Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осн дог-ры СНВ-3 и СНП (законч в 2012).






Размещение ПРО в Европе. РФ предлагала базу в Азерб, а потом в Армавире (РФ) – в сторону Ирана (осн угроза). Но НАТО отказ (к вопросу о кодовых системах: писали, что это показуха, и РФ все равно все будет сама регулировать). США предл размещ эл-ты ПРО в Чехии и Польше. Сейчас появ Румыния (РФ пригрозила, что если разместят, у них появ проблема с энергетикой). Медведев предл недавно разместить перехватчики ракет в Калининграде. В Чехии тоже думают, что все напр против РФ, и перв удар будет по ним, а не по США (не дотянутся). Такие настроения в Польше и Чех появ из-за комм-ма и пр (с 1960-х), т.е. мы сами виноваты.

Зачет: Герм брит фр, РФ, турки, амер фактор в европе (позиц элиты). Вопр по теорет части (Уоллес, Николсон, Корнпробст, Смит).

Восприятие межд элитами МО в европе.

Полит элита отлич от правящ: полит – оппоз (и более шир понятие, не т непоср влияние: Вб – тенев каб), правящ – у власти.

Герм полит элита: мин-ры фед земель, канцлеры, а партии не из бундестага – скорей всего, нет (влияние не элитарное, но предст мнен части общ-ва, хотя авторитета большого нет).

Номенклатура: важн принадл-ть к партии власти. Отв-ть перед тем, кто тебя назначил. Сам гл отл от элиты – критерии назначения (лояльность, спос-ти на 2 план, прин-ть к неформ кругу «своих» - круговая порука (корпоративизм), коллект отв-ть – карьера после провинности не заканч и пр). Элита: за счет личн достиж-й, образ-я и пр, кот дб одобр не т нач-вом, но и общ-вом. В элите тоже есть корпор-м, но не в таких масштабах (есть и индив отв-ть).

Интеллиг-я – буфер между номенклат и гражд-ми (если лояльн к власти). В Европе власть не замык-ся, рассм отчеты и мнения и пр.

Интеллект элита в РФ не попадает к власти, только если оч лояльна.

Элита: открытость – соц лифт, пост общение с общ-вом и СМИ, открытость мех-мов формирования. М б искл из полит элиты даже после незнач моральной оплошности (Цугутенберг списал диссер, и не стал канцлером), а у Путина все прокатило (30-40 стр). Номенклатура: ей этого не надо.

Шерпа –у кажд гл гос-ва в рамках совещ-й «Г8» или «Г20» и пр всегда есть шерпы – сидят рядом с гл гос-ва чуть сзади (советник). «шерпа» - народность в вост гималаях, посредники торговли между непалом и тибетом, помог туристам и проф альпинистам взбир на горные склоны (приспособлены к проживанию в тяж условиях, кот знает путь и за ручку ведет чел-ка к вершине).

Баранов: при Ельцине преоблад интелл элита (50% доктора наук, даже его спичрайтеры), при Путине кол-во военных возросло (25%), а также его земляки и бизнесмены, женщин меньше.

Худолей К.К. Взгляды элит на внешн пол-ку в 90х: Западники (в т.ч. европеисты, в нач 90-х атлантисты). Национал-патриоты (красно-коричневые: комм-ты=нац-ты). Выстраиватели вертик власти – переносят внутр пол-ку на внешн (укр, молдова и пр) – посередине (появ в 1999-2001, сепаратизм и пр.). Евразийцы (Европа – разлож-ся общ-во, переосмысл РФ как часть Азии; КПРФ, ЛДПР; туда же как альтернативу м отнести «3й мир» - БРИКС).

Сейчас элиты: 1) сторонники вертикали власти (укрепление власти и собирание всей страны вместе, четк сист персонализированного управления; целостность росс гос-ти, суверенитет – Путин, силовики; во внешн пол-ке – РФ как крупн держава д иметь свою сферу влияния на пост-сов простр-во –«Евразийский союз»), 2) сторонники национального возрождения России (реванш): част-но бывш евразийцы, национал-патриоты (никто нам не указ - бывш предст-ль РФ при НАТО, Путин иногда). 3) новый анти-империализм (сторонники КПРФ, ЛДПР: есть запад, сша, сейчас всемирный заговор и блоковое противост-е, РФ д предст свой путь развития вместе со всеми свободными странами). 4) либеральный империализм: в США есть такое же направление: гос-во как экономический лидер (империя не полит, а эконом), влияние распростр, но ценности остаются либеральные (права чел-ка и пр). У нас это Газпром, энергетическая дипломатия (Путин тоже часто об этом говорит, Миллер и ко). Газпром часто сам формирует цены на газ, не ориентируясь на рынок (это инструмент, как и Минздрав с Онищенко), он не подчин эконом мех-мам, поэтому он убыточен.

Путин в 1й срок был европеистом, азией почти не заним. Это законч, когда нач расти цены на нефть и газ – сказ, что европа не всегда права: важен евраз вектор и пост-сов простр-во (казахст, белор, укр). В программе Едра (предыд) нет практ ничего о СНГ. А сейчас оч интерес-ся (номенклатуре как сказали «интересоваться», начали интересоваться).

6 семестр.

Контрольная работа (эссе по теме, кот я уже выбрала (миграции)). Структура, задачи. Критерии: гл вопрос – могу ли я это опубликовать, стоит ли ее читать? Зачет/незачет, 20% оценки.

Отчет: 1, 5-2 стр о результатах сетевой дискуссии прошлого семестра. Мотивировать свою точку зрения. =20%. Посмотреть файл про междун дискуссию (отчет кацы о межд диск-х с западом).

Индивид дискуссия: показать свое мировосприятие. Коллект дискуссия: маша пете, петя саше и пр.

НАДО: взять предмет (things of beauty) и описать, почему эта вещь прекрасна (что там происходит, что это значит и вообще, про культурный код – сумма культурного восприятия). (М посмотреть в сакае док-т Кацы). На тему одиноч-ва, например, прекрасной не назовешь, хоть и великая вещь. МЫ САМИ Д ВЫБРАТЬ произведение и его оценить.

Культурный код – взаимосв совок-ть утоявшихся в отдельн общ-ве представлений о ценностях, верованиях и пр.

Семинар 11.02.12

Влияет ли разница в менталитетах европейцев и русских на их сотр-во? – скорей всего, нет, ключ роль играют интересы. Есть традиц сферы сотр-ва (с 18 в ничего не измен), а вот про налаживание межчеловеч контактов, углубл сотр-ва и новых сферах культура элит и разница между ними оч влияет.

Ключ напр-я сотр-ва РФ и ЕС: газ, нефть, ПРО (военн безоп-ть), ВТО.

Доклад о правах человека МИДа: после заявления Клинтон о нар-ии прав чел-ка и демократии после наших выборов – о странах Запада и Грузии (только на русском!). Раньше МИД такого не делал. В осн ориентирован на внутр публику, спекуляция на стереотипах. Телевидение – великая вещь, соц опросы показ, что население активно реагирует на пропаганду.

Гл партнеры РФ по соцопросам: Белоруссия, Китай, Германия, Укр-7 место, Фр, ВБ – 8 место, США, Япон, Казахстан.

Не указ в партнерах: турц, куба, иран, венесуэла, бразилия.

Проект договора о европейской безопасности.

1 из наших инициатив. В послании президента 2011 о европе сказано оч мало, 1 раз сравнивает РФ по разл критериям с европ странами (если РФ сравнивают, то с Европой а не с Азией) – одинаковое кол-во судей на душу населения.

Сложно будет подписать всем (РФ и Груз невозм вместе), что-то вроде пакта Бриана-Келлога – он не современный в формулировках (сущ реальн угроза, мы б обороняться). Напоминает НАТО по орган-ии: если напад на 1 члена, то др уч-ки предост ему люб помощь, вкл военную.

«Наш ответ НАТО».

Сегодня вопросы европ безоп-ти решаются (напр, русско-грузинский конфликт – в еврокомиссии было экстренное совещание) не оч хорошо, сцены нет, поэтому надо ее создать.

Простр-во безоп-ти: от Ванкувера до Владивостока (форм-ка акт-но исп-ся в президентстве Медведева, в конц-ии безоп-ти 2008).

Конц-я внешней политики 2008.

Сам базовая общеевроп орг-я в ЕС – Совет Европы (РФ за его укрепление). ЕС - 1 из осн торг-экон и полит партнеров, взаимовыгодное 2стор сотр-во – Герм, Фр, Итал (Польши в 2008 пока нет, но потом примирение и она выше Исп Итал). А с ВБ хотелось бы, чтобы отн-я были лучше (т.е. подчерк, что не оч все хорошо). РФ готова сотр-ть только на взаимной основе (нас д восприн как равного). Нет блоковому подходу! ОБСЕ там почти нет (росс рук-во отчаялось). Посл поп-ка реабилитации принадл Казахстану, но ничего из этого не вышло. В ОБСЕ всякие конс-ии по обычн воор-м и пр.

