Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет транспортных затрат на перевозку рабочих







Номер подразде­ления


А = ВпК-,


2_ Е


пробег авто­мобиля, км А


Стоимость

1 км пробега

автомобиля,

РУб. С


Стоимость

перевозки

рабочих,

руб.


 

      3, 9 ОД   0, 2  
      4, 2 0, 1   0, 2  
      5, 8 0, 1   0, 2  
того      

Переезды сельскохозяйственной техники к месту работы и об­ратно на стоянку совершаются только в начале и конце рабочего дня или в случае необходимости ремонта агрегатов в рабочее вре­мя (независимо от того, завершена или нет операция, выполняе­мая на данном поле). Такие переезды могут быть сведены к мини­муму, если оставлять тракторы до следующей смены в поле. Именно так и поступают механизаторы, особенно при двухсмен­ной работе. Поэтому при обосновании проекта, по мнению Я. М. Цфасмана, эти переезды в расчет можно не принимать (как не за­висящие от количества полей и севооборотов).

Переезды с одного поля на другое совершаются после окончания каждого вида работ независимо от того, кончилась смена (рабочий день) или нет. Они всецело зависят от числа полей, а значит, и от числа севооборотов, обслуживаемых определенной группой трак-


торов. Число таких переездов равно суммарному количеству всех видов механизированных работ, выполняемых в разное время и в каждом поле, умноженному на число полей, обслуживаемых опре­деленной группой тракторов.

При закреплении сельскохозяйственной техники за каждой бригадой, что возможно при достаточном объеме механизирован­ных работ, холостые переезды будут совершаться в пределах тер­ритории данной бригады. В случае же обслуживания агрегатами нескольких бригад число переездов и их среднее расстояние воз­растают. Путь минимален при переезде на смежное поле, макси­мален — при переезде на наиболее удаленное.

Общая протяженность холостых переездов агрегатов (Т) может быть определена по следующей формуле:

Т - П1ах Пд
'км ^ " " >

где 5тах —расстояние между наиболее удаленными полями по дорогам, км; п — количество переездов (равно сумме всех видов механизированных работ на всех полях); а —среднее количество агрегатов, совместно работающих в одном поле при выполнении отдельных операций.

В тракторо-часах эти затраты составляют

где V —скорость движения тракторного агрегата, км/ч.

В стоимостном выражении значение 7^ или Тч получают пу­тем умножения на соответствующий норматив. Для определения величины п используют данные приложения 6.

При расчете затрат на холостые переезды сельскохозяйствен­ной техники с поля на поле после окончания работ и на подготов­ку к переездам (Зхол) может использоваться следующая зависи­мость:

где а —число совместно работающих агрегатов; /— время, необходимое для под­готовки агрегатов к переезду, ч; уа — транспортная скорость движения агрегатов; Л —среднее расстояние переездов, км; (/—число полей, занятых одноименной культурой; С — стоимость одного километра переезда, руб.

Общие затраты на холостые передвижения сельскохозяйствен­ной техники при возделывании сельскохозяйственных культур оп­ределяют путем суммирования холостых переездов комплексов, звеньев, рабочих групп, формируемых в полевой период (пахот­ных, посевных, уборочно-транспортных и др.).


3. ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

Одним из обобщающих показателей хозяйственной деятельно­сти является себестоимость производимой продукции. Анализ по­казывает, что на ее формирование влияют не только экономичес­кие факторы (техническая оснащенность, фондо- и энерговоору­женность и др.), но также природные условия и прежде всего про­изводительные и территориальные свойства земли.

Производительные свойства земельных участков характеризуют качество и уровень плодородия почв. К ним относятся: типы и виды почв, их механический состав, степень эродированности, уровень увлажненности и т. д.

Данные свойства в комплексе находят свое выражение в уро­жайности сельскохозяйственных культур и продуктивности уго­дий. Где бы ни были расположены участки земли с равными про­изводительными свойствами, при одном и том же уровне агротех­ники на них будет получена равная урожайность сельскохозяй­ственных культур.

Территориальные свойства земельных участков, напротив, ха­рактеризуют пространственные условия землевладений и земле­пользовании. К ним относятся: удаленность участков от хозяй­ственных центров, средний размер участков (контуров), их разоб­щенность и изрезанность, распаханность угодий, технологические и культуртехнические свойства (крутизна склонов, каменистость, механическое сопротивление почв и др.), качество дорог и т. д.

Производительные свойства земли влияют на себестоимость продукции в нескольких направлениях. С одной стороны, на бо­лее плодородных землях при равных затратах труда и денежно-ма­териальных средств создается большее количество продукции, а издержки производства единицы продукции меньше, чем на ме­нее плодородных. С другой стороны, для получения равного уро­жая на худших по плодородию землях требуются добавочные вло­жения труда и затраты на удобрения, машины, мелиорацию и т. д.

