкой t2 и низкой t2. Выгодны низкие ставки. Существует оптимальная ставка topt, которая обеспечивает наибольшие сборы налоговТmax.   60.Инфляция. Ее определение и измерение. Последствия. Антиинфляция Инфляция - означает обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности. Кейнсианцы под инфляцией понимают избыточный спрос причины, которого лежат как на стороне предложения, так и на стороне спроса. Монетаристы под инфляцией понимали устойчивый и непрерывный рост цен, вызванный избытком денег в обращении по отношению к выпуску продукции. Инфляция денежной массы может быть раскрыта с помощью ур-ия Фишера МV=PQ М-количество денег в обращении; V-скорость в обращении денег; P-абсолютный уровень цен; Q-реальный объем производства. Причины инфляции: - денежная эмиссия, не покрытая товарной массой и высокая скорость обращения денег; - бумажно-денежные знаки, не обеспечены с золотом; - милитаризация отвлекает из сферы производства потребительских благ значительную часть материальных трудовых и финансовых ресурсов; - нарушения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Инфляция, порожденная избытком совокупного спроса, называется инфляцией спроса, за которым не успевает производство. Инфляция издержек вызвана ростом издержек производства. Рост издержек => сокращение предложения товара => рост цен. Др. причины: монополизм, государственное ценообразование, дефицит гос. бюджета, инфляционные ожидания. Для измерения инфляции используют индекс Паашеt+1-индекс цен в году ­t+1 pit+1, pit- цены на товары i в годах t, t+1 qit+1, qit- объем продаж в годах t, t+1 Индекс Пааше, 1) включает абсолютно все проданные и купленные товары в течение года; 2) этот индекс улавливает любое повышение цен и совсем не реагирует на скрытое повышение цен, вызванное структурными изменениями в ассортименте товаров. 3) индекс не в состоянии разграничить действие различных эффектов. Различают открытую и подавленную инфляцию. Открытая инфляция присуща странам с рыночной экономикой. Подавленная инфляция присуща экономике, в которой имеет место жесткий контроль над ценами и доходами, что мешает проявится инфляции открыто в росте цен. Внешне цены не меняются, но количество денег в обращении увеличилось. Подавленная инфляция характеризуется установлением жесткого контроля над ценами и доходами, => товарный дефицит. Подавленная инфляция может быть приостановлена только при максимально допустимой свободе цен. В зависимости от среднегодовых темпов роста цен различают инфляции: умеренная (< 10%), галопирующая (до 100%), гиперинфляция (100-2000%). Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является незави-симость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нуж-но проводить последовательно и взвешенно. Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть: сокращение инфляционного потенциала, предсказуемость динамики инфляции.снижение темпов инфляции, стабилизация цен Стратегическая цель антиинфляционной политики -- привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпа-ми роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой со-вокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода. В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.  