Коммерсант и пр статьи. Когда у РФ начин трудности, мы нач говорить о партнерстве ради модернизации и пр, а когда у нас все ок с нефтью и газом, то мы гов «ну мы же говорили!», и предл помощь ЕС (но деньги-то это все равно ЕС, кот платит за газ). Лиссабонский саммит НАТО: мы предл много инициатив, но в ответ мы получили слова вежливости («холодный душ»).

Х5 retail и Магнит – 2 ретэйлера в РФ, кот что-то делают (про регуляцию рынка).

Лекция 16.02.

На картинке с птичками – 3 сюжета: птички черные, белые и все вместе.

«Пустое понятие» – пегас (конь-единорог, его знают все, но никто его не видал).

Парадокс Рассела: байка о брадобрее (всем запретили бриться самим, идти к брадобрею, но как будет бриться сам брадобрей?).

Фильм. Северная Ирландия, Белфаст.

Ольстер-зеркало, в кот отраж все пробл ВБ. Июль – время волнений (роялисты), победа протестантов над католиками в 1690 (Ольстер не забыл), мальчики собирают мусор для разжигания костра. Британскости в Ольстере больше, чем где бы то ни было. Национализм – язык жертв (sacrifice). Оранжевый – цвет победы.

1 июля 1960 много людей умерли за ВБ.

Семинар 18.02

Украина, Белоруссия

Европейская пол-ка соседства (инициатива): региональное ее измерение – восточное партнерство (армен, груз, азерб, молдова, украина, белоруссия). Европ пол-ка соседства запущ после 2004 (крупн расширение) включ гос-ва средиземноморья – сев африка, египет, ливан (1я группа соседей), 2я- белар, укр, молдова, россия, 3 –груз, армен, азерб. РФ заяв, что уч-ть не будет (надо, чтобы все б равноправно, а ЕС сам все разрабатывает, сл-но росс не уч-т).

С 2008 постеп выдел восточное партнерство (Польша и Швеция предл иниц-ву, но драйвером была польша). Это не перв попытка, Польша давно пыт-сь сформ вост пол-ку (но раньше польшу одну никто не слушал, плюс иракский кризис, ЕС не хотят ссориться с РФ (у них были плохие отн-я) и пр факторы). В 2009 сост-ся учредительный саммит, появилось Вост партнерство.

В 2003-04 РФ молчала, возмущений пол-ка соседства не вызывала (мы за укрепление ЕС). Но после оранжевой революции (осень 2004, заверш в 2005 мирно) отн-е РФ резко поменялось: нач гов, что ЕС хитрый и хочет отколоть нашу сферу влияния. Поэтому к вост партнерству отн-е РФ максимально подозрительное (Лавров и пр заяв, что иниц-ва реализ, чтобы только насолить РФ).

Посл саммит – 2011 (2й: саммиты вост партнерства 1 раз в 2 года). Решено в неск раз увелич финансирование (в разгар общеэкон кризиса), сл-но иниц-ва долгосрочная. Плюс 1 из целей – удержать Украину: она с 1996 (при Кучме: выступил в Совете Европы) заявл, что вступление в ЕС – конечная цель (стратегическая, гл цель внешн пол-ки). ЕС сразу отреагировал рядом инициатив, но Укр принимать в то время никто не собир-ся: эк-ка сопоставима с польской (масштабна, но в польше экон реформы развив-сь успешнее, а в укр нет + ориент на россию). Поэтому всегда гов, что снач надо проводить реформы. И когда в 2004 все зап соседи вступ в ЕС, а укр осталась, появ и вост партнерство и пр.

РФ хочет уч-ть и в укр, и в белор сотр-ве (это наша сфера влияния), и у ЕС то же, т.е. сфера влияния у нас общая (а мы не всегда др др понимаем, т.е. конфликты).

Политически никто не хочет объед-ся с РФ (иниц-вы не привлекательные): если посмотр выск-я Грызлова, Путина и пр, то м гов о возрождении великой страны (применительно к тамож союзу и пр, чтобы мск в центре). Экономич-ки: белар, казахстан завязаны на РФ, и в эк-ке больше выгодных предложений (эк-ка более интересна ЕС).

Легволд «Мечи и орала». Укр и Белор – 2 сферы (буферные), о кот никто особенно не заботится, все сотр-во и помощь ост-ся на уровне декларативных заявлений. Эта сит-я хар-на в 1990-2004 гг, далее сит-я мен-ся для Укр (после оранж револ-ии), но Белор также остается по сути в изоляции (режим не изменился, гайки закручены, не хотят реформ избир системы и пр).

В Белоруссии до сих пор есть 2 союза поляков – независимый и полностью про-Лукашенко (и пост так: если созд что-то незав-е, то сразу созд-ся что-то про-Лукашенко: суть режима).

Экономич безоп-т до сих пор не беспокоит ЕС и США, но полит внимание после оранж революции резко возросло.

Автореферат Кацы. Внутр причины разного пути Белор и Укр. Белор: мало ресурсов, надо восст-ся после аварии на АЭС, отсутств шир распростр-е националист настроений в общ-ве, поэтому нет ясности, что если откаж от сотр-ва с РФ, то расширим его с ЕС. Сейчас националисты в оппозиции. Аграрная страна. Более развиты сборочные произ-ва, хотя нет ресурсов, сл-но сложнее восстановиться.

Украина: аграрная страна, вместе с тем более шир мощная ресурсная база, много произв-в в сов время дублировались (созд сталелит завод в РСФСР и Укр, т.о. проще восст-ть свою экономику), распространение укр языка и национ мифов и пр – воспользовались идеологическим аппаратом. Национальное движение сильное и уже давно было, в отл от Белор (таких ярких движений не было). Сл-но было проще выстраивать укр незав-ть. Но недвиж-ть СССР не получила (тратила много денег на посольства и пр). Поэтому Укр и Белор пошли разными путями.

Союзное насл-во: ядерн оружие, долги, недвижимость СССР зарубежом (решено пойти на след вариант: РФ приним на себя долги СССР и взамен получ недвижимость).

Внешн факторы: Укр тяготела к западноевроп структурам, и ЕС навяз свои стандарты демократии, а Белор таких целей не имела, сл-но пошла своим путем. – это контекст (не в основе противоречия). Белоруссии не предлагали альтернативы, углубления сотр-ва, экономич стимулов взамен.

Украина

Уроки украинской трансформации (Асланд). Куда успешнее проходил переход к европ рынку в Укр.

Парламентск-презид респ – Укр, тоталитарная – Белор. Счит-ся, что парлам-е режимы ближе к демократиям (в Молдове, и она ближе к ЕС). Украина зависла между. Реформы эффективнее всего при парлам-й форме правления, т.к. они более легитимны, а также процесс принятия законов: все интересы пытаются учесть обсуждением, лоббированием и пр, сл-но он учитывает максимум мнений, и более сбалансирован. Т.о. в презид ф-ме правления проще принять указ, но вот будут ли ее подд-ть – непонятно.

3 самых гл достижения укр незав-ти:

1) Украина добилась суверенитета

2) Украина стала демократией (книгу писал до Януковича)

3) В стране рыночная экономика (пок-ли: вступ в ВТО значительно раньше РФ вступ в ВТО – 2008: после оранж револ-ии пытались подд-ть Украину). Украину в 2005 «признали» страной с рыночной экономикой ЕС и США – 1 из важных шагов вступления в ВТО. Россию признали раньше (а в ВТО вступ позже - парадокс). Важны и условия торговли: с теми, кого не признали рыночным, другие правила (расследования демпинга цен (занижения, чтобы остальные разорились): гарантированно процедура применена, а если ты рыночная страна, тебя будут рассм-ть отдельно, мб какие-то нюансы)

При Лазаренко (сидит в тюрьме из-за коррупции в США) отменил все декреты през-т (реформы закончены), а при Ющенко (премьер при Кучме??) все законы провод через Раду, и ничего не отмен (поэтому запад счит, что больш-во реформ принято при Ющенко).

Укр, Росс, Белоруссия во всех рейтингах о коррупции рядом.

Важный фактор – регионализация Украины. Во-перв, это культурные особ-ти: часть была в сост росс, польши и пр. Экономич-ки кажд по-разн развивался: запад – аграрный, восток – индустриализация. До сих пор жители востока (за Януковича, партия регионов, сине-голубые) попрекают представ-й зап украины: занимаетесь полит спекуляциями вместо того чтобы работать. Осн вклад в экономику страны – вост и юг. Запад имеет слаб пок-ли по внешн торговле.

3 центра: полит (запад – наицонализм и пр), экономич – восток, административный (Киев).

Политики. Тимошенко (изнач-но до тюрьмы за более глуб эконом отн-я с РФ, ЕС ее не интересовал, но она все больше вним-я обращ на ЕС пока он начин заним более серьезн позицию во внутр пол-ке, более националистич-е воззрения), Янукович (более адекватен по отн-ю к РФ), Ющенко (про-НАТО), Яценюк. Со всеми президентами 1 и то же: снач мы за РФ и пр спекуляции на русскоговор-м электорате, а после победы – проевропейская.

