Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1 Основные принципы организации коммуникативно-информационного пространства






Свобода слова как нормативный принцип деятельности СМИ

Принцип свободы слова возникает как основа деятельности прессы, борьба за реализацию которого оказывается центром противостояния государства и гражданского общества, а пресса выступает его рупором.

В основе всех современных дискуссий о роли масс-медиа в об­ществе лежат представления и подходы, сформировавшиеся в XVII— XIX вв. в борьбе за осуществление идей о свободе слова и свободной прессе, направленные на защиту интересов и свобод граждан от чрез­мерного и репрессивного контроля государства. В недрах формирую­щегося в этот период в Европе, прежде всего в Англии, гражданского общества вызревает новое историческое образование — публичная сфера (см. гл. 2), в рамках которой и формируется общественность, обладающая собственным, нередко отличным от властного, мнени­ем. Роль выразителя и защитника общественного мнения перед лицом власти берет на себя именно свободная пресса. Для утверждения статуса отдельной науки или отрасли, какой является социология коммуникации, важным моментом следует считать сам характер процесса обособления секторов знания. Так, известно, что мышление по своей природе предполагает абстракции, абстрагирующую деятельность. Но оказывается, что абстрагируются не только от несущественного. В становлении социологии коммуникации существенным оказалось абстрагирование от всего, что лежит за механизмами коммуникативно-информационного пространства. Разделение сфер исследования в науках означает исключение из компетенции каждой науки того существенного, что составляет предмет (объект?) исследования других наук. Науки не могут обойтись без разделения труда [Стеклова И.А. с.96] (Стеклова И.А. Наука среди форм познания / И.А. Стеклова // Социально-гуманитарные знания. – 2003. №1. – С.94-105). Выручить в данном случае может творческое использование знаний пограничных свойств наук, их соотношений.

Возникающее гражданское общество обретает свое социально-философское обоснование в идеях раннего либерализма (Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – политическая теория, отстаивающая свободу личности, частного предпринимательства и демократически-республиканскую форму правления). Основными представителями либералдизма были английские мыслители: поэт и по­литический деятель Джон Мильтон, философы Джон Локк, Иеремия Бентам и Джон Стюарт Милль. Именно в их трудах идеи свободы слова и печати впервые обретают своё теоретическое выражение.

Обычно выделяют четыре основных типов аргументов, фиксирующих историческое развитие принципа свободы выражения мнений (свободы слова).

1. Теологический тип аргументов. Теология (гр. theos – бог + logos – учение) – систематическое изложение вероучения, в данном случае христианства, обосновывающее с помощью рациональных доказательств его истинность и необходимость для человека. Теологический характер аргументации Д. Мильтона определялся ролью религии как высшего авторитета в этот период. аргументы, сформулированные Джоном Мильтоном (1608–1674), автором поэм «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», в середине XVII в. Бог наделил каждого человека разумом, способностью самостоятельно мыслить и восприятием напечатанного, а ограничение свободы печати лишает человека возможности жить по-христиански. Цензурные ограничения и запреты входят в противоречие с дарованными свыше возможностями делать самостоятельный, основанный на собственной совести, выбор между добром излом. Испытание же противоположными мнениями лишь способствует совершенствованию добродетельной личности.

Именно Мильтону принадлежат столь современно звучащие понятия, как «рынок идей» и «процесс возвращения к истине». «Пусть все, у кого есть, что сказать, получат свободу выразить себя... Правительство не должно вмешиваться в эту борьбу [мнений] и оказывать влияние на шансы той или иной стороны. И даже если ложные мнения могут одержать временную победу, то, что истинно, призвав на защиту дополнительные силы, в конце концов выживет через процесс возвращения к истине» [ Цит. по: Черных А.И. с.125 ] (Мильтон Д. О свободе печати (Ареопагитика) / пер. с англ. М., 1907. С. 45.Цит. по: Черных А.И. Социология массовых коммуникаций / А.И. Черных. – М.: Изд. Дом ГУ – ВШЭ, 2008. – С.125

 

2. Философское обоснование свободы печати как производной
от естественных прав личности принадлежит Джону Локку (1632–1704), создателю первой теории «разделения властей» на исполнительную, законодательную и судебную. Аргументация Локка такова: поскольку человек от рождения наделен естественными правами в вопросах веры, то он не может отказаться от них в политической сфере. Центром власти, по Локку, является воля народа, а не государства, Человек свободен осуществлять свои естественные права вопреки государству. Одним из естественных прав выступает свобода печати.

