Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика чрезвычайных ситуаций






Бешкарев В.Н.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Методическое пособие

для студентов среднего профессионального образования

 

 

Санкт-Петербург 2010


Методическое пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» предназначено для студентов, желающих самостоятельно изучить или углубить свои знания по данной дисциплине.

Само пособие представляет из себя конспект всех изучаемых тем.

В каждой теме предлагаются примерные вопросы, изучая которые в предложенной последовательности легче будет усвоить предлагаемый материал, установить структурно-логическую связь с другими дисциплинами, изучаемыми в колледже. Весь предлагаемый материал построен на логической триаде: определение (явлении) – причина (возникновения явления) – последствия (для здоровья людей и материальных ценностей). К каждой теме подобраны вопросы для самоконтроля усвоенного материала.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.. 5

1.1. Общие положения об экстремальных и чрезвычайных ситуациях. 6

1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций. 6

2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.. 8

2.1. Геофизические ЧС.. 8

2.2. Геологические ЧС.. 9

2.3. Атмосферные ЧС.. 9

2.4. Гидрологические ЧС.. 10

2.5. Природные пожары.. 10

3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.. 12

3.1. Пожары.. 12

3.2. Взрывы.. 13

3.3. Выбросы опасных веществ. 13

4. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.. 15

4.1. Чрезвычайные ситуации социального характера. 15

4.2. Войнавсенародное бедствие. 16

5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.. 18

6. МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РФ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ.. 20

6.1. История возникновения спасательных служб РФ... 20

6.2. Структура и задачи МЧС.. 21

7. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ.. 23

8. ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОСТИ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ И ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛА.. 25

8.1. Факторы устойчивости объектов экономики. 25

8.2. Защита персонала объектов экономики. 26

9. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.. 27

9.1. Оповещение, укрытие, эвакуация населения и выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ) 27

9.2. Проведение аварийных и спасательных работ. 28

10. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ... 30

10.1.Общие положения о национальной безопасности. 30

10.2. Конституция РФ об обеспечении целостности территории. 31

11. КОНСТИТУЦИЯ РФ О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 32

12. ТЕРРОРИЗМ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ... 33

12.1. Общие положения о терроризме. 33

12.2. Принципы борьбы с терроризмом.. 33

13. СОСТАВ СТРУКТУР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ... 35

13.1. Институт Президента РФ... 35

13.2. Силовые структуры РФ... 36

14. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ... 37

15. ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ.. 39

15.1. Воинская обязанность. 39

15.2. Воинский учёт. 39

15.3. Подготовка к военной службе. 40

16. ВОЕННАЯ СЛУЖБА.. 41

16.1. Призыв на военную службу. 41

16.2.Прохождение военной службы.. 41

16.3. Нахождение в запасе. 42

17. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ.. 43

17.1. Общие положения о здоровье. 43

17.2. Способы укрепления здоровья. 44

18. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ПУТИ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ НИХ.. 46

18.1. Виды зависимостей. 46

18.2. Принцип и условия избавления от вредных привычек. 47

19. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.. 49

19.1.Основные понятия о первой медицинской помощи. 49

19.2. Обследование пострадавшего. 50

20. ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.. 51

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 54

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Изучаемые вопросы:

1. Общие положения об экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

2. Классификация ЧС.

Во всей истории своего существования человек постоянно сталкивался с определенными трудностями, которые не только развивали самого человека, но и как часто это бывает, влияли на ход развития цивилизации. Например, радиация, одно звучание которой сегодня наводит ужас на миллиарды людей существенно повлияла на увеличение массы мозга определённой группы приматов живущих на склонах горы Килиманджаро, что позволило именно этой группе выделится от остальных и идти своим путем развития, который мы называем человеческая цивилизация. Другой пример, но уже связанный с извержением вулкана, пепел которого, в большом количестве, выпал на остров Крит (примерно за 1500 лет до н.э.) На этом острове благополучно жила и развивалась минойская цивилизация, при этом важно отметить, что она возникла раньше древнегреческой, и человечество возможно к сегодняшнему дню достигло бы больших достижений, не будь извержения этого вулкана.

