Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация дорожек и площадок






Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают от 10... 15 и, в ряде случаев, до 20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300...400 м на 1 га. Большую роль играют протяженность дорожной сети, габариты дорожек площадок в различных частях территории, их конструкции, прочность, долговечность и декоративность покрытий. Конструкция дорожной одежды приводится на рис. 29

Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта. Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Наблюдения в садах и парках показали, что при прогулках посетитель затрачивает до 30 % времени на восприятие и осмотр того, что находится у него под ногами или на горизонтальных плоскостях при ближайшем рассмотрении. Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Покрытия несут существенную информацию для посетителя объекта; например, крупный орнамент покрытия из цветных плит на площадке входа в сквер или парк создает особый " настрой", как бы подготавливает посетителя к восприятию территории объекта, его пейзажей и сооружений. Рисунок покрытия главной аллеи парка может " направлять" движение посетителей, вызвать интерес, создать настроение. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа. Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классы в зависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:
I класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Так, главная аллея в городском парке должна обеспечить пропускную способность до 400...600 чел./ч в выходные дни; ширина аллеи должна быть не менее 30 м, а ее конструкция очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов; покрытия главных аллей и дорог устраиваются прочными и декоративными - из плит, камня и др.
II класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены
для соединения различных узлов объекта и более равномерного распреде ления посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, площадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки. Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.
III класс- дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.
IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы, предусматриваемые обычно в парках и лесопарках в обособленных полосах главных аллей и дорог по специальным маршрутам движения с целью прогулки, осмотра достопримечательностей, в ряде случаев, спортивных соревнований; велодорожки должны иметь прочные устойчивые конструкции.
V класс ~ дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом, предусматриваются по специально проложенным маршрутам движения; предназначены для прогулок, осмотра достопримечательностей, занятий конным спортом; проектируются в больших парках, лесопарках, спорткомплексах; должны иметь специальные типы покрытий.
VI класс - хозяйственные дороги и проезды, предназначенные для ограниченного движения автотранспорта, средств механизации, поливомоечных машин, для перевозки материалов и оборудования по текущему и капитальному ремонту парка, для подвозки товаров к торговым точкам и т. п. Конструкции и покрытия таких дорог устраиваются из прочных твердых материалов, выдерживающих большие нагрузки. Для крупных по площади объектов характерны все 6 классов аллей и дорог. Для небольших объектов - скверов, озелененных участков перед общественными зданиями и др.- обычно предусматриваются садово-парковые дорожки первых трех классов. По основным и второстепенным дорогам допускается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации по уходу за насаждениями. Каждому классу дорог соответствуют свои габариты- протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей. Для проведения расчетов ширины дорог принимается во внимание:
- ширина полосы движения одного человека, которая составляет по расчётным данным 0, 75м при средней прогулочной скорости движения в 35...4 5 м/мин;
- «плотность потока» посетителей.

На главных аллеях, в парках, плотность потока посетителей в среднем составляет до 0, 5чел./м2. По тротуарам на улицах и проездах плотность пешеходов составляет до 0, 7 чел./м (пороговая). При плотности до 1,,, 1, 5чел/м2 пешеходный поток квалифицируется как толпа, а более - 1, 5чел./м2, как давка. В разделительных полосах главных аллей в парках проектируют цветники или растительные группировки декоративных кустарников, обрамленные участками газона. По внешним границам парковой аллеи предусматривают " запады" для установки скамеек, урн, светильников. В ряде случаев " запады" проектировщиками не предусматриваются, и тогда полосы для размещения оборудования проектируют с учетом общей ширины дороги: её ходовая часть увеличивается в соответствии с шириной полосы под оборудование. Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Дороги и площадки должны вместить в себя расчётное количество посетителей объекта. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок. Пропускная способность дорог и аллей определяется исходя из единовременной емкости объекта, которая рассчитывается на посещаемость в выходной день в час пик - 11...12 час дня. Общая ширина дороги рассчитывается по формуле

Посещаемость объекта в час пик рассчитывается исходя из установленных нормативов режима пользования объектом, численности проживающего населения в жилом районе (городе).1 Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории (классы):
- площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;
- площадки активного, " шумного", отдыха - семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;
- детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;
- спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, гандбола, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;
- хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикола посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.
Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.