40.Понятие издержек. Внешние и внутренние издержки. Средние издержки. Предельные издержки.Прибыль Издержки производства - это затраты предприятия на производство товара. Прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции и суммарными издержками в денежном выражении. Различают явные и неявные издержки. Явные издержки (внешние или бухгалтерские) - это денежные платежи собственникам ресурсов производства и промежуточных изделий. Явные издержки включают стоимость сырья, амортизацию оборудования, заработную плату. Неявныеиздержки - это недополученные выгоды альтернативного использования ресурсов, принадлежащих фирме, принимающие форму потерянного дохода. Сюда включают процент за собственный капитал, арендную плату за помещение, принадлежащее собственнику фирмы. Кроме того, в неявные издержки входит и нормальная прибыль. Сумма явных и неявных издержек образует экономические издержки. Соответствующая издержкам прибыль может быть бухгалтерской и экономической. Бухгалтерская прибыль – это разность м/у полученной выручкой и бухгалтерскими издержками. Экономическая прибыль –это разность м/у полученной выручкой и экономическими издержками. Издержки можно также классифицировать в зависимости от величины объема продукции: Постоянные издержки (FC ) - это затраты, не зависящие от объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на содержание зданий, капитальный ремонт, административно-управленческие расходы, арендная плата, некоторые виды налогов. Даже когда предприятие ничего не производит, величина этих издержек не равна нулю. Средние постоянные издержки рассчитываются по формуле: AFC = FC / Q Переменные издержки (VC ) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объемов производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, материалы, электроэнергию, оплата труда, расходы на вспомогательные материалы. Переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. Средние переменные издержки (AVC = VC / Q). Общие издержки (ТС) - это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы: ТС = FC + VC. Средние общие издержки (АТС ) представляют собой частное от деления общих издержек (ТС) на объем производства (Q): АТС = ТС / Q или АТС = AFC + AVC. Таким образом, средние издержки - это издержки в расчете на единицу продукции (услуг). Выделяют еще один вид издержек - предельные. Предельные издержки (МС ) - это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить в случае сокращения производства на эту единицу. Предельные издержки вычисляются по формуле МС = ∆ ТС /∆ Q, где ∆ - малое изменение чего-либо; ТС - общие издержки; Q - объём производства. Прибыль и ее формы. Норма прибыли. Под прибылью мы будем понимать результат от хозяйственной деятельности предприятия, это часть дохода производителя-продавца товара после оплаты всех расходов на его производство. Существует несколько видов прибыли. 1) Балансовая (бухгалтерская, валовая, общая) прибыль – это результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показывающий эффективность производства и реализации продукции. 2 ) Прибыль на единицу продукции – прибыль, полученная в среднем от производства и реализации одной единицы товара, то есть эффективность производства и реализации одной единицы товара. 3) Чистая прибыль (прибыль остающаяся в распоряжении предприятии) – это чистый результат производства, после уплаты всех налогов и сборов, остающийся в распоряжении собственника (предпринимателя, руководителя) данного предприятия. 4) Экономическая прибыль – это результат общественной эффективности от использованных в процессе производства ресурсов, или это показатель, отражающий эффективность производства и использования ресурсов.   58. Содержание и черты экономического цикла. Виды, черты, причины Цикличность можно рассматривать как один из способов саморегулирования экономики. Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов: краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 3-4 года); среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 7-11 лет); ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет); длинные волны Кондратьева (характерный период — 45-60 лет). Выделяют несколько разновидностей цикла и их признаки: наличие колебания уровня производства: неравномерность прироста, разные его величины не являются колебаниями. Колебания — смена положительной динамики отрицательной динамикой. Изолированные хаотические колебания еще не цикличность. Цикличность — повторяемость колебания. Экономическая динамика характеризуется волнообразностью, развитием через колебания, следующие один за другим. наличие в колебаниях повторяющейся единицы, которая называется циклом. Фазы Цикл включает в себя 4 фазы: (выделил К. Маркс) кризис депрессия оживление подъем В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём; но в наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра Причины циклических колебаний в рыночной экономике: -Кризисы перепроизводства, возникающие при нарушении совокупного спроса и совокупного предложения. Цикличность развития экономики выступает как механизм саморегуляции рынка. При перенасыщении рынков возникает спад производства, продолжавшийся до тех пор, пока не истощаются товарные запасы. Затем происходит подъем производства до предкризисного уровня и дальше. -Научно-техническая революция порождает структурные кризисы и наукоемкие отрасли, которые менее чувствительны к цикличности экономики. Ускорение смены основного капитала влияет на уменьшение продолжительности циклов, соответственно, и их учащение. -Государственная антикризисная и антициклическая политика снижает последствия экономических кризисов: колебания становятся предсказуемыми и менее глубокими.    