Буклеты «Не волнуйся, друзья воспримут твой переход на украинский язык спокойно».

Партии: блок Юлии Тимошенко (в основе партия тимошенко «Бытьевщина»), партия регионов, объединение свобода (Тимнебок: националистич-я партия, евроскептик, 1 из немногих, кто счит, что Укр соваться туда нельзя). Он в 5ке лидеров после Яценюка (сначала был в ющенковской «Наша Украина», потом вышел). «Наша Украина» зачахла.

Спикер Верховной Рады (председатель парламента) – Владимир Литвин (был при Кучме, его обвиняли в пропадании журналистов). Оч изворотливый политик.

European Values Survey – сайт, где проводятся исследования общ-го мнения.

Осн даты закл-я док-тов Украины с ЕС:

1994 – согл-е о партнерстве и сотр-ве, автореферат: в 1998 укр элита не смогла перевести диалог на более высокий уровень в плане интеграции, сл-но в 1994 речь о вступлении в ЕС не шла. Целью вступление стало с 1996 (Кучма провозгласил, тогда же закончил структурные реформы). 1993 – постановление верховной рады о принципах внешн пол-ки: гов, что это было уже там, но на самом деле там общие слова про СНГ и пр (спекуляция по датам).

Конец 1990х появл пол-ка партнерства, и Украина была заинтересована: Укр хотела интеграции. Очевидно, что перспектив членства быть не м, и реформы не продвигаются.

К 2003, когда нач обсужд пол-ку соседства, отн-е ЕС к Кучме было оч плохое: «кассетный скандал» с убийством Гонгадзе, поставки оружия и пр. Но Укр хотела особого отн-я, и не поним.

Конфликт вокруг косы-острова Тузла – несмотря на это, Укр подпис с РФ и Казахст согл-е о тамод простр-ве.

Далее оранж револ-я, 2005 призн страной с рын экон-кой.

Цель Ющенко – вступление Укр в ЕС, поэтому заним-сь внешн пол-кой. А Тимошенко (премьер) занималась внутр пол-кой. За европ интеграцию отвечал Рыбачук, они не ладили с Тимошенко (хотя он разраб хор прогр и кучу док-тов), и работа не ладилась. Но достижения были: призн-е страной с рын экон-кой, вступление в ВТО в 2008 (ключевой момент: не т открыло путь интегр-ии Укр в миров экон сист, но и нач переговоры о созд-ии зоны своб торговли с ЕС). В 2005(?) решено закл согл-е о партнерстве и интеграции (взамен устаревшего СПС), но ЕС сейчас не хочет его подписывать из-за сит-ии с Тимошенко. Таке много согл-й об упрощении визового режима и пр.

В 2005 подп «план действий»: базовый политич док-т (осн цели), кот подпис со всеми странами-уч-ми пол-ки соседства (не достиж-е Ющенко, план уже готов к револ-ии, но подпис только после урегул-я внутр событий), потом его дорабатывали, но существ изменений нет.

Восточное партнерство: безвизов режим (облегчение). Ющенко недоволен вост партнерством, но его уговорили (в противном случае нет смысла вступ в ЕС, никаких перспектив). С 2005 между Укр и ЕС действ 1-сторонний безвиз режим: граждане ЕС и США въезжают в Укр без визы, и Ющенко угрож, что отменит это, если они не введут двустороннего режима.

РФ также пыт применить визов инстр-ты на Укр: во время 1го тура оранж револ-ии, РФ закл дог-р о безвизовом режиме.

Май 2009 офиц стартовало Вост партнерство. После того как Янукович пришел к власти, вектор пол-ки плавно поменялся (возвр к РФ, плавно, т.к. кто-то против, кто-то за). Вычеркнули евроатлантическую интеграцию (теперь только европейск осталась) – предвыборное обещание не вступ в НАТО. Риторики стало меньше, теперь кажется укр рук-во более откровенно (прагматич заинтер-ть): торг, инвест-ии, безвизовый режим – теперь не поним, зачем нужны такие европ ценности. Партия регионов и все близкие им – более прагматичные.

Тамож союз: в будущем обещ, что системы будут приведены к един знаменателю. Есть един фонд, доходы от кот делятся по уровню экономик (РФ, Казахст, Укр).

При Тимошенко произошло вступление в ВТО (форм-но).

Евроатлантическое партнерство

1994 – партнерство ради мира, созд комиссия Украина-НАТО.

1997 – хартия об особом партнерстве.

При Ющенко 2008 – саммит в Бухаресте: обсужд вступление в НАТО Груз и Укр, но европ страны проголос 50/50, и решающими стали голоса западноевроп стран: не хотели вступ в возм войну, если кто-то нападет на Грузию. Западн Евр устала от расширения НАТО, и через полгода произ конфликт, европ вздохнула с облегчением.

После этого Ющенко поменял схему: раньше план действий Укр-НАТО (шаги сотр-ва, и от этого разраб-сь четк шаги для кажд министерства), теперь подготовлен док-т о подготовке к вступлению в НАТО. Янукович пришел к власти – док-т сразу отменили, и перешли на план действий.

2008 – наицональная программа: посв разл вопросам (полит, экон, оборонным, вопросам безоп-ти), кот проходит под комиссией Укр-НАТО.

2010 – закон об отмене вступления в НАТО(?).

Украина – РФ

Гл проблема – черноморский флот, граница, экономические отн-я (энергетический кризис). Энергетич кризисы происх с завидной регул-тью.

Базовое согл-е – 1997 «о дружбе, сотр-ве и партнерстве»: закрепление границ и пр (Лужков возмущался, гов, что Крым навсегда останется в Украине, а он оч много там построил) – РФ признала границы Укр, но Ельцин оч хотел закл-я этого дог-ра. Севастополь и черном флот держат в Укр, и мы платим больш деньги за его содержание (почему бы на эти деньги не отстроить нов базу в Новороссийске (наше побер-е оч тоненькое, в отл от Черн моря), а поддерживаем стар инфраструктуру в Укр – рано или поздно надо уйти из Крыма). Но там же насел-е, кот зависит от росс баз, и если уйти резко, будет крупн внутр конфликт.

Украина-СНГ

Зона своб торговли СНГ: появ осенью 2011 – систематизация огр кол-ва мелких, отраслевых и 2-стор согл-й между СНГ, на момент подпис-я там не уч-ли Азерб, Таджик, Узбекистан. Укр всегда ЗА зону своб торг, т.к. это не мешает евроинтеграции.

Тимошенко – тоже прагматик, и ранее ее больше интер ЗСТ с СНГ, а не с ЕС – только сейчас.

Перспективы Украины

Самое гл, что нужно решить (острейшая проблема) – конституционная проблема (конст хаос уже 21 год), распр полном-й между спикером(парл-том), прав-вом и през-том. Странн конст под давлением Кучмы, далее конст реформа, сейч она отменена, и неясно, это презид или какая респ. Сейчас конституционная ассамблея разраб новый проект (парламентская респ была бы лучшим вар-том – Асланд).

Посл неск лет соревнование между Молдовой и Украиной: кто ближе продвиг к безвизов режиму, и Молдова сейчас ближе (гл плюс в масштабе: площадь и насел-е маленькое, 50% уже в ЕС в кач-ве гастарбайтеров), так что у нее больше шансов интегрироваться. Поэтому РФ выгоднее добиваться нез-ти Приднестровья (в рамках федерации), чтобы оно не пошло в Румынию.

Белоруссия.

Парламент наз-ся Национальное собрание: Палата представителей и Совет республики (2 палаты, притом, что гос-во унитарное, а Совет респ-ки част-но форм-ся президентом). Посл выборы в дек 2010.

Парламентские респ-ки лучше (Асланд), т.к. есть законы парл-та, а есть акты през-та. В Белор-ии акты през-та выше, чем законы парл-та.

Партии: все старейшие – в оппозиции (Белор народный фронт), Белор соц-демокр партия («Громада», в ней сост Шушкевич- он сейчас в умер-й оппозиции (ей разреш говорить)). Неумеренная оппоз-я сидит (Санник), Милинкевич (канд-т объед-й оппоз-ии, сейчас выступ в европарл-те и др орг-х). Больш-во белор оппозиционеров не против разв-я тесного эконом сотр-ва с РФ – РФ наступ на грабли, т.к. поддерживаем Лукашенко, но когда он умрет, нам за подд-ку от новой власти достанется.

Старший сын Лукашенко рук-т силовиками (виноват в подавлении демонстрантов в дек 2010).

Референдум 2004 за возм-ть продления полномочий: 80% за из 5 млн проголосовавших (говорят, никто из граждан не понял, что там был рефер-м).