Материалы и их свойства

При строительстве садово-парковых дорожек и площадок применяются как естественные, природные, материалы, так и искусственные, в основном отходы промышленности. Строительство дорожек и площадок требует больших затрат труда и материалов. Так, на 1 га дорог в парке требуется до 3 тыс. кубометров песка, щебня и других компонентов. Большое значение имеет изыскание местных ресурсов для строительства дорожек и площадок, использование остатков строительного мусора, излишков грун-та от земляных работ. Для выбора и применения материалов для дорожного строительства в садах и парках необходимо учитывать их физико-химические свойства. Горные породы по прочности, или способности сопротивляться механическим воздействиям, различаются по пяти классам прочности:
-1 и II классы — крепкие и очень крепкие - кварциты, граниты, порфиры, базальты, доломиты, плотные известняки; предел их прочности от 6 до 100 МПа; применимы для всех типов дорожных одежд;
- III класс — средней крепости - те же породы, но затронутые выветриванием, а также такие, как каменистые сланцы, известняки, песчаники. Эти виды широко применяются при устройстве дорожных оснований, предел прочности - 60...80 МПа;
- IV класс - мягкие - пористые известняки, доломиты, известняковые, железистые, тонкопленочные песчаники; применяются в виде щебня при устройстве оснований дорожек и площадок; предел прочности-40 МПа;
- V класс- очень мягкие- выветренные изверженные породы, мучнистые, землистые известняки, слабые песчаники, глинистые сланцы; применяются только с вяжущими материалами для устройства оснований под грунтовые и гравийные покрытия; предел прочности - 30 МПа.
Объемная масса плотных изверженных пород в среднем равна 2, 5 и выше, что означает массу 1 м3 породы в 2, 5 т. Щебень из этого камня имеет объемную массу 1, 7, а щебень из известнякового камня- 1, 6. Плотность - это масса единицы объема абсолютно плотного материала без наличия пор. Водопоглощение- это способность материала впитывать воду при нормальном атмосферном давлении. Водопоглощение крепких пород составляет 0, 5... 1 %; каменных пород второго класса- 1, 5...3 %; третьего класса - 3, 5...8 %; четвертого и пятого классов - 9...15 %. Материалы с высокой водопоглощающей способностью в чистом виде не применимы для строительства и требуют стабилизации путем пропитки битумом. Морозостойкость - это способность материала выдерживать резкие перепады температур, промораживание и оттаивание без каких-либо признаков разрушения. Каменные породы считаются морозостойкими, если они теряют в массе до 5 % первоначального значения; средней морозостойкости - если потери составляют до 10 %; низкой - более 10 %; породы четвертого и пятого классов прочности теряют более 15 % первоначальной массы. Сопротивление сжатию- это сопротивление материала, которое определяется предельным напряжением, возникающим в образце при разрушающей нагрузке, или пределом прочности; измеряется в МПа. Сопротивление стиранию - это способность материала - щебня, гравия- не изменять свои параметры при максимальных нагрузках. У крепких пород изнашиваемость не превышает 5 % от объема; у осадочных-6...7 %; у мягких- 15...20 %. Если гравий имеет изнашиваемость 15 %, то он считается прочным; если свыше 20 % - мягким и свыше 30 % - слабым.