60.Инфляция, ее определение и измерение Инфляция – это процесс обесценивания денег, который происходит в результате переполнения канала денежных обращений деньгами и роста и цен. Инфляционный процесс много факторный. Причины: 1) отказ от золотого стандарта – тем самым сняты барьеры, которые ограничивали эмиссию денег; 2) дефицит госбюджета если он покрывается за счет эмиссии денег; 3) милитаризация экономики; 4) монополизм предприятий; 5) инфляционные ожидания – это оценка субъектами рынка изменения темпов инфляции в будущем периоде. Различают статистические, адаптивные и рациональные инфляционные ожидания. Статистические ожидания – это прогноз на постоянно-существующий уровень инфляций; Адаптивные ожидания – как правило не совпадают с фактическим уровнем инфляции в будущем периоде, поэтому приходится приспосабливать к неожиданным условиям; Рациональные ожидания – означают что экономические агенты верны в своих предположениях и в будущем их ожидания совпадут с фактическим уровнем инфляций. Типы, виды и формы инфляции Различают 2 типа инфляций: 1) инфляция спроса; 2) инфляция предложения; При инфляции спроса дисбаланс между совокупным спросом и предложением возникает со стороны совокупного спроса. Такой тип инфляций возникает в том случае, когда покупательная способность населения не имеет товарного покрытия. Механизм раскручивания инфляционного спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем совокупный спрос. Инфляция предложения происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на 1 единицу. Рост издержек происходит из за монополизма предприятий, действия профсоюзов, использования импортных ресурсов, административного регулирования и т.д. При этом механизм раскручивания инфляций характеризуется тем, что первоначально из-за роста издержек увеличивается цены, а потом происходит расширение денежной массы. Виды инфляций: 1) умеренная или ползучая – рост цен в год до 10%; 2) галопирующая – рост цен в год до 100%; 3) гиперинфляция – астрономический рост цен; Современная инфляция получила название – стагфляция (это рост цен при сокращение производства). Инфляция может существовать в двух формах: 1) открытая – т.е. рост цен в явном виде; 2) скрытая или подавленная – её проявления в том, что рост цен происходит из за дефицита товаров, при чем рост цена наблюдается скрыто только на черном рынке; Антиинфляционная политика: 1) сокращение дефицита бюджета за счет снижения военных расходов, изберательного субсидирования предприятий, увеличение налоговых сборов и т.д.; 2) приватизация при этом снижение расходов государства, появляется новый собственник преследующего цель получить максимальную прибыль поэтому стремящегося снижения издержки; 3) денежная приватизация пополняет бюджет деномонополизма; 4) установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы; Экономические и социальные последствия инфляции. 1. Снижение реальных доходов населения 2. Обесценивание сбережений населения 3. Повышение риска инвестирования 4. Возникновение трудностей с долгосрочным планированием 5. Улучшение жизни соц груп с твёрдым доходом.   33. Постоянные и переменные факторы производства, их оптимальное сочетание, зак. Убыв отдачи Процесс выпуска продукции осуществляется путем производительного потребления факторов производства. Приступая к процессу производства, предприниматель знает, что выпускаемая им продукция может быть создана посредством использования различных комбинаций необходимых факторов. Его задача состоит в выборе такой комбинации, которая обеспечит технологическую эффективность, т. е. позволит произвести максимальный объем продукции при минимальных (оптимальных) затратах факторов производства. Если при данной технологии принять качество факторов постоянным, то изменение их потребляемого количества приведет к изменению объема производства. Эту функциональную зависимость между объемом выпускаемой продукции и затратами используемых факторов производства называют производственной функцией. Ее можно записать таким образом: Q = f(F1, F2,..., Fn), где Q максимальный объем производимой при данной технологии продукции; F1, F2... Fn используемые факторы производства. При изменении технологии строится новая производственная функция. В то время как затраты факторов позволяют сделать выводы об объеме выпускаемой продукции, число используемых факторов говорит об уровне применяемой технологии. Как правило, чем выше последний, тем сложнее будет производственная функция. Она может определяться как для всего предприятия, так и для отдельных производственных участков. Краткосрочный производственный период. Рассмотрим производственную функцию в краткосрочном периоде. Для простоты допустим, что единственным переменным фактором является труд. Если изменить его затраты (численность работников, количество часов труда), то производственная функция покажет, как они повлияют на объем производства в краткосрочном периоде. Так, по мере увеличения затрат труда будет изменяться объ......