Таким образом, во-первых, равные затраты относятся на боль­ший или меньший урожай, а во-вторых, разные издержки произ­водства соотносятся с равной урожайностью. Возможны и другие комбинации факторов при формировании себестоимости продук­ции растениеводства, отражающие сочетание экстенсивного и ин­тенсивного направлений развития производства.

Указанную закономерность можно проследить по данным табл. 26.

Из таблицы видно, что, например, в хозяйствах 1-го земельно-оценочного района Горьковской области за счет более высокого плодородия почв урожайность основных сельскохозяйственных культур повышается, а себестоимость продукции снижается. В сельскохозяйственных предприятиях Московской области для по-


лучения равного урожая на худших по плодородию землях требует­ся затратить больше средств, чем на более плодородных участках.

26. Влияние качества земель на себестоимость продукции (1986—1990 гг.)

 

Область, зона Показатели Лучшие земли Средние земли Худшие земли
Горьковская Площадь земель      
область, Урожайность, ц с 1 га:      
1-й земельно-оценочный район зерновых картофеля многолетних трав на сено Себестоимость 1 ц про- 20, 1-26, 2 73, 4-85, 5 18, 9-23, 5 17, 0-18, 8 49, 6-65, 8 14, 8-19, 3 8, 7-12, 4 33, 2-47, 4 10, 4-14, 1
  цукции, руб.: зерновых картофеля сена многолетних 12, 20-14, 81 6, 65-7, 54 3, 05-3, 52 16, 46-20, 85 8, 19-12, 03 4, 20-4, 92 28, 68-37, 86 18, 18-19, 99 5, 08-6, 12
Московская трав Себестоимость 1 ц про-      
область, дукции при равной      
северо­западная урожайности, руб.: зерновых (25—30 ц 10, 88 12, 45 16, 54
зона с 1 га)      
  картофеля (90—110 ц с 1 га) сена многолетних трав (35—40 ц с 1 га) 7, 74 2, 75 11, 28 3, 28 14, 88 3, 63

В связи с постоянным изменением цен и условий хозяйствова­ния в 1991 —1999 гг. в абсолютном выражении данные зависимос­ти изменились, но тенденция увеличения себестоимости при ухудшении качества земель сохранилась. Например, в 1999 г. в хо­зяйствах Московской области себестоимость фуражного зерна на лучших землях находилась в пределах 1900—2350 руб. за 1 т, а на худших землях — 2200—2850 руб. за 1 т (в 1998 г. эти цифры со­ставляли соответственно 520—580 и 620—710 руб. за 1 т).

Эти данные согласуются с проведенными нами ранее исследо­ваниями [10, с. 179—192]. Из территориальных свойств земли на себестоимость продукции наибольшее влияние оказывают удален­ность земельных участков от хозяйственных центров и контур-ность угодий (в данном случае мы рассматриваем только внутри­хозяйственные перевозки).

Увеличение расстояний переездов, мелкоконтурность угодий, сложная конфигурация обрабатываемых массивов, их неудовлетво­рительное культуртехническое состояние (засоренность камнями, закустаренность, залесенность и др.) приводят к потерям рабочего времени на дополнительные переезды, повороты и заезды сельско­хозяйственной техники, повышенному износу машин, расходу топ­лива. Как следствие, снижается производительность машинно-тракторных агрегатов, увеличиваются сроки выполнения полевых работ, возрастают потери и себестоимость продукции.


О влиянии удаленности полей от усадьбы на себестоимость про­дукции можно судить по группировке ряда сельскохозяйственных предприятий Московской области (табл. 27).

27. Влияние удаленности полей от хозяйственных центров на себестоимость продукции полеводства в хозяйствах Московской области, руб., у. е. за 1 ц

 

 

Средняя удален-   Зерно Картофель продо­вольственный Корма (за 1 ц кормовых единиц)
ность от полей до фуражное товарное руб. у. е. руб.  
  руб. у. е. руб. у. е. у. е.
      1998 г.        
До 3, 0 3, 1-6, 0 Более 6, 0 46 51 58 7, 7 8, 5 9, 7 49 8, 2 54 9, 0 62 10, 3 1999 г. ПО 151 175 18, 3 25, 2 29, 2 42 39 48 7, 0 6, 5 8, 0
До 3, 0 31-6, 0 Более 6, 0 211 234 245 8, 6 9, 6 10, 0 220 252 276 9, 0 10, 3 11, 3 295 422 458 12, 0 17, 2 18, 7 133 144 196 5, 4 5, 9 8, 0

Из таблицы видно, что с увеличением расстояний до хозяй­ственных центров затраты на возделывание сельскохозяйственных культур также существенно возрастают. Фактические затраты на внутрихозяйственные перевозки по типичным хозяйствам Мос­ковской области показаны в табл. 28.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.