Отн-я с ЕС от выборов до выборов: если сит-я улучш, то будет улучш отн-ий, но лучше не стан-ся. Еще рефер-мы в 1994: изменение флага/герба, подд-е действия напр на интегр-ю с РФ, + респ-ка стала презид-й (хотя раньше развив-сь как парламентская: Беловежские согл-я подпис Шушкевич – председатель Верх Совета: парламент, а все ост-е – президенты). Далее реф-м 1997, укр власть Лукашенко (в т.ч 4 млн против отмены смертной казни, 1 млн за). ЕС воспринял их не оч хорошо.

«Диктатура. Белорусский вариант?» программная статья, автор Лукашенко, 1991. Тогда Лукашенко не думал быть през-м, был деп-м Верх совета. Здесь Лукашенко выступает как сторонник реформ, за частн собств-ть, рынок и пр (забавные метаморфозы). Выступал против коммунистов в данном случае.

Белоруссия и РФ

И Лукаш, и Ельцин исп-ли согл-е о сотр-ве для возд-я на избирателей. Союзное гос-ва: безвизов режим, но гр-не РФ на терр Белор польз-ся гос услугами, мед помощью, а гр-не Белор в РФ встреч много препятствий. Прием на работу: гр-не Белор в лучшем пол-ии в РФ, чем гр-не Украины. Беспошлинный ввоз товаров, особ после закл-я Таможенного союза. С 1 янв – един экономич простр-во, с июля оконч-но (своб передвиж-е товаров, услуг, капитала и раб силы). Культура, музеи и пр, консульская защита зарубежом (гр-н РФ м легко обрат-ся в Белор конс-во, ну РФ защищ всех граждан СНГ там, где у них нет др консульств).

Бюджет Союзного гос-ва 2012: на сайте парлам собрания – программы (культурная часть, в общем – вывоз ветеранов к Брестск крепости и пр).

Наша давняя мечта – хотят ввести рубль в Белор, ей все сложнее сопротивляться, но гл требование Лукашенко – чтобы эмиссионный центр наход в Минске (печатать сколько захочешь).

Высший гос совет, совет министров и комиссия союзного гос-ва – функционируют, Путин и Лукаш встреч в рамках Высш гос совета. Рапота – госсекретарь, до него Бородин (сидел в США за коррупцию и пр).

Силицкий. Только 1 из 5 незав-х исследователей счит, что Белар останется независимым гос-вом от РФ: проекты вступления Белор в составе 6ти областей. Силицкий – член незав-й орган-ии. Национальная идентичность. В Белор общ-ве и элите прим равные части ЗА интегр-ию с РФ и за нейтралитет, автаркию. Есть 3 внешнеполит вектора: нейтралитет (нет внутр предпосылок и внешн тоже – надо, чтобы др гос-ва также его признавали), интегр с РФ (потеря нез-ти и идентичности), интегр-я с ЕС. Также важны экон связи с Китаем – оптимальная альтернатива развития отн-й с РФ и ЕС, но пол-ю не заменит. У Китая идея-фикс: составить на европроср-ве альтернативу МВФ, Китай м стать фин донором. Сл-но полит-ки Белор не имеет больш значения для Китая. Автор также пишет, что Укр и Белор явл перспективной страной для инвестиций: пром-ть и пр. Больш интеграция с РФ: не рассм воор силы белор-ии как отдельную единицу, армия Белор развертывается как 1 из частей росс армии: общая система ПВО. «Белоруссия – первый рубеж обороны против НАТО».

Путеводитель: белорусы избег гов о полит системе, сдачу на рынке м дать запачканную и пр – куча стереотипов.

ЕС и оппозиция: ЕС имеет кучу программ по защите гражд общ-ва и пр.

«Через забор: мифы о ЕС» развенчаны мифы о ЕС в белорусском общ-ве. Белор – экстремальная страна, для британцев и пр как в Африку съездить.

ЭССЕ (посл выбирали) И ПРАКТИКУ (про орг-ю миграций): СДАТЬ В СЕРЕДИНЕ АПРЕЛЯ.

ЭССЕ (статья): заглавие и основной текст, ссылки – не менее 10, без списка лит-ры. 5-7 страниц, показывать в распечат виде. Отдельные абзацы и пр, картинок не вставлять, т в приложении. Видеофрагменты: ссылка в произвольном формате (если в инете, то ссылку встав и напис (видеофрагмент)), на вещание ТВ – ссылка, число, назв телеканала.

ПРАКТИКА. Формат курсовой, 2-3 задачи, 15-17 стр.

Европейский союз и интеграция

История европ интеграции после 2МВ. Нач-ся с Брюссельского пакта (1948): СССР – общая угроза, поэтому подпис согл-е о коллек безоп-ти, предвестник созд-я НАТО. 1950 –декларация Шумана (нач процесс примирения Фр и Герм со сталелит и угольн пром-ти (наход на границе), а далее постеп объед-ся все отрасли – автомоб и пр, а дальше и внутр пол-ка (граждане перемещ-ся, в посл очер – внешн пол-ка: «эффект перетекания»= «spill over»; Шуман – МИД Франции, выходец из спорн терр-ии Фр/Герм на юге, поэтому выступ с иниц-вой- поним, как фр и герм связаны), также автор декл-ии Жан Моне (отец евроинтеграции: Аденауэр, де Голль и пр), изобретатель метода Моне: в нач 20в начинал как бизнесмен, заруч-ся связями, а потом прав-во фр привлекало его к проектам – восст-е эк-ки и пр, и после 2МВ стал апологетом объед-я европы: предл начать с экономики, объед-я некот отраслей потом потянутся другие. 1951-Парижский дог-р (в силу с 1952) созд-е Европ Объед-я Угля и Стали. Парижские согл-я 1954-55: в Зап Герм запрещ пр-во ядерного и др видов ядерн оружия. 1951 –созд-е европ парл-та. 1957 – Римский дог-р: зап герм, фр, ит, бенилюкс: ликвидация границ кап-ла/товаров и пр – европ экономич сообщ-во. Далее тамож союз и пр. 1968: Тамож союз вступ в силу, общая пошлина. 1971-80 – план Вернера: созд-е валютн союза с единой европ валютой, привязанный к долл, но случ кризис в ЕС (США отказ от вашингт сист, от обесп доллара золотом, и фин сист рухнула). Этот кризис усугубился энергетич-м кризисом, и ЕС, чтобы найти полит решения выходу из кризиса, узаконил саммиты ЕС в виде Европ Совета (1974- перв европ совет). Саммиты пров-сь с 1961, но с 1974 система была формализована. 1975 – Финл догр (?), созд европ структура, ЕврАтом, ЕЭС, ЕОУС – 3 основы ЕС. 1986 – един европ акт, пересм Римские дог-ры: продвижение к общему рынку (3я стадия интегр-я). 1993 – Маастрихтский догр, урегул ден сист Европы, маастр критерии.

Вглубь

(новые инст-ты)

1950 1951 1957 1965-67 1968 1974 1979

Шуман ЕСУС (сооб-во) созд-е ЕЭС дог-р о слиянии: Тамож союз узаконены перв прям

и ЕврАтом появ 1 комиссия вступ в силу саммиты ЕС выборы в

Евр сооб-в (на 1, 5 г раньше) Европарл-т

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------à

1973 1981 – Гр

Вступ ВБ, Дания, Ирлан

Хотела Норв, но реф-м не позв

Вширь

1986 1986/87 1992 1997/98 2000/01 2002 2004 2007/09

Шенген Европ Акт маастрихтск дог-р Амстердамск Ниццский введ евро Конст-я Лиссабон

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------à

1986 1993 1995 2004 2007 2009

Исп, Португ, копенг саммит: Австрия, Финл, Швец дб войти Исланд

 

Принципы функц-я ЕС.

Принцип субсидиарности: реш-я прин-ся на том уровне, на кот из реализация наиб эффективна и уместна (чем ниже, тем лучше – это приоритет). В РФ принцип субсид-ти счит-ся, что эффект-ее всего реали-ть прогр на местном уровне.

Принцип пропорциональности (не принцип пропорц предст-ва). Действия ЕС дб четко пропорциональны его задачам, не превышая их. Если Комиссия хочет расщир свои полн-я, то у нее не получ, если эти компетенции не прописаны в учред-х док-тах.

Ценности ЕС.

Универсальные, есть во всеобщ декл-ии прав чел-ка ООН и пр, но нужно учит-ть, что в рамках ЕС эти ценности с больш рвением выполняются, чем в др рег-х. Крупн европ философы выдел свой перечень ценностей ЕС: 2003 – статья Хабермаса и Дэриды: нейтралитет власти в разд-ии гос-ва на светск и церк и вообще (не подд-т идеол-ю, религ, т управляют), светское гос-во, вера в политику, а не в капиталистич рынок, солид-ть в борьбе за соц справ-ть (соц пол-ка как ключ понятие), уважение к межд праву и правам чел-ка, подд-ка в общ-ве организующей роли гос-ва.

Но страны разные, особ-но новые вступившие: ВБ, Польша и Герм б отличаться.