Естественные материалы

К естественным материалам относят камень, добытый из скальных пород путем соответствующей механической обработки - придания соответствующей формы и размера, чистки, шлифовки, полировки, получения щебня и высевок различных фракций. Горные породы подразделяются на изверженные и осадочные, Изверженные породы получились в результате медленного остывания расплавленной магмы внутри земной коры или быстрого застывания ее на поверхности земли. В первом случае получились гранит, сиенит, диорит - кристаллические; во втором случае - липарит, трахит, андезит, базальт, диабаз - стекловидные. Осадочные породы - это разрушаемые изверженные породы под активным влиянием факторов среды. К осадочным породам относятся:
- рыхлые обломочные, такие, как валуны, галечники, естественный щебень, песок;
- сцементированные обломочные, такие, как известняки, доломиты, песчаники, известняковый туф и различные конгломераты.
- Каменные материалы для покрытий дорожек и площадок представлены следующими видами.
- Шашка каменная - грубо колотый камень, имеющий форму усеченного конуса или пирамиды, или камень с двумя обработанными параллельными плоскостями (верхней и нижней); применим для мощения дорожек в сочетании с плиткой, укрепления откосов, стенок кюветов, лотков.
- Брусчатка - колотый камень, близкий по форме к параллелепипеду, имеющий скошенные боковые стороны (скос - 5 см); применяется при устройстве покрытия дорожек и площадок в сочетании с плиткой, а также для крепления откосов, устройства бордюров по границам площадок, устройства открытых лотков вдоль дорожек.
- Бортовые камни- гранитные бруски в форме параллелепипеда, в длину 70...100 см и в сечении- 10x20, 15x30, 20x30 см, имеющие вертикальную или наклонную лицевую грань; применимы для устройства сопряжений дорожек и площадок с газоном.
- Плитка каменная - плоские прямоугольной или других геометрических форм бруски толщиной от 5 до 15 см, различной ширины и длины. Плитка получается из крепких каменных пород путем машинного пиления и применима в качестве покрытий различных видов.
- Бутовый камень - куски горной породы третьего класса прочности длиной до 40...50 см, с массой в 10...20 кг; применим для кладки подпорных стенок, укрепления пологих склонов, устройства рокариев; может быть переработан на плитку с неровными краями и гладкой нижней поверхностью, а также в шашку и щебень.

Валунный камень - грубо окатанная осадочная порода третьего класса прочности. Размеры валунов- 10...30 см и более. Валуны встречаются на северо-западе и в среднеевропейской части России, по полям и лесным массивам, куда они были занесены в ледниковый период. Крупные камни применимы для декорирования участков газона, создания рокариев, укрепления берегов водоемов; булыжники размером в 10...30 см в диаметре применимы для укрепления откосов, устройства открытых лотков.
- Галечники и гравий - окатанные обломки горных пород размером в 10 см и менее, встречаются в долинах рек, по берегам озер и морей, в местах развития ледниковых отложений; встречаются гравийно-песчаные отложения, содержащие более 50 % песчаных частиц; гравий может быть очень мелким (гравийная мелочь) - до 1 см; мелким - 1...1, 5 см; средним - 2...4 см; крупным - 4...7 см; очень крупным- 7... 10 см (галька); применяются эти материалы для различного вида дорожных работ.
- Песок - мелкие окатанные обломки горных пород, размером 0, 1...5 мм, чистые от глинистых примесей; по гранулометрическому составу песок подразделяется на тонкий - 0, 1...0, 05 мм; мелкий - 0, 25...0, 1 мм; средний- 0, 5...0, 25мм; крупный- и очень крупный- 2... 1мм; чистые крупно- и среднезернистые пески широко применимы в дорожном строительстве.
- Щебень - угловатые (остроугольные) куски горных пород различных классов прочности. Щебень получают в результате разрушения таких пород или специального дробления в камнедробилках; по гранулометрическому составу щебень подразделяется на: высевки- 0, 3...0, 5см; каменную мелочь- 0, 5... 1 см; клинец щебенки- 1...7, 5см; мелкий- 1, 5...2, 5см; средний- 2, 5...4 см; крупный— 4...7см. Щебень прочных пород (марок М-1200...800) применяют для оснований главных магистральных дорог; щебень менее прочных (марок М-400...100) - для других различных классов дорог, в том числе площадок спортивного типа.