ем выпускаемой продукции. Для его характеристики используют понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта. Общий(совокупный) продукт переменного фактора это количество продукции, произведенной при данных затратах переменного фактора и неизменных затратах других факторов производства. Так как за переменный фактор принят труд (L), то общий продукт обозначается как Т РL. Средний продукт переменного фактора определяется как отношение общего продукта к количеству использованного переменного фактора. Он есть АРL и равен: Средний продукт показывает, какой объем благ произведен единицей переменного фактора(одним работником, за час труда), то есть показывает среднюю производительность труда или просто производительность труда. Предельный продукт переменного фактора это изменение общего продукта, полученное при использовании дополнительной единицы переменного фактора и прочих равных условиях. Если затраты труда изменились на DL, а объем выпускаемой продукции на D Т РL, то предельный продукт труда М РL будет равен: При нулевых затратах труда общий продукт будет равен нулю, то есть кривая Т РL будет выходить из начала координат. По мере увеличения затрат труда объем выпускаемой продукции Т РL будет возрастать, так как соотношение между переменным и постоянными факторами будет улучшаться, что позволит все более эффективно использовать последние. Следовательно, первоначально прирост выпускаемой продукции будет обгонять прирост переменного фактора и кривая Т РL будет возрастать быстрыми темпами. Однако неизбежно наступит момент, когда соотношение между переменным и постоянными факторами станет оптимальным и дальнейшее увеличение его затрат приведет к избытку переменного фактора по отношению к постоянным. Это будет снижать эффективность использования переменного фактора и прирост последнего будет обгонять прирост объема выпускаемой продукции. Кривая ТРL будет возрастать все более медленными темпами. На определенном этапе дальнейшее увеличение затрат труда может привести даже к сокращению объема производства и снижению кривой Т РL. Существует взаимосвязь между изменениями Т РL, АРL и М РL. В основе ее лежит закон убывающей предельной производительности (убывающей отдачи факторов производства). Закон убывающей предельной производительности говорит о следующем: если последовательно увеличивать затраты переменного фактора при неизменных других факторах, то наступит момент, когда дальнейшее присоединение единиц переменного фактора к фиксированным дает уменьшающийся предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Закон действует при определенных условиях. Во-первых, в том случае, когда хотя бы один фактор производства остается неизменным. Во-вторых, если все единицы переменного фактора однородны. Например, все работники одной квалификации, одних способностей. В-третьих, закон действует только при неизменном состоянии техники, технологии. Если же вследствие технического прогресса они совершенствуются, то граница действия закона как бы отодвигается. Долгосрочный производственный период. В долгосрочный период все факторы производства могут быть переменными. Предположим, что процесс производства осуществляется путем использования двух факторов: капитала и труда(при таком допущении мы можем использовать для анализа двух мерное графическое пространство). Соответственно существует двух факторная производственная функция, характеризующая зависимость между затратами труда и капитала и максимальным объемом выпускаемой продукции. Так как оба фактора переменные, то производство одного и того же объема продукции может осуществляться путем использования их различных комбинаций. Можно рассчитать предельную норму технологического замещения, если обозначить черезDK сокращение затрат капитала, а через DL прирост затрат труда, то количество фактора K, которое может быть замещено одной единицей фактора L, можно записать так: DК/DL. Предельная же норма технологического замещения определяется как положительное количество фактора K, которое может быть замещено единицей труда: где MRTSLK предельная норма технологического замещения капитала трудом. Труд и капитал не являются абсолютно взаимозаменяемыми, что вызывает определенные трудности при замене капитала трудом, то есть существуют определенные границы взаимозаменяемости факторов. Они определяются эффективностью использования факторов. По мере замещения в процессе производства капитала все большим количеством труда производительность труда снижается. И наоборот, если труд замещать все большим количеством капитала, то эффективность использования капитала будет уменьшаться. В процессе производства сочетание факторов должно быть оптимальным. Предельную норму технологического замещения можно рассчитать и другим способом. При движении по изо кванте сверху вниз затраты капитала сокращаются на DК. Тогда потери производства от сокращения затрат капитала будут равны произведению DК на предельный продукт капитала MРK. Чтобы произве......