Единая правосубъектность ЕС. ЕС теперь – юрид лицо, кот подпис док-ты самостоятельно, страны не делегируют ему свои полн-я, и подпись теперь одна (в опред-х сферах). Снач это прописано в Конст, потом принято в Лиссабонск дог-ре. До единой правосубъектности были 3 опоры, но они ушли в прошлое: 1) экономика (един экон сообщ-во, тарифы, эк пол-ка), 2) общая пол-ка в обл-ти иностр дел и безоп-ти (сейчас - европ служба внешн действия), 3) общая пол-ка в обл-ти внутр дел и внутр безоп-ти (шенген, европол, безоп-ть границ ЕС).

Общая внешн пол-ка стала развив-ся после Амстердамского дог-ра.

Цели и задачи ЕС.

Социальный прогресс, выс ур-нь защ окруж среды, культурн многообразие и пр. Когда сообщ-ва только создавались (с декл-ии Шумана), задачи был другими: 1) примирить Герм и Фр, 2) ЕЭС (Римск дог-ры): эффект распределение ресурсов европ гос-в – восст-е эк-ки Европы совместными усилиями. К этому же периоду после 2МВ отн-ся созд-е общей с/х пол-ки: гл задача для всех стран поп-ся быть самодостаточными в с/х, а потом решили заним-ся этим централизованно и согласовывать дотации (их стал выплачивать ЕС). Механизм: в Исп выращ апельс, 20 т ЕС обяз-ся приобрести и субсидирует это, а если произвели больше, то м выкидывать, т.к. никто не купит.

Институты ЕС.

У кажд инст-та есть свой регламент.

Европейский Совет. Высш орган, сост из глав гос-в и прав-в стран-членов. Решения стан-ся нормат актами. Председ-ль избир-ся на 2, 5 года (сейчас Херман ван Ромпей, его недавно переизбрали на 2й срок, «человек с харизмой овоща»(с) Найджел Фарадш, кот за оскорбление Ромпея был лишен пособия на питание – 300 евро в год), ошибочно называют Президентом ЕС (по-англ president). Собир-ся не менее 2 р/год, в кризис чаще. Решения прин-ся не консенсусом, а квалифиц-м больш-вом (Лиссаб дог-р).

Законод-е функции.

Полномочия: опред стратегич напр-я разв-я ЕС.

Европейский парламент. Гл законодат орган, контрол еврокомиссию, имеет право уч-ть в утверждении бюджета, сократили кол-во парламентариев (по Лиссаб дог-ру). З/п парламентария 200 тыс евро/год. З/п еврокомиссаров: 20 тыс евро/мес. Председ-ль еврокомиссии: 25 тыс/мес. Выборы в европарл-т: кажд 5 лет, первонач наход в Страсбурге (пленарные засед-я), Брюссель (плен зас-я, комиссии). Люксембург: технич сопров-е деят-ти. Комитеты Европарламента: комитет по внешн делам, по внутр делам, по бюджету, по правосудию. М созд-ся рабочие группы.

Функции: законодательная, прин-е бюджета, контроль за еврокомиссией: утвержд ее состав (целиком), но если 1 еврокомиссар не понравится, то не утвердят целиком весь список: в комиссии Баррозу 2004 итальянск комиссар позв себе нелицеприятные комментарии (женщ д сидеть дома), дб занять пост комиссара по внутр делам и правос – и из-за него не утверд всю комиссию (мех-м действует). В теч 8 недель после обнародования предл-я нац парл-ты м заявить о несоотв-ии принципу субсидиарности.

У европарламентариев есть функция запросов в еврокомиссию, на кот они д отв: (от румынск деп-в) вы обещали выделить кредит Молдове, а вы не выделили –почему? И комиссия в письм виде д дать ответ.

Роспуск Еврокомиссии: оглашение вотума недоверия, комиссия формально д уйти, хотя она м отказ (будет скандал и реш-ся на уровне совета ЕС, но такого пока не было).

Распределение мест в Европарламенте: зависит от величины (насел-е, терр, эк-ка) страны – от 96 до 6 мест. Максимум у Германии, Ит, ВБ 73, Фр 74, 6 мест у Мальты, Кипра, Люксембурга. Население –ключ фактор.

Европейские фракции: объед-я нац партий со схожей идеологией (соц-демократы, националисты – «европа свободы и демократии»: фракция националистич партий Европы: движение за францию, партия независимой великобритании (3 деп-та), Лига Севера).

Проект бюджета предлагает Европейская комиссия, его утвержд Совет ЕС и Европарл-т: вносят правки и пр. наряду с некот отдельными гос-ми. Обычно бюджет прин-ся на длит финанс перспективу: сейчас 2007-2013 (970 млрд евро, а бюджеты Герм, ВБ, Фр прим такой же на 1 год), след 2014-2020. Распр-е мест в комиссии равное: 27 комиссаров.

Формирование бюджета. Взносы стран-участниц (со времен, когда ЕС был похож на межд орг-ю), штрафы (формально, но никто не выпл-т), внешн торговля (един тамож тариф), внутр торговля (часть НДС перерасчит-ся в пользу ЕС). Т.е. у ЕС есть собств ср-ва, сам зарабатывает, против чего выст-л де Голль.

ВБ выторговала при Тэтчер возвр часть ср-в, кот выплач взносами.

Расходы ЕС. Спектр (см в бюджетной перспективе): регион-я пол-ка, развитие, внешн пол-ка («европейский союз как глобальный игрок»), межд помощь ЕС (Europe aid), кот распред Еврокомиссия – гуманит помощь (во всех бюджетах есть, в т.ч. помощь России) и программы: налаж-е ветряной энергетики и пр.

Отзыв студента о практике в госдуме (проч в сети).

Совет министров. Минимум 5 встреч/год: чаще саммитов, тактический инст-т, кот опред напр-я ЕС. Председательство: 0, 5 года по 3 чел-ка от 3х гос-в, кажд раз входит др гос-во. Т.о. программа модернизируется, но резко не измен-ся. Сейчас Дания, 2012 кипр, потом латвия, эстония. Координ-я функция. Вопросы, кот решаются в Совмине: снач вопросы обсужд заранее (осн вопросы реш-ся в рамках КОРЕПЕРа (комитет постоянных представителей), где сидят не МИДы, а главы представ-в стран-членов при ЕС – дипломаты). Поэтому есть 2 повестки: а (согласована в КОРЕПЕРе) и б (придется обсуждать в Совмине). Также м созд рабочие группы. Голосование: квалиф больш-во – 2/3, специальное больш-во – 65% нас-я, 55% стран (по Лиссаб дог-ру – много споров). Всего 27 голосов (если треб-ся единогласие), а всего 345 голосов (Герм больше всего, далее Исп, Итал и пр) для простого, специального, квалифиц больш-ва. С 2014: 55% голосов, не менее 14 стран (55%), не менее 65% насел-я.

Co-decision: спец процедура. Комиссия предлагает законод акты - регламент, директиву и пр (наиб квалиф-й орган) Совету ЕС или Парл-ту, они вносят свои поправки, и если они др с др не согласны, то мб создан спец примирительный комитет. Далее акт отпр в Комиссию и принимается.

Право ЕС. Национальное право сост из: Конституция, законод акты, подзаконные акты и пр. В ЕС: дог-р о созд-ии ЕС (первичное право для ЕС), вторичное зак-во – все остальное, что принимают инст-ты ЕС (регламенты, директивы, зак акты и пр). Суд ЕС формально участв в проц созд-я ист-ков права: трактует учредит док-ты.

Регламент – технич стандарты, кот надо исполнять; директива (direction) – общие рамки, цели на опред период и пр.

За исполнением директив следит Еврокомиссия (директораты проводят мониторинг, чего добились конкр страны ЕС). По итогам издается доклад «об исполнении директивы такой-то страной», если страна игнор директиву, то штрафов применить невозм: м вынести вопрос на обсужд-е в Совмине, если это ключ вопросы развития ЕС, то в Европ суде м возбудить дело о невыполнении процедур ЕС и пр. Как правило, все гос-ва стар-ся исполн их в жизнь (Италия не оч хорошо выполн директивы по энергетике).

Решения – еще 1 зак-й акт: прин-ся комитетом и парл-том, это реакция на какое-то событие. Напр, решение о визовых огран-х для белор чиновников.

Законод акты ЕС публикуются в Official Journal, в EURLEX (онлайн-база) выложено все из Джорнал + то, чего там нет (пресс-релизы саммитов, заключения Европ совета и пр). Чтобы найти док-т, лучше вбить в гугл название OJ pdf (т.к. через ЕУРЛЕКС сложно найти).

Если док-т важный (регламент), то в ОДжорнале публик-ся сразу же, если это резол-я европ парламента, то мб опубликована и через год.