Именно свобода печати способствует установлению добродетельного правления, противодействуя парламентской лжи и всевластию правительства. В процессе завоевания прессой свободы печати постепенно формируется общество, в котором господствует закон (право).

3. Аргументы в защиту свободы печати получили дальнейшее развитие в философско-этической концепции утилитаризма (утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – учение, признающее пользу или выгоду критерием нравственности), создателем которой является Иеремия Бентам (1748–1832). Утилитаризм утверждает, что наилучшими являются те законы и то правительство, которые обеспечивают максимум счастливой жизни как можно большему числу граждан. Один из важнейших инструментов достижения этого состояния – именно свободная печать, поскольку она противодействует деспотическому правлению, содействует принятию и применению законов в интересах большинства, контролирует деятельность бюрократии и делает достоянием гласности факты общественной жизни.

4. Эпохальную роль в развитии либерализма сыграли идеи последователя И. Бентама утилитариста Джона Стюарта Милля (1806–1873), автора знаменитого трактата «О свободе». Под свободой Милль понимал право каждого человека думать и поступать так, как ему хочется, если он при этом никому не наносит вреда. Общество может добиться того, чтобы наибольшее число людей наслаждалось «наибольшим возможным количеством счастья», если даст им право думать и действовать самим. Только свободный обмен мнениями между гражданами, считал он, позволяет достичь истины.

Дж. С. Милль предложил трёхступенчатую аргументацию, демонстрирующую важность столкновения мнений, т.е. их свободного обмена, или критики, для развития общества, в ходе которого истина упрочивает свои позиции: 1) Замалчиваемые правительством как «неверные», мнения могут на деле соответствовать фактам реальной жизни, поэтому цензурирование мнений представляет собой отрицание их потенциальной истинности; 2) Даже ложное (ошибочное) мнение, утверждал Милль, несет в себе некоторую долю истины, а потому истина может быть выявлена только через столкновение мнений, что невозможно без свободы печати; 3) Если истинный взгляд не будет встречать критики, то со временем он может переродиться в предрассудок. Поэтому печать – союзник истины, ее нельзя ограничивать и цензурировать. Таким образом, Милль переходит от общей идеи свободы к конкретной свободе выражения мнений, что нашло свое отражение в часто цитируемом отрывке из его трактата «О свободе»:

«Если бы все человечество, кроме одного человека, придерживалось одного мнения, и только один человек придерживался противоположного мнения, у человечества было бы не больше оснований заставлять этого единственного человека молчать, чем у этого чело­века, будь у него власть, были бы основания заставить замолчать все человечество» [ Цит. по: Черных А.И. Соц. масс х ком-й с.127 с. (Милль Дж.С. О свободе // Утилитаризм. О свободе / пер. с англ. СПб.: Тип. (быв.) A.M. Котомина, 1882. С.176-177].

Эти аргументы суммировал Томас Джефферсон (1743–1826) – один из «отцов-основателей» Северо-Американских Соединенных Штатов и создателей единственной в мире конституции, базирующей­ся на принципах либерализма. Главную задачу правительства он видел в создании и поддержании строя, при котором личность способна добиваться поставленных ею целей. По его мнению, даже если отдельные граждане и могут заблуждаться, то большинство, группа, непременно найдет правильное решение при условии, что члены общества являются образованными и информированными. Основным инструментом образования и информирования Джефферсон считал прессу.

Таким образом, для всех этих мыслителей свободное выражение мнений через прессу является принципиальным условием формирования просвещенного общественного мнения, инструментом контроля и противодействия возможным злоупотреблениям и нарушениям со стороны правительственных органов. Расходясь в аргумента­ции, представители ранней либеральной мысли были единодушны в главном: свободная и независимая пресса — гарант от проявлений деспотизма власти государства.