Почему возник такой предмет как БЖД?

1. Потому что с появлением человека на Земле количество опасностей для него не уменьшилось, а наоборот, увеличилось, каждое орудие труда по мере развития человека становилось многофункциональным. Так палка-копалка, с помощью которой древний человек рыхлил почву, стала использоваться в другом качестве – ею наш предок, по истечении времени, уже стал колотить как по головам животных так и по головам своих сородичей и даже врагов.

2. По мере развития орудий труда наш человек стал жить не только в природной, но и в техногенной среде, которая в свою очередь не прощает человеку его промахов и ошибок, постоянно пытается его раздавить или искалечить.

3. Мир вокруг человека меняется гораздо быстрее, чем он сам. В своём развитии человек отстаёт от окружающей его среды и по сравнению с ней как бы глупеет. В качестве примера можно привести множество фактов. Например: есть множество технических и интеллектуальных операций, которые человек уже не может выполнить, и его заменяют тем, что он сам же создал – роботы, машины.

Или другой пример из области истории: в Ассирийской державе дороги, задолго до римлян мостились камнями, на этих дорогах стояли указатели с названием населённых пунктов и расстоянием до них. Значит, подавляющая часть населения уже тогда умели читать и считать. А потом? Потом всё забылось и человечество опять оглупело. Мы с вами можем сделать вывод, что человечество на всём пути своего развития то умнеет, то глупеет и эти циклы постоянно повторяются. Сейчас человечество находится как раз в стадии оглупления. Поэтому изучая этот предмет мы с вами пытаемся спасти не только себя, но всё человечество.

Так что же изучает такой предмет как БЖД? На это можно ответить так:

1. Это предмет, который изучает те опасности, которые сопровождают человека с момента рождения и до самой смерти.

2. Это предмет, который говорит человеку как нужно поступать, чтобы уцелеть при появлении опасности.

3. Так как выпусники колледжа – руководители младшего звена, то они будут отвечать не только за свою жизнь но и за жизнь своих подчинённых, отсюда следует, что выпускник колледжа должен уметь прогнозировать возникновение опасностей и представлять как спасать себя и своих подчинённых.

Общие положения об экстремальных и чрезвычайных ситуациях

Основные понятия: ЭС, ЧС, внешние факторы опасности, опасность.

Основные определения:

1. Экстремальной называется такая ситуация, при которой внешние факторы, воздействующие на человека, превышают компесаторные возможности его организма.

На человека постоянно воздействуют следующие факторы:

– физический (температура, давление, влажность воздуха и т.д.);

–химический (хим.ические элементы находящиеся в окружающей среде);

– биологический (болезнетворные микроорганизмы);

– радиационный (естественное или искусственное ионизирующее излучение);

– психо-эмоциональный (усталость, радость, гнев, горе)

2. Чрезвычайной (по словарю Ожегова: исключительной, большой, превосходящей всё) называется такая ситуация, при которой возникает угроза или наносится ущерб человеку, материальным ценностям, окружающей природе.

Угроза = опасность – это совокупность факторов, воздействие которых, вызывает нежелательные последствия.

Виды опасностей:

потенциальная (она существует всегда и везде, так как условием существования любого предмета или явления является наличие в нем двух противоположных свойств – Гегель: 1-й закон «единство и борьба противоположностей»);

реальная (возникает после того, как потенциальная достигнет своей критической величины).

Причинами возникновения ЧС являются:

– объективные (не зависящие от человека);

– субъективные (зависят от человека, их очень часто называют человеческим фактором).

Причины возникновения человеческого фактора:

–физическое или психическое заболевание человека;

– рациональная ошибка (отсутствие или недостаток знаний, опыта, ошибка в расчётах);

– эмоциональная реакция человека на какое то событие или раздражитель, т.е. когда эмоции опережают разум в мотивации поступка.

Вопросы на закрепление изученного материала:

1. Почему в каждом предмете таится косвенная угроза?

2. Почему старая вещь опасней новой?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.