Европейская комиссия. Европ прав-во, средоточие бюрократии, берломонстр (здание, в кот она размещ – Берломон, кот они выкупили у миссии монашек и перестроили). Сост из 27 комиссаров, председатель – Баррозу (Португалия, у нее при этом отдельного комиссара нет, т Баррозу), у него есть первый вице-председатель (верх председатель по внешн пол-ке) и 6 вице-председателей. Избир-ся на 5 лет. Сост из генеральных директоратов (кот дел-ся на директораты). Напр, ген директорат по энергетике – есть директораты а (внешн пол-ка), б (внутр), ц (ядерн энерг), д, е.

Также есть отдельн службы: dg (directorat general) energy.

Специализация по странам распр-ся неформ-но, исходя из веса страны и ее интересов, + кем был комиссар в предыд комиссии. По энергетике назн предст-ля той страны, кот с Росс сильно связ (сейчас Герм, предыд Латвия).

Комиссия делится на блоки: коллегия комиссаров (27 чел, college) – работают т 1 срок, не мб глубокими спец-ми в своей сфере. Генер директораты форм-но подчин-ся своему комиссару, но везде есть свой генеральный директор – европ бюрократ, кот м быть на своем посту и 10 лет, и он не завис ни от кого. У директората тоже есть свой директор. Все генеральные директораты и пр – штат еврокомиссии (staff). Всего в Еврокомиссии (берломонстре) работает 32 тыс человек. Сменяемость: иногда перетряхивают гендиректоров, переставляют их и пр. Проводятся экзамены, на сайтах есть анкеты, кот м заполнить, чтобы туда попасть (но не берут неграждан ЕС). В штате больше женщин (53%), ок 30-45 лет. Лидер по странам – Бельгия (20%), Италия (11%), Франц (11%), Германия (7, 7%). Из директоратов сам большой директорат – по торговле (логично, она целиком зависит от еврокомиссии). В колледже 9 женщин из 27.

Образование треб-ся отл, типа Колледжа Европы, экзамены оч непростые. Но м там стажироваться (негражданину).

Каждый еврокомиссар подает «декларацию интересов»: есть ли акции и пр, в чем он мб заинтересован и чьи интересы лоббирует.

Суд ЕС. Функция толкования европ учредительных дог-ров ЕС и их соотв-ие с нац правом, неисполнение обяз-в отдельных гос-в-членов ЕС (взнос оплач не полн-ю, превысили дефицит), нарушение полож-й учред договоров ЕС директивами и регламентами, неспос-ть отдельн инст-в выполнять свои обяз-ва, иски отдельных индивидов и компаний против действий ЕС.

Трибунал по гражданской службе (отдельн ветвь суда ЕС) – если женщ работает в еврокомиссии, а нач-во решило перевести ее в др директорат или выходить в декрет, то она м обратиться в этот трибунал (для чиновников структуры ЕС).

Суд первой инстанции: рассм иски отдельн компаний и граждан к инст-м ЕС (их оч много: тут неправ регламент и пр).

! Суд ЕС заним-ся только (!) правом ЕС.

Счетная палата (палата аудиторов). Проверяет отчеты о доходах-расходах членов ЕС и разных инст-в, по собств инициативе, затем публикует ежегодн доклад и предст его парламенту и совету ЕС.

ОЛОФ: директорат Еврокомиссии, но независим от нее – офис по борьбе с отмыванием денег и мошенничеству, антикоррупционное ведомство. Поп-ки дать взятку в проц лоббирования, взятки на границе и пр. Работает с 1999.

Европейский экономический и социальный комитет. Консультац ассамблея, там предст разл группы интересов (профсоюзы от разн отраслей). Обсужд иниц-вы Еврокомиссии и законод акты – на соотв-ие интересов разл групп. Гл док-т – Мнение (opinion) по директиве такой-то. (Тоже публ-ся в оффишл джорнале). Кол-во голосов также разн, в зав-ти от страны.

Комитет регионов. Та же сист распред-я голосов. Предст-ли отдельн властей (процедуры разные: Герм отпр Буднесрат, кот б предст регионы, а в Бельг – кто-то др). Рассм инициативы ЕС с т-ки зрен регионов: как она повлияет на Баварию и пр). Тоже консультативная, выпуск Мнение.

Европейский омбудсмен. Защищ права граждан ЕС перед институтами ЕС: его не кас-ся нар-я своб совести и митинги и пр. Напр, гражданину еврокомиссия не дает инф-ю по сост-ю экологии – обращ к омбудсмену. Но у него нет никаких полн-й, он проводит свое расследование, а потом предст доклад, и если ничего не сделано, то и ладно. Пров рассл-е и по собств иниц-ве.

Европейский Центральный Банк. Находится во Франкфурте-на-Майне. Руководит деят-ю европ системы центральных банков национ гос-в, кот наход в еврозоне.

Внешняя активность ЕС.

Европейская служба внешнего действия (European external action service). Новый орган (2009-10), председатель Кэтрин Эштон. Поп-ка создать МИД ЕС.

Раньше внешн связями заним-ся DG RELEX – ген директорат по внешним отношениям (с франц).

От имени ЕС м выск-ся Херман ван Ромпей (председ Европ Совета), Эштон, предст-ль страны-председателя ЕС (МИД Дании) – им все время приходится сопост-ть позиции.

В каждой стране-партнере ЕС сущ представительство ЕС: раньше – представ-во Еврокомиссии (т.к. был Релекс), теперь предст-во ЕС в целом. Но сотр-ки предств-в те же. На 2009 всего 136 представительств.

Комитет по международным делам в Европарл-те: резолюции по выборам в России, сит-ии в Ливии и пр. Подкомитеты: по безоп-ти и пр.

Своя европ оборонная пол-ка: Европейское оборонительное агентство (European defence agency, с 2004, рук-т Кэтрин Эштон).

Специальные представители ЕС: тоже подчин-ся Кэтрин Эштон. Напр, в Молдове (Приднестровье), Боснии, Грузии – конфл точки. Иногда имеет огр полном-я, царёк (в Боснии м отмен любой акт босн прав-ва).

Операции ЕС: форм-но их тоже коорд Эштон (EU operations), в горячих точках. Мб военные операции (ввод контингента, военнослуж-х: в Сомали, Конго, Боснии и Герцеговине) и гражданские миссии (иногда отд-но от военных, иногда приходят на смену: начиная от обуч-я местной полиции и до консульт помощи прокуратуре, судам и пр: Афганистан, Ирак, Грузия, Косово, Конго, БиГ и пр – в 3 раза больше, чем военных (у НАТО наоборот)). Все кас-ся безоп-ти. Часть опер-й ЕС получало в насл-во от НАТО (БиГ).

В сфере обороны есть ряд комитетов, кот тоже подчин Эштон: военный комитет ЕС, комитет по гражданским аспектам кризисного урегул-я, комитет по пол-ке и безоп-ти – заним-ся операциями ЕС.

ДЗ: посм напр-я внешнеполит актив-ти ЕС: от военн опер-й (миротв-во) до помощи развив странам (пол-ка развития: EuropeAid): классифиц-ть, в каких сферах.

Направления сотр-ва ЕС-РФ.

Приграничное сотр-во с РФ (программа политики и соседства): пошла от еврорегионов (перв мех-м пригран сотр-ва: объед неск граничащих рег-в гос-в, созд орг управления, выде ср-ва на увел сотр-ва). Смысл такой же: неск рег-в стран-членов ЕС + регионы стран-соседей. Часть еврорегионов переимен в прогр соседства: РФ-Финляндия (2 осн программы Карелия-Россия, Юго-Вост Финляндия-Россия), Калининград-Польша-Литва, Латвия, Эстония, Россия. Регион Балт моря: Беларусь, РФ и пр.

На примере Калининград, Польша, Литва: пригран рег-ны (их орг власти), губернатор и прав-во Калининграда – созд совместный Секретариат. Он координ фин ср-ва, кот выдел на проекты данной программы – совместный фонд гос-в. Проекты: м б предложены любыми орг-ми и пр – ои подают заявку, опис проект, бизнес-план, подают на конкурс, секретариат их одобряет, и проекты получ софинансирование (не 100%) на начальные расходы – поиск инвесторов и пр. Также если проект значим для всего ЕС (постройка очистных соор-й и пр) – средства больше. ОТЛИЧНЫЙ ресурс для получения денег для бизнеса за счет программ соседства.

Черноморская синергия (др мех-м – более масштабное, вроде вост партнерства). РФ частично тут участвует. Турция, Россия, Болгария и пр. Развив медленно. Потом придумали Вост партнерство (все те же страны+Белоруссия).

Дорожные карты. Это ключ док-т по 4м общим простр-вам: по каждому своя карта.

Образование. Болонский процесс. Программы, стипендии, выдел денег для росс граждан на получение европ диплома. Темпус – модерн-я структуры учебн планов, в т.ч. и отправка преподавателей. Эрасмус Мундус – академ мобильность студентов и преподавателей.

Урегулирование кризисов. Военные опер-ии РФ с ЕС: Африка, республика Чад 2009 г. (небольшой росс контингент, но больше, чем остальные). До этого европ полицейские миссии на Балканах (1-2 офицера полиции РФ). Борьба с терроризмом: согл-е, если инф-я получена в росс центре, она передается в общеевроп центр по борьбе с терр-м, и наоборот. Проведение совместных военн учений. Борьба с пиратством – «встречи морских судов».