сти прежний объем продукции, необходимо увеличить затраты труда на DL. Тогда прирост производства, полученный за счет увеличения затрат труда, будет равен произведению DL на предельный продукт труда MРL. Так как объем выпускаемой продукции должен остаться прежним, то можно записать: то есть Следовательно: MRTSLK=MPL / MPК. Эта формула объясняет с математической точки зрения уменьшение предельной нормы технологического замещения. Допустим, что согласно производственной функции предельные физические продукты капитала и труда начинают уменьшаться сразу, как только приступают к их использованию в процессе производства. Тогда по мере увеличения затрат труда предельный физический продукт труда начинает сокращаться, т. е. числитель дроби уменьшается. И, наоборот, по мере уменьшения количества капитала предельный продукт капитала будет возрастать, то есть знаменатель дроби будет увеличиваться. В итоге дробь (MPL / MPК) будет уменьшаться. Будет ли производитель замещать один фактор другим и в каких пределах зависит от цен на факторы производства, их производительности и типа производственной функции. Предельный продукт равен производной функции общего продукта в данной точке MP=TP' MP в данной точке представляет собой тангенс угла наклона касательной к кривой ТР в этой точке. Для количества, соответствующего точке перегиба кривой ТР, значение МР будет максимальным. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ Закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объем производства сверх некоторого уровня использования фактора, будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора.    
     
     
13. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции. Совершенная конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Рынок монопольной конкуренции – это экономическая система, для которой характерны следующие особенности: 1) Достаточно большое число производителей в отрасли. 2) Производимый товар сильно дифференцирован. 3) Присутствует некоторый контроль над ценой со стороны производителей. 4) Сравнительно лёгкие условия вхождения в отрасль и выхода из неё. 5) Значительный упор делается на ценовую конкуренцию (реклама, качество). Такой рынок характерен для большинства производителей товаров и услуг (рынок одежды, бытовой техники, автомобилей). Для рынка монопольной конкуренции характерны и черты совершенной конкуренции (большое число фирм) и чистой монополии (контроль над ценой). Ценообразование на рынке монопольной конкуренции полностью соответствует ценообразованию на рынке чистой монополии. Ценовые методы борьбы на рынке монопольной конкуренции. 1. Ценовая борьба. 2. Метод наименьших издержек. За счёт увеличения объёма производства Q предприятие снижает себестоимость продукции АТС повышая свою долю на рынке и имеет больше шансов победить в ценовой борьбе.   13.Особенности ценообразования в условиях олигополии. Можно выделить 3 принципиально возможных варианта поведения фирмы на рынке олигополий: 1) Нескоординированная олигополия. Для этого варианта характерна ломаная кривая спроса и жесткость цен. Присутствует неуверенность соперников относительно друг друга из-за отсутствия договоренности. Фирмы в отрасли считают: - если повысить цену, то соперники не последуют за ними, и спрос в этом случае будет весьма эластичным; - если фирма снизит цену, то конкуренты последуют за их ценовой политикой, и спрос станет неэластичным. В этих условиях кривая спроса принимает ломаный вид в точке установления цены.
2) Сговор фирм, на котором основан принцип максимизации совместной прибыли. Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объема продукции. Вариант поведения при установлении цены будет соответствовать варианту чистой монополии. Цена устанавливается на уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всех договаривающихся компаний.

3) Лидерство в ценообразовании, т.е. ситуация директивных цен. Представляет собой компромисс между (1) и (2) вариантами. Одна фирма выступает как ценовой лидер: устанавливает цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль. Остальные фирмы в отрасли воспринимают цену лидера как заданную. Однако чтобы н

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задания контрольной работы | Вопрос 5 функциональные характеристики родного языка и его значение в развиии ребенка.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.