Искусственные материалы

К искусственным материалам относятся отходы промышленных предприятий или специально изготовленные изделия - кирпич и др. Отходы представлены следующими видами. Доменные ишаки - побочные продукты, образующиеся при выплавке чугуна и стали, в виде крупных кусков, разбивающихся при ударе на щебень различных фракций. Материалы обладают теплоизоляционными свойствами и способствуют уменьшению промерзаемости грунта под основанием дороги. В дорожном строительстве применимы шлаки с кислой реакцией, то есть бедные известью, что предохраняет материал от распада и размывания водой. Котельные шлаки, или гарь, - отходы от сгорания каменного угля в топках котельных; лучшая гарь образуется от сжигания жирных каменных углей; она обладает пористостью и твердостью, имеет черный цвет; применима для оснований дорог и площадок, футбольных полей. Кирпичный бой, или щебень, - отходы кирпичных заводов, бракованный кирпич, образующийся при недожоге или пережоге, и переработанный в камнедробилках в щебень; наиболее применим красный кирпич однородного обжига, в состав которого входит до 30 % так называемого " железняка"; недожженный кирпич, " недокал", легко размокает и разрушается; в кирпичном щебне допускается наличие до 15 % " недокала"; в садово-парковом строительстве применяют кирпичный щебень (фракция 1...2 см) и кирпичную крошку (фракция 0, 01...0, 05 см). Кирпич клинкерный и строительный: а) кирпич-клинкер получается из глины путем обжига при высоких температурах и обдуве, обладает высокой прочностью и применим для дорожных покрытий; б) кирпич строительный, также получается из глины путем обжига, меньшей прочности; применим в ограниченных размерах при устройстве опорных стенок, дорожек. Черепица - отходы кровельного производства, используется в молотом виде (зерна до 1, 5 см) в основаниях спортивных площадок и для покрытий (зерна до 0, 5 см). Пиритовые огарки - отходы химической промышленности при обработке железного и серного колчедана; имеют темно-фиолетовый цвет с розовым оттенком, состоят из окиси железа на 95...97% и серы на 2...2, 5 %; включают фракции 1...2мм, применимы в качестве добавок (5...10 %) в специальные смеси для покрытий, а также в качестве упруго влагоемких оснований в смеси с опилками при строительстве спортивных площадок. Зола угольная - отходы от сгорания каменного угля в топках электростанций; представляют собой порошок темно-серого цвета, содержащий мелкие песчаные и пылеватые частицы; используются в качестве добавок в специальные смеси для покрытий, что хорошо фильтрует влагу. Большое значение имеют вяжущие материалы для придания инертным материалам в специальных смесях необходимой сцепляемости частиц и превращения покрытия в единую массу.

Вяжущие материалы

К вяжущим материалам естественного происхождения относятся: глина - каолиновая и порошкообразная, содержащая соответственно от 1 до 0, 5 мм глинистых частиц по объему от всей массы до 40...50 %; добавляется в специальные смеси для верхних покрытий;
суглинок тяжелый, содержащий до 30 % глинистых частиц;
суглинок средний, содержащий до 20 % глинистых частиц;
суглинок легкий, содержащий до 10... 15% глинистых частиц.
В состав специальных смесей вводятся тяжелый и средний суглинки, когда нет глины; воздушная известь (пушонка) - материал, получаемый путем обжига известняков, доломита, мела, при этом не доводимых до спекания с последующим гашением при ограниченном количестве воды; используется в виде порошка (частицы 0, 5 мм и менее) как добавка в специальные смеси до 65 % от объема; при введении пушонки в смесь верхнее покрытие не набухает, устраняется липкость, повышается устойчивость к механическим и атмосферным воздействиям. К вяжущим материалам искусственного происхождения относятся:

портландцемент - продукт тщательного измельчения кирпича-клинкера в смеси с известняками, глинами, мергелем, образуемый при их обжиге до спекания; применим в дорожном строительстве и для других строительных работ, связанных с укладкой стен, фундаментов, опор и т. п.;

