Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговая политика






Манипулируя видами налогов, их количеством, налоговыми ставками и налоговыми льготами, государство стремится реализовать те или иные задачи, решать те или иные проблемы. Комплекс этих задач и проблем определяет выбор налоговой политики.

Налоговая политика может иметь в качестве первоочередной цели - фискальную цель. В данном случае государство главной проблемой считает дефицит государственного бюджета и высокий государственный долг. В этих условиях правительство может принимать такую меру как повышение предельной величины налоговой ставки.

Если главной проблемой является экономический спад и сопровождающая его высокая безработица, то правительство использует процедуру снижения налогового бремени путём уменьшения налоговых ставок, упрощения системы налогообложения и отказа от взимания определённых налогов.

Налоговая политика может быть рассмотрена в следующих основных аспектах:

- с точки зрения соотношения прямых и косвенных налогов;

- с точки зрения распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;

- с точки зрения роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;

- с точки зрения распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней.

С точки зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов существенно различается. Прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, и они чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры, и представляют собой нестабильный источник налоговых доходов. Косвенные налоги более устойчивы к колебаниям экономической конъюнктуры. Экономисты считают, что чем выше уровень демократических начал в государстве, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджета. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами субъекты непосредственно взаимодействуют с государством в лице налоговых служб при уплате налогов. Поэтому формируется их более активная позиция относительно контроля за действием государства по поводу установления и использования этих налогов. Поступление косвенных налогов обезличено, и государство чувствует свою бесконтрольность со стороны общества. Для России в отличие от других стран с рыночной экономикой более значима роль косвенных налогов (здесь более высокие ставки НДС и таможенные пошлины).

НДС – налог на добавленную стоимость применяется в большинстве стран с рыночной экономикой. Он представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Этот налог охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому пополняет казну лучше других налогов, от него трудно уклониться. В России этот налог применяется с 1992 года, ставка налога составляла 20%. В 2004 году ставка налога была снижена до 18%, и высказываются предложения по дальнейшему снижению данной ставки.

Наиболее важными видами прямых налогов являются налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. В России с 2002 года применяется ставка налога на прибыль в размере 24%, а до этого ставка налога на прибыль для промышленных предприятий была 35%, а для банков – даже 45%. В настоящее время действующая ставка налога на прибыль является одной из самых низких среди стран с рыночной экономикой.

С 2001 года в РФ налог на доходы физических лиц выплачивается по единой ставке 13% (ранее существовала прогрессивная шкала налогообложения).

В США, Японии, Германии, Великобритании лидирующее положение в формировании доходов государства занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции – НДС и подоходный налог с физических лиц, в России – налог на прибыль предприятий, налог на добычу полезных ископаемых и таможенные пошлины.

Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

К современным тенденциям налоговой политики в России можно отнести:

- сокращение налогов путём их укрупнения;

- облегчение налогового бремени производителей товаров и услуг;

- упрощение системы налогообложения для мелкого бизнеса;

- сохранение высокой доли косвенных налогов в доходах бюджета, снижение доли прямых налогов;

- развитие налогового федерализма, то есть установление долей поступления доходов от каждого налога в бюджет разных уровней;

- сокращение налоговых льгот.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.