Статья Буторина «Европа без ЕС»

Меняется структура общ-ва и рычаги влияния на него: в гражд общ-во вливаются подростки 13-17 лет через интернет и соц сети, приним решения, осн на эмоциях, кот будут влиять на весь ЕС.

ЕС будет развиваться и реконфигурироваться.

Общ-во потребления. Хар-но для индустриального общво (нач форм в сер 19 в): появл платной рекламы в газетах (первая – Таймс в ВБ, т.к. ВБ лидер индустр мира), появл фиктивных товаров (товары, кот не нужны нам для удовлетв-я наших осн потребностей: реклама гов, что мы без них жить не м, мобильники с 20ю функциями и пр – моднее, престижнее; первые появл в конце 18-нач 19в в ВБ – краски для усов, бальзамы). При этом здесь ориент-я на домохозяек и пр. После 2МВ нач форм пост-индустр общ-во, общ-во потребления приобр новые черты, они сущ вместе. Информ общ-во – след стадия после обш-ва потребления.

Буторина гов, что соврем пр-во более ориентировано на молодежь.

Бордачев «Россия в глоб пол-ке».

Россия – европ гос-во с обширными терр-ми в Азии. Осн часть насел-я традиц-но сконцентр в европ части, ресурсы в СПб и Мск из Сибири – колониальная система.

Статья Медведева.

Европеизация: навязывание европ ценностей, а РФ не хочет, чтобы ей навязывали – ей важен нац суверенитет, нац гордость и пр. Получ-ся нестыковка. Энергетич диалог это не затрагивает, в отл от полит сотр-ва.

РФ и ЕС не видят долгоср перспект сотр-ва, нет цели: РФ не собир-ся вступ ни в ЕС, ни в НАТО и пр. Цель ЕС – создание из РФ европ гос-ва с европ ценностями и стабильн поставками энергоносителей и большим рынком. Наши с ЕС цели не совпадают.

ТЕСТ по ЕС: 26-9 = 17 баллов.

Хорватия – не кандидат, но страна, с кот ЕС завершил переговоры.

Первичное право ЕС – учредит дог-ры. Андреас Ибалс(?) – комиссар по расширению. В зак процедуре уч-т европарламент, комиссия, совет европы (не европ совет!!). Пленарн засед-я в Страсбурге, как правило (чаще, чем в Брюсселе). Европ пол-ка соседства: Казахстан не участвовал и не собир-ся. Еврокомиссия: комиссары подают декл об интер, кодекс поведения, в штате еврокомиссии больше женщин, в коллегии мужчин больше. В Совете ЕС председ Дания. Высок предст-ль ЕС Эштон вицепредсед еврокомиссии, служба внешн действия. Пост предст-во РФ при ЕС – Чижов. Саммит РФ-ЕС последний в Брюсселе. Операция ЕС ATALANTA – у берегов Сомали борьба с пиратами. Статья дог-ра о ЕС с ценностями – ст. 2. Отв-ть за расход-е ср-в бюджета несет еврокомиссия.

31.03.12

НАТО

Вглубь: дог-ры и реформы

(новые инст-ты)

1949 1950 1967 1991 1994 2010

Северо-атлант перв стратег штаб-кварт Стратег Партнерство Лиссаб саммит

Дог-р (12 гос-в) конц-я в Бельг (SHAPE) конц-я ради мира: стратег конц-я

Для пост-сов пр-ва (осн-я напр трансф)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------à

1952 1955 1962 1982 1999 2009

Расш-е Германия Фр вышла Испания Польш, Чех, Венгр Франц

 

Северо-атлант договор.

Сам важн статьи. Ст. 5: о коллективной обороне. Ст. 6: о зоне ответственности – севернее Тропика Рака: 23 градус, сев полушарие. Сейчас зона отв-ти уже давно вышла из Тропика Рака.

on the territory of any of the Parties in Europe or North America, on the Algerian Departments of France (2), on the territory of or on the Islands under the jurisdiction of any of the Parties in the North Atlantic area north of the Tropic of Cancer;

Коллект безоп-ть – не предпол наличие врага, т работа с новыми вызовами, содейств укрепл безоп-ти и пр. Коллект оборона – наличие врага: более устар тип (втор пол-на 19 в).

Институты НАТО.

Североатлантический Совет (NAC). SG-JC. Из пост предст-лей гос-в-членов (28). Председатель – Генсек, у него заместитель. Главы гос-в – минобороны – пост представители. Чем ниже статус, тем чаще встреч. Голосования у них нет, все решают в кулуарах. Принцип консенсуса: если кто-то против, то вопрос не выносят. Вопрос соглас-я д решать председатель, бегать от 1 к др и уговаривать. Это круглый стол, рассадка по англ алфавиту (Кучму хотели по англ алфав посадить с США, они запротестовали, и к кучме применили франц алфавит, посадили в др место).

Генеральный секретарь. Андерс фог Расмуссен (Дания). Первый генсек – лорд Лайонель Исмэй (брит). До Расмуссена Хоупс Хейфер (более 4 лет, в 2009 дб быть юбилейн саммит, и до него решили не снимать, чтобы все было хорошо), до него Хавьер Солана (Исп, после НАТО в ЕС, отн-я с РФ неплохие). Избир-ся на 4 года. Функции: представитель НАТО и Совета НАТО (поиск консенсусов) на межд арене, председ-ль всех гл комитетов НАТО, возгл гражд структуру НАТО, ему подчин междун штат (international staff – кто не завис от национ прав-в).

В 2010 бюджет НАТО 2, 5 млрд долл.

Гражданская структура НАТО. Туда вход international staff (1200 чел), сост из подразделений, напр, подразделение по публичной дипломатии.

Парламентская ассамблея НАТО. Формально ни к чему не относ, созд по иниц-ве совета деп-в: надо укреплять парламентское направление. Это предст-ли нац парл-в (делегируют, нац парл-т выбирает на неск лет), в зав-ти от размера страны, у США более всех (36), у Эстонии, Словении, Латвии минимум (по 3). Пленарное засед-е, работа по комитетам. Назн докладчика, он неск мес раб над темой, потом расск-т. Иногда парлам ассамблея набл за выборами. Отдельн форум, не относ даже к выраб-ке бюджета.

Отдельные комитеты и агентства. Там мб экономич комитет.

Военная структура НАТО. Гл военн штаб в Бельгии, Монс. 2 осн комитета: военный комитет и комитет оборонного планирования. Между ними комитет ядерного планирования. Управление операциями:

1) ACO (allied common operations в Монсе, Бельг) – ACT (allied common transformations в США, управление). Идет реформа, мб через 0, 5 года структ изменится. Европ подразд-м рук-т верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе (SACEUR), SACT (верх командующий альянса по трансформации, в США). Генсек НАТО всегда европеец, а верх главнок-й в Европе – всегда американец. Европ командование дел-ся на 3 штаба по геогр принц: 1) центр и север Евр (Нидерл): дел-ся еще на 3 штаба по типу войск – сухоп, морск, авиац (Раммштайн, 4 чел), 2) Италия (Неаполь, Измир в Турц и пр, дел на 3), 3) Португалия (ни на что не дел-ся). Лиссабон: на случ ЧП координ центр, кот соединит все штабы.

Операции НАТО.

Ливия (законч в октябре). Афганистан, Косово (текущие: в Косово разводят стороны конфл, ЕС потом закрепл успех, полиция и пр), в Сирии наверное будет, борьба с пиратством (океанский щит). Средиземное море: мониторинг судов на контраб и пр – борьба с терроризмом. В Судане прод-ся. Офиц-но НАТО имеет отн-е т к Афганистану. Ирак – тренировочная миссия НАТО: обучают воор силы, ведет войну США.

Военные ресурсы НАТО.

У НАТО есть свои собств силы + силы гос-в-участников. Самолет-радар (AWACS) – 20 переоборудованных боингов. Они и у Китая и пр, оч дорогие – гл гордость НАТО. Нац силы: США, ВБ, Франц, Герм, Турц – по убыванию мощности.

Бюджет НАТО.

Бюджет «Paying for NATO»: гражд бюджет, военн бюджет, программа инвестиций в оборону. США больше 20% взносов, Герм, ВБ, Франц, Итал, Канада, ост меньше.

Дания: 1, 26% взносов. Польша: 2% - много, некот и 0, 02%. Гражд бюджет перечисл через прав-ва стран-членов, а военный сост из взносов минобороны, кот их перечисл. Исландия не имеет воор сил, но платит взносы в военн бюджет.

Некот страны сотруднич с НАТО, но не уч-т в опер-х.

Группы партнеров НАТО.

Совет евроатлант партнерства. Совет созд в 1997, преемник совета североатлант сотр-ва. Входят все пост-сов гос-ва от Таджикистана до РФ, также все европ гос-ва, кот не явл членами НАТО (Австр, Финл, Швейц, Мальта). Председательствует Генсекретарь.