цемент - вяжущий материал, проявляющий свои свойства только при взаимодействии с водой; применим как добавка в специальные смеси и в верхнее покрытие дорожек из грунта для его стабилизации; составляет активную часть бетона; песок, щебень, гравий - его инертные заполнители;

битум- вяжущий материал, получаемый из нефти; применим для приготовления асфальтобетона, а также для поверхностной стабилизирующей обработки оснований и верхних покрытий дорог;

асфальтобетон- искусственный материал, состоящий из песка, мелкого щебня или гравия, минерального порошка и битума; применим при обустройстве дорожных покрытий в горячем или холодном состоянии по специальной технологии дорожных работ. Асфальтобетон подразделяется на крупнозернистый, среднезернистый, мелкозернистый и песчаный -частицы от 30 до 5 мм.

При строительстве простейших спортивных сооружений - площадок в микрорайонах и на территории небольших спорткомплексов- в ряде случаев используются упруговлагоемкие материалы, которые при внесении их в слои основания придают поверхности сооружений упругость и эластичность. К материалам подобного рода относится торф, опилки, лигнин, хлопковая шелуха и др. В садово-парковом строительстве применим волокнистый торф с малой степенью разложения в смеси с пиритовыми огарками. Опилки применяют как упруговлагоемкий слой при устройстве спортивных площадок. Лигнин — отходы гидролизных заводов - используется для верхних покрытий и как упруговлагоемкий слой в основаниях беговых дорожек, футбольных полей. Хлопковая шелуха - отход при производстве хлопка - также пригодна для упруговлагоемкого слоя и верхнего изоляционного слоя дорожной одежды.

Покрытия из бетонных плиток

Покрытие дорожек и площадок из бетонных плит - одно из наиболее распространенных в садово-парковом строительстве, Бетонные плиты изготавливаются индустриальным способом в заводских условиях и поэтому являются наиболее дешевым материалом для покрытий дорожек и площадок. Бетонные плитки изготавливаются методами:
- прессования;
- вибропрессованш;
- вибропроката;
- вибрирования.
Возможно изготовление плит ручным способом в специальных формах-опалубках путем трамбовки бетонной массы, однако это приводит к удорожанию на 60 % стоимости. Форма бетонных плиток и их размеры чрезвычайно разнообразны. Их делают по форме квадратными, круглыми, шестигранными, трапециевидными, треугольными, неправильными многогранниками. Размеры плиток колеблются от 25x25 до 90> < 90 см и более. Российским стандартом (ГОСТ-17608) установлены следующие размеры плит: 25x25; 37, 5x37, 5; 50x50; 37, 5x25; 50x25; 50x37, 5; 70x37, 5; 75x50 и др. Толщина плит колеблется от 4 до 6 см. Допускается изготовление плиток 20x20 см толщиной в 3, 5 см. В настоящее время в московской практике получили распространение блоки (брусчатка) размером 20 х 10х Ю см (московский завод-изготовитель ЖБИ-17 и др.) разного цвета и оттенков, от красного и розового до серого. Ряд " фирм выпускает элементы мощения в виде брусчатки размером 20x10x7, 10x10x7; 16x10x7 - квадратные, прямоугольные, пятиугольные; различных цветов - серый, красный, желтый, коричневый. Помимо разнообразия форм и размеров плитки изготавливаются разных цветов и оттенков, что достигается введением в бетон красителей или добавок в виде цветных цементов или цветного песка (рис. 30). Цветные цементы получаются искусственно. В цементные порошки вводятся красители по установленным нормам. Цветной песок получается путем размельчения всевозможных пород гранита. Поверхность плиток может быть обработана специальными матрицами, с помощью которых наносится декоративный орнамент. Фактура плиток становится чрезвычайно разнообразной.