Практическая реализация этих идей заняла несколько веков, превратившись (без преувеличения) в битву за свободу печати в стране первой демократии — Англии. В английском «Билле о правах» 1689 г. печать вообще не упоминалась. Первым этапом этой борьбы стало тре­бование о снятии законодательного запрета на публичную информа­цию о деятельности парламента, в частности о парламентских дебатах. Начало этой борьбе за «открытие» парламента для прессы положил в 30-х годах XVIII в. лондонский издатель Эдуард Кейв, помещавший в своем журнале Jentelmen's magazine сообщения о парламентских прениях, за что несколько раз попадал в тюрьму. Когда отношения с властями обострились до предела, Кейв придумал страну Лилипутию, куда и «перенес» английский парламент, наделив его членов вымышленными именами, легко поддававшимися расшифровке, и стал публиковать репортажи под заголовком «Прения в сенате Лилипутии», что позволял закон, запрещавший выдавать секреты деятельности парламента. В 60-е годы XVIII в. эстафету подхватил Джон Вилке — издатель газеты North Britain, сумевший привлечь к этой борьбе лондонскую бедноту. В итоге этого единобор­ства, длившегося около 40 лет, парламенту пришлось уступить, признав в 1771 г. право прессы сообщать о прениях, происходящих в обеих палатах английского парламента.

Это была первая победа прессы над государственной властью, позволившая ей почувствовать свою силу, источником которой фак­тически являлось общественное мнение, и в определенном смысле стать «над» государственной властью, открыто обсуждая (и нередко осуждая) действия последней. Именно в этот период возникает поня­тие «четвертой власти»1, или четвертого сословия (fourth estate), на­ряду с ленд-лордам и, крестьянами и ремесленниками, как фигураль­ного обозначения прессы – газет, журналов и других массовых печат­ных изданий, – отражающего степень ее влияния на государство и общество в целом.

В американском «Билле о правах» (Bill of Rights) — первые де­сять поправок к Конституции США, внесенные в 1789 г. и ратифици­рованные 15 декабря 1791 г., — вобравшем в себя исторический опыт защиты прав личности в Англии, права прессы по отношению к влас­ти были зафиксированы еще более выразительно. Билль предусмат­ривал свободу слова, печати, собраний, вероисповедания наряду с Впервые этот термин применил видный политический мыслитель, анг­личанин Эдмунд Берк (1729—1797), считающийся «отцом» консерватизма (от лат. conservare – охранять, сохранять), противостоящего либеральному течению политической мысли. неприкосновенностью личности, личного имущества и личных бумаг, и до сих пор считается гарантом свободы информационной деятель­ности в демократическом обществе, представляющем собой, по ши­роко цитируемому выражению Авраама Линкольна, «власть народа для народа, осуществляемую народом». Запрет на принятие законов, ущемляющих свободу слова и печати, укреплял общественный статус печати как «сословия», получившего права на «четвертую власть» в государстве наряду с тремя другими ее формами – законодательной, исполнительной и судебной.

Интересно, что в России в XIX в. о прессе будут говорить как о «шестой державе», ставя ее в один ряд с великими державами того вре­мени — Англией, Францией, Россией, Австро-Венгрией и Соединен­ными Штатами Америки. Первые школы российской журналистики, возникшие в начале XX в., как раз и пропагандировали эту концепцию Можно сказать, что в понятии четвертой власти нашло свое от­ражение признание роли и значения прессы как со стороны общества, так и со стороны власти. О понимании данного обозначения самими журналистами и практических последствиях этого речь пойдет ниже.

Резюмируя, можно сказать, что именно идея свободы прессы стала центральной в постепенно формирующемся — в ходе дискус­сий — наборе принципов, составивших нормативный базис развития и функционирования средств массовой коммуникации в западных странах. И хотя эти принципы и сегодня выступают как институцио­нальный базис деятельности медийных структур, однако следует при­знать, что нормативные составляющие классической идеи свободы печати слабо отражают коммуникационные реалии современности. Проанализируем выдвинутый тезис.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.