Совет Россия-НАТО. Председ-т Генсекретарь (по Римской декл-ии, раньше коллективно): хотели показ, что РФ как член НАТО.

Глобальные партнеры. Австр, Нов Зеландия… испов те же ценности, но геогр-ки распол далеко. Некот уч-т в операциях: Австралия в Афганистане.

Средиземноморский диалог. В Сев Афр.

Стамбульская инициатива. Ближн Восток: Кувейт и пр.

Передача инф-ии из Брюсселя в нац комитеты.

Рогозин – бывш представитель РФ при НАТО (у крупн гос-в), у мелких стран эти ф-ции вып-т консульства в Брюсселе.

Предст-ва НАТО при странах: когда нет отдельн предств-в, при любом гос-ве-члене НАТО – сеть контактных посольств НАТО (contact point…). Форм-ся по интересам: Польша заним-ся Украиной, Франция Белоруссией, Германия Россией (предст-во НАТО при герм посольстве). Финляндией заним-ся Эстония. Это редко упом-ся в СМИ.

Миссия офицеров связи (что это?).

Стратегическая конц-я 2010.

Ближайш саммит НАТО в мае 2012 – в Чикаго.

Опред на ближ 10 лет пол-ку альянса. 3 задачи: коллект оборона, реш-е кризисов (НАТО в Косово сравнивали с пожарником, есть возм-ти гасить кризисы), коллект безоп-ть. Угрозы безоп-ти: ядерн, кризисы и пр. Угрозы нападения обычн воор-ми на страны низкая, но мир непредсказуемый.

Принцип «открытых дверей»: м вступ все страны – европ демократии, соотв критериям вступления, рассчитан на Грузию и Украину (они хотели перспектив и получили их).

Когда в 1949 подп дог-р, под Европой поним-сь географич, а не культурная часть. Сейчас Украина тоже счит-ся Европой.

РФ: хотели бы устан партнерские отн-я, сотр-во в сфере борьбы с террор-м, пиратством, ядерн безоп-тью и пр. (см Римск декл-ю: форм-ки изменились?).

Дз: кроме отн-й РФ-НАТО: остались ли в рамках ОБСЕ реально функц-е инст-ты и каналы, отн к безоп-ти? Чит Римскую декл-ю (2 стр), акт Россия-НАТО.

14.04.12

Модернизация.

Исторические примеры европейской модернизации. 18 в Англия: переход от ручного труда к машинному. Нидерланды, Франция, Германия (завершили во втор половине 19 в, Герм после объед-я, Франц в реставр-ю монархии с Наполеоном). Россия: втор пол-на 19 в, ее прервала револ-я, потом 1930-е в СССР, 1970-80- модерн-я хоз платформы (попытки). Отстающие гос-ва пыт-ся догнать др гос-ва по мере внедрения более эффект-х технол-й в пром-ти. Мы в Росс говорим о модерн-ии, кот дб уже давно (продвижение по уже проторенному пути, как стратегия, направление). Одновр гов об инновациях (по мнен Иноземцева, разные вещи).

Инновации – нацелены на созд-е качественно новых технич-х продуктов и решений (более конкретный, практический и не теоретич-й подход – тоже подд-ся гос-вом, как и модерн-ия, но более стихийны).

Самое главное, чтобы вся элита хотела модернизации, а не 1-2 чел-ка, т.к. всегда м писать отчеты о модернизации и осваивать бюджетные ср-ва, а реально желала, + чтобы насел-е поддерживало. Иначе все бесполезно. Германия (Пруссия) раньше начала модерн-ся – стратегия элит, т.к. проигр от Наполеона, армия не лучшая, судебн сист – нация поняла, что есть проблемы и надо их решать.

Одновременное проведение модернизации и инноваций. Сколково: инновации без модернизации (созд-е инфраструктуры, пром базы) невозможны (дорога развалилась через 3 месяца). Финляндия тоже нокию создала не на пустом месте.

Евросоюз. Помочь может аналитическими записками и пр. Большая часть фин помощи странам более-менее развитым идет на оплату экспертных услуг, созд-е структур, планов: технич подд-ка (ТАССИС?). ЕС все равно много вклад-ся. Разные уровни развития. Партнерство во имя модернизации: кто кого модернизирует, это параллельный процесс? Российско-европейское партнерство (Лаппеенранта-СПб: уже 2 форума, Финляндия отвеч за нашу модерн-ю). Поп-ки есть, но выдающихся перспектив нет.

Яков Паппе: кому какой бизнес принадлежит со схемами (в библиотеке фак-та) 2002-03, только ЮКОС вышел.

У нас в стране крупнейшие корпор-ии в топ 400 – ресурсные и банки. В др странах они тоже есть, но не в таких масштабах: электротехника, машиностроение и пр.

Стандартизация и регламенты. Необходимы, но не впадать в крайность (мое мнение). В РФ безусловно важно, кто будет контролировать их выполнение.

Образование: дипломы европ и росс д б сопоставимы.

19.04.12 Лекция

О прекрасном написать в сакай!!! Впечатлениями вряд ли м плодотворно обменяться. Объяснить, чтобы все поняли. Как старик корову продавал (стишок).

Толстой: если 1 управл, а 99 подчин, это демокр. 10 и 90 – олигархия. Если 51 управляет, а 49 подчиняются, то так не бывает. (Гл. 17 «Суеверия и гос-во», книга «Путь жизни» 1910 – последняя работа, запрещена сразу же и в СССР). На англ «Path of life» есть напечатанная. Нет идеальных способов управления страной.

Белоруссия.

Это не тоталит гос-во, как СССР (не расстреливают как куропаток), но тенденции в общ-ве складывались много лет, и резко не измен-ся.

До 1994 в Белор не было президента вообще (такого презид-та). Белор появилась после 2МВ. Независимо от того, наск были развиты тенд-ии, ее захватывали время от времени разные гос-ва: Польша, Россия, спорные в культ плане терр-ии. В ходе 2МВ инфрастр Белоруссии была почти уничтожена, хотя ее не было много. Восстанавливали ее потом – толчок формир-ю белор идентичности. Ничего не осталось: стратегич распол-е – проходной двор 400 км между Польшей и Россией, через кот перебрасывалась куча войск – не смогли поладить с местными, кот потом начин оказывать сопротивление: сильно организ-е партизанское сопротивление, кот потом сыграло больш роль в форм-ии особой белор идентичности.

На терр Белор во время 2МВ было много вооружений: 1 из самых милитаристских респ-к СССР – 46-48 военных на 1000 чел. Поэтому эта терр была почти (!) никому не нужна - 2й эшелон стратегич обороны: вост европа, белор и пр.

Вся пром-ть Белоруссии (построенная в 1960-80-е, удваивался каждое 10-летие, в СССР Белор – сборочный цех). 75-85% произвед-й прод-ии уходила на рынок СССР, ост в СЭВ. Вырастает не 1 поколение людей, кот счит, что это 1 из самых успешных и передовых и прогрессивных республик (не Узбекистан, где было оч бедно и пр).

1991-92 гг в спад пр-ва в РФ Белор – 1 из сам успешн респ-к, т.к. ее прод-ии еще брали. Но с 1993-94 – ударил сильный кризис. 1993 при лояльности РФ, отсутствие ресурсов и энергии (в РФ) – Белор обесп т 5-7% мощностей самостоятельно, ост все с терр-ии РФ и Украины. 1993: РФ отменила сов рубль в Белор и на Украине (Кравчук: те, кто не сдаст рубли, лично он отвечать не будет) – поменяли на купон (гиперинфляция). В Белор появ зайчик.

Т.о. монополия на внешн торг отмен, и Белор неконкурентоспос-на, ж/д вагоны меняли на куртки-пуховики (Барнаул в Китай), 1-комн квартиру на автомобиль жигули.

Благополучие начала 90-х быстро сменилось кризисом, меньше ур-ня Албании (беднейшая в Европе) – ср з/п 10 долл/мес, в Албании 20 долл.

Спрос на идеи: 1) вернуть все, что у народа отобрали (Лукашенко, в 1993 был в комитете по борьбе с коррупцией).

1993 проект по интеграции с Россией – идея Кевича (премьер Белор) и Черномырдина, но не Лукашенко. В 1994 за Кевича проголос менее 17% насел из-за кризиса. Поздняк 8%, за Лукашенко ок 80%.

Бартерный обмен в стране.

4 нояб 1994 – первое упоминание отн-й между ЕС и Белор (назн 1й посол при ЕС), до этого формально полном-й на принятие решений не было.

Белор не позиц себя в отрыве от России: если связи с РФ разорв, то быстро их переориентировать на запад не получится, а переговоры с ЕС шли трудно. В Белор даже сейчас шьют форму НАТО, а в 1992 это бы восприняли как предат-во нац интересов.

В ЕС избрание Лукашенко восприняли плохо – псевдосов и пр лозунги, НАТО вра






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.