Большим разнообразием отличаются плитки с обнаженным заполнителем, в качестве которого применяются галька, гравий различных фракций. Такие плитки изготавливаются на заводах и широко используются в садово-парковом строительстве. При изготовлении на вибропрессовальных машинах плитки, как правило, не армируются, независимо от их размеров. Прочность плиток достигается применением марок цемента 300...600 кг/см при уплотнении смеси вибропрессом (или под вакуумом).

Покрытия из монолитного бетона

Покрытия из монолитного бетона применимы в садово-парковом строительстве в меньшей степени, чем плиточные покрытия. Криволинейные дорожки в садах и парках на небольших участках выгодно выполнять из монолитного покрытия такого типа. Из бетона легко получить криволинейные очертания дорожки, изменить ее ширину, придать необходимую масштабность пространства путем нанесения по поверхности рисунка, имитирующего плитки требуемого размера и с обнаженным заполнителем. Покрытие из монолитного бетона применимо на небольших участках, в малых садах, с криволинейными очертаниями дорожек и площадок. Бетону легко можно придать любую форму и очертания, цвет и фактуру. Благодаря этому монолитный бетон нашел широкое применение в комбинированных покрытиях дорожек и площадок. Покрытия из монолита являются связующим элементом между поверхностями с покрытиями из других материалов. Основным недостатком является трудоемкость производства работ на месте строительства, особенно при устройстве верхнего, декоративного слоя и нарезке по поверхности рисунка в виде квадратов, шестигранников, кругов и других фигур. Покрытия из монолита, подвергаясь разрушению, с трудом ремонтируются, в то время как плиточные, штучные покрытия легко могут быть заменены и восстановлены. В монолитное покрытие из бетона можно " вписывать" различного рода вставки в форме круга или шестигранника, куда высаживаются растения, или в углублениях устраиваются декоративные водоемы. Для получения декоративного эффекта в монолит можно вставлять крупные фракции гравия, которые закладываются вручную в процессе обработки поверхности бетона. Верхний слой может быть выполнен из декоративной цветной гальки. Кроме того, можно получить цветное и монолитное покрытие путем применения цветного красителя на минеральной основе, в состав которого входит:
- оксидный краситель;
- белый портландцемент;
- специально отсортированный кремниевый песок, либо другой мелкий заполнитель.

Покрытия из естественного камня

Покрытия дорог и площадок в садах и парках, на городских объектах улиц и площадей из естественного камня - одни из древнейших видов покрытий. Это наиболее декоративный и привлекательный тип покрытий, используемый в городах и поселках Европы и Америки, особенно в местностях, где ведутся разработки каменной породы. Покрытия из камня могут быть чрезвычайно разнообразны по фактуре поверхности, по рисунку, цвету, форме и выполняются в виде блоков-брусков, типа " брусчатки". Брусчатка укладывается разными способами:
- " веером";
- " сеткой";
- " вперевязку".

Форма камней брусчатки должна приближаться к параллелепипеду с несколько уменьшенной опорной плоскостью (" постелью"). Камни брусчатки имеют размеры: длину 15...30 см; ширину 12.„15 см; высоту - 10...15 см. Камни брусчатки для укладки покрытия в виде мозаики по поверхности площадок и дорог должны быть в форме куба со сторонами 7... 10 см. Камни выпиливаются из каменных скальных пород, как правило, из гранита, диабаза, базальта в виде блоков-плит больших размеров, в поперечнике 40...80 см. Блоки-плиты распиливаются на мелкие куски свободной конфигурации и размерами, как правило, в 8... 15 см. Каменные плитки могут быть разных цветов в зависимости от породы камня. Формы придаются разнообразные. Часто применяют тесаные правильной формы плиты из обработанных камней, различные по величине и форме. Плитки неправильной формы из гранита, ракушечника, песчаника образуют живописный рисунок. Швы между плитками заполняются галькой, гравием или засеваются семенами газонных трав, засаживаются поч-вопокровными растениями (см. Приложения 17, 18). Площадки или их отдельные участки с чашами и фонтанами могут быть замощены мелким булыжником, уложенным на цементный раствор (" стяжку"). Между крупными каменными плитами можно разместить " вставки" из мелких цветных плиток в сочетании со вставками из булыжника и крупной гальки и т. п.

Покрытия из кирпича и дерева

Покрытия из кирпича- один из старейших типов, применяемых в странах Европы, в городах в поселках, в качестве замощения тротуаров, дворов, на небольших участках индивидуальных садов, а также на участках в парках перед сооружениями, малыми архитектурными формами, в розариях и т. п. Кирпичные покрытия более изнашиваемы, чем камень и бетон. Кроме того, они более дорогостоящи и трудоемки по своему исполнению. Покрытия такого типа устраиваются из клинкерного кирпича размером 220x110x65 (75) мм. Клинкерные дорожки и площадки делают в основном на песчаных основаниях с укладкой кирпичей на ребро, поперечными рядами, в " елку" по диагонали. Можно добиться большого разнообразия в рисунках укладки: " сетка", " плетенка", комбинированный способ. С помощью кирпича можно выполнить концентрические круги с чередующимися полосами растительности. Кирпич применим в комбинированных покрытиях с другими типами - с плитами, с камнем. Покрытия из дерева отличаются недолговечностью в эксплуатации и используются очень ограниченно. В качестве материалов используются доски; деревянные толстые блоки; бруски, торцовые шашки, кругляки из бревен. Возможно на небольших площадках для отдыха устройство деревянных настилов из досок, из крупных в форме квадрата дощатых блоков в сочетании со скамьями. 5.3.5. Покрытия из специальных смесей Покрытия дорожек и площадок из специальных смесей делаются из гравия, порошкового цемента, песка, каменных высевок. Такие покрытия применяются на различного класса дорожках и площадках в садах и парках. Для устройства готовят специальные смеси из различных материалов. На практике используют покрытия:
- гравийно-цементные;
- песчано-гравийные;
- из высевок различных видов каменных пород.
В качестве основания при устройстве дорожек и площадок применимы такие сыпучие материалы, как песок, гравий, доменный шлак; кирпичный, гранитный, известняковый щебни мелких фракций. Толщина основания, на котором укладывается слой покрытия, обычно составляет 10... 12 см в плотном теле. На глинистых плохо дренирующих грунтах насыпается слой песка толщиной не менее 10 см. Основание включает обычно два слоя щебня:
- слой из щебенки крупных фракций - 3, 5...4 см, не более;
- поверх - слой более мелких фракций, в 1, 5...0, 5 см, так называемый " расклинивающий" слой. Толщина верхнего покрытия составляет до 4...5 см.
В качестве материалов для верхнего покрытия могут быть использованы известь-пушонка, гарь шлаковая (фракции до 6 мм). Наилучший результат при устройстве дорожек с покрытием из сыпучих материалов получается при использовании гранитных высевок - гранитной крошки. При составлении смеси с гранитной крошкой и равномерном распределении и укатке поверхности получается декоративное покрытие спокойных тонов. При устройстве дорожек и троп в лесопарках применяются покрытия из песка, грунта и гравия с добавлением цемента или глины-пушонки. Соотношения компонентов следующие:
- гравий горный (фракции до 2 см) — 25 %; -глина- 15...20 %;
- песок среднезернистый - до 60 %.
В ряде случаев устраивают дорожки и тропы из грунта с добавлением песка и цемента в соотношении: грунт- 60...70%; песок- 25...30%; цемент (порошок) - до 5 %. Возможно устройство верхнего покрытия троп из грунта с добавлением глины-пушонки и песка. Смеси для покрытий подготавливаются заранее на специально отведенных местах с помощью специальных машин-бетоносмесителей или вручную. Песчано-гравийные смеси заготавливают в естественных карьерах. При этом предварительно делают анализ гранулометрического состава смеси, который должен соответствовать следующим соотношениям:
-гравийные частицы, 5...20мм, - 50...70 %;
- песчаные частицы, фракций 5...2 мм, - 10...20 %;
- глинистые частицы, до 1 мм, - 20...40 %.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.